Монг. изморозь TSAR

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Иллюстрация взята из монографии археолога, доктора ист. наук Мурада Магомедова,где к сожалению, не всё достаточно точно локализовано: с. Хунзах (Хунаракерт армянских источников) не расположен на р. Самур. Однако, не исключено,что так полагали источники,а не сам М. Магомедов - хазаролог с мировым именем. Беленджер (Боланд-джор)-это ныне затопленный водами ГЭС Старый Чиркей, где археологами были обнаружены многочисленные артефакты номадов,в том числе изображение лучника с косами. Видевший это изображение конного лучника с причёской сяньбийского типа венгерский археолог Иштван Эрдейи считал её типичной для круга племён,куда входили и авары-вархониты. С целью проведения археологических раскопок археолог Иштван Эрдейи посетил Дагестан,где ему партийные чиновники разрешения на проведение раскопок не дали,сказав: "Ищите следы аваров в Ставропольском Крае".

По мнению Иштвана Эрдейи, авары являлись по языку или протомонголами или среднеазиатскими гуннами-эфталитами (т.н. "иранскими гуннами"), причём последняя версия казалась ему более близкой к истине.Сторонником участия аваров-вархонитов в этногенезе т.н. дагестанских "аварцев" были: Мурад Магомедов, Карл Менгес, Омельян Прицак,Ричард Бэйли. В Дагестане как в годы советской власти,так и позже имели место неоднакратные попытки смести вообще термин "авар" и навязать другой этноним -"горцы",предлогавшийся ещё царским чиновником Усларом и при этом ссылались именно на его имя,утверждая,что он,якобы явл. "большим учёным-кавказоведом".Однако историки,ссылаясь на источники,легко оспорили предвзятое мнение об отсутствии вообще какой-либо связи термина "ауар/авар" с Дагестаном.После распада СССР беспрерывные попытки упразднить термин "авар",под прелогом,что он якобы "тюркский" (что не соответствует действительности) продолжили члены ряда антиаварских организаций. Двойственную и невнятную позицию заняли при этом активисты т.н. "аварских культурных обществ",пытавшиеся привязать указанный термин исключительно к Хунзаху,что также не согласуется с реальностью.

Беленджер (иран. "длинная теснина") - логово хонов,оттуда они выходили в набеги и туда возвращались- рядом с ними живописная горная долина,где произрастал уникальный целебный сорт абрикосов и вообще сплошь сады-всё умышленно уничтожено водами ГЭС, а местные жители были переселены. Все памятные места, связанные с Caspian Huns - методично уничтожались под разными благовидными предлогами в годы советской власти. Соседняя плодородная местность - родина Имама Шамиля (Гимры). Стратегия Верканских хонов (Verkanian Huns) заключалась в контроле за Дагестаном и при необходимости они могли покинув Беленджер, раствориться в горах. Хоны совершали -вместе с чеченцами (нохами) и дагестанцами набеги на Закавказье. Византийские источники пишут о контроле всего Сев. Кавказа гуннами. Вышеупомянутая соседняя плодородная территория  с горским аварским населением в источниках носит название Агран (также Ирхан). Халифатские арабы,воюя с хазарами, атаковали Беленджер и утопили в р.Сулак связанных пленных. Затем они ,поднявшись к Эдилу (Волга) нашли и успешно атаковали там хазар,а на обратном пути в Дербент,прошли в горы и нанесли поражение Сериру.

"Маскат" - Верканское побережье,контролировавшееся ираноязычными маскутами (масагетами). Вероятно,растворились среди лезгин,- на индоевропейские генетические следы среди лезгин указывает генетика. "Царство гуннов" - HONK' (хоны) армянских источников. Три исторических региона указанной карты в свете современных генетических исследований по отцовской линии происхождения тяготеют к уйгурам Синьцзяна,узбекам и хазара Афганистана: Зирихгеран,Серир (Сарир) и Сувар (Царство гуннов). При этом,однако, данные лакцев не участвовали в этой международной программе,поэтому мы про них ничего не знаем.

Значков указывающих на перекрытие прохода (пограничные заставы,таможенные посты) должно было быть больше,в сторону от Дербента (ворота Торайе) к Царству гуннов их имелось ещё несколько. Маскат также занимал большую территорию чем та, которая указана на карте. "Табарсеран" и "таваспары" - одно и то же. Вместо "Уман" следует читать "Туман,Туман-шахр"), Серир/Сарир - "Ауаран-шахр",т.н. "Царство гуннов" - "Хонзан" (< Хондзан) иранских источников. Совр. города Махачкала,Каспийск и ,наверняка, Буйнакск (Темирхан-Шура) - историческая территория Царства Гуннов на Каспии. Такое местоположение являлось государство- и этно-определяющим для всего Дагестана. Карл Менгес и Омельян Прицак высказывали в своё время мысль, что в Дагестане и Закавказье заметны следы сяньбийского (парамонголы) языкового влияния.

Как мы видим на карте: наиболее важный в стратегическом плане Прикаспийский (Vrkan) район занимало Царство гуннов (хоны),южнее их в глубь ныне азербайджанского Ширвана простирались земли,занятые ираноязычными маскутами. Указанные на карте савиры (гунно-савиры),панически боявшиеся аваров-вархонитов, являлись выходцами из Зап. Сибири (Прииртышье). Форсировав в 558 г. реку Оар (Эдил,Волга) авары-вархониты (авар-хоьмуьуьн,уар-хуман) на Кавказе первым делом расправились с савирами,затем вышли к аланам и попросили их царя Саросия посодействовать им в переправке своих послов в Константинополь. По свидетельству очевидцев, когда аварские послы с перевязанными лентами косами (признак сяньбийской знати) вошли в тронный зал базилевса среди его приближённых прошёлся громкий шёпот: "гунны,гунны..." Аварский посол своё обращение к императору Византии начал со слов: "К тебе пришёл народ аварский - наисильнейший из всех народов..."

По мнению немецкого историка Вальтера Поля-автора монографии "Авары в Европе"- вархониты (уар-хуманы) планировали изначально,при наиболее удачном для них повороте событий,протянуть свои границы от Центр. Европы до "Стражей хонов" (Царство гуннов на Каспии),где рассчитывали найти себе опору в лице местного населения и далее начинались границы союзного им Сасанидского Ирана (мать тогдашнего его правителя явл. представительницей хионитской знати).В Европе же им предстояло после разгрома и частично увода с собой протоболгарских племён Предкавказья, обрушиться на славян и с помощью лангобардов осилить восточногерманских гепидов,что им и удалось сделать. В тот период название славянского объединения неожиданно обретает монгольское звучание "анды" (монг. "названные братья"). С гибелью Аварского каганата это имя также навсегда выходит из употребления. А о Кавказе им пришлось вообще забыть,так как туда пришёл Тюркский каганат,образованный путём восстания тюркоязычных номадов против парамонголов-сяньбийцев (Жужани).С приходом тюрков-тудзюэ (тюркюты) Царство гуннов исчезает с карты Дагестана.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Из микротопонимики Кавказской Аварии согласно Аварско-русскому словарю: Сибир лъарагIал "сибирские равнины" (речь идёт о местности в горах Дагестана!)

Монг. "изморозь" TSAR

Монг. цар "изморозь", царгих "слепнуть от блеска снега",цайвар "светлый,беловатый", цас(ан) "снег,снежный,снеговой", цан "иней,изморозь,наледь",цаст(ай) "снежный,покрытый снегом",цацрал "сияние,луч,свет"

Зайрмагтах (читается "дзайрмагтах") "покрываться тонким льдом",зэрэглэх (читается дзерэглэх) "ярко блестеть,сверкать"

Эта основа со значением "блеск,лёд,изморозь" и т.д. с незначительными фонетическими изменениями представлена во многих- но далеко не всех-дагестанских языках.

Ав. цIер "лёд,стекло",цIорой "холод,мороз",цIам (диал. цIан) "соль",цIири "блеск,мелькание огонька",хунз. цIорора (ав. лит. цIорораб) "холодный". В андийском содо,зархуви, ботлихском сам  "холодный". Далее список схожих по звучанию слов в даг. языках деградирует,всё больше отдаляясь от созвучия с монгольскими формами и  обрывается.

Сохранившееся в аварской микротопонимике "Сибир лъарагIал" в аварско-русском словаре снабжено нелепым переводом "Сибирские равнины",на самом деле "сиберу"-это одна из андо-цезских реликтовых форм и следует переводить всё же как "холодные равнины", "равнины с изморозью,блёстками" или даже "равнинные жители с холодного края". Напомним, что географический термин "Сибирь" считается сяньбийским словом с неясной этимологией, предположительно, "спящая страна". Сяньбийский на данный момент оффициально признаётся парамонгольским, а этимология "спящая страна" у нас вызывает сомнение,скорее "холодная,покрытая изморозью".

Совершенно несостоятельными являются взгляды некоторых кавказоведов-авароведов на то,что ав. цIоросаролъ "кукуруза" якобы означает "мука с Закавказья", ав. термин цIор  изначально никак не мог служить обозначением Закавказья по весьма банальной причине: в Закавказье в разы теплее чем в горах Дагестана, а термин цIор указывает на холодный край и того же корня, что монг. цар "изморозь", царгих "слепнуть от блеска снега",цайвар "светлый,беловатый",как и ав.цIорой "холод,мороз". Если даже это и равнина,то только с выступающей на поверхность солью, а другой быть в данном случае просто не может. Пусть авароведы в таком случае укажут на хотя бы одну местность в равнинном Дагестане или Закавказье где зимой холоднее чем в горах Сев. Кавказа. Перед нами явно или вообще лексика сяньбийских (Hsien-pi,Serbi) языков или близких им и Закавказье -вовсе не ЦIор, этот термин раньше никак не был связан с Закавказьем.      

Мы считаем,что как семитские,так и тюркские (qar) обозначение холода и снега, типа ивритского kar (снег), kor (холод)- связаны с вышеприведёнными лексемами с вероятным заимствованным происхождением и блокировкой чуждых им аффрикат в источнике.Аналогичная ситуация могла иметь место с тюркским kin "злоба,ненависть" (ср. ав. цин "то же"). Монгольские языки отличаются от тюркских своим сильным креном в сторону нахско-дагестанских,так как кроме внушительного количества общей лексики, мы фиксируем в них латерал "лъ" и аффрикаты "ц", "дз". Вопреки утверждениям дагестанского лингвиста Н.С.Джидалаева ("Тюркизмы в дагестанских языках") никаких "булгаризмов" с якобы "свистящими аффрикатами" даг. языки не заимствовали по той простой причине,что их вообще не было в тюркских языках (указать более конкретно на них в даг. языках он не смог), если речь не идёт о банальнои "ч", а во-вторых,если они где-то и имелись,то это заимствования как раз из такого источника как монгольские и нахско-дагестанские языки. И мы видим, что тюркские языки подобные согласные просто блокируют,заменяя аффрикаты на более лёгие для произношения.

Аффрикаты, как и латералы -вовсе не тюркская стихия. Если даже и имелось языковое влияние номадов на нахско-дагестанские народы (что мы не исключаем), то их источник тот же -монгольские языки или подобного типа -парамонгольские. Откуда вообще в Дагестане это упрямое проталкивание идеи о наличии "булгаризмов" в даг. языках тоже понятно - кадровый состав ДНЦ РАН,сильно окрашенный в цвета маргинальных тюркоязычных окраин. И всё востоковедение в этой среде не мыслится никак иначе кроме как "благодаря тюркам и через тюрков",другой вариант освещения событий они просто пресекают. К тому же и сами "тюрки" у них трактуются в ракурсе небылиц,безо всякой конкретики. А всем остальным там просто необходимо зарабатывать,с этой целью они туда и пришли, а здесь -в Отделении Востоковедения ДНЦ РАН такая удача- готовые липовые схемы и конструкции о хазарах,булгарах и пр.,только бери - и пиши,ничего самому думать не надо,тем более когда в тюркских языках ты ничего и не смыслишь и твоя учёная степень реально не более чем значок ГТО. То чем занимается контора ДНЦ РАН в Дагестане вообще никому не нужно, даже Армянскому Радио для разнообразия своего юмористического репертуара.

Джидалаев Н.С. вообще не тюрколог,чтобы писать что-л. о тюркских заимствованиях,кроме того он игнорировал монографии специалистов по индоевропейским языкам и статьи,посвящённые как раз гипотетическим прасеверокавказским заимствованиям в праиндоевропейский. Его "булгаризмы",это вымученные лакские лексемы,извлечёные на божий свет как "булгарские"-продиктованы лишь желанием вписать в Булгарию (протоболгары) родный ему лакский Балхар. Мы не против такой "благородной" его миссии в ДНЦ РАН, только никаких подходящих аффрикат в тюркских языках мы не знаем за исключением тех,которые сами протоболгары могли заимствовать у парамонголов и народов Чечни и  Дагестана. Жители средневекового Дагестана не могли переработать чужие "свистящие африкаты" в свои звонкие абруптивы. На даг. аффрикаты куда как больше похожи халха-монгольские "дз" и "ц"- их в монгольских языках много, а булгарская фонетика до сих пор носит умозрительный характер. И по крайней мере в древнеуйгурском подходящих аффрикат похожих на нахско-дагестанские точно нет,как нет их в туркменском,узбекском-кроме банальных "ч" и "дж" и вообще нигде кроме разве что каких-нибудь бакинцев,произносящих вместо "чай" - "цай" и т.п.   

На наш взгляд, особую близость нахско-дагестанским языкам могли показывать из индоевропейских языков - вымершие хеттские и фракийский,а  из азиатских- парамонгольские и хотаносакский.В любом случае, попытки лингвистов показать нахско-дагестанские языки какими-то супер-изолированными,никому не родственными и пр.,а в качестве "утешительного приза" приписать культуртрегерскую роль всякого рода аутсайдерам, трусам и проходимцам - несостоятельны. Это вовсе не мир северо-восточного Кавказа,а тех, которые "пригреты" его врагами. При естественном положении дел,они всегда были никто. 

Такая же высокомерная позиция проявляется у ананонимного автора Армянской Географии,которая в целом является фальшивкой и не может быть использована как исторический источник вообще. У армянского анонима ложь (вначале утверждали,что её писал Мовсес Хоренаци,затем Ширакаци) и несостыковки про Кавк. Албанию на каждом шагу,причём вкупе с территориальными претензиями от лица армян к Кавк. Албании. Кавказские племена в этой его географии сплошь разбавлены ираноязычными племенами типа "леги,гелы (гелоны?)",какими-то "людоедами","конеедами" и...на фоне каких-то карикатурных гномов "царственными сарматами". Там же упомянуты выдуманные дебильные "мирикаци,сюрикаци", рядом с Дербентом помещён "г. Гелда" (опять гелоны?),но вот хонов нет-и это всё в эпоху хазар,когда там точно должны были быть "хоны" в соответствии с другими источниками-по крайней мере до прихода тюркютов,потому что и сам Дагестан вместе с Дербентом был известен тогда армянам как "Стражи хонов". "Армянский почерк" сразу обращает на себя внимание: куча сказочных персонажей, высокомерные тирады об албанах,"не знавших якобы числительных свыше 100",о том,что их жалят "ядовитые пауки" (после которых одни якобы плачут,другие смеются- и все умирают) и,естественно, территориальные претензии: "албаны забрали у армян.."

04.07.2022   


Рецензии