Мостки дружбы

            Три вещи никогда не возвращаются обратно: Время, Слово, Возможность.
            Поэтому… не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможности.
                (Конфуций)

       Есть такие часы, которые показывают сколько минут осталось до ядерной войны, вступления в которую все боятся и опасаются. Часы эти никто не видел, но все знают о них - в Чикагском институте Глобализации Мира они висят. В данный момент они показывают 23 часа 59 минут и 30 секунд. Совсем немного осталось до...

       И человечество знает, что когда случаются какие-то послабления в мировых отношениях, то стрелки часов притормаживают свой ход, уходят на 7-8 минут от 00, от времени Ч. Когда же случаются обострения – они начинают идти быстрее и доходят до 4-3 минут и даже до 1 минуты до времени Ч.

       В 70-х годах двадцатого века, в самый разгар холодной войны, часы эти спешили, но их постоянно притормаживали этакими мостиками дружбы между странами. Я помню такие мостики дружбы.

       Осенью 1976 года приехал к нам в гости мой старший брат Юрий с женой Лидией и четырёхлетним  сыном Лёшкой. А я молодой, только вступающий в жизнь, уже готовился к службе в Армии.

       Увлекалась молодёжь тогда различной музыкой, слушать любили исполнителей, выступавших в разных музыкальных стилях: поп, панк-рок, рок с блюзом, диско, джаз, рэгги и другие. Яркое и шумное было время, большой популярностью пользовались группа Beatles, да и других всяких групп много было. Много продавалось музыки на пластинках и кассетах. Естественно, мы покупали эти диски – так они назывались - и слушали их на своих стереофонических вертушках.

       Я со своими приятелями частенько заглядывал в музыкальный отдел столичного универмага, где продавались пластинки. Там же мы покупали и всякие причуды от ансамблей. Кто пуговицу купит битловскую, кто педаль, типа от барабана за которым  Рингостар сидел. На них, конечно, были соответственные подписи, благодаря которым наш рейтинг на улице повышался.

       А за пару месяцев до приезда брата я услышал джаз, пел его Луи Армстронг, как я тогда понял - очень знаменитый американский артист, прямо-таки король джаза был. Пластинку с ним я в нашем универмаге купил, всего за три с половиной рубля она мне досталась.

       Надо отметить, что пластинки у перекупщиков с интересующей нас музыкой были очень дорогими: по 20 рублей, по 50 рублей, по 80 рублей. А уж с импортным певцом до 120 рублей доходило. А тут я в универмаг пришёл и купил.

       Принёс я тогда домой пластинку, послушал и даже не понял толи мне медведь на ухо наступил, толи ещё чего. Позвал своих пацанов с улицы послушать. Пришли Юрка, Валерка и Серёга. Послушали и говорят мне:
- Зачётный пласт, Вовка! Луи Армстронг очень серьёзный исполнитель джазовой музыки. Прям удивляемся, как он это тебе за трёшку достался.
Ну, я и успокоился. Да там и вкладыш какой-то был. Валерка тогда сказал:
- Видимо продавцы ещё не оценили какая партия к ним пришла или не успели растащить её по блатным. А ты тут и подвернулся – купил виниловую пластинку.
       Потом мы всей улицей (пацаны, девчонки) слушали джаз в исполнении Луи Армстронга.
 
       У меня тогда был классный радиоприёмник «Океан». Оттуда, ещё в июле месяце на волне радио-Америка, услышал я что в Алма-Ату в начале ноября приедет американская фотовыставка «Фотография США». А я немного фотографировал, сам фотографии делал, интересно мне было бы на американцев посмотреть, сравнить.
Поэтому, когда брат приехал к нам, я ему говорю:
- Юра, у нас с тобой должна быть обширная, серьёзная культурная программа, потому что через полмесяца, сам знаешь, мне на службу в Армию уходить.
- Конечно, - отвечает брат, - давай наметки сделаем. Ты сам-то чего предлагаешь?
- К нам в Алма-Ату должна приехать американская фотовыставка. – Предлагаю я. - Давай сходим?
- Ты откуда знаешь? – Юра спрашивает.
- Знаю! – не стал я ему ничего про то, откуда я знаю объяснять.
- Ну, давай, сходим.

       Выставка эта проходила во Дворце спорта, народу много на неё шло. Сходили мы с братом, его женой и малышом Лёшкой на эту фотовыставку. Очень хорошие фотографии там были - настоящие произведения искусства! Мне очень понравилось, просто супер!

       Брат Юрий подошёл к американцу-фотографу, поблагодарил и поздравил его с выборами президента.
- Какого президента? – поинтересовался фотограф.
- Вашего. Президента США. - Пояснил Юрий - У вас же сегодня праздник.
Американец хмыкнул, криво улыбнулся и мы поняли, что это у нас выборы праздник, а у них просто очередные выборы.

       А ещё американцы там раздавали мгновенные фотографии снятые американским фотоаппаратом "Поляроид" прям тут-же, в зале! Я внимательно наблюдал как фотограф нажимает на кнопочку, а снизу выскакивает фотография 6х6 зачехлённая в бумажку. Он её с минуту подержит, потом бумажку снимает и фотография уже готова. Это сейчас фотка сразу выскакивает, а тогда было так.

       А ещё этот парень-фотограф брал ватный тампон с закрепителем и раз-раз, проводил несколько раз по фотографии и после этого это фото остаётся навсегда. Хорошие, чёткие фотки получались, даже в тёмной комнате. Все хотели сфоткаться перед американским аппаратом, человек 50 стояло в очереди к нему.
 
       А я сбоку смотрю и вижу, что американец не всех подряд фоткает, он выбирает. Так мальчика выбрал и сфотографировал, то девочку с пушистыми волосами. Понял я, что взрослых людей, как бы они красиво одеты не были, он не фотографирует. Американец выбирает кого действительно можно запечатлеть и предпочитает фотографировать детей. На их открытые лица ещё не легли печати житейских забот. Нейтральный пейзаж он делает. 

       Я брату говорю:
- Давай-давай, Юрий, вперёд надо двигаться. Лёшку бери.
- Да неудобно как-то, - запротестовал брат.
       Тогда я схватил четырёхлетнего Лёшку, посадил его себе на плечо и лезу вперёд. Мне 18 лет, Лёшке 4 годика – фотограф должен заинтересоваться. И точно! Американец меня увидел, сразу рукой мне показывает, зовёт:
- Бой-бой. Ком-ком. Вот так встаньте. Я сейчас.
Юрий с женой уже ко мне протиснулись, сзади пристраиваются. Американец фотокарточку сделал, валиком по нему провёл и мне лично отдал. Я тут же брату передал и Лёшку и фотокарточку. Это было такое счастье, что у нас такое фото есть!

       Мы ещё по выставке походили, а при выходе из Дворца нам каждому дали по значку и по пакету с иллюстрированным каталогом фотовыставки. В то время для каждого из нас такие шикарные подарки от организаторов выставки были олицетворением зарубежной жизни.

       Тогда же мы с братом увидели афишу - в ней сообщалось, что к нам в Алма-Ату приезжает "Нью-Йорк джаз репертори компани бэнд" с концертом, посвящённым всемирно известному королю джаза Луи Армстронгу. Я загорелся, музыку я его по диску давно знаю, живьём охота послушать.
- Юра, - я брату говорю, - такие знаменитости приезжают. Давай сходим, послушаем вживую и музыку и песни короля джаза.
Он согласился. Мы с ним быстренько, на автобусе, в кассу театра съездили, билеты на завтрашний концерт купили. Завтра уже мы все были в театре.

       Джазовый оркестр из нескольких музыкантов находился на сцене, саксофон пел, музыка лилась, певец со своим голосом был великолепен – он показал всю красоту своего хриплого голоса. Все зрители были зачарованы. Сзади какие-то девчонки визжали, ногами стучали и кричали «браво!». Сцену цветами завалили.
      
       Я брату говорю:
- Юра, у меня дома диск лежит с Луи Армстронгом. Вот с этими самыми мелодиями.
Брат на меня укоризненно посмотрел:
- Ну, Володя, такие ты потерял возможности! Раз у тебя такая пластинка есть, её надо было взять в чехле и с цветочками преподнести на сцену. Они бы твою пластинку с автографами вернули и у тебя была настоящая память о таком знаменитом певце.
       Мои же мысли были совсем не так практичны, я всё время думал о предстоящей службе, поэтому и упустил такую возможность.

       Вот такое было тогда во время холодной войны серьёзное содружество наших стран, хотя бы через искусство. Такими вот мостками дружбы затормаживали неумолимый ход часов, примирения искали.

      Сегодня мостки культурных связей между странами сожжены. Часы спешат, убыстряют свой ход, минуты отсчитывают, секунды остаются…

                P.S.
    Правительство США использовало Армстронга как «посла доброй воли» - чтобы пропагандировать американскую культуру за рубежом (и заодно продемонстрировать миру, что не всех негров в Америке обижают). В конце 50-х, когда в СССР началась оттепель, Госдепартамент был готов проспонсировать выступления оркестра Армстронга в СССР.
    Но как раз тогда случился инцидент в арканзасском городе Литтл-Рок: толпа не пустила негритянских детей в школу, а губернатор штата поклялся, что не допустит совместного обучения чернокожих и белых школьников. Армстронг из-за этого пришел в ярость и ехать в Советский Союз отказался: «Люди там будут спрашивать, что не так с моей страной - и что я им отвечу?»
   И вроде бы его можно понять - но, конечно, ужасно обидно, что в СССР Армстронг так и не поехал. Два других крупнейших джазмена Америки, Дюк Эллингтон и Бенни Гудмен, до нашей страны все-таки добрались, а он - нет. (из интернета)
       
   А в июле 1971-го даже газета «Известия» разместила некролог о смерти "Луи Великого" на первой полосе. (из интернета)


Рецензии