Правда отношения

ОЛЯ И ИННА - МАТЬ И ДОЧЬ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Инна Пылаева - красавица в маму: тонкая, изящная, с длинными волосами, точеной фигуркой, нежной улыбкой девушка.
Как и мама, Инна почти не пользуется косметикой, надеясь на свою природную красоту.
Ну, может, изредка покрасит волосы, подведет ресницы или сделает педикюр - салатового, например, цвета.
В этом плане они с мамой схожи.
Разве что мама отпускает длинные ногти на руках, чего Инна делать не любит.

Почти во всём остальном - Инна тоже мамина дочь: чтит своих родителей, добросовестно трудится на ниве искусства: и если мама пишет стихи,
то Инна отлично рисует, например.
С мамой они всегда находят общий язык, живут, так сказать, душа в душу.
Обе любят домашних животных и цветы, дома у них - настоящий сад.

Различие между Олей и Инной - и различие очень существенное, по сути, только в одном: в отношении к поклонникам и ухажорам, коими обе никогда
не были обделены.
Инна замужем за моряком, тот часто бывает в отлучках, и Инна блюдет себя строжайшим образом, не позволяя даже самого невинного флирта,
будь то инет или реал.
Оля, напротив, с радостью принимает любые ухаживанья и подарки, порою от совершенно посторонних людей или, как говорит она сама, от прохожих.
И не из распущенности, а из вежливости и интереса, от нежелания обидеть дарителя, пусть он ей и никто.
Более того: иногда инициатором подобных ухаживаний выступает она сама, написав восторженный отзыв на стихи человека, который ей не близок
и лично не нужен.
У Оли, если можно так выразиться, мировая душа домашней богини, открытая всем ветрам; тогда как у Инны - душа девочки из церковного клира,
стремящаяся к тихой и безмолвной жизни во Христе.


ПОСЛАНИЕ ВИССАРИОНУ

Виссарион - настоящее имя Сергей Тороп, бывший сельский милиционер, провозгласивший себя "Иисусом Христом". Основатель и бессменный лидер
тоталитарной секты на территории Южной Сибири.

Виссарион, Серёга, нужен,
но ты слегка поторопился.
А посему сдавай наружность
в любой из храмов Минусинска.
Он там один - не ошибёшься.
Хотя ты путаник известный...
Но если спутаешь, то что же:
пойдёшь пешком до Верхоленска.

Ты видишь храм? Он очень древний.
Считай с 17-го века.
На реставрацию в деревне
подвигнуть сложно имярека.
У всех скотина, огороды,
рыбалка, Серый, и охота.
А ты у нас зело свободный,
как иудейская суббота.

Ты рисовать умеешь, Киса?
Берёшь ведро эмульсионки
и аж до самого карниза -
размашистым эксцельсиором -
приводишь в истинный порядок.
Учти, Серёга, Он проверит.
А что до блуда и подлянок,
то там девчонки не умеют.


ЗА ЧТО МЕНЯ НЕНАВИДИТ МИР

А ведь ненавидит - явно.
И где у другого всё идет гладко и ходко, в высшей степени приятно, передо мною вырастают стены колючей проволоки, тернии и волчцы.

Я был бы счастлив, если бы мир ненавидел меня за имя Христово.
Это давало бы мне шанс спасения вечного.
А ради спасения вечного - можно потерпеть земные скорби.
Но я не очень проповедовал миру имя Христово.
А если вдруг и бывало, то всё это почти сразу тонуло в океане моих страстей, лжи, плотских похотей.

Может быть, мир ненавидит меня за грехи?
Ну согласен: грешил я много и истово, грешил явно, напоказ, а не тайно.
Но придя в себя, всегда старался каяться в своем грехе.

Вот честно: как кот Бегемот у Булгакова, я не понимаю причин такого обращения со мной, этой отрезанности от мира, этой многолетней пытки молчанием, этой
раскаленной злобы на ровном месте.
Ведь по сути - я "бла-адушнейший человек", нежный и искренний.
И всё еще люблю мир - не меньше, чем Святую Церковь.
Не в смысле "служения двум господам", а в смысле умиления и любви к людям мира, пусть они обо мне и не знают.
И да будет, Господи, святая воля Твоя над всеми нами! Аминь.


НОЧЬЮ ДУМАЮ

Затих Андрюша, замолчал Славян,
и лучший друг меня возненавидел -
за те грехи, что я наделал пьян,
вот только покаянья он не видел.

Я одинок, как перст - и заслужил
презренное молчание от близких.
Над пропастью во лжи, а не во ржи
не пишут поминальные записки.

Жена моя, я не ломаюсь - нет,
когда кричу, что я вас недостоин!
Прощает Бог? Прощает или нет? -
молю Его в томительной истоме -

воистину простить и защитить
моих родных, моих друзей, ушедших
за горизонт, за совестную нить,
протянутую робким утешеньем -

последней дали... Больше не найду
своих друзей, а тех, что здесь бывают,
не вижу и не слышу и не жду,
пока супруга двери открывает.

В мои года привязанность менять
уже нельзя, хоть я не раз пытался.
"Друзья" сидят, поэт уходит спать,
сославшись на начала декаданса:

плохое самочувствие (что то ж
порой бывает, но в ином контексте).
Так ложь одна другую тянет ложь,
и каменеет сдавленное сердце.

Марина разольет на кухне чай
и будет с ними говорить о чем-то.
А я лежу в постели ("Не скучай,
иной мальчишка и не та девчонка!"),

о, если бы приехали ДРУЗЬЯ! -
я на руках бы их носил по дому
и плакал перед ними, нам нельзя
дружить, любить и помнить по-другому.


ХРИСТОС И ИУДЕИ

Мне кажется, после всего, что СДЕЛАЛ И ЯВИЛ Христос тогдашним иудеям - не признать Его Мессией было невозможно.
Одно только воскрешение Лазаря чего стоило.
Это до какой же степени нужно было ослепить очи и сердца свои, чтобы предать Христа на Распятие.
Мне кажется, Синедрион - ВЕДАЛ, ЧТО ТВОРИЛ.
Им просто не нужен был Бог Истинный.
Они сами мнили себя богами на земле.
И завидовали Сыну Божьему завистью воистину сатанинской.


ДУХОВНАЯ МЕРА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО И НАША

Всё, о чем пишет в своих книгах святой праведный Иоанн Кронштадтский - чистая правда во Христе.
Но этой правды - просто не поднять слабому и грешному современному человеку, тем паче - мирянину.
Иоанн - избранный светильник веры и благочестия, а мы кто такие?
Жить так мы не сможем.
Быстро придем в уныние и даже отчаянье.

Мне кажется, с нас довольно краткой ежедневной молитвы, еженедельного посещения храма, исповеди в своих грехах, причастия Тела и Крови Христовых -
хотя бы на Великие Праздники.
Ко всему этому мы вполне способны.
И без всего этого - мы делаем наши души мертвыми, неспособными к истинной вере, надежде, любви.
Без всего этого - мы пребываем в иллюзии и самообмане.
Которые да рассеются над нами и в нас - по молитвам великих святых. Аминь.


ОГНЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Сказано в Библии о Боге Отце: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Заметьте, там не сказано "ибо так возлюбил Бог закон и пророков", "ибо так возлюбил Бог храм Соломона", "ибо так возлюбил Бог монашество", а сказано:
Ибо так возлюбил Бог МИР.
То есть - нас с вами, дорогие наши.
Нас, падших и грешных мирянок и мирян.
Но в той же Библии читаем: "Не любИте мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и
гордость житейская, не есть от Отца".

Мне кажется, в полноте и истине разрешить это противоречие мог бы только Иоанн Богослов.
Но лично мне видится так: после Смертной Голгофы Спасителя, коей этот мир был не только искуплен, но и ИСПЫТАН до конца, Бог Отец разочаровался в нас,
дорогие наши.
И как мы издевались над Христом, умирающим на Кресте!
Что должен был чувствовать Отец Небесный, видя нечеловеческие страдания Сына!
Мне кажется, после Голгофы Спасителя Отец поставил на нас КРЕСТ.
А Сыну - отдал всё и навсегда: всю славу, всю власть, всю милость, весь суд.
Ибо и Духа Святаго, от Отца исходящего, нам подает Христос.
И тот из нас, кто не несет своего креста, не верует в Сына Божьего, рискует погибнуть вечно.


ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ПРАВДА ОТНОШЕНИЯ (Мытарь Закхей и другие)

Кто такие во времена Христа были, собственно, мытари?
Да самые презираемые люди на свете.
Собирающие подати со своих соплеменников в пользу Римской казны и Кесаря.
Типа "полицаев" во времена Великой Отечественной - для своих русских и советских - конечно, худших собственно фашистов.
По крайней мере - более презираемых, чем немецкие оккупанты.

Вот из таких мытарей был и евангельский мытарь Закхей.
Который, видимо, сердечно каялся про себя, что он мытарь, не устоял перед принуждением римской власти или соблазном "высокой зарплаты".
И вот Закхей узнаёт, что через их местность проходит Христос.
Тот Самый Христос, о Котором он столько слышал от соплеменников разного и подчас - фантастического и чудесного.
Закхей был мал ростом, а толпа там собралась нешуточная - гораздо бОльшая, чем во время выступлений группы "ДДТ", например.

И Закхей, бросив всё, так сказать, горЯ покаянным чувством и желая хоть посмотреть на Святого (от Коего он так далёк в своей окаянной мытарской жизни!),
залез на смоковницу и увидел Христа.
И Христос увидел Закхея.
Увидел не только ошалело сидящего на дереве тщедушного человека с выпученными глазами - нет, Христос увидел СЕРДЦЕ Закхея, прочитал всё, что там, в этом сердце,
содержалось или было написано.
И соделал Закхея - (мытаря!!! какой ужас!! - наверняка воскликнули многие) Закхея - Своим другом и духовным сыном вечно.

Или прозревший слепой - слепой от рождения, коему Христос отворил очи.
Честно говоря, это мое любимое место Евангелия вообще: ЧТО и КАК исцеленный страдалец отвечал пытавшим его фарисеям-старейшинам тогдашнего Израиля.
Человек ПРОЗРЕЛ не только физическими очами - нет, он прозрел сердцем, душою и духом.
И сквозь сдержанные евангельские строки проступает великая любовь прозревшего слепого - ко Христу.
Ну а большего - и не нужно для спасения вечного.


"МОЮ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ ОБОРВАЛА ЗАВИСТЬ" (ГУБАНОВ)

Мою тоже, Леонид Георгиевич.
Но не только она одна.
Еще и то, что мы с Вами - говорили многочисленным "мэтрам" и "редакторам" то, что на самом деле думали о них.
А кому это понравится?
Вот и вычеркнули нас из Литературы.

Но не унывайте, мой хороший.
Представьте, что мы работали для Бога, а не для людей.
Давайте до конца предадим себя в Его волю.
И если сделанное нами что-то стоит в Божьих очах, оно не пропадет.
Ну а нет - утешимся тем, что не все же люди нам завидовали.
Кое-кто и любили.
И ради этих немногих - стоило жить и работать, мой родной.


ГАЛИЧ И СОЛЖЕНИЦЫН

Вот вроде и делали они одно дело, а - мало уважали друг друга.
Солженицына раздражало в Галиче то, что он - никогда не сидел в лагере, "жил по лжи", а писал и пел при этом, как озвенелый зек-антисталинист и шире:
антисоветчик, антимарксист.

Галич о Солженицыне - просто помалкивал.
Хотя и хотел ему понравиться.
В один комитет они даже вступили.
Но - так и не нашли общего языка.

И Галич в раздражении написал:
"Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
не бойтесь пекла и ада.
А бойтесь единственно только того,
кто скажет: "Я знаю, как надо!"

Гоните его, не верьте ему,
он врет, он не знает, как надо!"

Ну что же: Солженицына прогнали, выдворили из страны по суду.
Вскоре добровольно уехал и Галич.
Действительно не зная, что делать.

Да и Солженицын знал об этом в общих чертах: трудиться и молиться прежде всего.
Но безответственные эмигранты из СССР не любили ни трудов, ни молитв.
И на Западе - Солженицын фактически был один.

А Галича, принявшего перед отъездом святое крещение, - "на всякий случай" убили, конечно.


БЕЗПРИКЛАДНОЕ ТЕРПЕНИЕ КОШЕЧКИ ВАРИ

Хозяйка милой и беззащитной кошечки Вари - тяжело больна.
Она часто уезжает на лечение в Москву, и кошечка Варя месяцами сидит дома одна.
Среди тарелок сухого корма и тазиков с водой.
По нужде Варя ходит на лоток с опилками.

Как-то мы с супругой навестили кошечку Варю.
Она явно ожидала увидеть в дверях хозяйку, а не нас.
И поначалу - спряталась под диван.
Но мы ласково говорили с нею, Варя вылезла из-под дивана, много мяукала, что-то нам рассказывая.

Потерпи, Варенька.
Хозяйка скоро приедет.
Ты не одна, моя хорошая.
Видишь, как Господь и святые смотрят на тебя с икон.
Они знают, чего хочет твое сердечко.
Любят тебя, берегут тебя, ратуют об исцелении твоей хозяйки.


АБСОЛЮТНО ГРАМОТНЫЙ

Бывший священник и поэт Федор Васильев, хотя и обладает абсолютной грамотностью, на самом деле - малообразованный человек.
Мировую литературу, например, он знает плохо.
Да и русскую - очень фрагментарно, с пятого на десятое.
По сути, из всех поэтов он помнит-чтит несколько стихотворений Пушкина и... Маяковского.
А из современных - Бродского и, скажем, Рубцова.

Федор Васильев, как молодой Ленин, до всего доходит своим умом.
Да и действительно: аналогов его лучшим стихам в русской поэзии нет.
Как нет аналогов его устному красноречию перед теми, кого Федор выбирает себе в попутчики - до первого крутого поворота своего гибкого и изменчивого ума.

Что касается Святого учения Церкви, то Федор не то чтобы ставит его под сомнение (хотя бывало и это), но - алкает многого количества иных свидетельств
о вере, любви и истине.
Или - пытается подогнать Христианство под себя, под свой личный опыт жизни и творчества.
И в своем ближайшем окружении - даже не без успеха.

Но всё это, так сказать, форма.
По сути же, отставной священник Федор Васильев - отец Федор Востриков из Ильфа и Петрова, где "свечной заводик" - всенародная слава поэта.
Но сколько Федор стульев ни ломал, особой славы пока нет как нет.

Видимо, архивариус, например, ректор Литинститута - выдал Федору подложный ордер.
А настоящие сокровища - давно найдены тем, кто раз-навсегда смирился перед Святой Матерью-Церковью, принося плод в терпении.
Например, протоиереем Димитрием Смирновым, под чьим благоуветливым духовным началом Федор в 90-х делал в вере первые шаги.

И мне, грешному, остается только молиться за Федора Васильева, чтобы его абсолютная грамотность на письме - стала однажды абсолютной грамотностью
в понимании того, что наши умозрения и поиски Христа вне Церкви - ложны и неприятны Богу Любви.


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА

Сегодня, 3 июля - моему отцу исполнилось бы 78 лет.
Его нет с нами уже четыре года.
Но когда он и был рядом, я не помню, чтобы мы праздновали его Дни рождения.

Вообще отец любил выпить.
Редкую пятницу (перед выходными) пропускал в этом плане.
А на Дни рождения - замыкался в себе.
Был трезв и задумчив.
Как бы удивляясь, что мы вспомнили о его личном празднике.

Мол, кому я нужен на самом деле.

Еще 3 июля - День рождения Франца Кафки.
Которого я люблю не столько даже как писателя, сколько как человека.
И его "Письмо к отцу" - следовало бы прочесть всем отцам мира.

С Днем рождения, папочка.
Представь, что сейчас 1944 год в Сибири, и ты лежишь в пеленках на руках у своей мамы.
Скоро Великая Победа, мой родной.
И вся твоя жизнь на земле - неосознанная тоска по Богу.

Мне всегда казалось, отец, что мы с тобою - очень разные люди, почти антиподы.
И только теперь я вижу, как я на тебя похож.
Просто у нас разные дары от Бога: у тебя - к авиации и вообще - к технике, даже к плотницкому делу, а у меня - только к писательству.
А поскольку последнее не приносило денег, ты считал меня тунеядцем.
Ну что же, возможно, я им и был... но поверь, что кроме писания книг я ни к чему более не способен в жизни.
Если только охранять что-нибудь.
А то и тушить пожары.
Возможно, мне не нужно было увольняться из пожарной части, а позже - с работы сторожа.
Прости меня за это, отец.

Я очень рад, что тебе понравилась кассета с моими песнями и балладами, какую я подарил тебе именно на День рождения.
Ты сказал мне, что плакал, слушая.
К сожалению, эта кассета теперь затерялась.
Затерялись и тексты песен, какие я там исполнял.
Но с тех пор - я написал новые, отец.
И если когда-нибудь они будут записаны на аудиодиск, то я посвящу этот альбом - тебе.

Еще раз с Днем рождения!
Думаю, на небесах они празднуются лучше, чем на земле.
Помолись там о нас, грешных, как и мы здесь - молимся о тебе.


РУССКИЙ ДОМ

Что такое, собственно, русский дом?
Это дом, где учатся любить Бога и ближних, как самих себя.
Это дом, где принимают странников, где звучат молитвы и стихи, где женщины - послушны своим мужьям, а мужья - послушны Богу и Церкви.
Это наконец дом, где люди каются в своих грехах, ибо нет человека без греха.

Это - русский дом НАСТОЯЩИЙ.
Если же этого нет, то сколько бы ни было у тебя в роду русских по крови: деды, бабушки, мама, отец, жена и так далее, твой дом - пока еще не русский,
но советский или языческий.


2000 - 2022


Рецензии