Катрин Денёв В жизни нужно быть великодушным!
Досье
Катрин Фабьен Дорлеак, артистический псевдоним Катрин Денёв — французская киноактриса в статусе мировой звезды. Родилась 22 октября 1943 года в Париже, в актерской семье. Впервые снялась в кино в возрасте 14 лет в фильме «Гимназистки». Успешной карьерой в кино обязана одной из своих четырех сестер — Франсуазе Дорлеак, популярной актрисе французского кинематографа 60-х годов, рано ушедшей из жизни. В качестве псевдонима взяла фамилию матери.
Большой успех приобрела после триумфа на Международном кинофестивале в Каннах музыкального фильма «Шербурские зонтики» (1964). В следующем году исполнила главную роль в триллере Романа Полански «Отвращение» — первом англоязычном фильме знаменитого режиссера. Снималась у таких известных мастеров, как Луис Бунюэль («Тристана», «Дневная красавица»), Франсуа Трюффо («Последнее метро»), Режис Варнье («Восток-Запад»), Ларс фон Триер («Танцующая в темноте»), Франсуа Озон («Восемь женщин», «Отчаянная домохозяйка»). Самая востребованная актриса своего поколения во Франции: ежегодно снимается в двух-трех фильмах. Всего снялась в 116 лентах.
Занимает активную гражданскую позицию. В 2006 году озвучила французскую версию шведского фильма «Анна Политковская», в 2007-м — французский анимационный фильм «Персеполис», запрещенный к показу в Иране. Снялась в документально-игровом фильме о событиях в Ливане «Я хочу видеть». Принимает участие в акциях протеста, направленных против смертной казни, пожизненного тюремного заключения женщин, использования мин индивидуальной направленности. Занимается благотворительной деятельность
Была замужем за английским фотографом Дэвидом Бэйли. Сын Кристиан и дочь Кьяра — актеры. У актрисы пять внуков.
Катрин Денёв прилетела в столицу Урала холодным дождливым вечером. Прилетела как Посол доброй воли, чтобы принять участие в благотворительном проекте по сбору средств для онкогематологического отделения областной клинической больницы. Войдя в VIP-зал аэропорта, первым делом попросила выключить фото- и телекамеры — перелет из Парижа с пересадкой в Москве занял почти десять часов. «Усталость — не лучший спутник фотосессии» — этой аксиоме актриса не изменяет никогда. Даже в конференц-зале одного из лучших отелей Екатеринбурга, где на следующий день проходило общение с прессой, madame Deneuve появилась только после того, как были установлены боковой и верхний свет — как на съемочной площадке. С журналистами Катрин общалась открыто и в меру искренне. «Не нужно спрашивать о политике и личной жизни, — предупредили организаторы заранее. — У нее печальный опыт: скажет что-нибудь, а журналисты потом извратят». — «А о чем же тогда спрашивать, — поинтересовалась я, — ведь даже вопрос о любимом писателе получается личным?» — «А вы давите на географию…». Это был бесценный совет.
— Мадам, я из Сибири… Скажите, пожалуйста, что из услышанного или увиденного произвело на вас в последнее время сильное впечатление?
- Хотя и просили не говорить о политике, но я должна сказать, что это события в Сирии.
— А ситуация с группой Pussy Riot?
- Мы в Европе считаем, что вы здесь перегнули палку. Во Франции большая свобода слова, свобода критики, свобода выражать свое мнение. И поэтому мы удивлены, очень удивлены.
— Вы недавно были на Венецианском кинофестивале, на фестивале в Македонии…
- Там ничего сверхъестественного не было. Но я сейчас дочитываю мемуары жены французского режиссера Жан-Люка Годара. Ее зовут Аннет Эстюдье. Не думаю, что это имя хорошо известно в России. Что касается кино, то мне очень понравился фильм «Темный рыцарь. Возвращение».
— Ваш нынешний приезд в Россию связан с благотворительностью. Вы будете встречаться с онкобольными детьми, примете участие в благотворительном ужине, в концерте знаменитого перуанского тенора Хуан Диего Флоеса, средства от которого будут переданы в клинику. Что вас, гранд даму мирового кинематографа, заставляет заниматься столь земными делами?
- Я начала заниматься благотворительностью весьма давно, когда ко мне обратились люди из организации «Международная амнистия». То были мероприятия, направленные на защиту свободы личности и прав человека. Тогда же я познакомилась с теми, кто борется против СПИДа в Европе и других странах. Кроме того, я принимала участие в акциях, направленных на борьбу с минами локальной направленности. Из-за действия этих мин, которые не убивают человека, а делают его калекой, отрывая руки и ноги, в мире страдает очень много людей, очень много калечится судеб. В рамках этой программы мы открыли много больниц по всему миру. В общем, я давно участвую в этом движении.
— А как работает благотворительность во Франции?
- Благотворительные организации часто обращаются к известным людям, чтобы провести платные публичные вечера, мероприятия. Иногда во Франции проходят публичные торги, на которых собираются достаточно крупные суммы, которые затем попадают в больницы и научно-исследовательские институты. Много таких мероприятий организуется для того, чтобы собрать средства в пользу больных СПИДом. Организаторами обычно выступают бизнесмены, поскольку эта работа стоит больших денег. Для борьбы с детскими болезнями существует очень много государственных программ и организаций.
- А в России вам доводилось заниматься благотворительностью?
- Нет, я впервые приехала с такой целью. Но в последнее время я довольно часто бываю в России, и у меня создается впечатление, что русские люди достаточно великодушны. Я знаю, что и у вас организуется много мероприятий такого рода, и каждый находит в этом свой интерес. Для некоторых компаний или отдельных личностей — это возможность пиара. Для других — заявить о себе с положительной стороны. Не знаю, как у вас в России, а у нас во Франции для компаний, делающих благотворительные взносы, предусмотрены налоговые льготы.
— А на что богатые люди охотнее всего жертвуют свои средства?
- Мне трудно сказать, я не из их клана. Но полагаю, люди, зарабатывающие много денег, сами находят для себя формы оказания помощи.
— В каком случае вы никогда не откажетесь от участия в благотворительной акции?
- Если это будет касаться международной амнистии, борьбы с минами локальной направленности, со СПИДом и смертной казнью. В жизни надо стараться быть великодушным. У людей, связавших свою жизнь с бизнесом, как правило, весьма материальные, корыстные взгляды на жизнь. Они не всегда понимают поступки таких, как я. И всё же думаю, что в благотворительности должны участвовать все. Одни люди могут жертвовать своим временем, другие — талантом, третьи — знаниями, силами. У каждого есть чем поделиться.
— Благотворительная акция по оказанию помощи онкобольным детям завершится большим музыкальным концертом. А как вы относитесь к музыке?
- Наверное, ничто в мире не способно оказать на людей столь сильное влияние, как музыка. Она имеет огромную власть над людьми, проникает им прямо в душу. Я думаю, это средство для объединения людей.
— А что вы сами любите слушать?
- Очень много слушаю современной, эстрадной, поп-музыки. Классику люблю, но слушаю реже.
— Вы ведь еще и поете. Не хотели бы спеть с кем-нибудь дуэтом?
- Спеть дуэтом? Ну, пожалуй, с французским певцом Бенджамином Биоле.
— Правда ли, как пишут, что вы никогда не играли в театре и даже боитесь сцены?
- Я всю свою жизнь посвятила кино, и театр — не то, что меня сильно привлекает, по крайней мере, на данный момент. Должна заметить, что я боюсь не сцены, а интернета. Поэтому всегда очень осторожна в словах.
— Кстати, в Интернете вам приписывают такое изречение: «Чтобы не потерять любовь мужчины, не нужно выходить за него замуж».
- Я этого никогда не говорила! Говорите, прочли об этом в интернете? Знаете, я даже не заглядываю на сайты, где размещена информация обо мне, поскольку проконтролировать это абсолютно невозможно. В рамках семьи счастье возможно, правда, непостоянное счастье. К счастью, счастье вообще возможно. Если бы оно было невозможно, то наша жизнь превратилась бы в ад.
— А почему вы не снимаетесь у российских режиссеров?
- Это не по моей вине! Я хочу, я много раз об этом говорила!
— А что для этого нужно?
- Хороший сценарий и хороший режиссер — вот и всё. Отсюда уже можно начинать обсуждение.
— Во Франции существует закон, согласно которому кинотеатры обязаны показывать определенный, довольно немалый процент своих, французских фильмов. В России тоже подумывают о принятии подобного закона, так как засилье американских фильмов беспрецедентно.
- Я думаю, такая мера помогла бы российскому кино. Если бы этот закон не работал во Франции, все кинотеатры показывали бы только американские фильмы. И я желаю России, чтобы такой закон был принят. У вас есть прекрасные режиссеры, их стоит поощрять и защищать. И не только в кинотеатрах, но и на телевидении.
— По вашему собственному признанию, еще подростком вы посмотрели фильм «Иван Грозный» Эйзенштейна. Это было ваше первое знакомство с Россией?
- Нет, первое реальное представление о России я получила в 1975 году, когда впервые приехала в СССР. Такси не поймаешь. Маленьких кафе нет. Ключ в гостинице обязательно нужно сдавать. И вечное наблюдение — кто, куда и с кем пошел. Мы с друзьями тогда сопровождали на гастролях в Ленинграде певца Максима ле Форестье. Было весело, ведь мы были молоды! Но все встречи с художниками, поэтами, писателями происходили на кухнях по вечерам. Официальных встреч не было. И только в музеях — Эрмитаже, Русском — я получила истинное представление о российской культуре. С тех пор от вашей страны у меня всегда ощущение таинственности — не только от ее масштабов, но и от духа. Я люблю приезжать сюда.
— Кто из российских кинорежиссеров произвел на вас самое сильное впечатление?
- Прежде всего, Параджанов. Тарковский, конечно. Из молодых — Звягинцев с его фильмом «Возвращение». Но, по правде говоря, во Франции мало кинотеатров, где показывают российское кино. А вот с российским театром я плохо знакома. Видела в записи только те спектакли, которые переведены на французский. Очень люблю Чехова. Надо бы начать учить русский язык… Но он такой трудный!
— В свое время вы написали письмо датскому режиссеру Ларсу фон Триеру с просьбой дать любую роль в его новом фильме, и он предложил вам роль рабочей завода в ленте «Танцующая в темноте»…
- Всегда интересно работать с режиссером, который далек от твоей страны, менталитета, привычек. Но датчанин Триер мало выезжает. И я понимала: придется ехать к нему. Поехала. И испытала большое профессиональное удовольствие. Он требовал от нас, актеров, импровизаций. Было трудно, особенно Бьёрк, исполнительнице главной роли. Но в результате фильм получил премию Каннского кинофестиваля. Увы, сильные женские персонажи чаще встречаются не в сценариях, а в книгах. Тогда загораешься желанием: вот если бы были выкуплены права на экранизацию этой книги…
— Вы когда-нибудь жалели о том, что стали актрисой?
- За 40 лет профессиональной карьеры такие периоды, конечно, были. Особенно в мои 40 лет. Мне показалось: не такие уж интересные роли предлагают. И надо было принять решение — сниматься в этих ролях или уйти из кино. Спасибо судьбе: Франсуа Трюффо написал для меня сценарий фильма «Последнее метро». Это была моя первая роль зрелой женщины! Фильм «развернул» меня, открыл для самой себя, представил какие-то новые грани личности. Я снова стала получать предложения сниматься.
— Хотя и просили не говорить о личном, можно спросить: чем занимаются ваши дети?
- Они артисты. Недавно вместе с Кьярой мы снялись в фильме Кристофа Оноре «Возлюбленные», сыграли мать и дочь. Сниматься с дочерью было для меня сплошным удовольствием. Она — близкий мне человек, у нас очень теплые отношения. Что касается Кристиана, то у него были трудности в определенный период с тем, чтобы понять себя, определиться с чувствами. Но сейчас у него всё гармонично: играет в театре, живет с женщиной, которую любит, у них двое детей. Я рада, что у меня есть сын и дочь и что они появились, когда я была молода, потому что благодаря этому мне удалось реализовать себя не только как актрису, но и как личность. И сейчас для меня большое удовольствие заниматься с их детьми — моими внуками.
— Банальный вопрос: в чем секрет вашей красоты?
- Пить много воды и много спать, хотя бы семь часов. Но последнюю неделю мне не удается ни то, ни другое. Я постоянно переезжаю. Но у меня хорошая наследственность: моей маме недавно исполнился 101 год!
Сентябрь, 2012 год
Свидетельство о публикации №222070200787