Счастье любит тишину
***
Большой красивый дом семьи Веретенниковых стал для Антонины неуютным и холодным, несмотря на то, что в нём всегда было комфортно. Муж был с золотыми руками, всё умел делать сам. Как только построила молодая семья дом, сразу же начал вырезать наличники. Первый опыт был не совсем удачным. Тот наличник он поставил на окно, выходящее в сад. «Его, кроме нас и видеть мало кто сможет», - сказал он жене. А дальше дело спорилось. После работы Аркадий шёл в свою мастерскую, как он называл небольшой сарай, где оборудовал всё для другой работы – та, что по душе. На полочках аккуратно разложены инструменты. На верстаке всегда чисто. Станки, которые сделал сам, готовы к работе в любую минуту, ждут прикосновения хозяйских рук. Скоро окна украшали резные наличники, привлекающие взоры всех прохожих.
Больше пятидесяти лет прошло с тех пор. Так случилось, что не наполнился дом детскими голосами. Трагедию, случившуюся много лет назад, Антонина не могла забыть. Жарким июльским летом прибежали соседские мальчишки с криками: «Тётя Тоня, ваш Димка утонул». Казалось, земля ушла из-под ног Тони. Аркадий старался, как мог успокоить жену, говорил, что надо жить дальше. Они ещё молодые, даст Бог – будут ещё детки. Бог не дал…
Так и прожили всю жизнь вдвоём. Аркадий всегда был хорошим мужем. Заботливый, работящий, непьющий. Завидовал Тоне соседки. Злые языки иногда говорили: «Ох, Тонька, вот уйдёт Аркаша к какой молодухе. Что ж это за семья, без детей?» Тоня говорила, что коль уйдёт – значит, такая судьба. А по вечерам плакала в подушку. Только слёзы эти были напрасными. Не смотрел Аркадий по сторонам. Тоне же говорил: «Я женился на тебе. Мы же вдвоём были? Вдвоём и остались. А я как любил тебя, так и люблю».
Познакомились они у друзей. Встречали Новый год в общей компании. Не сразу Тоня признала в молодом человеке мальчишку, который учился с ней в одной школе, на год старше. Чем-то привлёк он внимание девушки. Всю новогоднюю ночь смешил, развлекал, приглашал танцевать. Под утро проводил до дома, а потом стали встречаться. Ходили на танцы в клуб, гуляли по родному посёлку. Встречались с друзьями. Всегда вместе, и всегда им было интересно друг с другом. Обсуждали прочитанные книги, фильмы. Говорили о будущем. А через год, в новогоднюю ночь, Аркадий сделал Тоне предложение. Подали заявление в ЗАГС и через месяц расписались. На свадьбе было несколько друзей, Тонина мама и дядя Аркадия с женой. Со своим отцом Аркадий не поддерживал отношения после смерти мамы. Слишком быстро отец снова женился. Не понял сын такой поспешности, не захотел принять мачеху. Жить ушёл к дяде.
После свадьбы молодые снимали квартиру и строили свой дом. Дядя мужа активно помогал племяннику. Было трудно, но трудности, как говорил Аркадий, закаляют характер, делают человека сильней. Аркадий работал на заводе, а Тоня успевала работать в столовой и по вечерам учиться в вечернем техникуме. Всё успевала: возвращаясь поздним вечером после занятий, интересовалась делами мужа, готовила что-то на следующий день. Утром ведь им на работу, а вернётся муж с работы – ему останется только разогреть себе ужин. Да и на обед он всегда брал с собой свёрточек. А летом вместе занимались садом. Аркадию нравилось возиться с кустарниками, деревьями. Всегда у них были богатые урожаи – смородина, крыжовник, малина. Вишни весной всех радовали своей небывалой красотой. И у соседей цвели, да не так…. Плодоносили яблони, груши. Тоня варила варенье, компоты, а излишками угощала соседей.
Всё ладилось в семье, несмотря на незабываемую горечь потери сынишки. Никогда не повышали голос друг на друга супруги. Соседкам, любопытствующим, как же так можно – жить и ни разу не поссориться, ни накричать, ни разбить в сердцах чашку или тарелку. Тоня говорила, что когда тихо говоришь - человек лучше слышит. А посуду бить?.. какой в этом прок? Да и посуду, которую они покупали с любовью, обзаводясь своим хозяйством, ей было жаль. С каждым прибором были связаны какие-то приятные воспоминания.
Не только Тоне «доброжелатели» порой говорили гадости. Аркадию мачеха, с которой и виделись-то редко, старалась испортить настроение. С ехидной усмешкой говорила ему при встрече: «Ну как, сынок, рога не мешают в двери проходить? Это где ж такое видано, утром вместе на работу, а вечером ты домой, а у твоей шалавы всё дела какие-то? Знаем мы такие дела. Перед людьми стыдно!» Отворачивался Аркадий от мачехи, не удостаивая ответом. Он знал, где Тоня и чем занята. Он и настоял на том, чтобы жена училась.
***
Арина открыла дверь. На пороге стояла соседка. В руках у неё было блюдо, накрытое салфеткой.
- Здравствуй, Арина. Я вот тебе пирожков принесла. Наверно, еще не успела поужинать?
- Здравствуйте, тётя Тоня. Проходите. Вот только собиралась. Зачем вы, честное слово?
- Да я сегодня у Аркаши была в больнице. Ему испекла его любимых, да и себе тоже. Только вот одной что-то совсем есть не хочется.
- Ну, давайте вместе поедим.
Женщины прошли к столу. Арина достала из шкафчика еще один прибор, поставила чайник. Муж Арины был в командировке, и в его отсутствие она позволяла себе полениться. Каждый день не готовила, вот и сейчас достала из холодильника салат, нарезала любимую сырокопченую колбасу. Антонина сняла салфетку с пирожков. Они были такие аппетитные. Арина невольно сглотнула слюну.
- Тётя Тоня, ваши пирожки – просто верх кулинарного искусства. Сколько я ни пробовала печь, и по вашим рецептам тоже – такими не получаются. Какой-то секрет вы всё-таки скрываете.
- Арина, а никаких секретов нет. Всё что делаю – делаю с любовью. Вот так и получается.
- Загляденье! С чем на это раз?
- Вот эти с яйцами и луком, а эти с грибами.
- Боже, - Арина откусила кусочек и зажмурилась от удовольствия, - сказка, тётя Тоня. На таких пирожках дядя Аркаша скоро лишний вес наберёт. Как у него дела? Что врачи говорят?
- Слава Богу, не успеет он набрать лишний вес. Говорят, ещё недельку полежит, а дома, сама понимаешь, он без дела не может.
Несмотря на солидный возраст, Аркадий не мог без работы. Постоянно что-то мастерил, ухаживал за садом, помогал Антонине по хозяйству. В магазин сходит, посуду помоет. Никогда не разделял труд на мужской и женский. Всегда говорил, что у женщины домашняя работы не знает границ. Это только кажется, что всё само собой происходит. А стоит женщине на несколько дней уехать из дому, как сразу происходит понимание: без хозяйки дом - сирота.
-Тётя Тоня, смотрю я на вас, и думаю – какая же вы счастливая женщина!
- Да уж, какое счастье? Счастье мое сорок лет назад закончилось.
- У вас всегда рядом любимый муж.
- Так как же будет по-другому, если я замуж за любимого выходила?
- Замуж все выходят по любви, а потом она вдруг куда-то исчезает.
- Нет, Арина, значит, это не любовь. А любовь ещё и беречь надо! Разве это любовь, если поженились и уже на свадьбе молодой на другую смотрит? Или молодая гулять начинает? Нет, Арина. Семья – это работа. Тяжёлая, кропотливая, но когда лад в семье, то всё спорится. На ссоры и размолвки времени не остаётся. Только на любовь!
- Ох, тётя Тоня, всё вы правильно говорите, только вот не получается так.
- Не получается, потому что сейчас стали ко всему очень просто относиться. Поженились, родители уже квартиру молодым подготовили, мебелью красивой обставили. Я думаю, что у нас так сложилось, потому что с первого дня с трудностями столкнулись. Вместе их и преодолевали. А когда видишь, как муж старается сделать всё, чтобы тебе было удобней, комфортней жить – это дорогого стоит. И ему стараешься сделать что-то приятное. А нынешние молодые на всём готовом. Детей не спешат рожать, карьеру делают. Неправильно это.
- Может быть, вы и правы.
- Права я, Арина, права. Вот сколько лет мы вместе прожили, а так хочется еще пожить. Мы же еще не наговорились, не надышались…
За чаем с вкусными пирожками женщины просидели весь вечер. Арина любила общаться с тётей Тоней. Много житейских мудростей узнавала от соседки. Муж Арины, когда бывал дома, женщинам не мешал, но каждый раз, когда за соседкой закрывалась дверь, недоумевал: «Что ты находишь в общении с ней?» Не понимал, что их соседка – кладезь полезных советов, и не надо обращаться к поисковику в интернете, чтобы узнать ответ на тот или иной вопрос. Тётя Тоня много знает, охотно делиться с Ариной и кулинарными рецептами, и советами по уходу за садом-огородом. И на многие житейские вопросы у неё есть ответы. Интересная собеседница. Говорить с ней можно часами, и не утомляет, не досаждает…
Посмотрев на настенные часы, Антонина воскликнула:
- Ой, засиделась я. Тебе ж завтра на работу, а тут я со своими побасёнками.
- Ну что вы, тётя Тоня! Вы же знаете, как я люблю, когда вы ко мне приходите.
- Да зачастила я в последнее время, ты уж извини. Не люблю со старухами общаться. Они и молодыми были малоприятными, а сейчас совсем душа не лежит. Сколько крови мне испортили. Зависть – плохое чувство. А чему завидовать?
- Любви вашей, тётя Тоня.
- Любви, Аринушка, радоваться надо. И самим любить и любимыми быть. Давай, закрывай за мной. Пойду… Скорей бы уже неделя прошла! Так мне тоскливо без Аркаши, хоть волком вой. Вот вернётся, приглашу тебя к нам на обед. Это же такое счастье, когда муж рядом! Праздник устрою!
Ушла соседка, а Арина долго не могла уснуть, думая о том, что так люди стали усложнять себе жизнь, искать проблемы на ровном месте, устраивать скандалы по пустякам. Счастье же любит тишину… И ведь каждому под силу кузнецом своего счастья стать - только бы желание было!
Свидетельство о публикации №222070300543