Советский вездеход Ригонда

   Наконец-то подошла и моя очередь брать билеты. За полукруглым окошком сидит полная особа в форменном железнодорожном кителе, работать не спешит, и с постным выражением лица категорично так мне отвечает:
 
- Плацкартних квитків на Ригу немає.

- Девушка, милая, - чертыхаюсь про себя, какая она там девушка, - дайте тогда билеты в купейный вагон.

   Купейные места брать не выгодно, нам оплачивают только плацкарту, придётся изворачиваться при отчёте. На всякий случай, предваряя отрицательный ответ, сую в окошко проверенный "вездеход" - последнюю шоколадку «Ригонда»*, из числа заготовленных ещё перед поездкой. Шоколадка мгновенно исчезает с полки. Всё, дело сделано, полагаю я. Но дама в окошке огорошила ответом:
 
- Купейні місця всі зайняті, - да эта начальница по билетам, совсем не девушка, а настоящий крокодил в кителе, ругаюсь мысленно я, прощай "Ригонда".

- Что же делать? Дайте, пожалуйста, тогда билеты хотя бы в общий вагон.

   Несколько секунд дама смотрит куда-то вниз, словно изучает название шоколадки «Ригонда», написанное латиницей со знакомой родной буквой "і", затем не меняя выражение лица сообщает:
 
- Квитки до загального вагону всі розпродані.
 
   Вот это номер, - думаю я про себя, как-никак дама мне трижды сказала «нет». Психологи в таком случае оценили бы моё положение как безнадёжное, но вслух я продолжаю лебезить.
 
- Девушка, милая, дайте мне любые билеты, хоть стоячие, лишь бы не ночевать на вокзале.

   Очередь за спиной уже начинает волноваться, и чувствую, что меня сейчас попрут.
 
– Зачекайте, я запитаю, можливо є місця в причіпному вагоні – неожиданно для меня смилостивился крокодил в кителе и куда-то исчез.

   Скорбно жду, прикрывая грудью амбразуру билетной кассы, а за спиной лютует очередь и уже готова меня порвать. Терплю злые реплики, так как понимаю гнев толпы. Через какое-то время красавица-чудовище возвращается в кассу на рабочее место. Мой вопрос решён положительно. Вот тебе и психология, оказывается мир не так уж плох, а женщины добры и прекрасны: я получаю на руки билеты и иду к парням.

- Ребята до поезда ещё есть время, что делать будем?

- Давайте на метро покатаемся, - предлагает кто-то, и это не вызывает возражений.
 
   Киевскому метрополитену тогда ещё не было присвоено имя вездесущего Ленина, но посмотреть было на что. Ныряем в подземку, катаемся и рассматриваем станции. А когда надоело кататься, начинаем выходить и осматривать достопримечательности города.

   В конце концов кто-то предложил поехать в Киево-Печерскую лавру. Лаврами в православии принято называть крупнейшие мужские монастыри.  Но монастырь был закрыт ещё в годы «хрущёвских» антирелигиозных кампаний.  Однако, каким-то образом нам удалось побывать в пещерах и посмотреть мощи святого Преподобного Ильи Муромского, который устав от ратных подвигов в конце жизни принял постриг и стал монахом Киево-Печерской лавры.

   Когда мы, щурясь от весеннего солнца, вынырнули из мрака пещер на поверхность, то оказалось, что до отправки поезда не так уж и много времени, и пора возвращаться на вокзал. Вот тогда по-настоящему и начались наши приключения. Езда на скоростных поездах в метро и автобусах запутала наши представления о расстояниях в Киеве. Почему-то нам казалось, что вокзал находится где-то рядом, возле Киево-Печерской лавры. Но нашему благодушию пришёл конец, когда какой-то прохожий объяснил нам, что хотя лавра и находится в центре, расстояния в Киеве огромного размера, и до ближайшей станции метро надо ехать ещё и автобусом. Автобуса как назло долго не было. И когда тот подошёл, я посмотрел на часы и похолодел: времени было в обрез.

   Мы неслись, распихивая пассажиров, по эскалаторам и нарушали все правила метро, а когда в конце этой гонки ворвались на вокзал, до отправки поезда оставалось совсем немного. К счастью для нас наш вагон был последним, так как был прицепным, и искать его долго не пришлось.  Поезд медленно начинал движение, и проводница уже готовилась закрыть ступеньку вагона, когда я сунул ей билеты, и мы начали посадку. 

   Да какая уж там посадка! Даже лица различать было уже некогда, я только считал силуэты, которые заскакивали в тамбур и влетали в вагон: «Раз, два, три…».

   Когда стало ясно, что вся команда в сборе, то я с облегчением забросил в тамбур свой «кофер»** и хотел вскочить в поезд следом за командой, но не тут-то было: из вагона появилась влюблённая парочка и стала прощаться и целоваться взасос прямо на краю последней входной ступеньки. Зайти в тамбур я уже не мог, и повис, держась за поручни. А поезд тем временем стал набирать ход.

   «Парень, парень, брось целоваться, останешься, не выйдешь: поезд уже отходит!» - взмолился я, так как висеть на поручнях во время движения поезда было не совсем удобно.

   Мои увещевания парень понял только тогда, когда проводница оторвала от него возлюбленную. И мне на беду тогда он резко развернулся к выходу и сделал стремительный шаг чтобы выскочить из вагона. Подошва ботинка этого долговязого угодила мне в грудь, и от неожиданного удара я слетел со ступенек и упал спиной на перрон распластав руки в стороны.
 
   Вскочить было не долго, но попытка догнать прицепной вагон уже не удалась. Возникло непреодолимое желание рассчитаться с этим влюблённым «меджнуном»*** по милости которого я выпал с поезда, но того уже и след простыл пока я бежал силясь догнать вагон, из раскрытого окна которого парню вслед ручкой махала расстроенная Лейла.

                *  *  *

   Злоключения мои на этот раз закончились благополучно. Для начала пришлось вернулся к той же кассе, где сидела моя старая знакомая, и попросить билет на следующий поезд. Шоколадки у меня уже не было, и я сразу решил  расстаться с новенькой трёхрублёвой банкнотой образца 1961 года. Спина моя оказалась достаточно широка, чтобы полностью прикрыть от взглядов любопытной очереди таинство возложения зелёной бумажки на полку за окошко кассы и толкание трёшки немного вперёд, наподобие того как несколькими часами ранее я двинул счастливую шоколадку «Ригонда».

   Неприятные слова «квитків немає» на этот раз слушать не пришлось. Поезд мой оказался экспрессом и отправился часа через три. Я ехал в Ригу с комфортом, в полупустом вагоне, и прибыл на пару часов раньше, чем поезд, на который опоздал. Велико же было удивление команды, когда по прибытии их встретил на перроне отставший от их поезда тренер.


Примечания:

*  Ригонда – латвийский шоколад фабрики "Лайма" с добавлением ореха. Прежняя цена: 1 руб. 20 коп. Ныне обёртка шоколадки советского времени на аукционе в Оренбурге для коллекционеров стоит от 150 до 400 рублей. Название шоколадки дал вымышленный писателем Вилисом Лацисом остров Ригонда в романе "Потерянная родина". Главный герой романа - туземец Ако.

** "Кофер" искажённое от Кофр - чемодан или дорожная сумка с жестким каркасом и противоударными стенками.

*** Меджнун (араб. — безумный, одержимый джинном), прозвище полулегендарного арабского бедуинского поэта конца 7 века Кайса ибн Мулауваха из племени бану амир, прославившегося своей преданной любовью к соплеменнице Лейле. По преданию, отец Лейлы выдал её за другого, а несчастный поэт удалился в пустыню, где сочинял стихи в честь возлюбленной.


Начало:
http://proza.ru/2022/06/26/230

Продолжение следует:
http://proza.ru/2022/07/05/230


Рецензии