Тайное выражение чувств в Евгении Онегине

                Тайное выражение чувств в «Евгении Онегине»
               
Прозаическую сцену чаепития у Лариных  А.С. Пушкин описывает в мельчайших деталях, превращая её в живую поэзию. Стихи онегинской строфы льются нерпинуждённо и легко как игривая моцартовская мелодия:

         Смеркалось; на столе, блистая,
         Шипел вечерний самовар,
         Китайский чайник нагревая;
         Под ним клубился легкий пар.
         Разлитый Ольгиной рукою,
         По чашкам темною струею
         Уже душистый чай бежал,
         И сливки мальчик подавал;

Как в каком-то невероятно ярком сне мы видим этот волшебный пушкинский чай, разливаемый «Ольгиной рукою», бегущий «темною струею» «по чашкам», слышим его, вдыхаем его «душистый» аромат в волшебных сумерках гостиной. Казалось бы чего ещё желать от поэзии?

Однако оказывается эта вдохновенная картина только подводит нас к гораздо более важному: к тайному выражению чувств Татьяны, которое мы, затаив дыхание,  в и д и м   своими глазами!

         Татьяна пред окном стояла,
         На стекла хладные дыша,
         Задумавшись, моя душа,
         Прелестным пальчиком писала
         На отуманенном стекле
         Заветный вензель О да Е.

Теперь постарайтесь быть внимательными. Мы в прямом смысле слова   в и д и м,   как эти тайные чувства ложатся в её дыхании на холодное стекло,    з  а  т  у  м  а  н  и  в  а  я     его.  Мало того, виновник этих чувств тайно вписывается в них её «прелестным пальчиком». Заветные инициалы О и Е, сплетённые в единый узор для Татьяны живые, потому что её избранник тайно присутствует в них.* Над чем задумалась она? Не над тем ли вопросом, который она поставит Онегину в своём письме:

        Кто ты, мой ангел ли хранитель,
        Или коварный искуситель...

Как безмерно дорога Пушкину в это мгновение его героиня! У него при описании даже невольно вырывается: «моя душа». С каким трогательным умилением он это произносит, как душевно ей сопереживает!*

Однако мало увидеть это, нужно почувствовать, ведь «самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.» (А. де С. Экзюпери) Пушкин учит нас читать сердцем между строчками.
 
------------------------------
* Только Фридерик Шопен смог бы передать в музыке это нежнейшее переплетение чувств влюблённой героини и сопереживающего ей автора.


Рецензии