Папа вундеркинда
Он учился во втором классе, когда его сестра вышла замуж, а в третьем - стал дядькой.
И очень гордился этим - теперь он не самый младший !
Малыша он любил и малыш его - тоже, при виде Володьки он начинал радостно дрыгать ножками и смеяться.
Всё лето из-за малыша семья безвыездно провела на даче. Центр всеобщего внимания переместился, взрослые занимались малышом и Володька почувствовал себя более свободным, чем обычно : целые дни гонял с соседскими пацанами на велосипеде, лазил с ними по чужим садам за яблоками, дразнил бодливого козла и даже тайком бегал с мальчишками на речку купаться, где появляться ему без взрослых было строжайше запрещено.
Лето прошло великолепно !
В сентябре в школе задали сочинение : "Как я провёл это лето".
Володька написал от души про все свои мальчишеские приключения и очень трогательно про малыша.
Учительница прочитала его сочинение перед всем классом, как лучшее, а школа представила его на конкурс.
Там Володькино сочинение заняло первое место среди сочинений младшеклассников !
Это произвело настоящий фурор !
На награждение пошли всей семьёй. В торжественной обстановке Володьке вручили Почётную грамоту и большую книгу в глянцевой обложке "Сказки Пушкина".
Все были в восторге, а папа был просто счастлив, он гордился сыном и радовался его триумфу, он читал Володькино сочинение всем и каждому : гостям, родственникам и знакомым.
Папа был начальником у себя на работе и, когда он показывал Володькину Грамоту и декламировал подчинённым его сочинение, все наперебой поздравляли папу и восхищались талантом Володьки .
- Кто знает, может быть, в нашей семье растёт новый Чехов ... - мечтательно говорил папа.
Он всерьёз задумался относительно литературного будущего сына и почувствовал себя ответственным за него.
Папа был человеком обстоятельным и не привык серьёзные дела пускать на самотёк, а к развитию Володькиного таланта он отнёсся очень серьёзно : купил большую общую тетрадь, на которой было написано "Амбарная книга", с тем, чтобы Володька все, происходящие вокруг него, события туда записывал, точил перо, так сказать.
Через несколько дней, заглянув в Володькины записи, папа сказал :
- Нет, Володенька ! Ты пишешь, как регистратор. А писатель должен выражать своё отношение к происходящему. Ты описывай внешность действующих лиц, обстановку, погоду, тогда получится настоящий рассказ !
Ради занятий литературой Володьке даже разрешили бросить музыкальную школу, наконец-то он освободился от всяких там арпеджио и адажио ! Слуха у него особого не было и желания тоже, а занимался он музыкой потому, что, по мнению родителей, "мальчик из приличной семьи не должен болтаться по улице".
Володька с желанием взялся за сочинительство, а папа почувствовал себя причастным к высокой литературе и самозабвенно принялся пестовать из сына писателя.
Каждый вечер, придя с работы и поужинав, папа садился в глубокое кресло у себя в кабинете и закинув ногу на ногу, внимательно слушал, как Володька читал ему свой очередной рассказ. Потом они этот рассказ подробно обсуждали. Папа учил Володьку наблюдательности, внимательности к деталям. Володька перечитывал горы книг : писатель же должен иметь большой запас слов (круг чтения ему подбирал папа). Папины советы были глубокомысленны и фундаментальны. Чтобы критиковать квалифицированно, он купил и внимательно изучил толстый том Белинского.
Отец работал на железной дороге и часто ездил в командировки на 3-4 дня, тогда Володька, был свободен от обсуждений и, быстренько отдав дань литературе, гонял с пацанами.
Иногда он завидовал мальчишкам : они бегали за мячом, собирали марки, разводили аквариумных рыбок, ходили с девчонками в кино.
Когда Володька стал постарше, папа решил, что пора публиковаться, у него был знакомый журналист и он обратился к тому за советом. Просмотрев Володькины сочинения, журналист сказал, что это всё не подходит для газеты, посоветовал подготовить к какой-нибудь дате рассказ или, лучше, репортаж.
Володька написал репортаж о школьном празднике по случаю красной даты и его опубликовали (не без протекции знакомого журналиста). Опубликованный текст, правда, сильно обкорнали редакторскими ножницами, а лучшие Володькины перлы заменили газетными штампами, чем папа был несколько обескуражен... Но первый шаг сделан !
Через журналистов папа познакомился с известным в городе писателем. Готовясь к встрече с ним, папа прочёл два последних романа этого писателя, но вернулся со встречи разочарованный. Володька слышал, как он сказал маме про писателя:
- Ты знаешь, он на меня произвёл впечатление не совсем нормального человека... И потом, он же знал, что к нему придут люди для серьёзного разговора, а встретил нас выпившим... Всё время ёрничал и нормально поговорить так и не получилось...
Поближе познакомившись с журналистско-писательской средой, папа задумался : у журналистов был странный образ жизни, больше похожий на разгильдяйский, сам он привык уходить утром на работу, а вечером приходить домой усталым и как-то вся эта окололитературная среда была папе мало понятна...
Кроме того, он обнаружил, что пишущих - легион, и, отнюдь, не все они классики русской литературы...
А с заработком вообще ... то густо, то пусто. Никакой определённости. Всё у них зыбко как-то...
Поразмыслив, папа решил, что сыну для начала нужна более конкретная специальность в руках.
Когда Володьке пришло время выбирать в какой институт поступать, папа, проанализировав пути великих писателей в литературу, изучив их биографии и начитавшись мемуаров, пришёл к выводу, что больше всего среди них было врачей : Вересаев, Чехов, Булгаков и ещё полтора десятка знаменитых. Это показалось ему логичным : врач имеет дело со множеством людей и ситуаций, а это богатый материал для писателя.
Володя категорически отказался поступать в медицинский.
Всех несколько удивила твёрдость возражений всегда послушного сына : в семье авторитет папы был непререкаем и его мнение - определяющим.
Настаивать не стали, на семейном совете, учитывая склонность Володи к точным наукам (его любимым предметом была геометрия), решили, что Володя пойдёт поступать в транспортный, который, в своё время, закончили родители .
Подготовка к поступлению, занятия с репетиторами, понятно, занимали много времени и сил, на литературные упражнения у Володи оставалось мало времени . Литературой удавалось заниматься только от случая к случаю. Потом на первом курсе сразу же навалилось черчение... Как-то сочинительство отошло на задний план.
Была ещё одна веская причина : Володя влюбился . Влюбился, что называется "без задних ног" в свою сокурсницу Анжелку, он приметил её ещё на вступительных и был рад, что она поступила и теперь они учатся в одной группе.
Все его мысли были только о ней, излагать их на бумаге и, тем более, обсуждать с папой, ему не хотелось.
Папа, огорчённый тем, что Володька проводит много времени с девушкой и у него совсем ничего не остаётся на литературу, не называя имени девушки, высокопарно вёл нравоучительные беседы о том, что надо бережно относиться к своему таланту, не зарывать его в мелочи жизни, помнить о своём высоком предназначении.
Заметив, что сын увлечён девушкой, мама расспросила о ней : Анжела была на два года старше Володи, она не произвела на маму особого впечатления, показалась ей слишком манерной. Не такую невесту мама хотела бы для сына. Впрочем, ни о каких невестах она вообще ещё не думала : Володя был слишком молод.
Как-то в разговоре она мельком со смешком спросила сына :
- Не думаешь же ты на ней жениться?!..
- Думаю ! Я люблю её и женюсь на ней в самое ближайшее время !
Чем настойчивей родители стремились уменьшить влияние Анжелы на сына, тем твёрже было намерение Володи поскорей на ней жениться.
В декабре ему исполнилось восемнадцать, они с Анжелой сразу подали заявление в ЗАГС и родители были поставлены перед фактом.
Несколько дней семью штормило.
Когда были исчерпаны все аргументы и накал страстей дошёл до апогея, папа в гневе поставил вопрос ребром :
- Нет !!! Или я или она !
Естественно, получил ответ : " Она !", после чего Володя хлопнул дверью и ушёл к Анжеле...
Папа был потрясён !
Он всегда считал себя и сына единым целым, и , вдруг, всё рухнуло ...
Он тяжело переживал разрыв с сыном.
- Ничего-ничего, - успокаивал он себя и жену,- вернётся ! Это он сгоряча... Покрутится и вернётся.
Володя не вернулся.
Отец на свадьбу не пошёл и обиделся на жену, что она не была с ним в этом солидарна.
Володя старался забегать домой, когда отца там не было, а если они встречались, то сухо здороваясь, расходились в разные стороны.
В конце первого курса Володя сообщил маме, что через несколько месяцев станет отцом, поэтому он должен пойти работать и сразу после летней сессии намерен перейти на вечернее. Мама уговаривала его не делать этого, обещала материальное обеспечение его семьи взять на себя, пока он учится , и сразила железным аргументом :
- Ты понимаешь, что как только ты уйдёшь с дневного, тебя сразу заберут на два года в армию ? Ты ничем не поможешь своей семье. Ты сделаешь хуже всем и, прежде всего, себе самому. И ребёнок родится без тебя.
А когда она рассказала папе, тот даже взбодрился :
- Вот и очень хорошо ! Пусть его заберут в армию, пусть ! Там ему быстро прочистят мозги ! Он вернётся взрослым человеком ! И жизнь узнает, - сказал удовлетворённо, - Я запрещаю тебе содержать его семью !
На что мама, со страшными глазами, обернулась к нему :
- Знаешь что !!! - что именно он должен был знать она не пояснила, но они не разговаривали после этого целую неделю.
Такое случилось впервые за всю их совместную жизнь...
Папа почувствовал, что теряет авторитет в семье, все расползались в разные стороны, у каждого были свои интересы и он ничего не мог уже с этим поделать...
Мама принимала живейшее участие в семье сына. Папа на внука не пошёл даже взглянуть.
Он не признавал брак сына, холодно относился к его семье. Надеялся, что "этот нелепый и ненужный " брак скоро распадётся.
У папы испортился характер, он часто бывал мрачен и пребывал в подавленном настроении. А, когда сын с семьёй приходил к ним, он, сухо поздоровавшись и сказав несколько, приличествующих случаю, фраз, удалялся к себе в кабинет...
Володя не стал писателем . А папа так никогда и не смирился, не смог простить сыну "предательства".
Свидетельство о публикации №222070501033
Я с большим интересом прочитал Ваш рассказ. Читается легко, написано складно. Тема мне очень близкая. Выбор профессии ребёнком, его устройство в жизни, неудовлетворённые амбиции родителей.
Надо уметь проходить между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, ребёнка надо хвалить и поддерживать, мечтать вместе с ним о будущих достижениях. С другой стороны, нет ничего опасней перехваливания ребёнка. Как, впрочем, и излишней ругани в его адрес. Как найти эту золотую середину?
У вас очень хорошо показана удручённость отца богемным образом жизни пишущей братии. Мой старший сын в детстве занимался в студии изо, принимал участие в выставках. И мы ему прочили карьеру художника. Меня, правда удручало, что многие из них горькие пьяницы. В конце концов сын стал педагогом и программистом, нашёл себя в этом и уже давно не рисует.
Отец мальчика в рассказе пытается учить сына, как надо писать. В целом, учит правильно. Я могу предположить, что по прошествии времени, у молодого человека накопится жизненный опыт, и он что-то напишет.
Но в конце рассказа появляется ещё одна сюжетная линия, любовь и женитьба, ссора с отцом на этой почве. Тоже интересно, но уводит в сторону от основной темы.
Очень хорошо, что у читателя остаётся пространство для раздумий. У молодого человека ещё вся взрослая жизнь впереди, и отец ещё не старик. Есть надежда, что они помирятся, а сын начнёт писать.
Григорий Рейнгольд 10.10.2023 03:21 Заявить о нарушении
Спасибо за вдумчивое прочтение и за развёрнутую рецензию.
Нет, любовь, женитьба и из-за этого ссора с отцом - это не новая сюжетная линия, это - логичное окончание прессинга на повзрослевшего сына.
Зоя Федоренко-Сытая 10.10.2023 09:38 Заявить о нарушении