Psiho Декарт и Пушкин о душе части триады
Декарт. «СТРАСТИ ДУШИ» (Les passions de l’ame)
Это последнее из творений физика-философа опубликованное при его жизни в 1649.
Цель работы ученого – «объяснить страсти только как физик».
Первые 50 параграфов монографии - описание «природы человека».
Страсти в его описании – это живая природа человека, практически не зависимая от мыслительных усилий души. Только душе приписываются «мысли». Действиями самой души являются только желания, то, что зависит от автономно действующей воли.
Воля обольщена страстями и руководствуется суждениями, основанными на страстях, когда-то победивших ее. Эти страсти принимаются ею как собственное оружие.
Человеческое телесное существование есть движение страстей.
Движущими элементами телесной жизни являются т.н. «животные духи», образующиеся в мозгу из мелких и активных частиц крови. Они обеспечивают жизнь тела без участия волеизъявлений души.
Затем Декарт вводит в описание жизни человеческого тела инстанцию «души»:
Душа связана со всем телом, но локализована в определенном месте телесной конструкции человека, а именно в т.н. «шишковидной железе». Душа находится в железе, непарном органе, расположенном в центре мозга, откуда она излучается во все тело при посредстве животных духов. Страсти души вызываются движением духов, которые колеблют железу.
Первая причина страстей - воздействие предметов на наши чувства. Это воздействие имеет для нас различное значение, возбуждая, соответственно, различные страсти.
Декарт выделяет 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, и говорит об их бесконечном числе.
В монографии Декарт обращается к традиционной для метафизики теме – о власти над страстями и делает это иронично.
Декарт не дает моральных предписаний, основываясь на позиции нейтрального наблюдателя.
см. рус. переводы Н.Н. Сретенского (1914), А.К. Сынопалова (1950).
2.
Пушкин любил душу
Он также завещал душить прекрасные порывы еще до нарыва
Два-три душевных примера о задушевности поэта, от которой экстатически корчился критик Дружинин а Бартенев П. называл чудностью:
Я видел смерть; она в молчанье села
У мирного порогу моего;
Я видел гроб; открылась дверь его;
Душа, померкнув, охладела...
1816
Всё призрак, суета,
Всё дрянь и гадость;
Стакан и красота —
Вот жизни радость.
Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.
К ним лень еще прибавлю,
Лень с ими заодно;
Любовь я с нею славлю,
Она мне льет вино.
1819
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств... всего.
1836
Свидетельство о публикации №222070300834