История парусного спорта Орловской области

                Константин Грамматчиков
                Президент ФПС Орловской области

                Истории русской провинции № 4 (115), 2019 года
               

ИСТОРИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ
ПАРУСНОГО ФЛОТА РОССИИ

7 лет назад в «Орловском военно-историческом музее» прошла
выставка «Орловский парус под Андреевским флагом», посвященная 100-летию «Российского парусного
союза» — ВФПС
и 10-летию «Орловской областной федерации парусного
спорта», которая сейчас функционирует
на постоянной основе в офисе «ОФПС».
Название выставки выбрано не случайно, поскольку
учреждение «Российского парусного гоночного союза» происходило в стенах Морского
ведомства, а указ о его создании подписал морской министр адмирал И.К. Григорович в 1912 году. Тогда российские яхтсмены первый раз выступили на Олимпиаде в Стокгольме, впервые завоевав
бронзовые медали на яхте «Галлия-2». Именно с этого времени ведет свою историю «Всероссийская федерация парусного спорта»,
считающая «РПГС» своим предшественником.
Но если посмотреть глубже, то, по мнению многих специалистов
и историков, парусный спорт появился при создателе Российского регулярного флота Царе Петре Алексеевиче в 1718 году, когда
в Санкт-Петербурге была создана Потомственная Невская флотилия. Задолго до многих европейских яхт-клубов и за два года до создания старейшего английского королевского яхт-клуба на Неве было
построено 141 парусно-гребное судно различных классов. Впервые
был утвержден спортивный яхтенный и буерный флаг, разработана
форма Невской флотилии. Целью преобразователя России было привлечь подданных к парусу через регулярные занятия, развивая интерес к флоту и его традициям. После смерти Петра Великого Невская
флотилия постепенно прекратила свое существование, но Российский парусный флот получил мощное развитие,
прославив Андреевский
флаг в целом ряде блистательных морских сражений, походах, научных
экспедициях и географических открытиях.
На флоте состязательные гонки среди
парусников вновь стали
проводиться в 1847 году
в царствование Императора Николая Павловича. Тогда же возник
Императорский яхт-клуб, а позже по всей стране образовалось около 70 яхт-клубов и секций в разных губерниях. В этом списке мы
не найдем города Орла, в котором парусный спорт появился только
17 лет назад. Но все-таки история, связанная с флотом и парусом,
в нашей области есть. Так, еще во времена походов киевских князей
упоминаются племена вятичей, ходивших на Корсунь и Царьград,
на Византию и Хазарию в составе дружин князей Игоря, Олега,
Святослава и Владимира. Помимо пути «из варяг в греки» хорошо был известен путь из варяг в Персию, проходивший в том числе
по волокам в верховьях Оки на Днепр и Дон, через Десну, Сосну
и их другие притоки.
Как это ни удивительно может прозвучать сегодня, но своему
губернскому статусу Орел обязан своей струговой пристани, являвшейся центральным узловым пунктом по поставкам хлеба из малороссийских губерний в города Волго-Окского бассейна. Орловская
пристань стала утрачивать свое значение только с середины 19 века.
В течение двухсот с лишним лет Орел был портовым городом, задолго до того как Москва стала «портом пяти морей» в 30-е годы
20 века. По большой воде по Оке в начале навигации из Орла ходили специальные суда, называемые орловскими или «орловками»,
при попутном ветре несущими паруса. Сохранились документы,
указывающие на то, что орляне (жители Орла) участвовали в строительстве Днепровской флотилии в Брянске и Азовской флотилии
в Воронеже. Из Орловской губернии поставляли для флота пеньку,
канаты, парусину, производившиеся из конопли (основной тогда
сельхозкультуры Орловщины). Во времена Петра Первого во многих уездных городах изготавливались отдельные узлы для кораблей В городе Болхове шились ботфорты и сапоги для
морской гвардии.
Мелкопоместный
болховский дворянин Филипп Петрович Пальчиков был
первым отечественным кораблестроителем, выучившимся
судостроению за рубежом и прошедшим
практику на всех
российских верфях. Работал на верфях Архангельска, Воронежа,
Санкт-Петербурга, Казани, Астрахани. Ему Петр доверил ремонт
своего ботика «Святой Николай» (первой царской яхты) — дедушки всего Российского флота, на котором Император принимал морской парад Балтийского флота 1723 года по поводу 2-й годовщины
заключения Ништадского мирного договора со Швецией и окончания Северной войны, из которой Россия вышла победительницей
(в архивах сохранилась переписка Императора и Ф.П. Пальчикова с подробными отчетами о ремонте ботика). С тех пор традиция
морских парадов с участием ботика «Святой Николай» сохранялась практически при всех Императорах вплоть до 1903 года, когда
праздновалось 200-летие Санкт-Петербурга. В наше время эта традиция возрождена на Главном военно-морском параде ВМФ.
Денщик Царя Петра, уроженец села Красное из-под Болхова,
генерал граф Григорий Петрович Чернышев, один из героев Северной войны, с 1718 г. являлся членом Адмиралтейств-коллегии и одним из организаторов Невской флотилии.
А его сын Иван Григорьевич Чернышев стал президентом
Адмиралтейств-коллегии, генерал-фельдмаршалом от флота, активно продвигал по службе племянника жены своего брата Петра
Григорьевича, будущего святого адмирала Федора Федоровича
Ушакова. При Императоре Павле Петровиче после смерти И.Г. Чернышева Адмиралтейство возглавлял дмитровский помещик адмирал граф Григорий Григорьевич Кушелев.
В первых гонках парусников в качестве судейского судна участвовал фрегат «Паллада», в 1853–1857 гг. совершивший военный поход парусных кораблей адмирала Невельского на Дальний Восток во время Восточной войны.
«Палладой» командовал родственник И.С. Тургенева по мужской и женской линиям адмирал
И.С. Унковский. На «Палладе»
служил исследователь Сахалина,
Курильских островов и Камчатки, впоследстви капитан паруснопарового корабля «Восток» Воин
Андреевич Римский-Корсаков,
уроженец села Скарятино Малоархангельского уезда (сейчас Верховского района Орловской области). С 1861 по 1871 г.
В.А. Римский-Корсаков служил
директором Морского корпуса
(МК) в Санкт-Петербурге. Среди
его учеников были видные русские флотоводцы и яхтсмены. Контрадмиралу В.А. Римскому-Корсакову доверил обучение и воспитание своего сына Константина командующий Российским Императорским флотом Великий Князь Константин Николаевич. Великий
Князь Константин Константинович Романов (К.Р.) впоследствии
стал отцом всем кадетам и гардемаринам. Сестра Великого Князя
Константина, супруга Короля Греции Георга I, Королева эллинов
Ольга Константиновна вместе с супругом была организатором
Первых Олимпийских игр в Афинах, ее правнук — олимпийский
чемпион по парусному спорту Король Греции Константин, внук —
муж английской Королевы Елизаветы II, военный моряк и яхтсмен
принц Филипп.
В Орле Великий Князь Константин бывал неоднократно, в Орловском Бахтина кадетском корпусе (ОБКК) учился его сын Георгий. Многие выпускники Корпуса Бахтина служили на флоте.
Последнее кругосветное плавание Морского корпуса 1920 г. из Владивостока в Дубровник прошло на крейсере «Орел», носившем имя
города Орла. Выпускники ОБКК, Петроградского МК и Морского училища во Владивостоке, пришедшие на «Орле», стали преподавателями Морского корпуса в Бизерте, служили на кораблях
Русской эскадры в Тунисе. Мичманы Николай Недбаль, Иван Малыгин и Сергей Аксаков занимались с кадетами и гардемаринами морской практикой на учебном парусном судне «Моряк» (барк «Великая Княгиня Ксения Александровна»),
организацией парусных гонок
на яхтах, построенных своими
силами по чертежам, присланным из Парижа.
Одним из последних гардемаринов МК 1917 г. и первым
чемпионом СССР по парусному спорту 1924 г. из числа
основателей советского парусного спорта является Борис
Борисович Лобач-Жученко.
Его бабушка, писательница
Марко Вовчок, урождённая
Мария Александровна Вилинская, происходила из дворян Орловской губернии. Нелёгкая
жизнь, испытания Гражданской и второй мировой, служба летчика-штурмовика в морской авиации до конца последних дней не погасили в последнем гардемарине природный заряд оптимизма, которому способствовал парусный спорт. Б.Б. Лобач-Жученко часто
приезжал в Орёл, где один из залов «Музея писателей-орловцев»
посвящён его бабушке М.А. Марко Вовчок-Вилинской. Ежегодно
ВФПС с 1996 года за большой вклад в развитие Российского парусного спорта вручает приз года «Памяти Б.Б. Лобач-Жученко» наиболее достойным представителям яхтенного сообщества (в настоящий момент призом Б.Б. Лобач-Жученко награжден 21 человек).

23 ноября 2012 года обладателем звания «Легенда парусного
спорта» в рамках акции «Яхтсмен года», приуроченной к 100-летию
РПГС-ВФПС, стал Виктор Яковлевич Потапов. Первый чемпион
мира в СССР и России по парусному спорту 1978 и 1980 гг., бронзовый призер Олимпиады 1972 года, чемпион Европы 1981 года,
16-кратный чемпион России и СССР, как и Б.Б. Лобач-Жученко,
капитан 2-го ранга В.Я. Потапов имел по матери орловские корни.
В 70 лет он продолжал активно заниматься парусом, участвовал
во многих соревнованиях, гоняясь наравне с внуками в олимпийском классе «Финн», вплоть до трагической гибели в конце 2017 г.
В 2017 году «Федерация парусного спорта Орловской области» отметила 15-летие.
Из тех, кто был 17 лет назад у истоков Орловской
федерации, остались
единицы. Но с Божией помощью парусный
спорт в Орловской области всё-таки развивается, и худо-бедно есть
и победы, и определенные результаты.
В 2016 г. к 450-летию
г. Орла яхтсмены после многих мытарств
получили собственную
базу парусного спорта
СШОР № 10, хотя давно были созданы парусные клубы: в 2001-м
«Апостол Андрей» при ПМБ св Георгия Победоносца, в 2005-м студенческий Госуниверситета имени И.С. Тургенева (ГУ-УНПК, ОГУ),
отделение парусного спорта при СДЮСШОР № 10 г. Орла.
Несколько лет потребовалось на оформление документов
на участок земли в г. Орле на озере «Светлая жизнь», где в 2016
году появился первый в истории Орловской области яхт-клуб.
На заседаниях Попечительского Совета ВФПС рассматривался
вопрос о программе поставки модульных мини-яхт-клубов в регионы. На выставке в ОФПС представлен проект яхт-клуба в районе
села Высокое Троснянского района, где на берегу Железногорского
водохранилища в перспективе может быть построен центр подготовки яхтсменов при поддержке государственных, общественных и частных структур. Подготовлен также проект яхт-клуба на озере «Светлая жизнь» в Орле. На стапеле в мастерской ОФПС
тренером-преподавателем Иваном Александровичем Поляковым
создана самая маленькая спортивная яхта в мире «Малыш», представленная на многих международных выставках, и получившая
признание в «Академии парусного спорта» в Санкт-Петербурге, где
развивается программа «Малыш» для самых маленьких яхтсменов
в возрасте от 5 лет.
Осматриваясь назад, понимаешь, что никакая материальная поддержка не помогла бы, если бы не моральная помощь многих людей
и дружественных организаций, к которым следовало бы отнести коллег из ВФПС, Московской,
Липецкой, Воронежской ФПС,
городов Ярославля и Москвы,
Общероссийского Движения
поддержки флота, Фонда поддержки любительского спорта,
Молодежного братства святого
Георгия Победоносца, Центра
боевых искусств имени генерала А.П. Ермолова, общества
«Двуглавый Орёл» и многих
других.
Орловская ФПС в тесном контакте с региональной
общественной организацией
«Флоту–быть!» под руководством полковника И.В. Глущенко, с которой орловские
яхтсмены почти уже сроднились, участвуя в мероприятиях ветеранов флота. Многие
из соревнований были посвящены знаковым и юбилейным
событиям в истории Российского государства и флота. В 2012 году
впервые в Орловской области была проведена 1-я парусная студенческая регата «Регион 57» к 100-летию последней экспедиции
полярника В.А. Русанова на парусно-моторной яхте «Геркулес».
В календаре ВФПС в 2013 году статус регаты был повышен смежрегионального до всероссийского уровня. 2-я студенческая парусная
регата была посвящена 170-летию Орловского Бахтина кадетского корпуса, 155-летию со дня рождения Шефа кадетских корпусов Великого Князя Константина Константиновича и 400-летию
Династии Романовых. В 2014 г. соревнования были приурочены
к 300-летию победы в Гангутском сражении, в 2015 г. — к 70-летию
Победы в Великой Отечественной войне, в 2016 г. — к 450-летию
г. Орла, в 2017 г. — к 350-летию государственного кораблестрояния, в 2018 г. — 350-летию Российского флага, поднятого на первом
русском военном корабле «Орел», построенном у села Дединова
на Оке под Коломной, и 75-летию освобождения Орла от фашистской оккупации в ходе сражения на Орловско-Курской дуге.
Открытие навигации СШОР №10.
Выступает журналист
и путешественник Евгений Штиль,
рядом капитан Николай Литау
на фоне яхты «Малыш». 2017 г.
199
В разные годы Орёл посещали выдающиеся и известные
российские яхтсмены. Среди
них президент ВФПС в 2010–
2013 гг., серебряный призёр
Олимпийских игр в Атланте
(США), многократный чемпион мира, Европы, СССР и России Георгий Иванович Шайдуко.

13 декабря, в праздник
Апостола Андрея Первозванного, и в дни празднования
30-летия музея В.А. Русанова в офисе ФПС Орловской
области побывал всемирно
известный яхтсмен, капитан яхты «Апостол Андрей»,
кавалер ордена Мужества
Николай Андреевич Литау.
В 2017 г. Н.А. Литау с другими яхтсменами, участниками
«Международного фестиваля
путешественников», в Орле
участвовал в открытии навигации на озере «Светлая жизнь».
Если 17 лет назад в орловской прессе статьи начинались с заголовков «Белеет парус, пока одинокий», то спустя время хочется
констатировать, что Орловский парус уже не одинок, жив и развивается.

Несколько лет назад поздравления в адрес ОФПС прислал выдающийся яхтсмен В.Я. Потапов (1937–2017): «Восхищаюсь, что
русский дух живёт!!! Успехов Вам в парусном спорте и в жизни! …
Частичка моих достижений и из Орла, родины моей матери, чем
я и мои потомки гордимся. Молодцы, есть у кого учиться, у кого
память не отшибло. Семь футов Вам под килем!»

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии