Скорцени - опасный диверсант или обычный хвастун?

       Имя оберштурмбанфюрера СС Отто Скорцени покрыто легендами. Ещё бы: человек, осуществивший несколько удачных спецопераций, в числе которых спасение итальянского диктатора Бенито Муссолини. Но были ли эти акции действительно удачными, либо их итоги просто незаслуженно расхвалила нацистская пропаганда? Как была распиарена и личность самого Скорцени, в том числе западной прессой.

       Будущий «великий диверсант» родился 12-го июня 1908-го года в Вене в семье инженера. Его семья имела польские корни, но принадлежность его предков к одной из славянской национальности не помешала Скорцени стать впоследствии убеждённым национал-социалистом.

       Скорцени был высокого роста (196 см), из-за чего впоследствии его не взяли добровольцем в Панцерваффе (танковые войска). Учился в Венской Высшей технической школе в 1920-е годы. По его словам, он участвовал в 15-ти студенческих дуэлей на шпагах. Шрам на его левой щеке — результат ранения, полученного во время одного из таких поединков, но это тоже невозможно проверить. Был членом «Академического легиона».

       Отто Скорцени был близко знаком с Эрнстом Кальтенбруннером, будущим начальником всей тайной службы Третьего Рейха, который тоже был австрийцем. Именно Кальтенбруннер рекомендовал его в НСДАП в 1931-ом году, и вскоре после этого Скорцени вступил в СА. В 1934 году он вступил в 89-й штандарт СС, который начал нацистский путч в Вене. В этих организациях он с самого начала проявил свои лидерские качества.

       В 1938 году, во время аншлюса Австрии нацистской Германией, Отто Скорцени, по его словам, лично арестовал президента Австрии Вильгельма Микласа и канцлера Шушнига.

       С 9-е по 10-е ноября 1938-го года Скорцени участвовал в еврейских погромах, печально известных как «Хрустальная ночь». По официальным данным в ходе неё погиб 91 человек, а ещё 30 тысяч были арестованы и заключены в концлагеря. После «Хрустальной ночи» он чудесным образом неожиданно стал владельцем роскошной виллы, хозяин которой, еврей, бесследно исчез, а ряд предприятий, принадлежащих евреям, присоединил к фирме своего тестя.

       В самом начале Второй мировой войны Скорцени попытался вступить в Люфтваффе, но не был принят, поскольку к тому времени ему уже исполнилось тридцать лет. Тогда он поступил в войска СС.

       В декабре 1939-го года он был зачислен в запасной батальон лейбштандарта СС «Адольф Гитлер» военным инженером, так как раньше работал инженером-строителем.

       Вскоре его назначили в артиллерийский полк дивизии СС «дас Райх» в качестве офицера, отвечавшего за автомобильную технику. В этом качестве Скорцени принимал участие во французской компании, захвате Югославии, а затем и в боях 1941-го года на территории Советского Союза. В августе 1941-го он заболел дизентерией, отправлен в госпиталь, и там ему был вручён Железный крест 2 класса. В декабре 1941 года, когда началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, Скорцени весьма удачно, как он сам выразился в своих мемуарах, «свалил жестокий приступ воспаления жёлчного пузыря». Он был отправлен на лечение в родную Вену. На этом фронтовая карьера Скорцени благополучно завершилась.

       Пролечившись до весны 1942 года в Вене, Скорцени больше на фронт не вернулся, а очутился в запасном полку в Берлине. После полугода необременительной (по словам Скорцени — просто скучной) службы в столице рейха, он, по собственному утверждению, попросился на курсы офицеров танковых войск, но не был принят из-за своего огромного роста.

       Оправившись после болезни жёлчного пузыря, Отто Скорцени в апреле 1943 года, к тому времени уже в звании гауптштурмфюрера СС (аналог армейского капитана), был рекомендован на место руководителя создаваемых частей особого назначения СС для проведения разведывательно-диверсионных операций в тылу противника и был зачислен на особые курсы «Ораниенбург».

       В сентябре 1943-его года Скорцени провёл свою самую известную акцию под кодовым названием «Дуб». Это была операция по освобождению арестованного итальянского диктатора Бенито Муссолини. И хотя кандидатуру Отто Скорцени одобрил сам Фюрер, лично выбрав его из нескольких офицеров СС, руководили этим мероприятием совсем другие люди, а предприимчивый гауптштурмфюрер просто присвоил себе всю славу. Но давайте обо всём по порядку.

       После почти двух месяцев поиска немцам через свою итальянскую агентуру удалось обнаружить бывшего диктатора в высокогорной гостинице «Кампо Императоре» в труднодоступной горной цепи Гран Сассо. Однако добраться туда можно было только с помощью канатно-подвесной дороги, которая тщательно охранялась; кроме того, и саму гостиницу охраняло 100 или 200 вооружённых карабинеров. Немцы даже не знали их точное количество.

       12 сентября 1943 года операция «Дуб» началась. В 5 часов утра Скорцени и его люди прибыли на аэродром Практика-ди-Маре, где выяснилось, что планера прибудут только в 10 часов. После прибытия планеров генерал-лейтенант Курт Штудент, непосредственный руководитель операции, лично проинструктировал их пилотов, строго запретив им приземляться из пике - только из планирующего полета. Вылет был назначен на 13.00, но в 12.30 аэродром бомбила авиация союзников, повредив покрытие, но не задев машины. Взлет все-таки состоялся в назначенное время. Планеры были перегружены и два из них перевернулись при взлете, а еще два упали на пути к цели (один прямо около отеля) - 31 десантник погиб и 16 получили тяжелые травмы.

       В 14 часов, после высадки штабной роты, 2-й роты и части 1-й роты Учебного батальона парашютистов (Kompanie des Fallschirmj;ger-Lehr-Bataillons) под командой майора Харальда Морса, которому генерал-лейтенант Штудент поручил проведение операции, была захвачена станция ведущей к отелю канатной дороги вблизи местечка Ассержи (итал. Assergi). Непосредственно перед этим данными подразделениями были перерезаны все телефонные линии, ведущие к станции. Охрана оказала минимальное сопротивление (двое убитых с итальянской стороны).

       Одновременно в 14:00 на склоне горы приземлились десять тяжёлых планеров DFS 230 с 72 десантниками 1-й роты Учебного батальона парашютистов под командой оберлейтенанта Георга Фрайхерра фон Берлепша, а Скорцени командовал лишь маленькой командой эсэсовцев количеством не более 16-ти человек. Так же с ними прибыл итальянский генерал Солети, который должен был запретить охранникам Муссолини стрелять, однако последние сдались без сопротивления. Дело было в том, что каски немецких парашютистов были очень похожи на каски американских солдат, и карабинеры вначале подумали, что их атакуют американцы.

       В 14:45 командующий операцией майор Харальд-Отто Морс прибыл в отель по канатной дороге, вслед за чем невредимый «дуче» должен был улететь на одном из физелеров Fi 156. Успех операции оказался под угрозой, когда Скорцени настоял на том, что полетит на том же самолёте — в горах и при имевшихся взлётных условиях двухместный физелер оказался перегружен, когда в него сели три человека. Но Скорцени хотел лично привести Муссолини Гитлеру, чтобы слава не досталась кому-нибудь другому.

       С определёнными трудностями капитану Герлаху, личному пилоту генерала Штудента, удалось взлететь. Перегруженный самолёт должен был разбиться, но неожиданно подул встречный ветер, и это спасло жизни Муссолини, Скорцени и ни в чём неповинному пилоту. Он всё-таки сумел доставить обоих пассажиров на расположенный в 30 км южнее Рима аэродром Пратика ди Маре, где они приземлились в 15:38. Оттуда Муссолини немедленно вылетел на немецком Heinkel - 111 в Вену, где переночевал и на следующий день был доставлен в Мюнхен. 14 сентября в 14:30 он встретился с Гитлером в штаб-квартире фюрера в Растенбурге.

       Успех этой операции принёс Отто Скорцени мировую славу, очередное воинское звание штурмбанфюрер СС и очередную награду — Рыцарский крест. За операцию по своему освобождению Муссолини пообещал наградить Скорцени орденом «Ста мушкетёров», но почему-то забыл это сделать. Геббельс вознёс Отто Скорцени до небес. Все газеты пестрили восторженными заголовками, а по радио не умолкали хвалебные репортажи в честь «чудесного освобождения Дуче, который возродит фашизм в Италии».

       Кстати, немецкий генерал Типпельрскирх, написавший фундаментальный труд «История Второй мировой войны», охарактеризовал эту акцию как «авантюрная, стоившая немецким десантникам многих жертв».         

       И ещё один интересный факт: после войны майор Харальд Морс, человек, который на самом деле командовал операцией «Дуб», поступил во вновь основанный бундесвер, где дослужился до звания полковника при Главной штаб-квартире союзных вооружённых сил в Европе.

       После этого Скорцени провёл ещё несколько операций, большинство из которых не увенчались успехом:

                Операция «Длинный прыжок»

       Операция была одобрена Адольфом Гитлером и возглавлялась лично начальником РСХА Эрнстом Кальтенбруннером. Немецкая разведка узнала о времени и месте проведения тегеранской конференции в середине октября 1943 года, расшифровав американский военно-морской код. Кальтенбруннер назначил Отто Скорцени руководителем миссии. Также был задействован немецкий агент Эльяс Базна (известный под кодовым именем «Цицерон»), который передал из Анкары (Турция) ключевую информацию о конференции. Отто Скорцени, тогда уже оберштурмбанфюрер СС, начальник секретной службы СС в VI отделе Главного управления имперской безопасности (СД-Заграница, нем. SD-Ausland, начальник - бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг) — разработал секретную операцию под кодовым наименованием «Длинный прыжок», с намерением во время тегеранской конференции союзников убить Сталина, Черчилля и Рузвельта или, если представится возможность, выкрасть их в Тегеране, проникнув в посольство Великобритании со стороны армянского кладбища, на котором начинался родник (позже, в 1966 году Скорцени подтвердил, что имел такое поручение). Однако операция с треском провалилась, так как о планах нацистов стало известно советскому разведчику Николаю Кузнецову: по его данным группа разведчика Геворка Вартаняна раскрыла всю немецкую резидентуру в Иране и арестовала немецких связистов, которые должны были подготовить плацдарм для высадки немецких диверсантов.

                Операция «Ход конём»

     Весной1944-го года Скорцени поручили проведение операции «Ход конём». Её целью было обезглавить антифашистское Сопротивление на Балканах, захватив партизанского лидера Иосипа Броз Тито, скрывавшегося в районе города Дрвар на западе Боснии. 25-го мая город и горы в его окрестностях подверглись массированной бомбардировке, после чего высадился десант войск СС. Несколько сотен десантников, возглавляемых Скорцени, вступили в бой с многократно превосходящими их по численности силами противника. Подавив партизан, немецким войскам удалось захватить Дрвар, однако, когда люди Скорцени достигли пещеры, где находилась штаб-квартира Тито, там уже никого не было. Тито вместе с ближайшими сподвижниками ушёл, используя пещерные ходы и горные тропы. Миссия Скорцени закончилась неудачей.

                20.07.1944. Покушение на Гитлера

        20 июля 1944 года в день покушения на жизнь Гитлера, организованного группой высших офицеров вермахта, Скорцени находился в Берлине. Он принял участие в подавлении мятежа и в течение 36 часов, вплоть до восстановления связи со ставкой фюрера, контролировал штаб армии резерва сухопутных войск, начальник которого — полковник фон Штауффенберг — входил в число заговорщиков.

                Операция «Фаустпатрон»

       Осенью 1944 года Отто Скорцени был направлен в Венгрию. В его задачу входило помешать сепаратным переговорам о мире, которые вёл с Советским Союзом регент Венгрии Миклош Хорти. 15 октября в рамках операции «Фаустпатрон» в Будапеште был похищен сын диктатора. Скорцени и его люди напали на него и жестоко избили. Затем они похитили Хорти-младшего под угрозой оружия, завернули его в ковер, отвезли в аэропорт и вывезли в Вену. Оттуда он был доставлен в концентрационный лагерь Маутхаузен. Под угрозой лишения сына жизни Хорти отрёкся от власти и передал её прогерманскому правительству Ференца Салаши. Венгрия продолжила участие в войне на стороне Германии вплоть до полного разгрома советскими войсками в апреле1945 года. Надо признать, что именно эта спецоперация оказалась наиболее удачной в биографии Скорцени, поскольку полностью достигла своей цели.

                Операция «Гриф»

       В декабре 1944 года по поручению Гитлера Скорцени был назначен ответственным за операцию «Гриф» по захвату генерала Эйзенхауэра, во время которой около 2000 переодетых в американскую форму англоговорящих бойцов с американскими танками и джипами были направлены в тыл наступающим американским войскам с диверсионным заданием. Однако эта операция не достигла успеха: многие подчинённые Скорцени были схвачены и расстреляны.

                Зима 1945. Бои за Померанию

       В январе-феврале 1945-го года Отто Скорцени командовал частями регулярной армии в оборонительных боях за Пруссию и Померанию. Группа из истребительных батальонов «Центр» и «Норд-Вест» и 600-го парашютного батальона закрепилась в городе Шведт-на-Одере, где к ним присоединился 3 танково-гренадерский батальон. За участие в обороне Франкфурта-на-Одере Гитлер наградил его одним из высших военных знаков отличия Третьего рейха — Рыцарским крестом с дубовыми листьями. 

       Надо сказать, что Скорцени был прирождённым карьеристом. Если его операции проходили удачно, то он сразу бежал к Фюреру и получал из его рук награды, а если миссии проваливались, то тут же обвинял в неудачах других, или говорил, что он сам не имеет никакого отношения к этим акциям. Например, в своих мемуарах Скорцени писал, что в операции «Ход конём» он вообще не участвовал.

       Война заканчивалась, и в последние её дни он вместе с Кальтенбруннером укрывался в «Альпийской крепости» в районе Радштадта-Зальцбурга, где получил от него должность начальника военного управления РСХА.

       15 мая 1945 года Скорцени арестовали, личность его была быстро установлена. Он содержался в лагере "Оберурзель" под усиленной охраной. Пять дней Скорцени провёл в одной камере с Кальтенбруннером. Выступал на Нюрнбергском процессе свидетелем защиты комиссара по рабочей силе в управлении четырёхлетнего плана гауляйтера Тюрингии обергруппенфюрера СС Фрица Заукеля, но неудачно. Фриц Заукель был повешен за военные преступления 16-го октября 1946-го года в Нюрнберге.

       Скорцени охотно сотрудничал с американской разведкой, дав полные показания о спецслужбах Третьего Рейха. Благодаря этому на судебном процессе в августе 1947 был оправдан и завербован американцами под кличкой «Эйбл». Затем находился в денацификационном лагере для интернированных в Дармштадте. В июле 1948 года при содействии американцев бежал в США, где занимался подготовкой агентов-парашютистов.

       Затем возвратился во Францию, но с февраля 1948 года был внесён в списки Комиссии ООН по расследованию военных преступлений, которая завела на Скорцени специальное дело. В нём говорилось, что обвиняемый Скорцени в апреле 1945 года участвовал в карательной операции против жителей деревни Плоштина, когда карателями было убито 27 человек. В 1950-м году из-за этого бежал в Западную Германию, где под именем Рольф Штайнер начал публиковать свои мемуары. В 1951 перебрался в Италию, а затем поселился во Франкистской Испании с паспортом, дарованным ему лично Франко на имя Пабло Лерно и отметкой о его довоенной профессии — инженер. В 1951 году его фамилия была вычеркнута из списков лиц, разыскиваемых полицией ФРГ. После данной декларации он мог быть интернирован в Германию либо в Австрию, в том случае, если бы он признал свои убеждения, равно как и убеждения своих бывших вождей, ошибочными.

       С 1959-го по 1969-й год жил в Ирландии, где купил 200-акровую ферму Мартинстон Хаус в графстве Килдэр.

       В1961-ом году контактировал с руководством ультраправой организации OAS, генералом Гарди и полковником Годаром, накануне Алжирского мятежа.

       По непроверенным данным, работая на израильскую разведку Моссад, Скорцени в 1962 году убил учёного-ракетостроителя Хайнца Круга, который работал над ракетной программой для египетского правительства. Скорее всего, это не соответствует действительности, потому что впоследствии Скорцени работал консультантом у египетского президента Гамаля Абделя Насера.

       Находясь под защитой Франко, Отто Скорцени был ключевой фигурой в операциях по спасению от преследования бывших членов СС (организация ODESSA). Согласно публикациям испанской газеты El Mundo, Отто Скорцени также был организатором одной из крупнейших баз ODESSA в Испании. В 1970 году Скорцени основал Группу «Паладин» — неофашистскую организацию, собравшую под своё крыло бывших членов OAS (фр. Organisation de l'arm;e secr;te), SAC (фр. Service d'Action Civique) и прочих подобных организаций, составив из членов этих собраний ядро антикоммунистической борьбы. Так же ему приписывается создание другой подобной организации - Die Spinne (Паук). Но серьёзных подтверждений этому нет.

       Дело в том, что после войны не было найдено ни одного документа, связанного с деятельностью ODESSA, и из-за этого некоторые историки сильно сомневаются в её существовании. Про ODESSA всерьёз заговорили только в 1972 году после выхода романа будущего классика шпионских романов Фредерика Форсайта «Досье ODESSA». Книга стала бестселлером, а через два года вышел одноименный фильм, который лишь усилил возникший общественный интерес к этой теме. Поэтому есть мнение, что эта организация - лишь литературный вымысел.

       Таких вымыслов много в жизни самого главного террориста фашистской Германии. Невозможно разобраться, где правда, а где ложь. Сплошная реклама и самореклама. Отто Скорцени даже написал три книги, пафосные названия которых говорят сами за себя: «Диверсия – моё ремесло», «Неизвестная война» и «Секретные задания РСХА».

       Умер «диверсант номер один» в Испании в 1975-м году от рака, оставив много вопросов относительно своей личности.

       И последнее: в начале 1990-х журналист, бравший интервью у выдающегося советского специалиста по диверсионному делу и партизанской войне Ильи Старинова, сказал: «Вас называют русским Скорцени...».

       «Я диверсант, а он — хвастун», — жестко отрезал полковник Старинов.

       Пожалуй, это самая точная характеристика для Отто Скорцени. Добавить нечего.
 
                Спасибо за внимание. Берегите себя!

На снимке: Отто Скорцени с женой; Отто Скорцени и Бенито Муссолини; Отто Скорцени после войны за работой над своими мемуарами. Изображение из открытых источников.


Рецензии
Обширный труд, Игорь! Пожалуй, наиболее полное исследование этой личности!.. Военные историки и историки спецслужб оценят. Диссертацию пишете?..

Игорь Лебедевъ   07.05.2023 10:19     Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасный отзыв, Игорь. Нет, диссертаций я не пишу, пишу книги. Но, может быть, задумаюсь над диссертацией. Желаю счастья, удачи и успехов в творчестве. С уважением.

Игорь Ковриков   07.05.2023 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.