Где скрывается гордыня?

С гордости началось всё плохое, гордостью заканчивается всё хорошее

       Кто был на служении в четверг? Вы помните, в четверговой проповеди мы рассуждали над таким местом Писания:

1-е Иоанна 2/16 «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…»

       Гордость житейская – грех, через который сатана свободно достаёт почти любого человека.
       Мало того, гордость – самый древний грех:

1-е Иоанна 3/8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил…»

Исаия 14/13, 14 «…говорил в сердце своем: `взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'…»

Исаия 14/11 «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим».

       Первый грех человеческий тоже был замешан на гордыни. Ключик, который сатана подобрал к сердцу Евы был такой:

Бытие 3/5 «…вы будете, как боги, знающие добро и зло».

       Желание возвыситься!!! Зависть, к тому, кто выше, и гордость, когда ты стал выше сам. Зависть и гордость – родные сёстры.
       Но... Гордость (первое значение слова) – чувство собственного достоинства, самоуважения. Разве это плохо? и у нас, вроде бы есть причины для гордости.
       Мы - Дети Божьи, царственное священство, нас ждут венцы на Небесах – это с одной стороны.
       Но, с другой стороны, у нас есть и основания для кротости и смирения. Мы - рабы Божьи, Бог говорит: «кто хочет среди вас начальствовать – будь всем слугой», и мы обязаны подчиняться воле Божьей – об этом не нужно забывать.
 
       (Второе значение слова ) Гордость – это высокомерие. (Высокая мера). Во что мы себя оцениваем? Как оценить себя верно? Христианин должен знать себе цену, это... Раб ничего не стоящий. Цена раба - 30 серебрянников.
       Но человек гордый, тем и отличается, что он явно или неосознанно ценит себя в 100, в 1000, в миллион серебрянников.
 

Публичность гордости
 
       И ещё одно качество гордости – жажда публики. «В гордом одиночестве» –  выражение  бессмысленное. Гордости необходима публика, – какой толк возвышаться, если возвысится не над кем?
       Л.Толстой говорил: «Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нём составляют люди».
       А с другой стороны... Как окружающие относятся к людям гордым? Их безусловно не любят, побаиваются (если они имеют власть), и смеются над ними (если нет никакого основания для гордости).

       Часто людьми гордыми восхищаются и им поклоняются (особенно, если те действительно имеют власть или чрезвычайно талантливы), превращая их гордость в непомерную гордыню. И выдержать это испытание могут очень немногие (помните сказку «Огонь, вода и медные трубы). 
       Очень часто гордецов используют в своих целях не очень чистоплотные люди, играя на их гордыне: "На хвастуна не нужен нож, ему немного подпоёшь – и делай с ним что хошь» (лиса Алиса).
 

Гордость христианина

       Есть ли гордость среди христиан?
       Десятки мест Писания буквально кричат:

«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».  Иакова 4/6

       Открытые гордецы попадаются редко – их легко увидеть, обличить и, к счастью, исправить. Есть те, кто носит в себе гордость, утаивая её от окружающих. Такие люди понимают, что гордость в них есть, но, не имеют сил от неё избавиться. Таким христианам тоже сравнительно легко помочь, потому что они сами сознают присутствие гордыни в своей душе и, будучи христианами, борются с её проявлениями и, в конце концов, с Божьей помощью избавляются от неё.

       Большинство же из нас и не подозревают, что в наших душах благополучно живёт гордыня, время от времени, нанося точные и сильные удары по нашей христианской жизни.

Псалтырь 18/13 «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня…»


                Мимикрия гордости

       Именно на этом, на тайной гордыне в наших душах, мы сегодня сосредоточим наше внимание.  И начнём мы с доброты...
 

Громкая доброта

       Скажите, доброта – добродетель? Может ли за добротой прятаться гордыня? Ещё как!

       Благотворительные акции многочисленных банков, корпораций, миллионеров, широко освещаемые телевидением и прессой, являются проявлением доброты? Конечно! Вопрос в другом - цель?! Для чего это делается?
       Зачем? Приносите ваши денежки в банк «Альфа»! Он добрее, чем банк «Бета». Цель: возвысится над конкурентом и в итоге заработать.

       Иисус предупреждает добряков всего мира…

От Матфея 6/1 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного»

        Как понять слова «не будет награды»  - Бог этого не поощряет, не любит. Лицемерами называет таких людей Иисус.
Они хотят прославиться, как добрые люди, и только.
 

Наша доброта - тест на гордыню

       Как распознать, не спряталась ли гордыня в тени моего доброго поступка?
       Если о нём знаю только я и Бог, – мой поступок воистину добр. (например, я захотел помочь брату финансами) (письмо без обратного адреса)
       Если о моём добром поступке знает человек, мной облагодетельствованный (отдал деньги лично), – опасность рождения в моей душе гордыни возрастает во много раз.
       Если же об этом знают несколько человек – почти наверняка можно сказать, что я попадусь на крючок гордыни (шанс избежать этого ничтожен).

       Таким образом, если я хочу и стремлюсь к тому, чтобы о моей доброте узнали, а лучше, ещё и что-нибудь хорошее сказали другие люди, инфекция гордыни есть во мне. И обострение этой болезни может наступить в любой момент.

       Но разве не важно, чтобы о нас имели доброе мнение окружающие? Ведь сказано:

2-е Коринфянам 8/21 «…ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми».

       Но, если мы делаем доброе только ради мнения людского, грош цена такой доброте. Цель – доброта, хорошее мнение о нас – только следствие.

       И пусть всегда так и будет. Аминь?!
 

Шумная справедливость
               
       Скажите, – стремление к справедливости является достоинством человека?

Михей 6/8 «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

       А может ли за жаждой справедливости прятаться гордыня? Да, сколько хотите!
      
       Представим ситуацию: стоим мы на молитве (перечислить). И вдруг брат Гена мне и говорит прилюдно: «Знаешь что, брат Анатолий, ты бы лучше не открывал рот!……»
       Я начинаю возмущаться.
       Я требую к себе уважения, как к человеку, который таки умеет молиться. Я требую восстановления справедливости. Я требую, чтобы Гена при тех же людях признал, что он не прав.
       Прав ли я? Что во мне говорит – жажда справедливости или задетое самолюбие, а попросту задетая гордость?
 

Наша справедливость - тест на гордыню

       Как распознать в себе, где заканчивается жажда справедливости и где начинается гордыня?
       Если я вступился за другого, значит, – я требую справедливости (допустим, Гена сказал это о пастыре).
       Если я хлопочу о себе, – велика опасность, что это гордыня во мне возмущается: «Как это так, меня унизили!»
       И если я ещё добился того, что Гена таки извинился передо мной – гордыня моя раздуется непомерно.

      И унизительно не то, что меня унизили, а…

«...то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» 1-е Коринфянам 6/7

       Если цель моей защитительной речи, восстановить добрые взаимоотношения с братом Геной, прав я буду перед Богом:

«…мирись с соперником твоим…» Матф.5/25.

   «…А если я ещё и помолюсь за него, по-Божески поступлю я: «…молитесь за обижающих вас…» Матф.5/44.

       Но если я добиваюсь только восстановления своего доброго имени в глазах братьев и сестёр, но не стремлюсь примириться с обидчиком моим, велика опасность, что гордыня изъест душу мою.

       Будем просить у Господа мудрости и дерзновения в защите других, а не в самозащите – тогда не будет места гордыне в нашей душе.
       Доказывать, что я прав, и делать это как лев, только ради того, чтобы остаться правым несмотря ни на что; стремится во что бы то ни стало оставить за собой  последнее слово – есть путь тайной гордыни.

       Да не произойдёт это ни с кем из нас. Аминь?!

 
Орущая "духовность"

      Ещё одна добродетель, которая может стать и очень-очень часто становиться ширмой для гордыни христианина – духовность.
      Сколько повидал я по разным церквям супер-духовных братьев и сестёр: они и падали на пол при одном взгляде пастора с оглушительным грохотом (принимая естественно новое помазание), и ползали на четвереньках с хохотом по проходам в церкви (была такая модная штучка – Торонтовский смех), и пророчествовали по поводу и без повода (приезд очередных заезжих пророков, как правило, вызывал очередной всплеск желающих и у нас попасть «как Саул во-пророки»).

       Но при ближайшем знакомстве с этими супер-духовными людьми, очень-очень часто оказывалось, что большинство из них в проблемах и в грехах по маковку, а показная духовность просто компенсировала комплекс неполноценности таких людей, поднимая их престиж, на время конечно, в глазах церкви.

       В большинстве своём, увы, эти люди, побегав по разным церквям, уходили в мир, где им и место!!!
       Почему я так жёстко? Да потому, что существует настоящее помазание, настоящие пророчества, настоящая духовность, – а эти «блуждающие звёзды и безводные облака» играя в дары Духа Святого «на публику», скольких нестойких в вере отвратили от Бога, скольким неверующим навсегда отбили охоту даже думать о Боге.

       И это проблема не сегодняшнего дня. Иисус предупреждал, призывал, просил своих учеников:

От Матфея 6/5 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.

Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

 От Матфея 6/16 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.

Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

       Знаете, что означают слова – «…они уже получают награду свою…»? Если люди считают нас духовными по выставляемым напоказ признакам духовности, то Бог, извините, уже не считает, потому, что люди нас уже посчитали.

       Наша духовность в таком случае – прикрытие гордыни, и только!
 

Наша духовность - тест на гордыню

       Как распознать в себе гордыню, скрывающуюся за маской духовности?

Если меня неудержимо тянет выставить свою духовность напоказ,
если я жажду признания своей духовности от окружающих,
 если я замечаю в себе, что я сознательно обращаю особое внимание на внешнее проявление духовных даров в себе и в других,
если я прикидываю, у кого духовности больше (по внешним, естественно, признакам, потому что внутреннюю, настоящую духовность могут различить, увы, очень немногие, имеющие дар Святого Духа люди). Итак, если я прикидываю, у кого духовности больше, у меня или моего соседа, и, невольно, стараюсь выпятить свою высо-о-о-кую духовность, – меня подстерегает опасность духовной гордости.
     Духовная жизнь человека заключается в его взаимоотношениях с Богом. Иисус подчёркивал особую её сокровенность:

От Матфея 6/6, 18 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Он призывал…

«…явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». 

      Гордиться своим владением духовными дарами, которые нам дал Господь, бессмысленно. То, что мы их имеем, не наша заслуга.
      Может ли гордиться своим знанием ядерной физики телевизор, по которому идёт передача о ядерной физики – он только передатчик и сам не знает ничего.
       Так и мы – только инструмент в руках Бога.
       И дай нам Бог быть хорошим инструментом. Аминь?!
 

Набор юного (и не очень:) гордеца

       Можно перечислять и перечислять добродетели и не только добродетели, но и простые, совсем не греховные стремления человека, за которыми способна спрятаться гордыня. (попробуйте вы!):

Любовью прикрывается – (желание жениться на дочке большого начальника)
Кротостью – (ходили в рубище - а монастыри захватывали земли) Блаженный Августин «Гордыня – вера в своё смирение»
Тягой к знаниям – (Ева – якобы желание продолжить образование)
Желанием расти профессионального  – (сатана)
 

Не гордись - но бойся

       Гордыня – самый старый грех, самый коварный грех, самый беспощадный грех!
       С неё началась история этой вселенной, когда сатана попытался сесть на место Всемогущего Бога, и ей закончится, когда антихрист объявит себя богом и заставит человечество поклонятся себе.
       Гордыня будет той последней каплей, которая переполнит чашу терпения Божьего, после чего этот мир будет уничтожен.
       От нормального и естественно для человека чувства собственного достоинства до гордыни даже не шаг, а несколько микрон – и поэтому она особенно опасна.
       Гордыня выдаёт себя за любовь, за доброту, за кротость, за щедрость, за набожность, за стремление к справедливости, за двигатель прогресса, за успешность в жизни и т.д., и т.д.
     Будем же почаще повторять за царём Давидом: «От тайных [моих] очисти меня…» Господи.


Аминь!


Рецензии