Иллюстрация к З. Фрейду. О системе ценностей

У Васеньки мама – Клава, а у Игорька – Лена. И это единственное несовпадение в нашей истории. А дальше – сплошные совпадения, конечно, в пределах разумного, т.е. отпущенного судьбой. Начнем с того, что Клава и Лена учились в одном классе и часто сиживали на одной парте. Обычно это бывало, когда учителя хотели, чтобы Лена взяла Клаву на буксир, например, по математике и литературе. Лена делала это с большой охотой, чем доставляла удовольствие Клаве, которая, пользуясь ее добротой, взваливала на Лену все домашние задания. Даже А.С. Пушкина Лена учила за Клаву и когда ту спрашивали про кота, который бродит по цепи, Лена ей подсказывала, вызывая тем самым неудовольствие учительницы. Но так как Лена любили поэзию, и читала стихи с непревзойденным мастерством, то после провинности в виде подсказки ее заставляли рассказать не два столбца из «Руслана и Людмилы», а всю поэму, что она и делала к общему удовольствию учеников и учительницы. Клава в это время без особого восхищения слушала Лену, настойчиво обдумывая два вопроса: первый, не особенно важный: «И зачем учить такую фигню?», и второй, существенно важнее: «Если украсить школьную форму розовым бантом, то привлечет ли это внимание Толика из 9Б класса, (по которому сохли все девчонки 8А)».
Но школа закончилась, Клава вышла замуж за Толика, который стал тренером по кикбоксингу и вначале возвращался домой с синяками - неизбежным следствием соревнований, а потом стал приходить выпивши, когда перешел в тренеры. Но, тем не менее, Васенька родился крепким и здоровым. Лена закончила филфак Университета и собиралась поступать в аспирантуру. Игорек родился одновременно с Васенькой, в один и тот же день, и в одном и том же родильном отделении. Правда, Васенька был крикливым, а Игорек - задумчивый. Даже врач обратила на это внимание, сказав, что Васенька будет депутатом Госдумы, а Игорек - писать ему речи. Но на это никто не обратил внимания, так как все были счастливы появлению детей.
Обе мамы гуляли вместе, правда Лена предпочитала сидеть под кустом сирени и читать, а Клава – пересказывать последние дворовые новости и сплетни государственного масштаба. Лена относилась к этому снисходительно, хотя это и отвлекало ее от любимого занятия. Она специализировалась на современной американской литературе, обожала Фолкнера и тайком от семейства писала повесть о пионере, который спас колхозных коров на пожаре. Повесть продвигалась медленно, т.к. сюжетец был скудным, но Лена настойчиво вела дело к развязке, компенсируя недостатки темы художественными приемами.
Оба мальчика росли крепкими и здоровыми, с ними регулярно занимался Васин папа, чему отчаянно завидовали все ребята их двора. Оба увлекались спортом, правда Вася специализировался на боксе и футболе, а Игорька привлекали гимнастика и шахматы. Это расхождение не мешало им дружить, тем более, что они учились в одном классе. Родителей Васеньки очень радовало, что он рос крепким мальчиком, в этом они видели свою основную заслугу. Поэтому Вася больше времени проводил во дворе, участвуя в мальчишеских играх, в то время как мама с удовольствием смотрела очередной сериал, над которым она иногда проливала слезу. Справедливости ради скажем, что делала она это все реже, даже ей эти герои казались какими-то неживыми. Правда иногда она сравнивала главного героя с Толиком и находила, что ему надо похудеть, чтобы, во-первых, походить на прежнего Толика из школы, а во-вторых, -  на героя, который на горячем скакуне спасал свою возлюбленную из лап злодея. С некоторым разочарованием Клава находила, что Толя больше походил на сериального злодея. Но начинался новый сериал, и возникали новые мысли, которые у Клавы напоминали сериальные диалоги.
Толя тоже не особенно озадачивался судьбой сына, Вася демонстрировал свои спортивные достижения, и Толе казалось этого достаточно, чтобы иметь в будущем кусок хлеба. Время показало, что Толя заблуждался, но сейчас сын был маленьким, но крепким, и поэтому представлялось, что этого вполне достаточно.
И то, что Вася не особенно хорошо, вернее совсем не хорошо учился, родителей не беспокоило. Основная мысль, которую они пытались вложить в его юные мозги, состояла в том, что каждый пробивает себе в жизни дорогу, и для этого надо иметь хорошие мышцы, твердый характер и крепкие кулаки. Тогда все будет, как ты захочешь. Под этим «все», в первую очередь, подразумевалось материальное благополучие. Васины родители не допускали мысли, что работа может быть чем-то иным, кроме средства зарабатывания денег. Сама Клава работала редко и крайне неохотно, предпочитая числиться домашней хозяйкой, обязанности которой – поддерживать дом в чистоте, а семейство – сытым. Это было очень удобно, т.к. Вася, вернувшись из школы, всегда находил на столе обед, а после этого мог распоряжаться своим временем, как хотел.
Правда иногда после очередного родительского собрания Клава жаловалась отцу, что Васеньку опять ругали, он не делает домашних заданий и с трудом выкарабкивается из двоек. Единственный кто его хвалил, –  учитель физкультуры. Вася играл в школьной футбольной команде, и регулярно участвовал в соревнованиях по кикбоксингу. После таких собраний Клава некоторое время пыталась проверять, как сын выполняет домашние задания, даже иногда помогала ему по математике или русскому языку, но эти предметы она уже благополучно забыла, и ее помощь была весьма относительная. Чтобы не уронить окончательно авторитет в глазах сына, после часа занятий, она говорила: «Ты, Васенька, поди, уже устал! Пойди погуляй, или сходи к Игорьку, он тебе поможет». После чего Вася убегал во двор, где его ждали товарищи, чтобы в очередной раз обыграть в футбол соседний двор.
Но что это мы все о Васе, да о Васе! Настало время поговорить о его друге Игоре, которого в отличие от Васи учителя только хвалили. Поэтому его мама, как женщина скромная и не любившая похвальбы, даже перестала ходить на родительские собрания, чем вызывала неудовольствие школьного педагогического коллектива. Своим игнорированием собраний она срывала педколлективу план воспитательных мероприятий, т.к. учителя не могли в полной мере противопоставить слабых и сильных учеников, т.е. отделить зерна от плевел, козлищ от овец, мух от котлет и т.п. Тем более, что в нормативных документах, в изобилии рассылаемых НАРОБРАЗОМ, особое внимание уделялось тому, чтобы любыми способами повышать успеваемость школьников. И педагоги повышали всеми доступными средствами. Причем среди них были такие, о которых в приличном обществе не принято говорить. И противопоставление хорошего и плохого было приемом, который директор школы считал своим ноу-хау. Впрочем, в этом ему способствовали все учителя, тем более, что такое противопоставление было очевидным – в классе отличников и хорошистов можно было пересчитать по пальцам одной руки, в то время, как остальных, которые уверенно противопоставлялись этой великолепной пятерке, несть числа. И самое печальное – что отличники и хорошисты класса ощущали себя в этой среде белыми воронами. Правда за исключением Игоря, который был сознательным отличником, его жизненное кредо не позволяло ему быть кем-то иным, и сомнения в правильности тернистого пути светоча класса его не посещали.
Как вы понимаете, школьный путь Васеньки очень напоминал путь его мамы, а путь Игорька – его мамы. Правда, если Клаву в свое время интересовали банты на платье, то Васю - кикбоксинг и футбол. Однако ни там, ни тут Вася особых высот не покорял, т.к. это требовало усиленных тренировок, а напрягаться Васе не особенно нравилось, вернее совсем не нравилось. Это постоянное: «Ты, наверное, устал Васенька, иди отдохни» стало для него чем-то вроде фона и, как только тренировка требовала чуть больших усилий, он тут же начинал искать любой повод, чтобы сачкануть. Поэтому в кикбоксинге он бывал часто бит, а в футболе, если предстояла ответственная игра, тренер ставил его только на замену.
Эта черта – неумение напрягаться была полной противоположностью основной черты характера Игоря, унаследованной от родителей. Тому нравилось напрягаться, при решении математических и шахматных задач, нравилось выступать на соревнованиях, когда требовалось напряжение всех сил. И казалось, чем больше он напрягался, тем больше это доставляло удовольствие. Эта черта появилась у него с тех пор, когда они вместе с отцом решили кардинально повысить успеваемость Игоря по математике. Случилось это во втором классе, когда Игорь вдруг обнаружил, что математика дается ему с трудом и некоторые задачи, особенно в три действия он решить не может. Отец ему посоветовал стать на голову выше всех в классе по математике. Как это? – удивился Игорь. Очень просто, надо решить все задачки из учебника, что вначале было воспринято Игорьком как несбыточная мечта. Но, просидев над первыми задачами весь вечер, на следующий день он смог решить их в два раза больше. А потом он решал их столько, сколько ему позволяла мама, пока не призывала ужинать. Итак, через месяц все задачи из учебника второго класса были решены, и Игорек взялся за следующий класс.
Ученики в классе прознали, что у Игоря есть тетрадка с решениями всех задач из учебника, и для класса наступила эра поголовного выполнения домашних заданий. Однако, когда МарьВанна вызывала кого-нибудь к доске, то он молчал как рыба об лед, т.к. тщательное списывание решения не синоним его понимания. И только Лидка Жирнова с гордостью отвергала возможность подглядывать в заветную тетрадку, она все делала сама. Но какой с нее спрос – она круглая отличница. Когда МарьВанна узнала про тетрадку и обнаружила там решенные задачи не только из учебника второго класса, но и все задачи из учебника третьего класса, то поняла, что к Игорю нужен особый подход и стала задавать ему задачи из собственного учебника, над которыми надо было очень сильно размышлять. И ставила ему оценки со всей строгостью.
Так же получилось и с гимнастикой. В эту секцию, тайком от мамы, Игоря привел отец, который сам когда-то имел по гимнастике первый разряд. И лишь после трех лет занятий в секции, когда Игорь выступал по первому юношескому разряду, они пригласили на соревнования маму, о чем крепко пожалели. На прыжке через коня, когда Игорь выполнял сальто с пируэтом, мама закрыла глаза руками и потребовала, чтобы ее сейчас же удалили из зала, т.к. она не может видеть такие опасные трюки. Убедить ее, что это не трюки, а ежедневные напряженные тренировки, не удалось. Она была абсолютно уверена, что это не спортивная секция, а запрещенная секта, где над мальчиками проводятся опасные опыты. В этом ей придавало уверенности отсутствие карет скорой помощи перед спортивным залом, т.к. она полагала, что почти всех участников соревнования с тяжелейшими травмами должны отправить в травматологическое отделение. Когда отец с сыном вернулись домой, то обнаружили, что квартира пропахла валерьянкой, а мама лежит на диване и внимательно читает Фолкнера, правда при этом держа книгу вверх ногами.
Итак, в школе сформировались главные черты характеров наших героев: у Игорька – это умение и желание напрягаться при достижении целей, что естественно влекло и желание искать новые цели, ставить перед собой новые задачи, одним словом, проявлять творчество. У Васеньки – наоборот, желание напрягаться сверх определенных им самим границ не проявлялось, и новых задач перед собой он не ставил, чаще обижаясь на жизнь, когда она ставила их перед ним. В таком случае он полагал, что жизнь к нему не справедлива. Как нетрудно увидеть, оба характера сформировались под влиянием конкретных примеров, которые постоянно были перед глазами, т.е. собственных родителей.
В результате, к 9-му классу у Васи наступило если не полное отрицание родительского авторитета, то в очень большой степени. Он скептически относился к постоянному бдению матери перед телевизором, просматривающей в очередной раз сериал про пылкую любовь, и понимал, что она не понимала многое из того, что казалось ему очевидным. Действительно, длительное пребывание в роли домашней хозяйки кого угодно отвратит от интеллектуального развития, тем более, в нашем случае. Клава всегда называла интеллектуальные экзерсисы – фигней и умничаньем. Отец был для Васи непререкаемым авторитетом лишь до той поры, когда главный жизненный герой виделся ему в виде бойца с крепкими мышцами и хорошим ударом. Но шло время, и пример его друга Игоря показал, что хорошие мозги – это существенное дополнение к крепкому телу. И если мышцы у Васи были вполне достойные, то с интеллектом были явные проблемы.
Семейные отношения Игоря никогда особенно не менялись. Родители не только любили свое чадо, но делали все, чтобы оно при этом активно развивалось. Папа следил, чтобы точные науки не вызывали у Игорька отторжения, как это часто бывает в школе, а мама привила ему стойкую любовь к чтению. Поэтому в семье всегда был повод поговорить о чем-нибудь обоюдно интересном, хотя взгляды их на некоторые вещи иногда крайне расходились. Учитывая, что самому Игорю нравились гимнастика и шахматы, он рос вполне гармоничной личностью, убежденный, что только знания являются непреходящей ценностью в этом мире. Это, конечно же, иллюзия, но вполне простительная в юном возрасте!
Вначале Игорь пытался приобщить Васю к своим жизненным ценностям, ему было обидно, что его друг несколько туповатый. Однако, Вася, как и его мама прежде, называл интеллектуальные занятия – фигней и не поддавался ни на какие интеллектуальные провокации Игоря.
Но два друга, наконец, перешли в 9-й класс и перед ними встала задача выбора дальнейшего пути. Впрочем, она встала только перед Васей, т.к. учителя вполне определенно сказали его матери, что Вася оставшиеся два класса не потянет. Однако, родители однозначно решили продолжить всеми возможными способами образование сына, чтобы он имел какой-угодно документ о профессиональном образовании. Поэтому надо было решать, куда идти дальше учиться. И такая возможность подвернулась, когда Клава с Игорем сходили на День открытых дверей в ближайший колледж с претензионным названием «Колледж информационных технологий», где мама была очарована докладом директора, который убедительно вещал, что специалисты их колледжа работают на всех предприятиях города, и если бы колледж закрылся, то вся цивилизация (во всяком случае, в их городе) рухнула. Впрочем, что это за необратимые явления, директор не уточнял, надеясь, что каждый из присутствующих родителей построит свою картину коллапса. Еще Клаву поразило, что все студенты питаются в колледже бесплатно. Это была немаловажная деталь, т.к. вопросы питания для Клавы были существенными. Сама она любили поесть, и следила за тем, чтобы вся семья была накормлена, вымыта и чисто одета. Васю поразил спортивный зал, в котором можно было играть в футбол и заниматься на тренажерах. Это было совсем не так, как в школе с ее небольшим спортивным залом, где по-настоящему организовать спортивные занятия было невозможно. 
Однако возникла проблема – сдать вступительные экзамены по математике и информатике. Совсем не обязательно было получить по этим предметам высший бал, надо было лишь получить желанные тройки. И вот для Игоря наступила пора, о которой он впоследствии вспоминал с чувством разочарования, – он начал натаскивать Васю по математике. Для Игоря задачи, которые предлагались на экзаменах в колледж не представляли ровно никакого труда, он решал их в уме. Но объяснить Васе решение он никак не мог, у того было стойкое отторжение всего, хотя бы отдаленно напоминавшее математические преобразования. С информатикой было легче, там много Вася смог усвоить, потому что легко запоминал движения руками, сказались многолетние занятия кикбоксингом, где надо было по много раз отрабатывать одно движение. Клава, как могла, способствовала занятиям друзей, и когда они занимались у них дома, она ставила перед ними целое блюдо с пирожками, надеясь, что прямой и обратный счет пирожков хоть сколь-нибудь разовьет математические способности ее сына. Как оказалось, это были не совсем напрасные ожидания, т.к. Васенька, все-таки поступил в колледж на специальность Прикладная информатика. 
У Игорька задача решалась однозначно – после 9 класса он переходил в физико-математический лицей при МИФИ, куда в мае сдал экзамены. Экзамены были трудные, и он единственный из всего потока абитуриентов сдал их на отлично. Преподаватели в лицее были очень сильные, математика сложная и, учась в лицее, Игорю часто приходилось засиживаться за домашними заданиями допоздна. Однако ему все это нравилось, и после окончания лицея он успешно поступил на факультет Кибернетики.
А что же наш другой герой – Васенька? Про него у нас будет длинная история, т.к. жизнь в колледже сказалась веселая и сложная одновременно. Вначале Вася решил посвятить себя специальности, т.к. название Прикладная информатика вызывало у него чувство неизведанного, загадочного, но очень привлекательного. Отношение к ученикам в колледже было несколько иное, чем в школе, они теперь были студентами и должны были раз в семестр сдавать зачеты и экзамены. Это тяжелое время называлось сессией, но т.к. сессия была лишь два раза в год, то особых страхов не вызывала. Однако, в колледже каждый день задавали домашние задания, что Васе очень не нравилось, хотя первое время (неделю или даже две) он пытался их делать, искренне надеясь, что вот-вот они перейдут к изучению глубин информатики, и тогда будут писать сложные программы и выполнять их на современных компьютерах. Что такое сложная программа Вася хорошо представлял на примере компьютерных игр, горячим поклонником которых он был. Ему нравилось играть в разные игры, но особенно – в стрелялки, т.к. в них он мог реализовать себя не так, как в кикбоксинге, где надо было уклоняться от реальных ударов, некоторые из которых достигали-таки цели. 
Однако, математика, физика, информатика и история полностью дискредитировали ожидания, что Вася уже на днях сможет самостоятельно создавать программы. Последнее предполагало большие и легкие заработки, о которых с такой уверенностью говорил директор на родительском собрании. Оказалось, что программирование начнется только на третьем курсе, но коль скоро до третьего курса должны пройти еще два, то можно было (по мнению Васи) эти два курса вздремнуть, а проснуться в том счастливом времени, когда он сможет сваять нечто удивительно, что оценят современники и сразу же отсыпят ему пригоршню дензнаков. И в таком блаженном ожидании эры творчества Вася просуществовал два года. За это время он набрал множество «хвостов», которые тянулись за ним с первого курса, полностью разуверился в своих способностях что-либо делать самостоятельно, и начал серьезно обижаться на жизнь, которая оказалась совсем не такой развеселой, как ему представлялось, когда он с матерью слушал обещания директора превратить его, как и сидящих рядом ровесников в специалистов, в которых нуждается отечество и все работодатели мечтают, чтобы наградить их высокими окладами за любую работу.
Однако жизнь круче, чем мы полагаем, особенно в юном возрасте, и вот Вася на третьем курсе, но утверждать, что он сделал реальный шаг, чтобы стать профессионалом в области прикладной информатики не приходится. Как и в школе, единственным преподавателем, который ценил Васю, был преподаватель физкультуры. Без его поддержки Вася не смог бы сдать даже части хвостов. Вася честно отрабатывал эту заботу, и в тех многочисленных кубках, которые украшали стенд колледжа на первом этаже, была немалая заслуга Васи.
На третьем курсе для Васи наступила полная лафа, т.е. жизнь без обязательств, т.к. в колледже почему-то стали приветствовать свободное посещение. И Вася стал первым, кто по достоинству оценил такой способ учебы. Естественно, что с третьего курса его никто не выгонит, это Вася знал твердо. Следовательно, тройки по всем предметам ему обеспечены, в крайнем случае за него похлопочет преподаватель физкультуры. Да и сам Вася был обаятельный мальчишка, умел найти подход к преподавателям, особенно преподавательницам, часто участвовал в художественной самодеятельности, т.к. открыл в себе актерское дарование. Итак, его жизнь на третьем и четвертом курсах превратилась в праздничные будни, т.е. вроде бы это были будни, которые требовали ежедневной работы, но работы никакой не проводилось и поэтому такие будни превратились в праздники. Т.к. Васе не платили стипендии, а юная жизнь требовала наличия материальных благ, то он подрабатывал помощником тренера по кикбоксингу в детской спортивной школе. Работа была не обременительной, какие-то деньги приносила, чем Вася был очень горд, но тем не менее отвлекала Васю от основного его занятия – пребывания в виртуальном мире, возможность, которую ему предоставляли компьютерные игры. Здесь Вася реализовывал себя полностью, иногда просиживая за компьютером ночи напролет. Также, как фанаты кино знают всех актеров, занятых в известных фильмах, Вася знал все самые популярные игры и любил просвещать таких же как он геймеров в тонкости той или иной игры. Нельзя сказать, что он был признанным авторитетом среди геймеров, но и не последним.
Всякая мотивация к учебе покинула Васю, однако, чтобы уж совсем не упасть в собственных глазах, он придумал новую «отмазу»: он решил, что после получения диплома о специальном среднем образовании, он поступит в институт, где уж точно будет учиться. Институт это не «шарага», здесь специальность начинается с первого курса, следовательно, учиться гораздо интереснее. То, что в институте интересно, Вася слышал от Игоря, который с первого же курса начал работать в команде разработчиков над серьезным проектом, связанного с робототехникой. Игорь водил Васю на выставку, где созданный на их кафедре робот разговаривал с посетителями на отвлеченные темы и выполнял несложные поручения наподобие, подай то принеси это. Васе тоже хотелось создать что-то подобное, но это были мечты, в колледже не занимались подобными проектами, а в реальности дома Васю ждал виртуальный мир.
Родители вначале были очень удивлены, что Вася перестал посещать колледж, но он очень толково им объяснил, что, начиная с третьего курса можно не посещать занятия, т.к. преподаватели их ничему новому обучить уже не могут, и поэтому учеба становится делом индивидуальным. Недаром же он так долго сидит ночи напролет в Интернете, где черпает новые знания. Вначале Толя и Клава скептически отнеслись к этому тезису, но и в прежние времена они были мало обеспокоены интеллектуальным развитием сына, а теперь, когда была иллюзия стабильности и некоторого благополучия, они совсем не обращали внимания на успехи или неудачи сына. Тем более, что он сам не ставил их в известность об этом, а самим спрашивать мать и отец как-то стеснялись что ли.
Наконец, наступил долгожданный момент – выпускной вечер, когда всем выпускникам вручили долгожданные дипломы, где было написано, что податель сего документа обладает квалификацией техника по специальности Прикладная математика. Устроили семейный праздник, пригласили Игоря с его матерью и отцом, однако тему дальнейшего трудоустройства или учебы Игоря тщательно обходили.  И все знали почему. На худший случай, а такой и просматривался в судьбе Игоря, он мог остаться заместителем тренера, со временем дорасти и до тренера, т.е. повторить судьбу отца, нисколько не отклоняясь от проторенной дороги.
Однако, сам Вася видел себя отнюдь не тренером, но скрывал это ото всех. У него было убеждение, что проведенные в колледже четыре года вкупе с дипломом о присвоении ему квалификации техника что-нибудь да значат в глазах работодателей. Эта иллюзия сохранилась у него с тех самых времен, как он на первом родительском собрании проникся мыслью директора, что их специальность весьма востребована и надо только окончить колледж, чтобы работодатели начали наперебой приглашать его на работу. И целый месяц Вася по наводке администрации (соответствующего заместителя директора) обходил предприятия в попытке трудоустройства. Однако, не удалось реализовать Васе тезиса директора о легкой судьбе выпускника колледжа, нигде его не взяли, а в одном месте даже отругали за полнейшее отсутствие знаний по специальности. Вася не стал ждать окончания попреков, хлопнул дверью и высказал все заместителю директора, который искренне пытался его трудоустроить: и что его обманом затянули в это образовательное учреждение и что преподавание здесь – гадость, а уж в столовой кормят совсем невкусно. Заместитель директора внимательно послушал Васю, порадовался, что Васина мама не присутствует при этом, пообещал подключить директора к трудоустройству Васи. Но директора к этому времени уже выгнали, причем с самыми нелестными выражениями, высказанными вслед, и пришлось Васю устраивать учиться дальше. Пристроили Васю в университет им. С.Т. Зитте, где он обнаружил очень большое число своих однокурсников, а также студентов прежних выпусков, которые мало чем отличались от Васи в отношении к учебе. Университет был платным, плата была невысокая, зато студентов несть числа. Были студенты слабые и очень слабые, сильные не замечались. И история повторилась: опять планы начать новую жизнь, коррекция планов, активная виртуальная жизнь и диплом об окончании все по той же специальности – Прикладная информатика. Однако знаний у Васи не прибавилось за исключением того, что он обиделся на жизнь окончательно и стал отчаянно завидовать Игорю, чего раньше не отмечалось.
А что же Игорь? Он после окончания МИФИ уехал в Американские Соединенные Штаты, так как  его уровень знаний и творческого порыва в родной стране был мало востребован. Как оказалось, вокруг были одни васи, что делало жизнь для Игоря совсем уж кошмарной.
Проработав в США длительное время, Игорь хотел вернуться в Россию, но то что он узрел и на этот раз заставило его перебраться в Англию, где он живет и по сю пору, раз в год на Рождество навещая родителей. Родители, конечно же не уехали  за рубеж, возраст уже не тот, да и специальности у них были классические, мало востребованные в технологически развитых странах.


 


Рецензии