Казусы и парадоксы моей жизни

             В  ПОСЛЕВОЕННОЙ    ОДЕССЕ
1. Лето. Гости. Чем мальчики  отличаются от девочек.
В нашей  двухкомнатной квартире кроме меня, папы, мамы и бабушки разместилась на всё лето семья из Москвы папиного боевого товарища - его жена и трое детей. Младшая девочка была года на два моложе меня (мне было  восемь). Мы с ней  играли на равных, и вот эта девочка предложила  мне спустить трусики, пообещав, что   и она  это сделает  одновременно со мной. Больше всего я боялся, что она обманет: я спущу, а она нет. Не обманула. Впечатлениями не обменивались.
         Недавно  прочитал, что на маленьком пляже отдыхала семья  католиков и гугенотов. У католиков маленькая девочка, у  гугенотов  мальчик того же возраста. Дети купались  без трусов. После купания  девочка  сказала: «Я знала, что гугеноты отличаются от католиков, но не думала, что настолько».
 Я мог подумать, что этим отличаются одесситы  от москвичей.
2.  Второй класс – не первый.
Одесса.  Школа № 39.
СССР 1947 года - не Польша 1946 -го

             Опять  впечатления, но не радостные. В классе 40 учеников,  большинство шумных и не доброжелательных, многие старше меня. С двумя подружился. У одного  из них  старенькая,  сгорбленная  бабушка иногда приносила молоко, купленное у людей, которые держали корову. Те, кто получил у неё это молоко,  возможно, платили ей по договорённости за доставку какие-нибудь копейки. Бабушку посадили в тюрьму  без суда и следствия  на 5 лет по новенькой  статье «Спекуляция».
Сталинские  парадоксы  и  казусы ещё   долго будут  удивлять человечество. 
3.Эй пацан, что у тебя есть?
   В  послевоенной  Одессе  много  развалок – домов  разрушенных  войной.  Я изредка шёл через развалку. А там  пацаны курят. Темнело, а я, дурачок,  включил фонарик. Мальчишки года на три-четыре старше меня хором спросили: «Эй, пацан, что у тебя есть?» ,  выхватили фонарик и ушли. Впредь стал осторожнее.
4.Чему  в классе не научат, а мама может.
Моя мама  не профессиональная  учительница, а  Розалия Борисовна – профессиональная, но я  у мамы  один и я её люблю. А у  Розалии  Борисовны  40 (сорок) и не любит её  никто.
Так и доучились. Я- у  мамы, хоть  школу не пропускал.
5.Булочки.
 В школьном буфете продавались маленькие булочки и только булочки, но очередь за  ними была обалденная.
 Во время войны была такая песня:
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из многих тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!
На  мотив Хренникова популярной  песни(1943) года  мы пели вполне глупую песню:
Ученики, директор дал приказ,
Поймать завпеда и выбить левый глаз,
За наши парты и столы,
За наши двойки и  колы,
За наши булочки – Огонь! Огонь!
   А однажды, мы с  другом выходили из школы ( выбегали- второклассники не выходят, а выбегают). Нас остановила повариха школьной столовой, где обедают после уроков  сироты, повела  в  столовую  и покормила вкусным супом  с лапшой. Я много ел супов  в обычных столовых, но такого вкусного не ел, очевидно, в  тех, столовских,  не хватает  главного  компонента.
Интересно, но  в общем  не удивительно: путь к школьнику - через желудок.

6.Как вступить  в  пионеры. Жаль, что моя  мама не художница.
Ко дню рождения Ленина второклассники  вступали в пионеры. Нужно было написать заявление – мама написала, а моему товарищу по парте  мама не только написала  нужное  заявление, но и нарисовала на нём портрет Ленина и  Сталина.
Удивительно  высокий  уровень мероприятия.

Совсем другая школа. Средняя школа №101.


 1.   Мне особенно  повезло: классоводом  моего третьего класса  стала  учительница  Анна Яковлевна Жарченко, которая ранее была моей любимой воспитательницей  в детском  саду. В таком большом городе, как Одесса, это бывает редко. Это моя удача!
   Не меньше нам повезло и с классным руководителем, Марией Натановной  Помагрин и такими учителями, как  учитель математики Исай Ефимович, учитель физики Израиль Самойлович и с другими учителями.
2.Учителя  бывают разные,    да  и ученики тоже.
Учителя  бывают разные. Один учитель географии говорил: «На севере водятся моржи и другие рыбы»  и «Ломоносов  поставил  вопрос  перед партией и правительством».  Активный  и ехидный ученик нашего класса  спрашивал: «Есть ли такие  рыбы- моржи?»  и «Какая партия  была при Ломоносове?». Этот ученик проявлял  активность не только на уроках  географии, но и в общении  с нами – его друзьями. Например, в  мужском  туалете  он активно призывал  мальчиков  не писать  на пол:  «Моя  мама  уборщица,  и  она говорит,  как тяжело убирать в таком случае».
Редкий  случай: ученик   умнее  учителя.

3.Давай постукаемся
Школьники  бывают разные,  но драки в   мужской школе явление обыденное. Был даже неписанный  кодекс, как   вызывать на драку. Просто нужно сказать  два  слова: «Давай постукаемся!». Я сказал как-то своему  соседу по парте  «Давай  постукаемся» и напоролся  на  достойный  ответ: «Стукайся  головой  об  стенку». (Мы  дружим с остроумцем всю жизнь).Парадокс- мудрый не по возрасту.
4. Поступок, за который мне  до  сих  пор стыдно.
 В  возрасте где-то пятиклассника  я  по примеру  таких же дурачков набрал спичечную коробочку  песка и кинул  в толпу девочек – попал в одну  из них.
Это не  поступок, а казус. На меня это не похоже.
5. Всадники  без головы.
Школа  мужская и развлечения  на переменах  мужские. Из  классов,  благо классов много ( до «Е» ), выезжают  всадники на  конях, таких же умных как  всадник,  и стараются  сбросить соперника. Это решает итог боя
Это   не   игра, а казус  для  этих  учеников. Почти все получили высшее образование ,  а мой любимый «конь» на  стал  известным профессором в  области высоких  технологий.

6. Кто на ком  женился   и  «Откуда ты  знаешь?»
Учителя  бывают разные. Даже учителя  одного предмета  могут быть  очень разными. Одна  учительница  каждый  урок  допытывала моего друга о героях «Войны и мира» с одним и тем же вопросом: «Кто на ком женился?»  А мне она писала на  всякую мою мысль в  сочинении:
« Откуда ты  знаешь?» -  и ставила "двойку".
Этот  поступок  учителя не  иначе как казус.
7. Что такое  металлоиды? Когда  я  последний раз в школе плакал?
Это  было в девятом классе. Учительница несколько раз произнесла слово «Металлоиды». Оказывается металлоиды – это неметаллы. Мне стало стыдно, что я даже этого не знаю, и я заплакал.
Такая  подготовка   по  химии  - казус.
8. Что такое человеческая  жидкость?
Учительница  биологии  с  сарказмом зачитывала  отрывки из американской статьи о создании  искусственного человека, и там  несколько раз повторялось выражение   « человеческая жидкость». Я спросил, что такое человеческая  жидкость? «Моча.»-  ответила  учительница. Я  успокоился. Ибо я действительно не знал, что такое человеческая  жидкость.
И это - казус.

9. Девочки в  нашем классе. «Цветное фото»
До  девятого класса  школа  была  мужская. А в девятом к нам перевели полкласса  девочек. Часть девочек подружились с  мальчиками. Часть не дружила  ни  с кем, а группа девочек  дружили друг с другом. Симпатизировал  этим  девочками   я. Мы помогали друг другу, фотографировались. Ходили на море. Одна из них, которая  хорошо фотографировала, сказала, что сделала мне цветное  фото. Я знал, что это невозможно – у нас не было такой техники. Тогда Лора, так звали эту девочку, вручила мне моё Фото. После выхода из моря  с  синими и розовыми пятнами – так я действительно выглядел после выхода из холодной воды.
Да,  удивительное, парадоксальное
10.Девочки! У вас есть верёвочка?
Как познакомиться  с  девочками? Нужно подойти  и спросить: Девочки, у  вас есть верёвочка?
Они спросят: Зачем .
Ты ответишь: Чтоб завязать с вами дружбу.
А если не скажут?  Вот так  казус!
Этот приём никогда не срабатывал.
9. «Кубанские  казаки». Мама, я хочу  в  колхоз.
 Мы  с мамой  посмотрели  великолепный  высоко  художественный  фильм  «Кубанские казаки». Он  не  претендовал   на  документальность, зато с лирикой, музыкальностью, юмором,  талантливой  игрой – всё  в порядке. А вот  что мы  увидим в колхозе, то мы и увидим.
А  с  колхозами   вышел казус  мирового   масштаба.


Рецензии