Что ели семейские Забайкалья

Печка в доме была членом семьи, она кормила, давала силы и была источником уюта и стабильности.

Разделение пищи на чистую и нечистую, позволительную и непозволительную была в семье моей бабушки и дедушки. В определениях ветхозаветной Церкви, как известно, это разграничение было обозначено весьма точными правилами. Они были направлены к запрещению пищи, употребление которой или наносит вред здоровью, или инстинктивно порождает отвращение.

Вредные привычки отсутствовали конечно, как и некоторые, кажущиеся сейчас непривычными ограничения. Например употребления чая, кофе, сахара. Вместо них заваривались травы и добавлялся для вкуса мед.

"Это совсем лишняя, ненужная трапеза, здесь нет ни хлеба насущного, ни чаши, утоляющей жажду. Три смертных греха здесь: от водки — чревобесие, от сахару — гортанобесие (наслаждение от еды), от чая — тщеславие". Всю жизнь бабушка так и не попробовала чая, как не уговаривали, он считался как и кофе продуктом изменяющим сознание (наркотик).

Посты соблюдались строго. Не могло быть и речи, чтобы вкусить трапезу бесовскую. В этом был смысл, очищать мягко себя несколько раз в год от продуктов подвергающиеся гниению и приводящие к болезни тела и духа.

Основа рациона была пища произведенная и произрастающая там где жили:

-чистая вода;
-свежая растительная пища весной, летом и осенью;
-квашенная пища;
-томленая пища из русской печи;
-хлеб на закваске;
-масла из древесных орехов и растений;
-мёд и продукты пчеловодства; ягода, грибы
-соль;

Дедушка работал официально один, а бабушка на хозяйстве, восемь детей надо было поднять и прокормить. Они как и все жили в социуме, большом городе. Из восьми детей четверо получили высшее образование. С детства конечно приучали к труду, хозяйство было большое, у каждого были свои обязанности.

Картофель где-то не употребляли, но только не у нас, он был большим подспорьем в заготовках на зиму. Сажали огромное поле, половину продавали.

В погребе на зиму всего хватало. Грибы солили рыжики перекладывая багульником и солью (до 40 ведер собирали) и мариновали маслята, с душистой гвоздикой, лавровым листом и перцем.

Капусту в первой половине ноября квасили впрок, не меньше 3-4 бочек, перекладывая лавровым листом, морковкой и солью.

Солили конечно все, что можно было засолить огурцы, помидоры, душистую лесную черемшу.

Из коровьего молока делали сметану, масло, творог, закваски на хлеб, основу для окрошки.

Бруснику, чернику, облепиху,черемуху сушили, прокручивали добавляя мед, варили варенье.

Выходных дети ждали как праздник, ведь на столе должны быть обязательно пироги и сладкие с брусникой, смородиной, черемухой, маком и постные с картошкой и капустой и конечно грибные, мясные караваи. В рабочие дни -  щи да каша, сильно не баловались.

В воскресенье не разрешалось ничего делать, ни дай бог, шить или убираться. Такой семейский "шабат", отдых тела и духа после тяжелой, трудовой недели.

Кедровые орехи собирали и для дома и на продажу, отжимали масло и варили кедровое молоко.

Рыбу солили, вялили, больше всего любили свежий байкальский омуль, хариус, чистейшую уникальную рыбу.

Мед был разный, любили гречишный и липовый, чтоб ложка стояла. К блинам подавали медовуху, это разбавленный мед в горячей воде.

И конечно пельмени, их заготавливали мешками. Выделялись дни и всей семьей зараз дружно лепили на всю длинную, холодную зиму. Фарш в основном был из двух сортов мяса, с луком, солью и немного черным перцем. К новогоднему столу подавали холодец, хворост, пироги, соленье и горячее жаркое.

Из сдобы были блины, оладьи, пироги, ватрушки, булочки. Закваска своя, домашняя. Хлеб настоящий не плесневел очень долго, из ржаной муки и через месяц такой хлеб был нормальный. Я сейчас хлеб не покупаю, заедаем салатом зеленью, как китайцы рисом, после того хлеба из моего детства, современный хлеб на хлеб не тянет. Можно самим конечно готовить и хлебопекарни в продаже имеются, но в печи он куда лучше.

Из своей посуды никого не кормили, для гостей были отдельные кружки, тарелки. У деда был лучший друг другой веры и он не обижался если ему подавали отдельно, понимал, что у всех свои обычаи. Сейчас во время вирусных осложнений это кажется очень разумным и актуальным.

Вся семья ждала в гости дядя Санжея и тетку Молоху, которые привозили из деревни бурятские угощения, свежую баранину и засушенные кисломолочные продукты в виде лепешек и шариков, это было настоящим лакомством. Девчонки собирались на кухни и лепили позы-буузы, которые всегда были желанным угощением и украшением праздничного стола.

Ни чего старались не выкидывать, остатки хлеба на сухари, разные остатки на подкормку в огород, опять же домашние животные содержались.

Вообще вся жизнь проходила в работе- весной заготовка рассады на огород, высаживание овощей, зелени, картошки, летом уход за скотиной, за будущим урожаем, ремонт дома, утвари,осенью сбор урожая, заготовки на зиму, зимой шитье, вязание, домашние хозяйство.

Бренное тело было сосудом для пищи полезной и простой, не мешающей чистым мыслям и промыслам. Дедушка мой говорил часто народную мудрость: «То, что ты ешь, то ест тебя». Жаль, что я была совсем маленькой и многое не запомнила, не записала название.

Всем здоровья и благополучия!


Рецензии