Тайна тронного зала
(о привычке благоустраивать дом накануне визита гостей)
Назар Шохин
В апреле 1999 года мэр города перенаправил мне письмо с просьбой немецкой стороны «устроить в Бухаре гастроли всемирно известного музыкального коллектива». Устно – через своего помощника – мэр передал также требование убедить гостей, чтобы их «концерт проходил именно в городском Дворце культуры». «И чтобы никаких фантазий, отсебятины, хитросплетений – на обустройство других сцен у меня нет денег», – просил передать также градоначальник.
Спустя некоторое время приехали гости, осмотрели упомянутый Дворец, однако убедить их выступить именно там у меня, скажу честно, ну не получилось. Не помогли ни упоминание имен выступавших здесь советских знаменитостей, ни наличие лучшего в городе технического оборудования и еще много чего. Гостям хотелось, как стало понятно позже, чего-то более амбициозного и оригинального, чем советский бетонный квадрат. Словом, предложение градоначальника было отвергнуто ими категорически.
В создавшихся условиях просто невозможно было не «импровизировать», и я решил показать немцам сцену исторического здания областного театра, построенного шестьдесят лет назад в стиле мусульманской готики. Однако там, как объяснили немцы уже после десяти минут осмотра, «операторам и режиссерам просто развернуться будет негде».
Других залов в городе не было... То есть концерт, получалось, срывался, еще не начавшись.
Расстроившиеся вконец неудачей и настроенные на отъезд, гости попросили экскурсию по городу.
Мы начали с главной архитектурной достопримечательности Старой Бухары – построенного сотни лет назад зимнего дворца бухарских эмиров. Уставшие немцы не спеша обошли лабиринты дворца, пока не попали в открытый летний тронный зал. И тут кто-то из гостей воскликнул: «Да это же настоящая площадка для нашего концерта! Посмотрите на эти высоченные стойки! На этот трон! На этот простор! На это небо! А акустика какая!»
Я, конечно, смог бы отговорить немцев от такой сумасшедшей идеи, тем более что место это фактически было в руинах еще с революции: не было гарантии, что какая-нибудь балка не рухнет ненароком на артистов. Да и директору музея не очень хотелось, чтобы здесь устраивали концерт: учреждение жило за счет туристов, а перед концертом необходимы репетиции, из-за чего часть музея на определенное время будет закрыта. Интуиция подсказывала мне, что, если не реставрировать зал сейчас – под предлогом гастролей, то реставрации не будет еще долгое время.
…Надо было видеть лицо мэра, когда вечером он услышал от гостей, что они уже «выбрали тронный зал эмира в качестве зала для концерта» и даже сумели «доложить об этом в Ташкент узбекскому правительству». Градоначальник смотрел на меня так, будто я был причиной образования огромной дыры в городском бюджете.
…Да, мне пришлось побыть в роли провокатора, но я нисколько не жалею об этом сегодня, видя, как сверкает тронный зал, отреставрированный всего за полгода. Я рад тому, что в обновленном зале время от времени проходят музыкально-развлекательные мероприятия.
Работая над этими заметками, я переспросил директора музея того времени и сопровождавших тогда немцев узбекских переводчиков о деталях организации тех, четвертьвековой давности, гастролей. И даже нашел изданную в Ташкенте книгу воспоминаний, где концерту посвящена целая глава с указанием всех плюсов и минусов организации. Немецкая сторона, оказывается, не знала, каких трудов городским службам стоило достичь всех плюсов, сокративших количество неизбежных минусов.
А концерт в октябре 1999 года был просто роскошный. В отреставрированном тронном зале пел могучий мужской хор из немецкого города Эссен с американским солистом Даниэлом Вашингтоном. Концерт в прямом эфире транслировался в многие страны мира.
Свидетельство о публикации №222070401164