О святых и грешных
Скачала его сегодня и прочитала.
Рaдуйся, граде Киеве, явивый нам Ольгу богомудрую!
Радуйся, граде Суждалю, израстивый плод древа райскаго, Ефросинию благоверную, постников утверждение!
С ними же ублажим и Евдокию Московскую преславную, и Февронию Муромскую, и Анну Кашинскую,
и Ефросинию, Полоцкой земли украшение, и вся жены рода нашего Богу угодившия,
и к ним возопиим: О всеблаженные, молитеся о нас ко Господу даровати нам велию милость!
Там кириллическая печать и в конце длинный-длинный перечень русских святых, то есть святых, прославленных русской церковью. Географически от равноапостольных апостола Андрея и Нины (Киев и Грузия) до Иннокентия и Николая (Аляска и Япония), от мучеников Херсонеса, Антония и Евстафия Виленских, Иова Почаевского, Афанасия Брестского до соловецких пустынножителей и сибирских и алтайских миссионеров.
Исторически опять же от апостола Андрея - до новомучеников. И главное впечатление от текста службы: русская церковь - вселенская. Я это понимаю прежде всего в том смысле, что "нам некуда больше бежать".
Долго читала тооолстое "Православие в Европе" Сергея Мудрова, он после МДС с МДА долго путешествовал по европейским аспирантурам с докторантурами и везде искал православные приходы, разных юрисдикций, в Европе повсеместно рядом в разных городах православные храмы разных юрисдикций. Что для меня непривычно, что в России, что в Беларуси, там, где я жила и живу, рядом только храмы МП. На севере ещё староверы были, а здесь - костёл напротив дома, но и только.
Катакомбников с зарубежниками по северу знала, но у катакомбников до меня ещё умер последний священник, и при мне они перешли в приход РПЦЗВ, а я целый год думала и вернулась после колебаний и епитимьи в МП. Прежде всего из-за дочери, в то время ради неё вела православную школу у скаутов, наступало время летнего лагеря в Ульяновском монастыре, где я должна была церковнославянскому детей учить, а у зарубежников и катакомбников негусто было с детьми и школами.
И с тех пор не металась, хотя с душевной болью видела, как из храмов МП вымывается молодёжь. В прошлое воскресение собрала в своём деревенском доме одна прихожанка нашего городского Троицкого храма ближних по случаю престольного праздника, в той деревне, Пиревичах, храм Всех святых.
Средний возраст 60+, я самая молодая. Ну и, как водится, разговоры о детях - внуках, почему они не с нами в этот день. Служил епископ и сказал проповедь о нападении на крестный ход на Украине, а я и сама уже видела этот сюжет и прокомментировала (за столом, а не в храме):
- Уверена, что если не все нападавшие крещены, так подавляющее большинство, дожили!
На что мне ответили, что мы не святые, не умеем молодым донести и передать свет.
А потом появилась гармонь, и гости стали петь под неё хором. Очень душевно пели и про калину красную, и про старый клён. Вокруг грядки с клубникой-земляникой, можно петь, можно пастись, а за грядками поле с ромашками.
Как у родителей на даче, там тоже любят собираться соседи, бывшие сослуживцы, специально поставили длинный стол на полянке, только жаль, умер гармонист.
Дочка у меня ещё бывала на таких застольях с гармонистом, а сын только когда был маленький и не помнит, сейчас отказался участвовать.
Разницы не увидела, что у северных дачников, что здесь, в белорусской деревне, песни одни и те же, старые советские. У меня был порыв спеть "Конец веком приближается", но вовремя заткнула фонтан, подумав, что как у родителей этот номер не прошёл, так и здесь не пройдёт, никто слов не знает.
Сама-то я люблю духовные стихи петь, но в одиночестве, не с кем, подружки, с которыми в археографических экспедициях их разучивали, далеко. "С другом я вчера сидел, ныне зрю смерти предел" или "Ой шли-прайшли три ангелы, як вяли яны с сабой душу грешную" - красиво и душевно, но только у староверов их поют.
Часто об этом думаю: что сорок лет назад пример староверов должен был стать нам наукой, как у них телевизор тогда (только дотянулся) похищал их молодёжь, так и у нас затянуло их в сеть. И как староверы мало что супротив придумали, так и мы, может, где-то в столицах и в гимназиях для богатых что и придумали, но в целом в народе - увы, нет.
И если 20 лет назад могла ещё себе представить, что разбираю со скаутами текст святителя Афанасия, то сейчас - нет, то ли фантазия истощилась, то ли силы. Сама читать люблю, а "нести в массы" - уже не вижу смысла.
Потому что общий застольный вердикт верен, не тексты нужно нести, а их свет, не на бумажных хартиях, а на плотяных сердечных скрижалях отображать Христа, а если не получается - не помогут книжные красоты.
Святые - они как раз Его и отобразили. И другого пути нет, только вслед за ними - к Нему. И метаться по юрисдикциям смысла нет, сколь не мечись - везде те же грешники.
Цветочки с луга. Иван-чай уже цветёт.
Свидетельство о публикации №222070401099