Валенсия, Мадрид. Июнь, 2022. Отпуск и уроки-1

Работа пишется под шум дождя и грозы – медитативную программу для учёбы, сна, релаксации… Очень подходящую в данное время (в Риге сейчас плюс 30 градусов тепла).

Посещение Валенсии (7 дней), Мадрида (5, Испания). Отпуск, отдых и несколько уроков в международной школе по испанскому языку. Июнь, 2022.

(Автобиографические заметки простого, одинокого, домашнего, свободного и независимого прибалтийского журналиста-любителя со стажем, ну, и опытом в газетах, который, к сожалению, редко путешествует. Но, всё же, путешествует. И это главное).

Часть 1. Начало пути. Первый день в Испании. Из Риги – в Барселону, из Барселоны – в Валенсию!..   


«Сеньор, я должен был сегодня ехать в Испанию».

«В Испанию? Отлично! Испания – мои объятия!».

«Собака на сене» (СССР, 1977).


Спасибо, почтенный граф. Объятия, уважение, симпатия хорошо, но мы хотим в Испанию! Снова! И летом! До этого же я побывал в Барселоне, в марте месяце, а это - ещё ранняя весна (люди не купаются в Средиземном море, ходят в лёгких куртках, листья на деревьях не распустились и так далее). Так что… Да и эта советская экранизация «Собаки на сене» - оригинал испанского драматурга, поэта, прозаика из Мадрида Лопе де Веги (1562-1635, 72 года жизни). Стало быть… Нужен Мадрид, нужна Барселона, Валенсия, тепло, Средиземное море, ракушки, города, утопающие в зелени, садах и парках, паэлья, пиво, тапас, фламенко, горячие девушки, местное мороженое, традиционный напиток «Орчата», музеи, короче, НУЖНА ИСПАНИЯ!!!..

И испанский язык…

“El perro del hortelano, que ni come las berzas ni las deja comer al amo”. Круто, правда? Ничего не понятно, но зато красиво звучит, ха-ха!.. А перевод такой: «Собака огородника, которая и сама капусты не ест, и хозяину её есть не даёт». Выражение! Собака на сене!.. Только… Э-э, зачем собаке капуста? Она же не коза. И не кролик. Ну, да ладно. Вернёмся к путешествию...

Весной этого года (март, 2022), я впервые побывал в Испании. В Барселоне (5 дней). До этого, с осени 2019-го - родную страну не покидал. COVID. То есть, у меня было чистых два с половиной года простоя. Но! Даже, если бы коронавируса не существовало, то я бы всё равно не полетел на родину Сервантеса. Почему? Тому есть две причины.

1) У меня же иной проект! «Музеи и другие значимые достопримечательности Прибалтики»! По списку должен был изучать Эстонию, все крупные её города, основные музеи, так как прошёл 100 – В Латвии, 45 – в Литве и всего лишь 5 - в Эстонии (150 всего). Маловато для второго нашего главного соседа. Обидеться мог. Нужно было наверстать. Ну, а праздновать потом отправился бы в Польшу (так планировалось).
2) И вторая причина – это знание языка. Вернее, попытка изучить его. Большая, внутренняя борьба с самим собой, некий вызов. Мол, выучишь самостоятельно на вторую категорию – полетишь. Нет – живи без Испании. Без языка – не пущу… Хе, «выучи». Легко сказать. Я же ленивый, несобранный, старый, далеко не школьник, не студент, не прилежный ученик и не авторитетный взрослый (скажем уже всё, как есть). Куда мне испанский. Только слова, фразы запомнить смогу. Не получится ничего хорошего из этого… Но попробовал. 2008-2018: четыре раза бросал. Нет результата. 2018-2022: с грехом пополам, с пятой попытки, переводя песни, глядя различные обучающие сериалы на Youtube с субтитрами, я прошёл-таки тест (5 раз, различный тест, онлайн) на вторую категорию. В1. Еле-еле. С кучей ошибок. Но смог. А это означало, что дорога в великую, бывшую Золотую Империю – была открыта! И я полетел в Барселону! На пять дней. Понравилось! (Далее смотреть заметки про столицу Каталонии, ы-ы-ы)… Вернулся. Немного успокоился, но определил для себя сразу, что в этом же году, хочу закрепить успех! И закрепил…

«Это всё, уважаемый, понятно. Законный отпуск, отдых на две недели. Билеты заранее, бронирование. Лето, каникулы… А при чём тут международная школа по испанскому языку? Откуда она взялась?».

О! А это хороший вопрос, не менее уважаемый внутренний голос! Отвечу. Все те же обучающие сериалы на “Youtube” надоумили! Мол, посмотрел один, где парень из Амстердама, Нидерландов приехал в Мадрид жить и заодно учиться испанскому языку, ну, и задал потом самому себе вопрос: «А что, так можно было?». И оказалось, что да, можно. Только жить в Испании я пока не хочу, а вот увереннее себя чувствовать – да. И, найдя в интернете международную школу в Валенсии, связался с ними, всё узнал, и оплатил пять дней обучения с проживанием…

Почему в Валенсии? А тут цена была 150 евро за неделю занятий. И столько же за жильё (также, за неделю). В других местах дороже выходило. А так как это всего лишь на пять дней, то… Зачем сильно раскошеливаться? Тем более, что сюда не входил перелёт на самолёте туда-обратно и ваше основное пропитание в стране. Стало быть, можно было выбирать и подешевле. Что я и сделал. Да и саму Валенсию планировал. Город на 100% входил в мои планы, так что… Всё путём…

Итак, отпуск, лето, июнь, 2022. Прямой рейс Рига-Барселона (в Валенсию, увы, не было). Начало пути. Ну, прибываю в аэропорт, сдаю багаж, прохожу таможенный контроль и… меня не пускают дальше! Смотрю на себя и… Аааа, понял! Простительно, простительно! Рейс в 07.00 утра. Я ещё сонный (в 05.00, в аэропорту) . Не считается. Тот, особенный случай, когда я надолго задержал очередь в 2011-ом году, был после 09.00, да и он - в прошлом. Здесь просто нужно было снять ремень и пройти через арку ещё раз. Секундное дело…

Через мгновение…

Ну, что я говорил? Всё, больше «не пикаю». Всё ок. Повторюсь: тот случай, в 2011-ом - был дебютным и уникальным. Повторов больше не предполагается. По крайней мере, таких…

Прилетаю в Испанию и… сразу же убираю летнюю ветровку в чемодан, ха-ха! Плюс 30 градусов! Да, Лёша, это тебе не весной сюда лететь. И знаю, что сам город у меня проездом, но… Трудно удержаться, чтобы снова его весь не пройти. Пешком! Тем более, что его-то, в отличие от других городов Испании, я уже хорошо знаю (ещё бы! Столько истоптать Эшампле, где жил, хо-хо!). Барселона… Милая Барселона. Первое знакомство с краем бывших конкистадоров для меня. И эти творения Антонио Гауди. М-м-м! И бульвар Ла Рамбла. И морской музей. Ах… И холмы за городом. А какие широкие проспекты! И сейчас они полностью все зелёные! Идёмте же скорее туда! Но… Я с сумкой на плече, чемоданом на колёсиках, а по сему, от аэропорта - на метро, а оттуда – сразу на автовокзал (поездом не хотел) и в Валенсию... Так что, прости, столица Каталонии. В другой раз... 

Автовокзал. Небольшая проблемка с покупкой билета (Ааа! Тут подробнее. Опять эти грёбанные автоматы! И всё чуть сложнее, чем с метро! Грр! Ох, уж мне эта современная Европа! А я, может, старомодный житель планеты Земля! У вас, вон, по городу мужчины ходят в женских лифчиках, надетых сверху на майку, и это считается нормальным. А я же всего лишь прошу КАССИРШУ С КАССОЙ. ЖИВУЮ КАССИРШУ С БУДКОЙ! Всё!.. Естественно, что я задержал очередь и попросил помощи. И так будет всегда, потому, что я - ПРОТИВ ТАКОЙ ТЕХНИКИ!!! Тупое правительство. У меня есть деньги, а вы их не хотите. На мини-бусе в следующий раз поеду. Они тоже ходят. Уф. Достали со своим особым подходом к жизни, который не все понимают… Кстати, в очереди, не я один был, кому помогали, вот так вот. Бесплатные курсы открывайте по пользованию вашей техники) и вот я уже смотрю окрестности Барселоны. Мама родная! Какая красота! Это первый раз, когда я знакомлюсь с Испанией в дороге. Не отлипнуть от окна было… И можно было также сравнить с туристической поездкой «Прага-Дрезден-Карловы Вары». Эти горы, холмы за окном. Хм… Не такие, как в Чехии и Германии. Не такие… А когда открывалась большая панорама, то, вообще, захватывало дух!!! Овраг, озеро (или река), скалы, холмы… М-м-м! И всё настолько красиво, что, прямо, картинка на компьютере! Не жалею, что поехал на автобусе! Не жалею! А проблема с покупкой билета была сразу же забыта! (Уважаемые испанцы, гости городов, туристы и местные жители! Вы сами виноваты, что допустили всё это! Так вот и не плачьте по поводу того, что очередь задерживают! Не нравится – подошли, помогли. Мне всё это не близко. И до лампочки, если честно. Поставили бы кассиршу и – всё, никаких проблем! Раз – и готово! У нас, в Латвии, и у соседей литовцев - всё именно так! Касса и кассирша! Касса и кассирша! И это никакой не пережиток прошлого! Это нормальное положение вещей! Это работа опытного человека, выдающего вам билет! А в Европе – я задерживал, задерживаю и БУДУ ЗАДЕРЖИВАТЬ ОЧЕРЕДЬ, ТАК КАК НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ! И вы, уважаемые европейцы, идите лесом. Лесом, товарищи).   

Барселона-Валенсия. 348,9 км. Было, где-то, три-четыре остановки. Чуть больше, чем 4 часа в пути. Есть и другие маршруты (также другие цены), но выбрал самый знакомый (и подешевле). Автобус без туалета. Запомнил, потому, как одна дамочка немного причитала. У каждого пассажира есть экранчик, где можно послушать музыку, посмотреть фильмы или сериалы на испанском языке.

На испанском языке? О! Вот вам и ещё один внеплановый урок (первый был с водителем автобуса, который общался со всеми только на своём языке. А чего ему! Не понял – твои проблемы. Сказал же китайцам, что чемоданы надо ставить с правой стороны автобуса, хотя были открыты обе части. С левой - для тех, кто сходит поближе. Сервис. Всё понятно. И никакой путаницы, задержки по времени. А те - ни сном, ни духом. Пришлось мне помочь, перевести). Однако не стоит сильно радоваться, так как выбор небольшой. Где-то 15 фильмов… Отлипнув от окна и, отобрав знакомые американские комедии, я проматывал их на испанском. Было забавно. Время пролетело только так…

Ещё одна классная особенность поездки: дорога. Ровная, приятная и гладкая! Не трясло все 4 часа пути, несмотря на повороты, спуски, подъёмы! Блин, вот это меня убило. Я чувствовал комфорт! И это было сильнее, чем в Латвии, Литве. Ну, испанцы. Не немцы, но должен признать, всё было супер. Виды за окном, спокойное питьё воды, перемотка фильмов… Дороги… Короче, зачёт от парня, проехавшего почти всю Прибалтику на автобусе (не хватает для «галочки» только Эстонии).

Добравшись благополучно до автовокзала Валенсии, я, получив бесплатную карту города, смог без труда понять, мол, куда мне нужно идти…

Валенсия (тут было в день приезда +38!)… Третий по величине город Испании. Первое упоминание в 138 году до нашей эры. Официальных языка два: каталанский и испанский (а это значит, что опять, как в Барселоне, всё будет дублироваться). Население: 800 тысяч жителей (но! Это данные за 2018-й год! Думаю, что сейчас больше). Плюс туристы, плюс гости города, плюс те, кто переехал недавно...

Валенсия. Восток страны, у самого Средиземного моря (а Барселона, где был - это северо-восток, у того же моря. Значит, спустились ниже, и теперь находимся рядом с центральной частью Испании. Тут однозначно теплее. Ещё не юг, но даже круглогодичная температура будет выше. Повезло местным жителям. Прибалтийцы вам уже завидуют).

Валенсия. 19 районов, разделённые каждый ещё на несколько подрайонов. Есть подземное метро, такси, автобус, наземное метро, которое похоже на обычный трамвай...

Валенсия. Город-порт. Море, солнце, пляж, яхты, лодки, катера, круизные лайнеры… Холмы, горы… Курорт. Обожаю всё это! Фотографировать и гулять там, так уж точно!..

Валенсия. Особенный край, надо сказать… А всё из-за реки Турия, из-за которой в центре города сделали прекрасный зелёный парк культуры и отдыха…

Э-э, парк из реки? Ну, да. Заливала она раньше Валенсию, вот местные власти и придумали перенести реку на несколько км в сторону, а на её месте разбить парк. А что? Классная идея получилась. Тем более, что тут столько всего понастроили. Это хорошо видно, когда переходите сверху, по какому-нибудь мосту (мосты тоже супер, разные, есть и с «изюминкой»). Потому, как идя поверху вдоль парка – часто ничего не видно, так как деревья всё загораживают. А вот поперёк – пожалуйста. Любуйтесь. Аллеи, фонтаны, необычные водоёмы, беговые, велосипедные, пешеходные дорожки растянутые, аж на не менее 8-9 км в длину (бегай, катайся, гуляй, не хочу, называется). Скверы, тенистые места для отдыха с лавочками, спортивные, детские площадки, стадионы, секции, бесплатные уличные тренажёры... Сады, кусты, редкие деревья (даже бутылочное видел. А его я только по телевизору наблюдал раньше. Оно встречается в Южной Америке).

А Город искусств и наук, расположенный всё в том же парке? Это же целый футуристический городок! Город будущего, который можно снимать в кино! Кстати, местные жители долго спорили по поводу того, мол, нужно ли такое место культурной, религиозной, старой Валенсии или нет, но городок популярен… Эти необычной формы здания, площадки и мосты, и вправду напоминают кадры фильмов будущего. Не хватает только летательных аппаратов («Тысячелетнего сокола», из «Звёздных войн», “DeLorean DMC-12” из «Назад в будущее»), полётов и приземлений. И харизматичных, представительных героев на фоне... Забавно, что такое существует на самом деле. То есть, не в виде декораций студии «Голливуда»… Я понимаю католических испанцев, но у дизайнера и архитектора проекта Сантьяго Калатрава Вальса идея выдалась на славу! 1989 – разработка и работа над проектом. 1998 – дата основания. И сейчас, к лету 2022, мы имеем пять необычных, разнообразных зданий:
1) бесплатный ботанический сад со скамейками -  L Umbracle, год основания 2001;
2) кинотеатр и планетарий, театр лазерных постановок – L Hemisferic, 1998;
3) музей науки принца Фелипе – El Museu de les Principe Felipe, 2000;
4) океанариум, океанографический парк – L Oceanografic, 2003;
5) дворец искусств королевы Софии, оперный театр – El Palau de les Arts Reina Sofia, 2005...

Э-э, мне сейчас не привиделось? Это же всё не на испанском языке написано. Опять сбивают бедного Лёшу! Я один язык нормально выучить не могу, а вы тут со вторым пристаёте. Сеньоры, нельзя же так, смайлик.

И везде неглубокие бассейны или длинные фонтаны (для красоты, не купания), стиль «хай-тек», высота и масштабность… А ещё есть вантовый мост - Assut de l or (2008) и крытая площадь - L Agora (2009), где проводятся различные мероприятия, концерты. И всё это сильно бросается в глаза, что мимо пройти невозможно. Обалденный проект… Зачёт!!!..

Как видно из дат основания, всё строилось поэтапно, расширяя и равномерно наполняя большую территорию, как того и требовал проект. И это, кстати, не всё! Хотят ещё сюда поставить несколько небоскрёбов для пущего эффекта. Но… Кто его знает, что там будет, что, мол, разрешат местные власти на самом деле… Время покажет. Пока же – перед нами смелый и уверенный шаг вперёд одного удивительного архитектора… Человека, желающего заглянуть в будущее. Заглянуть так рьяно, как это сделали режиссёр Роберт Земекис и сценарист Боб Гейл во второй части «Назад в будущее-2»…   

Городок искусств и наук, вместе со всем предыдущим, что было сказано и описано выше, и образует единый парк Турия – самое сердце города Валенсия. Располагайтесь, отдыхайте, слушайте пение птичек или же басы со светомузыкой в L Hemisferic… А мне пора идти в гостиницу…   

Так как такую «реку» можно перейти спокойно, то, зная, что моё жилище на противоположной стороне (нужно ещё чуть-чуть пройти дальше. Не по направлению к Городу искусств и наук, а в другую сторону), я, без проблем так и сделал. Увидел бесплатные колонки с питьевой водой, обрадовался попил (вода нормальная, без грязи и хлорки, но не такая холодная, как хотелось бы). Заметил бегунов (в 38 градусов! Ого-го!), ещё бегунов, ещё больше бегунов (э-э, да Валенсия – спортивный город!), велосипедистов, туристов, местных с собачками, бизнесменов и бизнес леди, парочек, просто одиноких девушек всех цветов, рас и вероисповеданий, подружек-болтушек, пенсионеров (тут все, короче!), пересёк парк по низу, прошёлся немного по нему и нашёл свою гостиницу (ура!) Заселился, закинул вещи и пошёл глядеть, мол, где же находится моя международная школа. Чтобы завтра, утром, идя на занятия, не тратить на это время, а просто - прийти туда, куда нужно. Так, будто я уже давно живу в Валенсии и хорошо знаю город. Ну, или был тут не раз…

После 20 минут поисков, я увидел нужное мне здание и отметил, что прийти сюда можно, аж за 10 минут до начала урока. Ибо, так близко оно было ко мне, что… Но нужно было понять, что не всё в Валенсии прямолинейно и ровно, как в Барселоне (это важно. Есть несколько дорог-колец, идя по которым вы приходите на то же самое место, но спустя какое-то время). Однако зная, где находится широкая зелёная «река», можно было смело брать её за главный ориентир и определяться с маршрутом. Ибо парк шёл по самому центру города. А я люблю, когда всё так, как надо. И понятно. Тогда и сам город становится ближе, приятнее. И начинаешь чувствовать себя лучше… И это несмотря на 38 градусов (ох, началось, куда приехал, мама родная, ха-ха!)… 

Продолжение следует.


Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.


Рецензии