Закат постиндустриального общества
2. Мы прекрасно представляем себе индустриальное общество эпохи промышленной революции: это мир фабрик и заводов, паровозов и пароходов; мир разнообразного капитализма, разделенный на людей в кепках и цилиндрах; мир викторианской Англии и немецкого романтизма, который в определенной степени истончился в ходе мировых войн.
3. Индустриальный мир пришел на смену аграрному средневековому феодализму, с его религиозным диктатом, военно-авторитарным характером власти и подневольным сельскохозяйственным трудом.
4. По принятой в СССР схеме следующим этапом развития общества должен быть социализм – высокотехнологическое общество братской любви и всемирной солидарности, но что-то пошло не так, хотя немало мыслителей обнаруживали возрастание социалистических черт в передовых странах западной демократии. Например, отмеченное Марксом противоречие между частным характером капитала и общественным характером производства было явно преодолено в нынешнем мире международных корпораций. Однако базовое противоречие между бедными и богатыми все же осталось.
5. Номинальный социализм был объявлен государственно-монополистическим и даже военным (мобилизационным) капитализмом периферии, а некогда бездушный буржуазный мир западной цивилизации расцвел новыми красками общества потребления. Отныне именно этот мир и претендовал на роль постиндустриального.
6. Заводы подверглись автоматизации, а рабочих постепенно вытесняют промышленные роботы, управляемые операторами и инженерами. Основным типом современного человека стал клерк, представитель «среднего класса», «офисный планктон», проводящий большую часть своего рабочего времени перед монитором компьютера.
7. Пост-индустриальность была обеспечена за счет вытеснения людей из сферы производства. Людям остались лишь административно-контролирующие функции и развлечения. Постиндустриальное общество – это общество нескончаемых сериалов, ток-шоу, спортивных зрелищ. Отсюда постмодернистская ирония и общество спектакля.
8. Однако демократизация искусства означает снижение его уровня - чтобы народу было понятно. А понятны всем, согласно популярной теории Фрейда, лишь две вещи из нашего бессознательного: Эрос и Танатос. С одной стороны гротескная эротизация культуры посредством сексуальной революции середины ХХ века, а с другой, по мере роста пресыщенности, страстное желание быть напуганным. Отсюда имманентная сенсационность средств массовой информации, зрелищный характер терроризма и все возрастающая тенденция экспертов от науки запугивать обывателей астероидами, экологией и эпидемиями.
9. Стереотипный характер массовой культуры в сочетании усилением технических средств воздействия на население порождают эффект «зомбоящика». Погруженные в медиа люди перестают мыслить и создавать оригинальный контент, а предпочитают «ретвитать», «репостить» и «косплеить», транслируя чужие затертые от частого употребления идеи.
10. Зомби как образ живого мертвеца, который сохранил способность двигаться и питаться, это достаточно сильный образ постиндустриального общества. Хотя правильнее бы назвать среднего современного человека «медиотом». Он живет в вымышленном мире срежиссированных и смонтированных репортажей, которые выгружаются в медиапространство заинтересованными группами.
11. Легко при анализе постиндустриального общества перейти к разнообразным конспирологическим теориям, ибо если есть глобализация, то где-то должен быть ее центр – место, где собираются международные организации: ООН, МВФ, НАТО и пр. Некоторые идут дальше: левые говорят о мировой олигархии, а правые вспоминают истории про иллюминатов, масонов и рептилоидов.
12. Однако как автоматизация вытеснила человека из производства, также она начинает вытеснять людей из административно-контроллирующей сферы посредством систем искусственного интеллекта и разнообразных «умных» технологий. Сложно принять решение, при наличии больших объемов информации, но разнообразные виртуальные ассистенты и экспертные базы данных подскажут нужный вариант.
13. "Умные" технологии сначала подскажут, потом предпишут, а затем заблокируют в интересах общей безопасности. Отсюда популярные в массовом кино образы «восстания машин».
14. А дальше придется ждать, пока все более совершенствующаяся глобальная техническая система не даст неизбежный сбой, ибо любая машина рано или поздно выходит из строя. Кстати, на этот сценарий и рассчитывают т.н. "выживальщики" (survivalists).
Свидетельство о публикации №222070200985
А вот это вызывает некоторые сомнения: сбой "глобальной технической системы" может сыграть роль пресловутого астероида, добившего уже вымирающих динозавров - ведь, с совершенствованием технологий происходит, заметная уже сейчас, деградация материальных, интеллектуальных и духовных качеств человека.
Оборотная сторона человеческих достижений - даже не технических - вызывала настороженность уже в античности - "Письменность убила память" (Платон)
Пока нас (человечество) выручает то, что до сих пор мы очень разные. Но унификация идёт настораживающе быстро.
Остаётся надеяться на инстинкт самосохранения: может быть он направлен не только на опасность "из леса", но и на опасность "в себе".
Инстинкта самосохранения нет у цивилизаций, поэтому они гибнут, но он есть у человека.
Спасибо за интересную публикацию
Александр Гаврилов 7 02.07.2022 23:14 Заявить о нарушении