Одиночество, поскольку равных нет

С Софьей Станиславской Пилявской  я познакомилась в июне 1994 года. В том далеком уже месяце в Омске гастролировал МХАТ имени Чехова. Гастроли были двухнедельными и, пожалуй, первыми и последними до сих пор. Во всяком случае, после разделения труппы Московского Художественного театра имени Горького на два коллектива в 1987 году, одна его часть, возглавляемая народным артистом СССР Олегом Ефремовым, в Омске не была точно.
В тот теплый, пропахший сиренью, июнь в наш город  приехали самые известные артисты: Олег Ефремов, Татьяна Лаврова, Станислав Любшин, Ия Саввина, Янина Лисовская. Не было Иннокентия Смоктуновского, он болел и вскоре его не станет. И вместе с труппой в Омск прилетела народная артистка СССР Софья Пилявская. Это была одна из старейших актрис МХАТа. Она работала со Станиславским и Немировичем-Данченко! И только одно это заставляло волноваться юную журналистскую душу и искать встречи с этим легендарным человеком.
…Администратор охотно назвала номер комнаты, в которой жила Софья Станиславовна – и вот уже через пару минут я стояла перед белой дверью то ли на втором, то ли на третьем этаже гостиницы «Маяк». Постучала. Дверь открыла Софья Станиславовна. Красивая, породистая, элегантная.  Я представилась, назвала свою газету и сказала, что хочу сделать с ней интервью. И, о счастье! – меня пригласили войти внутрь. Это был одноместный номер обыкновенной советской гостиницы, правда, окнами на реку Иртыш.
К Софье Станиславовне я ходила четыре дня подряд. Мы говорили о многом: о театре,  жизни,  времени, в котором живем,  людях. Запись того разговора на кассетной пленке я храню до сих пор. Софья Станиславовна выходила из гостиничного номера только к машине, которая везла ее к служебному входу театра, играла спектакль и возвращалась обратно. Однажды она попросила принести ей  ветку сирени. Тогда вокруг театра драмы росло много этих чудных деревьев,  и в тот год сирень цвела с каким-то буйством  - белая, розовая, фиолетовая. Я наломала огромный букет и отнесла ей в номер. Что я могла еще сделать для этой великой Актрисы, которая уделила мне столько человеческого внимания?! Правда, однажды посчастливилось  сопроводить  ее на встречу с омским губернатором. Прием, на который были приглашены ведущие мхатовцы,  проходил в администрации области. Прием  произвел на Софью Станиславовну хорошее впечатление, особенно губернатор, который, как она выразилась позже в интервью, говорил на правильном русском языке и показался ей весьма  образованным человеком.
Интервью было опубликовано в региональном выпуске «Российской газеты», собкором которой я тогда являлась. Региональную вкладку мы делали вместе с Володей Иголкиным, крепким  омским журналистом, к сожалению, рано ушедшим из жизни. Материалы мы ставили в печать только после согласования друг с другом.  Владимир Юрьевич не возражал против публикации интервью на всю газетную полосу, хотя, наверное, понимал, что лучшее место ему было бы все-таки  в театральном журнале.
Здесь, на Прозе.ру, печатается весь текст разговора с народной артисткой СССР Софьей Станиславовной Пилявской. Без купюр.

Немного справки.
Софья Станиславовна Пилявская, народная артистка СССР. Родилась 4 мая 1911 года в Красноярске. Умерла 21 января 2000 года в Москве. С 1931 по 2000 годы – актриса МХАТ имени Горького, затем МХАТ имени Чехова. Сыграла во множестве спектаклей. Широкой зрительской аудитории известна по фильму «Покровские ворота», в котором сыграла Алису Витальевну, тетю Костика. Автор книг «По долгу памяти» (1993) и  «Грустная книга» (1999). Покоится на Новодевичьем кладбище.

На фото: народные артисты СССР Софья Пилявская и Олег Ефремов спускаются с трапа самолета на омскую землю.
Фото из личного архива. Автор не известен.
               


Рецензии