Копатели - Ш. Хини

КОПАТЕЛИ (Шеймас Хини)

Перо тяжелое в руке
Зажато, словно пистолет.

Там, за окошком, грохочущий звук
Лопаты, вздымающей гравий и грунт:
Отец копает. И видно мне,

Как над клумбами низко склоняется он,
Словно двадцать лет тому назад,
Когда он картошку, ритмично сгибаясь,
Копал.

Грубый сапог давил на металл,
Рычаг черенка упирался в колено.
Он вершки взрезал, вздымая землю,
Из-под лопаты летели клубни,
Мы любили их твердую свежесть в руке.

Ей-богу, мой старик
Лихо управлялся с лопатой,
Как и его старик.

Мой дед нарезал больше торфа за день
Чем любой работяга на болотах Тонера.
Я как-то в бутылке с бумажной пробкой
Принес ему молока. Он стал,
Выпил и тут же опять, согнувшись,
Лезвием дерн продолжил резать:
Кидая брикеты через плечо,
Он глубже, к хорошему торфу ближе,
Копал.

Запах картофельной почвы, хлюп
Торфа сырого, резкий треск
Перерезаемых корешков
Вновь оживают в моей голове.
Но нет у меня лопаты, чтоб
Следом за дедом идти и отцом.

Перо тяжелое в руке
Зажато. Буду им
Копать.

Перевод Т. Мелочихиной

02.08.2022

---
Прежняя версия:

КОПАТЕЛИ (Шеймас Хини)

Перо тяжелое в руке
Зажато, словно пистолет.

Там, за окошком, грохочущий звук
Лопаты, вздымающей гравий и грунт:
Отец копает. Видно мне,

Что склоняется он между клумбами
Всё ниже, как двадцать лет назад,
Когда он, ритмично сгибаясь,
Картошку
Копал. 

Грубый сапог давил на металл,
Рычаг черенка упирался в колено.
Он вершки взрезал, вздымая землю,
Из которой летели молодые клубни,
Мы любили их твердую свежесть в руке.

Ей-богу, мой старик
Лихо управлялся с лопатой,
Как и его старик.

Мой дед нарезал больше торфа за день
Чем любой работяга на болотах Тонера.
Я как-то в бутылке с бумажной пробкой
Принес ему молока. Он стал,
Выпил и тут же опять, согнувшись,
Лезвием дерн продолжил резать:
Кидая брикеты через плечо,
Он глубже, к хорошему торфу ближе,
Копал.

Запах картофельной почвы, хлюп
Торфа сырого, резкий треск
Перерезаемых корешков
Вновь оживают в моей голове.
Но нет у меня лопаты, чтоб
Следом за дедом идти и отцом.

Перо тяжелое в руке
Зажато. Буду им
Копать.

Перевод Т. Мелочихиной


Рецензии