Стихи. руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магази

Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора
мемуары учителя
Нина Белоусова-Кузнецова
 
После окончания Славгородского педучилища и поступления на геофак Горно-Алтайского педагогического института в 1964 году я был назначен учителем географии в Глубоковскую восьмилетнюю школу. Никогда не забуду, как, особенно в непогоду, бегал на уроке с журналом, картами и указкой из одного здания в другое (школа размещалась в трех зданиях). Но все было нипочем, я считал это чуть ли не за норму, полагая, что в других школах условия не лучше.
Коллектив учителей, учащихся и родителей принял меня дружелюбно и с каким-то, как мне казалось, любопытством. Хотя, маленький курьёз произошел в первый же день моего появления в учительской. Завуч по начальным классам Полешкина, увидев меня, тут же спросила: «Мальчик, ты зачем пришел? За свидетельством об образовании?» Наверное, в своих, в те времена модных, брючках в «дудочку», я выглядел в 25 лет мальчиком.
Однако, главный завуч школы, Фаина Алексеевна Карабажак, тут же представила меня коллективу – ей позвонили из Районо и сообщили, что я направлен к ним в качестве учителя географии, а мой первый директор школы, Геннадий Николаевич Сиволап поздравил меня с началом учительского пути, пожав мне руку, и «мальчик» сразу повзрослел в глазах коллег.
Я с благоговением отношусь к таким педагогам, как Самойлова Ю.В., Белова К.И., Кудашева Ф.П., Свиридова М.А., Голобородько А.М., считая их корифеями педагогики; с чувством глубокого уважения  -  к учителям начальных классов Карюкиной В.Г., Черных Т.И. ( к сожалению, рано, трагически ушедшей из жизни), Заковряшиной Г.В., Дергуновой А.Я., Полешкиной Л.К. И хотя кому-то из них в то время было за тридцать, или чуть более сорока лет, они мне казались столпами коллектива, да так оно и было.
  А классным руководителем назначили в 5 «А» класс, сборный, в котором было четверо второгодников (тогда «смело» оставляли на второй год). Как справлялся? Играл с ними в волейбол, футбол, организовывал коллективные походы в кино. «После коров», как говорили на селе, собирались на школьном дворе и считали звезды, искали Полярную, Большую и Малую Медведицу – романтики полная душа. Мне самому это доставляло удовольствие, ведь меня, молодого человека, ничто не обременяло: ни семья, ни жилищные условия, ни питание (в совхозе работала прекрасная столовая), я жил только школой.
Значимый след в моём профессиональном становлении оставила завуч школы Ф.А. Карабажак 
Человек прогрессивный, всесторонне образованный, неравнодушный, она в моих уроках увидела новизну и нестандартность (это использование методики дидактических игр, фронтального опроса, эвристической беседы, работа на географической площадке, которую мы построили вместе с учениками и др.) – эти формы в то время были новизной.
Вскоре мы с ней пришли к выводу, что это эффектно, но не всегда эффективно. Однако, интерес  к моим урокам у коллектива завуч пробудила – корифеи пошли на уроки к молодому учителю…
Какие потом были педсоветы и методобъединения – «пыль до потолка» - искали золотую середину между эффектностью и эффективностью, то есть, как по новому результативно учить детей.
На зимних каникулах 1965 года мы перешли в новое, приспособленное здание школы – радости не было предела, чего стоил только актовый зал, позволявший проводить вечера, концерты, конкурсы и так далее.
А внеклассная работа велась очень большая – каждый учитель вел кружок по своему предмету. Школа, получив статус средней, в 1965 году значительно пополнилась молодыми специалистами. Медведкина Т.И. (математика), сестры Петроченко Людмила и Антонина (биология), Спирина-Тимошенко Л.М. (химия), Храпцова В.М. (иностранный язык, И.Ф. Колесников вел спортсекции, Спирина Е, Солдатова Т.Н. – кружок художественного чтения, Муравлев В.А., вернувшись из артека, - танцевальный кружок, я на любительском уровне руководил хором и занимался вокалом, аккомпаниатором был учитель музыки Сакун Л.Г.
Из числа молодых учителей мы организовали ансамбль самодеятельности и агитбригаду. Лекции и концерты на производственных участках, в отделениях совхоза имени Фрунзе, и даже поездки в другие села – все окрыляло нас, мы чувствовали себя нужными, востребованными – поэтому молодая жизнь била ключом.
А еще работа в вечерней школе (заведовала ею Артеменко А.И.), где, бывало, учились отцы моих пятиклассников (помню Разумова Г. П. – бригадира отделения совхоза).
В 1966 году мне удалось «заманить» в Глубокое после армии моего студенческого друга Видемана В.Я. (иностранный язык), который оставил добрый след у ребят школы и особенно у наших совместных воспитанников 1970 года выпуска.
С августа 1968 года после Погребицкого В.А. директором школы назначили Галинского Н.Д., а меня завучем школы. И классное руководство сводного 9-го класса, куда вошли и мои ребята, было передано Владимиру Яковлевичу.
Мы.ю три холостяка, жили в квартире с центральным отоплением (третьим был, ставший другом, Горбунов Н.В., математик), которая по вечерам нередко принадлежала нашим старшеклассникам. Они приходили пообщаться и даже побороться, провоцируя на это своих учителей – молодых парней. Мне кажется, за эту доступность и открытость нас ценили и уважали. В то же время мы не допускали фамильярности.
Я вспоминаю еще один яркий эпизодик школьной жизни, с теплотой и благодарностью, как уже ставшие седовласыми наши ученики в 2010 году пригласили на вечер встречи выпускников и нашу «троицу». Приехал в том числе и Владимир Яковлевич с Кубани, где он жил в то время – это была жаркая встреча, и уже не учеников и педагогов, а друзей. Встреча счастья и надежды, но за их спиной всегда ходит беда. В ноябре того же 2010 года Владимир Яковлевич, к нашему большому горю, скоропостижно скончался – у него было больное сердце. И «ребята» в знак благодарности и признания своему учителю и другу собрали некую сумму денег, которая была передана его жене, для установки памятной плиты.
Я с тяжелой грустью вспоминаю уход в мир иной своих бывших коллег: В.И. Броцман, Т.И. Черных, В.Г. Карюкиной, А.Я. Дергуновой, М.А. Свиридовой, четы Кудашовых, А.М. Голобородько, И.Ф. Колесникова и других, а уход некоторых мои первых учеников просто потрясает меня – судьба не справедлива!
И всё-таки я прошу: «грусть моя, ты покинь меня»! ведь жизнь продолжается, не смотря на уход близких людей. Осознанно не называю их имен, по тому что в сердце моем они остаются навеки живыми.
 А еще запала в душу уборщица школы Бурмистрова Наталья Савельевна (баба Наташа). Она любила молодых учителей и приглашала нас к себе в гости, уже будучи на пенсии. И мы шли к ней гурьбой, как в родной дом.
Но я ведь нарушил хронологию…
В январе 1969 года крайком ВЛКСМ направил меня на учёбу и работу с целью подготовки кадров для работы с пионерией и комсомолом во Всесоюзный имени В.И. Ленина пионерский лагерь «Артек». До свидания, Глубоковская школа, я к тебе еще вернусь, но уже в другом качестве, что и случилось в моей жизни. Я вернулся в Завьяловский район и курировал школу в качестве инспектора, а позже заведующего Районо.
Немало на моей педагогической стезе было этапов, но Глубоковский был первым – стартовым, поэтому, как и все первое – неизгладимым.
Школа моей молодости, я люблю тебя первой любовью и желаю тебе процветания и вечности бытия, где я прошелся первой учительской тропою, и счастлив тем, что стоял у истоков твоего рождения в статусе средней.


© Copyright: Нина Белоусова-Кузнецова, 2022
Свидетельство о публикации №122070306362
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Нина Белоусова-Кузнецова
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Нина Белоусова-Кузнецова
Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   Магазин   Ваша страница   Кабинет автора   О портале    Стихи.ру   Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022.   Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Рецензии