Структурная модель познания
Befestigt in dem dauernden Gedanken”.
(То, что проносится в шатком явлении,
закреплять в долговечной мысли).
Артур Шопенгауэр. Новые паралипомены.
§16, стр. 75*.
1. Объект. Вещь в себе.
Структурно разделяем мир на Объективный и Субъективный (см. Рис. 1).
Все вещи, предметы и Объекты, существующие в реальной действительности и не зависящие от восприятия Субъекта - находятся в Объективном Мире.** Вещь в себе - означает, что предполагаемые свойства и качества этой вещи существуют сами по себе, независимо от самого Субъекта.
2. Посредством Эмкана Объект отражается, воспринимается, ощущается и т.д. в сознании субъекта посредством работы 6-ти органов чувств: 1) Зрение (глаза); 2) Слух (уши); 3) Обоняние (нос); 4) Осязание (кожа); 5) Вкус (язык); 6) Вестибулярный аппарат (равновесие, положение в пространстве, ускорение).
Полученная таким образом информация о внешенем мире: Объектах и соответствующих им Контекстах - воспринимается Субъектом двумя различными способами, типами Созерцания.
3. Первый способ созерцания - Созерцание Объекта, идеи - отбрасывает все Основания познания, изолирует Объект в рамках собственного восприятия субъекта; исключает все контексты (Объекта и Субъекта), необходимые для работы рассудочной деятельности ума и рефлексии. Созерцание, полученное таким способом - наиболее близко соответствует “Познанию Чистого Субъекта” {§11, стр. 63} и приближает воспринимаемый Объект к чистой платоновской идее - вечному, неизменному и наиболее адекватному отражению Понятия, Объекта).
Таким образом формируется Представление 1-го Класса: Отражение.
4. Второй способ: Разумное, Рациональное Созерцание; Созерцание по Основанию Познания.
Основанием для познания являются:
1) Работа Разума, рассудочное мышление. Работа с Понятиями и “в них с законом основания Познания”. Ответ на вопрос: От чего?
2) Посредством Разума “поиск причин существования именно данной формы бытия наблюдаемых объектов”. Ответ на вопрос: Почему?
3) Подчинение Воли Субъекта его мотивам и интересам.*** Ответ на вопрос: Зачем? Для чего?
4) Время. Развитие, существование Объекта в субъективном времени. Ответ на вопрос: Когда?
Созерцание Объекта согласно закону Основания познания с поиском ответов на вопросы: Отчего? Почему? Зачем? Для чего? Когда? Использует рассудочное мышление, Разум и соответственно Рефлексию.
В данном случае Рефлексия - это “бег Понятий” в процессе размышеления. Структурно Эмкан, двигаясь по окружности в пространстве контекстов ****, последовательно проходит все наличествующие в цепи размышлений контексты, в которых определяются соответствующие мысли Понятия - Мысли, и в дальнейшем формируются Суждения - Смыслы *****. Широта мышления в этом случае определяется Кругозором Личности Субъекта (см. Рис. 2). ******
Ясно, что в этом случае для правильного и эффективного процесса мышления требуется дополнительная, не присущая самому Объекту информация. Эта информация, путем Восприятия из Объективного мира через Эмкан - поступает из Контекстов:
а) ситуационных, которые помогают при поиске ответов на вопросы: Где?, Когда?, и т.п.;
б) вербальных. Ответы на вопросы: Отчего? Зачем? Почему? и т.п.
Также, подобно построению Понятий (Мыслей), Суждений (Смыслов) и Образовъ, Контексты достраиваются путем извлечения информации из Субъективного Сознания; Подсознания; Личного и Коллективного Бессознательного.
5. Отражение Объекта, полученное путем Созерцания этого Объекта - становится наиболее точным и близким к Объекту Представлением в сознании Субъекта. Разумная и рассудочная деятельность до этого момента не вовлечена в Созерцание. За счет этого Восприятие Объекта Субъектом - не зависит ни от Контекстов Объекта, ни от рассудочных способностей Субъекта.
В данном случае - качество Представления (Отражения) определяется качеством и точностью работы органов чувств, которые, в свою очередь - зависят от:
1) физиологических особенностей организма и внешних обстоятельств в момент Созерцания;
2) психических особенностией поля Сознания Субъекта;
3) положения Точки Восприятия в Пространстве Контекстов, т.е. контекстов Субъекта внутреннего состояния Сознания (см. Рис. 3).
Представление 1-го класса: Отражение - наиболее точно характеризует Объект в контексте вопросов: Что? и Как?
6. Далее, на основе Отражения Объекта в Сознании Субъекта - в работу познания включается Рассудок, Ум, Разум Субъекта - и путем последовательной рефлексии в Пространстве Контекстов формируется Представление 2-го класса - Понятие, Мысль.
Понятие (Мысль) - само по себе является Представлением Представления 1-го класса ,т.е. Отражения. В отличии от вечной, неизменной платоновской идеи (в нашем случае - реального Объекта), “расщепляющейся во множественности действительного, в Понятии вновь собирается хотя лишь в мертвое и бесцветное, но устойчивое, пребывающее, всегда готовое к услугам разума отображение” {§15, стр. 73}
7. Дальнейшая рефлексия и работа рассудка приводит к формированию из ряда Понятий (Мыслей) - последовательных Суждений (Смыслов). Суждения - Смыслы, в свою очередь дополненные Энергиями Бессознательного и Контекстами из него - формируют Образъ.
Образъ - в структурной модели Сознания - состоит из информации, воспринятой в Отражении, затем обработанной в Понятиях и Суждениях (Мыслях и Смыслах), дополненной Информацией из Контекстов Объекта.
Также Образъ включает в себя всю недостающую, с точки зрения Субъекта информацию об Объекте из поля Сознания, Подсознания, Личного и Коллективного Бессознательного. Там же, в Образе присутствуют и Контексты Субъекта.
8. Информация, составляющая Образъ - может быть представлена в виде Энергии. Энергия, в свою очередь - определяет энергетическую значимость этого Образа в поле Сознания и, в зависимости от количества этой Энергии - уровень в Пространстве Контекстов, на котором этот Образ находится и пребывает.
При изменении количества Энергии в Образе - меняется его положение в Пространстве Контекстов.
Образъ - при наличии достаточного количества Энергии - поднимается на уровень Сознания Субъекта, где является источником и причиной дальнейшей рассудочной деятельности при формировании Уровней Понимания *******.
---
* - здесь и далее ”Введение в философию; Новые паралипомены; Об интересном.” Мн.; ООО “Попурри”, 2000. Шопенгауэр А.
** - по А. Шопенгауэру - без наличия Субъекта, воспринимающего Объекты в Объективном мире - Объективного мира не существует. Т.е. весь предоставленный реальный мир в сознании Субъекта определяется лишь его Представлениями об этом мире.
*** “Заседание ув. сэров”, http://proza.ru/2021/01/08/2266 .
**** “Смысловой ряд”, http://proza.ru/2021/09/19/60 .
***** - "Мысли и Смыслы", http://proza.ru/2021/09/19/48 .
****** “Уровни восприятия и кругозор ТИМа”, http://proza.ru/2021/08/18/1591 .
******* - не опубл.
Свидетельство о публикации №222070500119