А можно было просто быть счастливой?

Ольга внешне была самой обыкновенной девушкой. Носила джинсы и водолазки, светлые волосы аккуратно были уложены в хвостик. Не увлекалась экзотическими культурами, не набивала татуировки, не лезла в политику. Однако подруги считали девушку странной, а преподаватели педагогического института, где она училась, сочувствовали. Оля была слишком мягким и добрым человеком. Какая же это странность, спросите вы, наоборот, хорошо, когда будущий педагог любит детей.

Девушка искренне считала, что в первую очередь надо учиться быть счастливой, а знание школьных предметов – это вторично. Ольга не особо старалась постичь образовательные дисциплины. Скучные теории о познании педагогического процесса, его реализации на практике и дальнейшего совершенствования как будто не задерживались в голове. При этом студентка ухитрялась сдавать сессии, пусть и с некоторым опозданием. Кое-где – прилагая титанические усилия, кое-где – со второго или третьего раза: преподавателям было жалко миловидную девушку.

***

Сегодня почти каждый ребенок знает свои права. А об обязанностях ему никогда не говорили ни мама, ни папа. Родись Ольга лет на 40 раньше, можно было бы точно сказать, что она будет любимой учительницей у десятков детей, но сейчас… И подруги, и преподаватели справедливо опасались, что из слишком доброй будущей учительницы можно будет вить веревки и не только.

Подругам Оля говорила: «Я еще, когда в школе училась, в интернете нашла книжку о том, что главное в жизни – быть счастливой. А для этого надо читать не скучные теории, а постоянно практиковаться».

- И как у тебя получается, – спросила подруга Ксюша.

- Смотри. Сегодня я проснулась в 7 утра, чтобы прибыть на занятия к 9. Встала, умылась, заварила кофе. Выпить не успевала, потому перелила в термос. Пока шла до остановки, пила его по дороге, слушая трель соловья. Минут 5 ждала автобус. Посмотрела на лица вокруг. Сонные, мрачные, всем недовольные. Почему так, когда мир настолько прекрасен?

- Оля, но как ты сможешь работать с детьми? Их учить математике и прочим предметам надо, а быть счастливыми – это не обязанность учителя, - ответила Даша.

- Даша, сейчас все говорят: «Я не должен, я не обязан, не моя работа, не мои проблемы», но ведь мы сами от этого становимся несчастными. В той же книжке написано, что чем больше отдаешь, тем больше возвращается.

- Не понимаю. Счастье – это одно, а наука – это другое. Смотри, дети сейчас злые. А добренькая молоденькая учительница станет для них лакомым кусочком, – сказала Ксюша.

Ксюша искренне жалела Олю. Да, детей надо любить, иначе нет смысла идти в педагогику. Но ставить эфемерное счастье впереди школьных предметов – это никак не укладывалось в голове юной девушки. А Даша думала, что подруга училась лишь ради корочки, чтобы потом пристроиться куда-нибудь. Все равно в школе зарплата маленькая, а потому любые, даже самые непонятные теории имеют право на существование.

***

Практика в школе открыла будущим учителям глаза на многое. Одни убеждались, что педагогика – это призвание, другие решили после окончания института сменить специальность, а Оля… Никто не знал, что ее полюбили дети, которым она преподавала предметы начальной школы. Она объясняла их не скучно и всегда находила время, чтобы научить прекрасному:

- Смотрите, дети! Вы идете в школу. Сейчас весна. Обратите внимание, как деревья отражаются в луже. Как из нее пьет воробей. Учитесь видеть вокруг красоту всего, что вас окружает.

Оля не считала нужным рассказывать преподавателям о том, что вести уроки – это интересно и весело, лишь удивила их твердой пятеркой за практику. А Ксюша и Даша, которым девушка попыталась рассказать о том, что быть счастливой очень помогает в работе, не поверили. Они привыкли к странностям подруги, а потому продолжали общаться, оставаясь каждая при своем мнении.

Незаметно прошли студенческие годы. Диплом Ольга защитила на твердое «четыре». Преподавателям крайне важно, чтобы выпускница знала все, что нужно будущему учителю. А у девушки теория никогда не была сильной стороной.

***

Прошло пять лет после выпуска. Группа была дружной, а потому бывшие студентки собирались не раз в год по традиции, а гораздо чаще, кроме Оли. Все думали, что она уехала. Странички в социальных сетях не говорили ни о чем – там были поздравления с Новым годом, 8 Марта и днем рождения от родственников и ничего больше. Ксюша и Даша пытались узнать хоть что-то, но Оля отвечала, что дела у нее нормально. А после стандартного ответа на стандартный вопрос дальше разговор не клеился.

Девушка всех удивила, неожиданно явившись на пятую годовщину выпуска. Оказалось, что Оля съездила на курсы повышения квалификации в Москву, вернулась в родной город, а также удачно вышла замуж. Муж сдувает пылинки – она ничего не держит тяжелее дамской сумочки. Детей учит в частном лицее не из-за денег, а потому что нравится. Подруги удивились, услышав название учебного заведения – оно считается самым престижным в городе, и родители становятся в очередь, чтобы записать туда своего ребенка. Оля из скромности умолчала, что одна из таких очередей стоит к ней – учительнице начальных классов. Да, она учит детей не только чтению, письму и счету, но тому, чтобы уметь подмечать то, что не видят другие.

- Смотрите, дети. Коля, у тебя на руках часы. А от них на потолок прыгнул солнечный зайчик. Ира, а что ты смотришь в телефоне? Мультики? Оглянись и послушай шум большого города: когда вырастешь, тоже будешь двигаться вперед вместе со взрослыми.

Ксюша, Даша и другие девочки удивлялись:

- Оля, неужели все это было в твоей книжке из интернета?

- Нет, не совсем. Когда мне было 10 лет, от нас ушел папа. Мама стала много работать, чтобы обеспечить меня и младшего брата. Она всегда была уставшей и замученной, а мне было грустно. Жалела маму и скучала по папе. Мне приходилось ей много помогать: братик был совсем маленький. Тогда я поняла, что люблю детей. А книжку нашла случайно, лет в 14–15. Ее порекомендовал один блогер на YouTube. Я ее скачала и прочитала за два вечера.

После развода с папой мама ни разу не улыбнулась. Ей было тяжело обеспечивать нас с братом. Я пыталась с ней поговорить, подбодрить, но ответ был всегда один: «Вырастешь, поймешь. Ты уроки сделала? Тогда иди, посиди с Максимом, я устала на работе». Книга перевернула всю мою жизнь, заставив пересмотреть многое. После прочтения сказала себе, что никто и никогда не сможет сделать меня несчастной.

Мне нравилось сидеть с Максимом. С ним я начала применять теории из книжки. Показывала ему, как взлетает голубь и чем круглые печенья отличаются от квадратных. Поняла, что хочу пойти в педагоги. В институте честно старалась учить все предметы, чтобы стать хорошим учителем. Но никак не могла понять – а как они помогут детям в будущем? Потому многое не запоминалось. Сейчас, проработав в лицее, начала понимать теории из учебников. Но убедилась, что они не являются основными ни в педагогике, ни в жизни. Главное – уметь быть счастливой независимо ни от чего.

Девушки переглянулись. Молчали, каждая думая о своем. Ксюша пошла в школу учителем старших классов. Работа ей нравилась, однако усталость накапливалась: в одном из них был очень проблемный ученик. Замуж пока не вышла, но молодой человек уже был. Даша решила, что работа в школе – это не ее. Она пошла на ресепшен в деловой центр. Оклад был маленьким, но стабильным. Достаточно с утра выдать всем ключи, а вечером принять их обратно. В остальное время можно целыми днями переписываться с подружками в социальных сетях и смотреть видео. Образование все равно было для корочки. Похожие пути были и у остальных.

Получается, что Оля не странная, а самая талантливая в группе. Работа в школе очень тяжелая, и только у нее одной все было хорошо. «А можно было просто быть счастливой и не тратить время на всякие сложности?» – все девушки теперь задавали себе подобный вопрос. «Да, можно, ведь Оля смогла», – напрашивался ответ. Ей никто не верил, но время рассудило. Начать никогда не поздно. Тем более что Оля сказала название этой волшебной книги. Но воспользуются ли бывшие студентки своим шансом – покажет время.


Рецензии