О психической энергии, мотивации, нерадивых студен

Аннотация
Автор сделал весьма краткий набросок теории мотивации, основываясь на понятии психической энергии, введенном классиками психоанализа. После чего предпринял попытку вывести утилитарные следствия, объясняющие, почему мотивация к совершению самостоятельных поступков исчезает, заменяясь выполнением стандартных действий под управлением внешних регуляторов.

1. Термин психическая энергии в практический обиход ввел З.Фрейд, указав ее источник – Ид. В нормальном состоянии психическая энергия определяет психическую деятельность субъекта, питая его сознательные проявления т.е. Эго. З.Фрейд построил психоанализ допустив, что в результате психических травм психическая энергия не перетекает нормально в Эго, а застаивается в некоторых местах. А так как психическая энергия субъекта ограничена, то в результате ее уже не хватает для нормальной психической деятельности, что ведет к возникновению невротических симптомов. Для освобождения этих застоев и, как следствие, избавления от симптомов необходимо переместить бессознательные следы травмы в сознание, что приведет к поступлению высвободившейся энергии в общий оборот и излечению. Так что для З.Фрейда психическая энергия была вполне рабочим инструментом, без этого понятия его психоанализ не состоялся бы.
2. Дальнейшее развитие понятие психической энергии получило у К.Г. Юнга. Он соглашался, что ее источником является глубинное бессознательное. Однако, не принимал деления психики З.Фрейдом только на три части: Ид, Эго, Суперэго, считая, его слишком примитивным, чтобы объяснить многие психические явления. К.Г. Юнг смотрел на психологию не только как на средство излечения, но гораздо шире, пытаясь обобщить известные ему данные проявлений психической жизни, как современников, так и их далеких предков. По К.Г.Юнгу источниками психической энергии является глубинное бессознательное. Однако она поступает в Эго не единым потоком, а по определенным каналам, которые он назвал архетипами. По-другому можно считать, что сами архетипы суть первичные символы из глубин бессознательного, и по мере осознания превращающиеся в психические проявления. Последние формируют поведение субъекта, тем самым, демонстрируя его персону, т.е. то, что он предъявляет окружающим. Именно персона предстает перед социумом и вызывает восхищение, неудовольствие, порицание и пр.
3. Термин мотивация (от лат. movere) в современной психологии понимается как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В этом определении конструктивна только его первая часть мотивация как побуждение к действию. Остальные представляют в той или иной степени перифраз. В современной психологии разнообразные точки зрения на мотивацию не проясняют природы явления, однако способствуют появлению различных терминов, по большей части бесполезных. Но наша цель не в умозрительной критике психологических теорий, а утилитарная – понять, почему одни субъекты мотивированы, а другие нет.
4. Чтобы возникла мотивация, требуется мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив ощущается субъектом в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного объекта, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Наиболее простое определение мотива в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна выглядит так: «Мотив — это опредмеченная потребность». В определении классиков психологии, возможно, имеется глубина, но нас оно не устраивает в силу описательности. Из него нельзя вывести правила и руководства к действию как мотивировать конкретного субъекта на совершение того или иного поступка или вида деятельности, например, к хорошей учебе. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Так жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.
Между мотивом и психической энергией просматривается связь, если принять гипотезу, что осознание мотива проходит несколько стадий: вначале мотив – это бессознательный символ, который собственно и является основой всего, – он истопник психической энергии, порождающей впоследствии действия субъекта. По мере осознания символ превращается в осознанные образы, т.е. в один или несколько мотивов. То, что один символ порождает несколько мотивов, не выглядит необычным, т.к. его содержание многопланово, осознаваясь каждый план порождает свой мотив.
5. Итак, мотив непосредственно связан с осознанием символа как источника психической энергии. Но тогда мотивация как побуждение к действию есть проявление психической энергии, как на сознательном, так и бессознательном уровнях. Психическая энергия, порожденная архетипом Мудрость, проявляется в виде бессознательной потребности познавать новое и совершенно осознанного действия пойти в библиотеку прочитать последний выпуск журнала Вопросы философии. С другой стороны, символ Красота может вызвать бессознательный порыв запечатлеть на мобильник пейзаж, и сознательное действие пойти с ребенком в музей изобразительного искусства, так как вы там давно не были, или в консерваторию, так как там выступает хороший исполнитель.
6. Однако, если бы все было так идеально, то большинство людей было бы мыслителями, творцами, деятелями и пр. В действительности так и есть, в детстве все мыслители, творцы и деятели. Чтобы в этом убедиться, посмотрите на детей, все они деятельны, творческие, размышляющие.  Никто из них не сидит и часами не таскает игрушку в квадрате 20;20 см. А теперь взглянем на сидящего рядом с нами здорового человека в расцвете сил, который часами двигает на своем планшете или ином девайсе цветные пятна, полностью погрузившись в виртуальную нереальность. То, что происходит перед ним на экране нельзя назвать реальностью. А попробуйте донести до него, что он выбрасывает в никуда отведенные ему Богом мгновения жизни! Он найдет кучу причин, почему именно сейчас ему необходимо судорожно вцепившись в девайс, тереть его одним или двумя пальцами, получая от этого удовольствие. Т.е. его позиция не пассивна, она активна в противодействии Божьему промыслу. Следовательно, на пути психической энергии субъекта возникла непреодолимая сила, которая не позволяет потенциальному творцу актуализировать свою потенцию. Более того, она - активное начало, все глубже вовлекает субъекта в действия, по превращению его в придаток технического устройства. В данном случае мы наблюдаем новый вид зомбирования, пришедший к нам с «достижениями» цивилизации. Под зомби, как правило, понимается оживлённый фантастическим образом труп, реже живой человек, полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле слово означает одержимого человека, находящегося под сильным влиянием чего-то — как правило, каких-либо убеждений или увлечений. Так что термин зомбирование техническим устройством здесь вполне уместен.
7. Наша цель состоит в том, чтобы разобраться в природе этой непреодолимой силы, которая как и всякое психическое явление представляет собой проявления психической энергии. Для того, чтобы лучше понять откуда возникает такое ее проявление зададимся следующим вопросом. Коль скоро психическая энергия динамическая субстанция, то в своем движении она чем-то управляется. К.Г.Юнг дает однозначный ответ – течение психической энергии управляется волей. Так человек, который разрешает проблемы путем размышления над ними, в трудных ситуациях волевым усилием сосредотачивается на ситуации и разрешает ее построением сознательных конструкций. Чувствующий человек скорее разрешит трудную ситуацию, если подойдет к ней с позиции хорошо/плохо, нравственно/безнравственно, весело/грустно. Однако, размышления и чувствования невозможны без канализации психической энергии в нужном направлении, активизируя привычные психические функции. И здесь регулятором психической энергии, выступает воля: человек волен сознательно принимать то или иное решение.
8. Механизм сознательного волеизъявления оформился у человека, когда в нем возникли признаки сознания. Нашему пращуру такой механизм был чужд, он жил, руководствуясь инстинктами, как более быстрым механизмом принятия решений. Это было крайне необходимо для спасения в опасных ситуациях. Инстинкты спасали далеко не всегда, но другого механизма не было. Говорить о том, что сознание появилось в результате эволюции, не будем, т.к. сознание имеет качественные характеристики, которые нельзя приобрести эволюционно и не присущие инстинктивной природе. Примем как данность – создание возникло и развивалось в течение последних нескольких тысяч лет. 
9. Однако, субъект, проводящий сутками за игрой, отнюдь не напрягает свою волю, чтобы шмыгать по клавиатуре или пальцем тереть экран. Скорее наоборот, никаких волевых импульсов у него в этот момент не наблюдается. Однако психическая энергия поступает, активизируя  его деятельность. Но для проявления психической энергии должен быть регулятор. И если это не воля, то остается только одно – внешняя ситуация, т.е. сама игра вызывает приток психической энергии, в результате чего человек погружается в игру, получая удовольствие. И воля тут не причем, однако, налицо ее внешний заменитель - ситуация, само существование которой обусловлено психической энергией субъекта. Итак, мы получили некоторое развитие теории К.Г.Юнга о психической энергии. Оказывается, что психическая энергия поступает в сознание не только в результате волевых усилий, но и под управлением внешней ситуации. Некоторое подобие мы наблюдаем у экстравертов, но это поверхностная аналогия.
10. Здесь можно возразить, что внешнее регулирование психической энергии наблюдалось и прежде, Например, обжора поглощает с удовольствием пищу, алкоголик – спиртное, большинство людей получает удовольствие от секса и пр. Однако, эти примеры можно назвать сильными явлениями, когда у человека проявление психической энергии под управлением внешней ситуации приводит к трате жизненных ресурсов. Футболист не может бегать бесконечно, хотя получает удовольствие от игры, у обжоры рано или поздно заболит живот, не говоря уже про секс. Однако, компьютерный игрок (по-простому – геймер) играет сутками при минимальных затратах жизненных сил, и восстановившись, вновь возвращается к игре.
11. Вывод: сама ситуация может выступать регулятором психической энергии, направляя ее на собственное развитие. Для этого надо включить в цепь регулирования удовольствие, после чего такой регулятор работает вполне эффективно. Поэтому в противоположность тому, что для формирования мотива нужны волевые усилия, для внешнего управления воля излишня, но существенен  фактор удовольствия от развития ситуации.
12. Движение цивилизации (мы все еще имеем иллюзию, что это движение вперед!) привело к развитию информационных технологий. В результате возник новый механизм регулирования психической энергией, когда регулятором является информация как паллиатив воли. Эта замена была и раньше, но именно информатизация общества способствовала массовой генерации «человека внешнего», не способного на самостоятельные волевые проявления, и реагирующего, главным образом, на внешние информационные процессы. Эти внешние события связаны не столько с игрой, сколько представляют собой порождение некоторого информационного поля, погружаясь в которое воля субъекта отключается и он воспринимает информацию без осмысления. Последнее требует волевого усилия, на что человек внешний не способен, он зомби информационного поля.
13. Осознав качество информации в больших количествах выключать волю субъекта, превращая его в информационного зомби, определенные органы активно это используют в весьма не привлекательных целях. Раньше это называлось промывкой мозгов и представлялось как капиталистическая пропаганда. Сейчас мозги промывают с единственной целью – заработать капитал, не обязательно материальный, он может быть и политическим. Хотя последний весьма легко превращается в материальные ценности.
14. А что же история? А история гласит, что человек внешний существовал и раньше. Во времена Советского Союза большое число людей не начинало день, не прочитав передовицу газеты Правда. После этого они несли в массы ту правду, которую обнаружили в передовице. Менялась позиция газеты, менялось и восприятие жизни этими людьми, т.к. по иному канализировалась психическая энергия. В те времена, когда информация, так или иначе, ассоциировалась непосредственно с материальными носителями: газетами, книгами, учебниками, относительно небольшим числом радиостанций и телевизионных каналов, стоимость донесения информации определялась относительно немалой стоимостью материальных носителей. Поэтому и регулирующий механизм в виде информационного поля был слаб, что приводило к большей ригидности сознания. Сейчас зависимость информации от стоимости материальных носителей слаба, т.к. технологии перевели носители в разряд дешевых. Подешевела и информация, что существенно увеличило ее потоки и, следовательно, доступность. Сознание стало более лабильным, и сразу же оказались востребованы средства его регулирования, т.е. канализации психической энергии. Отсюда и либерализм мнений как следствие дележа общественного сознания. Это хорошо видно в т.н. развивающихся демократиях, где борьбу за сознание выдают за плюрализм мнений и толерантность. В действительности основа плюрализма одна – отхватить побольше общественного сознания, чтобы сколотить капитал того или иного свойства. Но не будем уделять этому много внимания, наша цель лежит немного в стороне.
15. Человек внешний подчинен ситуации, выступающей паллиативом воли, – природного регулятора психической энергии. Эта ситуация может быть объективной, например, поток машин, и тогда подчинение ей – необходимость. В этом случае сама объективность диктует, что человек должен быть внешним. Но ситуация может быть и искусственной, как в случае с геймером. И если объективная ситуация требует напряжения воли, иногда значительного, то искусственная сама управляет субъектом, заменяя ему волю собственными правилами. Под искусственной ситуацией здесь имеется не только компьютерная игра, этот термин трактуется в расширительном смысле. Чтобы показать, что случай с геймером приводит нас к обобщению, рассмотрим одну категорию людей, которые по большей части живут в искусственно созданных конструкциях, которые к объективной реальности относятся весьма опосредованно. И обитая в этом виртуальном мире, они преломляют реальность так, чтобы она удовлетворяла искусственным императивам. В данном случае автор говорит о чиновничьем сословии, которое живет по своим собственным законам и пытается всех втиснуть в рамки созданных ими полуформальных конструкций, аргументируя это тем, что а) они сами живут по этим законам; б) жить так гораздо лучше и в) а как же иначе, ведь так приказывает вышестоящее начальство (термин вышестоящее начальство трактуется в расширительном смысле, например, это может быть Европа со своими европейскими законами, или министр образования или сам Президент).
16. Как известно, статистика знает все, хотя от этого мало пользы. Однако среди хлама попадается и нечто требующее осмысления. Например, статистика говорит, что по уровню бюрократизации в РФ первенствует образование, потом армия, а на третьем месте – РПЦ. Поэтому, чтобы проиллюстрировать термин человек внешний лучше всего взять область, где таких людей несть числа. Примем как догму, что образование в нашей стране существенно утратило свои позиции по сравнению с образованием, бытующим в Советском Союзе. Кто не согласен с этим тезисом, далее не читайте, это может вызвать необратимые последствия.
17. Проводимые образовательные эксперименты, переходы к новым формам, стандартам и т.п. есть лишь создание виртуальной реальности, в которую пытаются втиснуть образование, однако, с перманентно негативным исходом. При этом объективные процессы в образовании привели к разделению работников на две части: большая часть – это педагоги, которые трудятся так, как они могут, и меньшая, но активная - это чиновники, которые недовольны тем, как учат, и поэтому учат сами. А так как чиновник – человек внешний, то и правила его поведения не созданы в результате размышления и волевых усилий, а позаимствованы из деклараций начальства и нормативных документов. И, как оказалось, эта нива взращивания виртуальной реальности в образовании оказалась богатой на всходы, поэтому число вспахивающих ее чиновников неуклонно повышается. И с гордостью можно констатировать, что они создали такую бюрократическую систему, которая не имеет равных. Не будем исследовать, как начался этот процесс, т.е. откуда ноги растут. Просто констатируем, что человек внешний в сфере образования сейчас занимает лидирующее положение, отодвинув педагогов на неподобающее для них место. В результате творческая деятельность последних нивелируется и втискивается в рамки созданной виртуальной реальности.
18. Однако педагоги и чиновники – это только одна составляющая образовательного процесса. Имеется еще одна, более важная – обучающиеся. И нас крайне интересует проблема – почему их мотивация к обучению за последние годы регулярно падает. Это отмечают все, кроме чиновников от образования, которые втискивают в свои виртуальные схемы образование России. Естественно, что образование не втискивается, потому что схемы не жизненные, они возникли не как плод напряженного размышления, а как фантом, порожденный игрой виртуального ума. А что же студенты и школьники? Они бурно реагируют на это всеми доступными средствами: одни учатся, не взирая на стандарты образования и прочие новшества, другие голосуют ногами. Последним никто не объяснил, что информация – это лишь средство воздействия на сознание, заменяющее свободное волеизъявление, но не руководство к действию. А они серьезно отнеслись к догмам, которые транслируют на них разные источники. Но воспринимать серьезно виртуальные схемы нельзя, они перпендикулярны реалиям. В результате возникает вначале бессознательный, а в последующем и сознательный конфликт между собственными представлениями о себе, как о Божьей твари, и теми образами, которые бродят фантомами в виртуальном мире под названием «Российское образование».
19. Естественно, что ехидный читатель потребует привести примеры, которые иллюстрируют рассуждения автора. И автор отвечает: пожалуйста, этих примеров несть числа. Но приведем самые вопиющие. Первый фантом, порожденный чиновником, это подушевое финансирование образования. Если в детском саду это и имеет смысл, то в средней школе или профессиональном образовании – это провокация против здравого смысла. Получается, чем больше специалистов выпустит ВУЗ, колледж или техникум, тем более он эффективен. Но стране нужны специалисты, которым можно доверить современную технологию. Поэтому выпускники профессиональных ОУ, как правило, учатся дважды. Вначале они учатся в ОУ, потом переучиваются на производстве. Дорого обходится государству виртуальная реальность образовательной элиты!
20. Но есть и моральное следствие принципа подушевого финансирования. Каждый студент или школьник приносит в учебное заведение определенную сумму, и поэтому предстает чем-то наподобие священной коровы. Тронуть его не моги, учить его не моги, т.к. учение без принуждения не учение, а если его прижать, то он уйдет в другое учебное заведение или вообще в никуда. Получается, что учебные заведения суть подобия богаделен, а роль педагога – сдувать пыль с пациента и выносить горшки. Однако, имеется и моральный аспект, т.к. все работники одного ОУ объединяются круговой порукой, никто не может нарушить правила игры, т.к от этого пострадают коллеги.
21. Еще один пример – это пресловутый ЕГЭ, явление, породившее термин «натаскать на ЕГЭ», что говорит само за себя. Рука не поднимается описывать дальше эти примеры, а взор застилает слеза.
22. Итак, круг замкнулся: виртуальная реальность – внешний регулятор психической энергии, заменяет волеизъявление – внутренний регулятор, что приводит к пагубным последствиям в области сознания. Сознание вытесняется, заменяясь стандартом, шаблоном, формой, чужим мнением (вернее мнением начальства), просто картинками на экране и пр. Это стало следствием того, что движение цивилизации, с одной стороны обесценило информацию до уровня доступности в любом виде и в любом месте. Либералы выдают эту доступность за плюрализм мнений, в действительности – это отрыжка цивилизации, некое подобие куска урана в кармане, который носили физики в эпоху становления ядерной физики. И похоже, что этот кусок урана в кармане носят большинство цивилизованных граждан. Вопрос, кто его туда так настойчиво подкладывает так и остается без ответа.
23. Таким образом получен ответ на вопрос: отчего мотивация к образованию студентов и школьников падает? Потому что невозможно им воспринимать образование, представляющее собой набор виртуальных схем, как реальность, где обучающийся видит себя равноправным субъектом. Круг замкнулся: внешний человек в виде чиновника от образования не может создать ничего, кроме своего образа и подобия, т.е. тоже человека внешнего, но более юного. А с него и спрос какой – трет он свой девайс сутками, так назвали это клиповостью мышления и приравняли к природным, а также социально-экономическим явлениям. И дальнейшее построение образовательных концепций уже процветает, учитывая это объективное явление.
24. Но приведенная теория, описывающая появление и проявления  человека внешнего лишь объясняет часть проявлений. Однако, чтобы продемонстрировать работоспособность теории, из нее необходимо вывести реальные следствия, которые подтверждаются практикой. Попытаемся это сделать. Итак человек внешний характеризуется тем, что у него собственная воля заменена внешними шаблонами, которые приходят из окружения, особенно если это окружение авторитетно. Так как человек внешний не предназначен для принятия собственных решений в результате интеллектуальной деятельности, то он безусловно доверяет штампам и нормативам, которые заменяют ему чувство собственной гармонии. Авторитет формы становится абсолютным, что мы и продемонстрируем. Приведём каждый пример в своем пункте, чтобы более рельефно их выделить.
25. Замена педагогики как творческой науки оказанием педагогических услуг это то же самое, как замена любви проституцией. Любящий человек понимает и принимает объект любви и тратит на это свои собственные ресурсы – эмоциональные, интеллектуальные, чувственные и пр. Другое дело, что потратить свои ресурсы на любимого человека, например, выучить ребенка считать и писать, - это невероятное счастье, тем не менее волевые усилия здесь налицо. Нужно потратить немало душевных сил, чтобы принять любимого человека таким, как он есть. Проститутка тратит только единственный ресурс, связанный с ее формой. Есть форма, есть заработок, нет формы, нет заработка. И тут отсутствуют проявления внутренней привязанности, понимания, поддержки и пр., этого в принципе не должно быть, иначе не заработаешь. Оказала услугу, получили деньги и вновь поиск следующего клиента. Скажите, что это не похоже на оказание образовательных услуг.
26. Массовое распространение тестов – это тоже проявление человека внешнего. Тест есть не что иное, как замена человеческого общения, когда происходит принятие решения на основе собственных ресурсов, внешним механизмом, который дает иллюзию объективности, не демонстрируя это по существу. Если заменить педагогику термином оказание образовательных услуг, то тест хорошо вписывается, т.к. тесты в своей массовости лишены творчества. Конечно тесты составляют разные педагоги, одни рассматривают это как творческий процесс и пытаются втиснуть в тесты свое понимание образования. Но таких меньшинство, потому что работа над тестами – трудна и требует больших усилий. Легче идти по известному маршруту: загуглил название темы, приписал слово тест, и получил что хотел.
27. Наконец, различные рейтинги, в которых формализован чиновничий взгляд, это тоже попытка не понять человека в его разнообразии, а присвоить ему внешнюю метку, чтобы уравнять его под требования внешней среды. Внутренний человек не втискивается в рейтинги, вспомним: Не человек для субботы, а суббота для человека. Однако у чиновника другой взгляд на человека, т.к. у него нет объективного взгляда, в первую очередь, на себя и поэтому на окружающих. Он зомби, выполняющий распоряжения, уверовавший в правоте этих распоряжений и пролонгирующий эти распоряжения на реальность. Реальность усмехается и от этого чиновнику не по себе! Но игра ведется по правилам, которые он не может, да уже и не хочет нарушить!
28. Человек внешний не доверяет окружающим, потому что не размышляет о своем месте в этом окружении. Он просто реализует то, что поступает к нему в виде указаний. А так как проявления жизни гораздо богаче формальных построений, а требуется внести в рамки все жизненные проявления, то человек внешний должен на все натянуть форму, т.е. построить и подравнять. Как следствие возникает большое количество контролирующих органов и мероприятий. И это не от недоверия, а по собственной убогости человека внешнего.
29. Итак, мы сформулировали несколько следствий из теории «человека внешнего», которые подтверждаются практически Но тут слышен голос критически настроенного читателя, который говорит: что он не согласен и имеет свою точку зрения. Впрочем, здесь автор проявляет наивность, допуская, что у его опуса будет читатель. Но допустим, отчего же не пофантазировать! Так вот, несогласный читатель говорит, что жизнь внешнего человека пусть и не творческая, зато спокойная и не требует усилий. Все заранее известно, а если не известно, то посмотри в соответствующий кондуит, послушай авторитета, включи правильный канал ТВ и все. Все сомнения пропадут, ты успокоишься, сон и стул нормализуются, все будет хорошо! Ведь сказал классик: Человек создан для счастья, как птица для полета! Но если счастье понимать, как синоним отсутствия собственного достоинства, то не слишком ли несравнимый обмен!   


Рецензии