Отрыжка педагогики

(по материалам образовательного учреждения ГБПОУ КВАИТ 02)
Представлен диалог двух субъектов, имеющих непосредственное отношение к отечественному среднему профессиональному образованию. Один из них – Преподаватель – человек с испорченной печенью и тяжелым характером, однако, профессионал своего дела, вдобавок имеющий собственный взгляд на все, в том числе (как ни странно!) на образование. Что в наше время становится просто неприличным. Второй – Администратор – имеющий собственный взгляд на образование, спущенный с начальственных высот. Поэтому он видит все в искаженном, но благообразном виде, попутно считая, что «Завтра будет лучше, чем вчера», какое бы это завтра ни наступило по велению начальства. А во всех неудачах образования с удовольствием, хотя и не особенно озадачиваясь аргументацией, обвиняет Преподавателя, пользуясь безнаказанностью в силу врожденной интеллигентности последнего. Излишне упоминать, что оба персонажа суть авторский вымысел, и не стоит искать каких-либо совпадений персонажей с реальными людьми. Однако, если такое совпадение будет отмечено, то значит авторский глаз по-прежнему остер, и подмечает реальные черты.   

Преподаватель. Наконец-то свершилось! Отечественное среднее профессиональное образование (СПО) без экивоков объявило свой ничтожный статус, который раньше вызывал сомнения, а еще ранее казался невозможным. Но как оказалось, возможно! А некоторые наиболее пессимистические личности (которым, естественно не место в СПО!) полагают, что это еще не предел. Наше образование еще в состоянии сделать шаг в сторону всеобщей и полной отмены образования, как процесса формирования профессиональной личности, заменив его созданием нового мультимодального человека.
Администратор. О чем тут бормочет этот брюзга? Вы посмотрите, с каждым новым годом СПО переходит на все более новые стандарты образования, что говорит о его совершенствовании и осовременивании. А движение WorldSkillsRussia, разве оно не демонстрирует все возрастающий уровень профессионального мастерства выпускников и некоторой (к сожалению, лишь небольшой части) преподавателей? А почему вы игнорируете такой феномен, что в недрах СПО регулярно проводятся социально значимые мероприятия наподобие конкурса «Красная шапочка» или олимпиады «Кузнечик-огуречик», а также «Старички к барьеру». Это ли не показатель все возрастающего уровня нашего профессионализма и формирования межпредметных связей. А все вместе не демонстрирует ли это, что под мудрым руководством НАРОБРАЗа СПО стремительно движется к сияющим вершинам профессионального мастерства.
Преподаватель. Конечно, стремительным домкратом к зияющим вершинам. И вообще с таким подходом мы обречены на полную победу. Вот только победу чего? С каждым днем это становится все менее ясно.
Приведу конкретные примеры. У меня в первом семестре первого курса в учебном плане было 11 дисциплин, причем некоторые из них могли быть поняты лишь после проработки других из этого списка. Это ли не говорит о глубоком осовременивании учебных планов, когда полностью исключено основное требование методики, состоящее в последовательной подаче дисциплин. А движение WorldSkillsпривлекает к своему сознательному участию не более 1% студентов. Эта малая толика способна ухватить основы задания, остальные 99% даже не пытаются этого сделать. Они просто встают и уходят, как правило, по-английски. Массовые социальные мероприятия, наподобие олимпиад «Кузнечиков-огуречиков» вообще отношения к профессиональной подготовке не имеют. Это сплошные ногодрыжество и рукомашество. 
Администратор. Ну а рейтинги?! Наши рейтинги зашкаливают. Топ 200, топ 100 и другие Топы, куда стремится войти каждое ГБПОУ, показывая, что оно не лишено новых веяний. Разве это не показатель развития, которое хочет продемонстрировать каждое ГБПОУ. 
Преподаватель. И одновременно получить прибавку к жалованью, которая упадет с высокого чиновничьего стола за то, что администрация ОУ (Образовательного учреждения) разделяет и полностью поддерживает начальственные идеи, сколь бы малопродуктивными и противоречивыми они не были. Поддерживает потому что так сказано там - наверху. И потому что: «Вначале было слово». Поясним - начальственное слово! Здравое слово давно уже перестало проникать в административные уши.
Администратор. А то, что все преподаватели приняли участие в движении МЭШ? Это вас не вдохновляет? А то, что мы все как один, прошли курсы по оказанию первой доврачебной помощи, и вдобавок повысили свою финансовую грамотность. Этого Вам мало?
Преподаватель. Несомненно, МЭШ – это достижение, которым смогли воспользоваться 2 человека из сотни, в силу почти поголовного отсутствия оборудованияв системе СПО. А ведь сколько было разговоров об этом кладезе современных технологий в образовании! Правда, кладезе непонятно, чего. А как трепетала вся администрация, если кто-то не хотел присоединиться к этому движению. И как переживала за результаты тестирования. Просто родные папа и мама! Слезы на глазах от умиления. В результате поголовный охват – это плюс (для администрации), потеря времени – это минус (для подопытных - преподавателей).
А знание доврачебной помощи обогатило лично меня, тем, что мне стала известна причина принадлежности английской булавки к аптечке доврачебной помощи. Теперь-то я знаю, куда и по какой причине ее надо воткнуть.
Администратор. Вам не угодишь! Мы живем в динамичной, развивающейся системе отечественного образования, это правила системы, и поэтому мы все как один должны подчиняться Учредителю (я даже знаю имя этого Учредителя, но не перед таким злопыхателем, как вы, его произносить). И если мы не вошли в Топ-ХХХ, то виноваты в этом вы - преподаватели, потому что не можете выстроить образовательный процесс, приноровившись к имеющимся условиям. Например, обучая студентов на деревянных компьютерах, выструганных плотниками еще во времена царя Гороха. Настоящий мастер и на деревянных компьютерах сможет преподать IT-технологии. Так что молчали бы, коль нет педагогического дара и желания трудиться на благо.
Таким не место под Солнцем, откуда на наши вечно озабоченные головы сыплется НАРОБРАЗовательная благодать. Именно поэтому мы вечно и с восторгом смотрим и будем смотреть на это Солнце, а не выискиваем на нем пятен. Да на нем и не может быть пятен, ведь оно носитель начальственного статуса. И мы рады и счастливы от осознания того, что ближе к нему, чем все преподаватели КВАИТ 002 вместе взятые. От вас только одна головная боль, и, если бы в штате не были бы прописаны преподавательские ставки, давно бы всех выгнала. 
Преподаватель. Признаю, что мой оппонент прав, и еще раз прав. Действительно, профессиональное мастерство налицо. Раньше оно было на лице, выдававшее специалиста, способного решать поставленные задачи. Теперь выпускнику СПО надо вначале подробнейшим образом объяснить задачу. Потом заставить повторить. Потом самому найти решение, подробнейшим образом объяснить, и наконец, спросить, что в этом непонятного. А т.к. непонятно почти все, то процесс должен быть повторен до полного изнеможения сил одной из сторон. Как правило, молодые не готовые к самостоятельному мышлению души сдаются первыми и уходят, хлопнув дверью и признав тезис администрации, что педагоги бездарны и ничего не могут.
Администратор. Ну, это вы перегибаете, а еще интеллигент. Зачем же вы забрели туда, куда ни один приличный человек давно уже не заходит, - в область обучения наших славных деток.  Обучение в нашей системе есть нечто малоуместное, ведь главное не в этом. Вы посмотрите на эти розовые мордашки, которые приходят к нам на первый курс, именно они обеспечивают нам контрольные цифры приема (КЦП). А цифры приема – это наше благополучие, это-то вам известно! И более того, ни одну из этих розовых мордашек мы не можем потерять в процессе того, что вы называете образованием. Они должны быть вечно розовыми, а глазки у них пустенькие, не обремененными самостоятельными мыслями. Ибо куда заведет мысль, возникшая по собственной воле, никому не известно. Поэтому контроль, контроль и еще раз контроль. Конечно, я не говорю о тотальном контроле, еще не во всех помещениях имеются видеокамеры, но у вас есть телефоны и социальные сети, с помощью которых вы можете достать их в любом месте, даже, пардон, в туалете. Поэтому обязанность каждого преподавателя сидеть в социальных сетях и блюсти чистоту помыслов наших студентов (ну просто очаровашки какие-то!)
Разве не наша задача - сохранить пришедшие к нам девственно чистые мозги в их первозданном виде? А вы! Своими требованиями именно вы портите наших детей, именно из-за вас они не ходят на занятия. Какие-то компьютеры, информатика, базы данных, языки программирования. Вы сами-то в этом всем разбираетесь? Лично я нет, и прекрасно себя чувствую. И зачем, позвольте вас спросить, в этом разбираться. Да еще всем нашим розовощеким деткам? Главное ведь – это уровень успеваемости, одаренности и успешности, которые оцениваются по известным формулам. А вы со своими, даже противно говорить, профессиональными дисциплинами, регулярно снижаете эти показатели. И в результате, вместо того, чтобы приходить в ОУ как на прогулку в летнем лесу, наши детки с ужасом вспоминают, что их начнут грузить криптографическими средствами защиты информации. И термин-то какой-то не патриотический. И получается, что даже бесплатная котлета, которой приманивают их в наш славный КВАИТ 002, не оказывает никакого воздействия. Признаю, что здесь просматривается наше упущение, значит котлетка не такая вкусная, как домашняя.
И тут открывается такие широкие варианты для совершенствования всего воспитательного процесса. Можно, например, разнообразить меню, заменив русскую котлетку грузинским шашлыком. Видите, как работает моя мысль, вы про учебу и учебу, а я смотрю шире -  это воспитательный процесс. Мы воспитываем …
Преподаватель. Лодырей, наглецов и тунеядцев.
Администратор. Опять вы за свое, научитесь вначале носы вытирать, да не свой, чего вы полезли за платком, а деткам. Ведь они приходят к нам инфантами, так и должны уходить инфантами. Так мы ничего не испортим, это как консервы, что положили, то и возьмем. А вы, как часть, впрочем, самая бесполезная, воспитательного процесса должны думать не о том, чтобы перегружать их знаниями, а о том, чтобы оберегать их от знаний. Знания вредят, по себе знаю. Главное – выполнение циркуляров. И чем больше циркуляров приходит сверху и начальственного далека, тем больше ответственности и, следовательно, больше удовлетворенности от собственного бытия. Значит, о нас наверху помнят, если снисходят до директив.
По секрету скажу, что на самом верху готовится директива о поголовной вакцинации приходящих к нам детей вакциной счастья. Мне пару лет назад вкололи, так теперь я и без розовых очков все вижу только в правильном свете. И поверите, иногда так хочется засмеяться от беспричинного счастья. Впрочем, почему беспричинного, нет это высшее счастье – смеяться по указанию сверху. Жаль только, что такие приказания приходят не часто.
Преподаватель. Не могу разделить вашего веселья. Не представляю, какой будет наша страна, если возобладает этот беспричинный смех и хронический оптимизм по указке, взамен продуктивного труда. И где она окажется?
Администратор. Там (показывает пальцем наверх), сидит наш мудрый Учредитель, который все знает. Потому что он получает указания оттуда (чтобы показать, что это еще выше, залезает на стул и даже чуть подпрыгивает). Так что за страну не беспокойтесь! Ваша задача – сохранить розовые щечки и пустенькие глазки, а другое – не ваша забота. Если что непонятно, то приходите ко мне, поговорим, посоветуемся в свете последних веяний в образовании и вообще… . Дверь моего кабинета всегда открыта. Хотя, если искренне, то у меня столько важных директив, которые требуют моего внимания, что найти время лично для вас мне будет трудновато. Но вы сами должны понимать, кто здесь важный, а кто так - прихлебатель при важной персоне.
И наконец, шепотом: «Боже, как вы мне все надоели, и преподы с их претензиями, и студенты с их инфантильностью. Да и начальственное кресло жмет во всех местах. И за что такая мука!».
Эпилог. И что вы думаете?  На следующий день административный работник ушел на пенсию.


Рецензии