Легализация советского рока 1963-1987

Достопочтенному Валерию Иванову посвящаю

Не знаю, какой умник придумал считать стартовым для советского рока 1963-й год. Всё началось ещё в 1957-м… В 1961 году начинают свой путь рижские «РЕВЕНДЖЕРС»; в 1963-м на свет появляется первый советский твист «Чёрный кот», за ним – масса других твистовых песен в исполнении Муслима Магомаева, Тамары Миансаровой, Эдуарда Хиля и многих других; и это – по сути, тоже рок-н-ролл... В том же году стартовало такое массовое движение, как ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) – среди них были и рок-группы (бит-группы), и чисто эстрадные ансамбли, и что-то околоджазовое, развлекательная и танцевальная музыка… В 1963-м состоялись рок-концерты в Москве и Ленинграде; инструменты были дешёвые и, как правило, плохого качества, с «грязным» звучанием; аппаратура – достаточно самодельная и ужасная… Своих песен в репертуаре тогдашних бит-групп почти не было – зато «БРАЗЕРС», «СОКОЛ», «СЛАВЯНЕ», «СКИФЫ», «КОЧЕВНИКИ» исправно «выдавали на-гора» все сливки англо-американского рок-репертуара. “THE BEATLES”, ROLLING STONES”, хиты  Элвиса Пресли и многих других…

Ориентировочно, первыми советскими рок-песнями являются «Где тот край?» бит-группы «СОКОЛ» (1965-й или 1966-й год) и написанный примерно в то же время «Синий лес» (АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ И ГРУППА «СКОМОРОХИ»).
 
Тогдашние ВИА и бит-группы встретили поначалу (1963-1969) вполне доброжелательное отношение властей в лице комсомола, хотя и не без чисто советской строгости. Вольница «самопальных» рок-концертов и фестивалей (первый рок-фестиваль состоялся в 1966-м) продолжалась до начала 1970-х; мал-помалу в магазинах появились электрогитары и ударные установки – производства стран «социалистического лагеря», хотя «аппарат», чаще всего, был плох, а микрофоны исправно усиливали голоса вокалистов…но так же исправно мешали понять – а о чём, например, поёт бит-группа «СКОМОРОХИ»? И – на каком языке?.. И только в 1970-е стало возможно говорить о качественном усилении вокала и инструментов. Впрочем, некоторые уцелевшие «официальные» записи советских бит-групп 1960-х радуют относительно хорошим звуком («Лучший город Земли» - ансамбль «ЭЛЕКТРОН» (1965); «Для тебя» - ансамбль «САДКО» (1967)…).

А потом грянул «чёрный» 1968-й год… Кроме гибели Юрия Гагарина и Роберта Кеннеди, суровая эта година отмечена советским военным вторжением в Чехословакию. Начались цензурные церемонии и всеобщее закручивание гаек…

Ансамбли окончательно разделились к концу 1960-х: почти все, кто хотел «шпарить развлекаловку», составили ВИА, а сторонники советской рок-идеи продолжили «дао» рок-групп – их не запрещали официально, но – песни и композиции тогдашних «Скоморохов», «Арсенала», «Аракса» и иже с ними - не издавались на пластинках и почти не звучали по радио (а уж тем более – не удостаивались телетрансляций). Зато с танцевальными вечерами в школах, училищах, техникумах и институтах (а также – танцевальными вечерами в различных Домах культуры) под «фирменную» живую рок-музыку всё было нормально. Самой крутой из «виртуозно-развлекательных» рок-групп было «УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ» под руководством гитариста и вокалиста Алексея Белова, а российский прогрессив возглавляло «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО». Чисто русский стиль рок-музыки – бард-рок – стартовал в 70-х («Машина времени», «Аквариум», «Опасная зона», «Последний шанс», Константин Никольский, «Воскресение»…).

…ситуацию, в целом, начала «спасать» самая западная часть Советского Союза – Прибалтика, в основном – Эстония. Местный филиал пластиночной фирмы «Мелодия» порадовал советских граждан космической эры релизами «ОРНАМЕНТА» (позднее – «МАГНЕТИК БЭНД»), «АПЕЛЬСИНА», «РУЙИ» и др. А с 1976 года Эстония дарит современников рок-фестивалями (хотя, «для конспирации» эти рок-сборища назывались «Дни современной легкой музыки»). Там блистали и эстонские рок-команды, и москвичи, и ленинградцы… поистине, весело было!

Первый настоящий советский рок-прорыв нужно датировать 1972-1974 г.г. – «АРСЕНАЛ» и «АРАКС» принимаются в филармонию, группа «Оловянные солдатики» записывает альбом своих песен в профессиональных условиях… Помимо этого – ряд очень колоритных, ярких ВИА, пылко певших и  игравших весьма симпатичную смесь фольклора и биг-бита («ПЕСНЯРЫ», «АРИЭЛЬ», «ЯЛЛА»…) А ещё – самодельные, но очень крутые альбомы ленинградца Юрия Морозова (он дебютировал на магнитной плёнке в 1973-м)… Попадания в фильмы – «МАШИНА ВРЕМЕНИ» и «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» в короткометражке «6 писем о бите» (1977), «МАШИНА» и «АРАКС» в «АФОНЕ» (1974)… И – пластинка с 4 песнями от А.Б.Градского (и его «официальные» записи в Доме радио (1971-1983), вышедшие на дисках-«гигантах» в 1980, 1985-1989 г.г.)).

Следующую волну легализации советского рока обусловила Олимпиада-80. Срочно понадобилось показать Западу, что у нас тоже есть официально разрешённый рок-н-ролл, и этот рок-н-ролл  живёт в очень хороших условиях. И вот, 1979 год оказался на редкость урожайным – рок-музыки стало больше в Росконцерте, вышел на диске записанный в 1977 г. потрясающий московский фьюжн – ансамбль «АРСЕНАЛ» под руководством великого саксофониста, композитора и аранжировщика Алексея Козлова… Культурный рынок заполнили "самопальные" концертные магнитоальбомы низкого качества и раритетные прилично звучащие "студийки"... ("МАШИНА ВРЕМЕНИ", "АРАКС","ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО", "УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ" и мн. др.) 1970-е принесли также несколько опусов, которые было принято считать рок-операми - "Орфей и Эвридика" (ВИА "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" и др.), "Алые Паруса" (ВИА "МУЗЫКА" и др.), "Песня о доле"("ПЕСНЯРЫ"),"Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" ("АРАКС" и др.) (однако, на самом деле, критериям настоящей рок-оперы из всех советских сочинений 70-х соответствовала лишь "Звезда..." гениального русского композитора Алексея Рыбникова. В 1970-х появились также самопальные рок-журналы - "РОКСИ", "РИО"...

Всё было готово для окончательной легализации советского рока. Тбилисский фестиваль в марте-1980 представил самый разный советский рок-н-ролл, в диапазоне от биг-бита и прогрессива до хард, блюза и фьюжн. Но советская элита была бы слишком хороша, для того чтобы «допустить» советский рок к парадному входу – Брежнев, Андропов и Черненко и их «культур-команды” шарахались от русского рока, как черти от ладана…Между тем, 80-е приносят самое лучшее, что есть в русском роке - московскую и ленинградскую волну "самодеятельного рока" ("БРАВО", ЦЕНТР", ЗВУКИ МУ", "АКВАРИУМ", "КИНО", ЗООПАРК", "СТРАННЫЕ ИГРЫ", "АЛИСА"...1979-1983), свердловскую волну (1985 и далее),  а также мощный советский хард, хэви, трэш-метал и хард-н-хэви, всяческий прогрессив, панк, пост-панк, нью-вэйв, ска, рэгги…В 80-е вовсю блистает звезда гениального Владимира Кузьмина (ВИА "Надежда" и "Самоцветы", рок-карьера - "КАРНАВАЛ" (1979-1982), "ДИНАМИК-5", "ДИНАМИК" и карьера-соло).Кузьмину подвластно всё - музыка, аранжировки, тексты, вокал, гитары, бас, клавишные, саксофон, флейта, губгармошка...

1985-1987 г.г. и политика гласности всё таки совершили то, что раньше казалось невозможны: рок-диски, рок-концерты самых «стрёмных»рок-команд, рок-радио и рок-телевидение. И случилось неожиданное – как метко заметил великий рок-критик Артемий Троицкий, «К 1989-му аудиторию, публику так перекормили роком, и особенно – хэви, что произошёл массовый исход меломанов от рок-музыки.» 90-е годы и «нулевые» дали какие-то плоды, но эталоном для рок-меломанов так и остались «золотые» восьмидесятые – и немного металла в лице «Арии», «Круиза», «Чёрного кофе», «Чёрного обелиска», «Мастера», «Тяжёлого дня» et cetera.

В 2010-е годы уже не советский, а русский рок получает мощный творческий импульс, связанный с общественно-политической ситуацией в России. Рок жил, он жив, он будет жив!


Рецензии