Первое почтовое отделение в Симферополе
До появления постоянной почтовой службы в Таврической губернии для пересылки казенной переписки и выполнения других почтовых услуг использовали армейских курьеров. Почта из Симферополя отправлялась дважды в неделю. Пересылалось от 200 до 500 пакетов. Количество корреспонденции быстро увеличивалось, и стало ясно, что городу нужна регулярная почтовая служба.
1 октября (14 октября н. ст.) 1788 года в губернском Симферополе открылась первая почтовая контора. Располагалась она за малым базаром на улице, которая так и называлась – Малобазарная (ныне это ул. Некрасова, 22).
Помещение городские власти арендовали у купца Абрама Яковлевича Иоффе. Именно ему принадлежала в Симферополе монополия на размещение в своих доходных домах почтово-телеграфных учреждений.
На должности почтовых чиновников назначались люди дворянского или воинского звания. Первым городским почтмейстером был секунд-майор Семенов. В штате конторы числились почтмейстерский помощник, бухгалтер, почтальон, сортировщик и сторож. Почтовые служащие носили форму с нагрудным знаком. Нижним чинам на амуницию – галстуки, перчатки, сапоги, рубахи, порты и чулки – выдавалось в год по 25 рублей. Кроме того, ежегодно на каждого почтальона выдавалось по 15-20 копеек на поддержание дорожного оружия – сабли, мушкетона и пистолета.
Основной почтовой операцией была пересылка письменной корреспонденции. Кроме этого доставлялись деньги, посылки и бандероли. В обязанности почты в то время входила и перевозка пассажиров. Для этих целей использовались специальные почтовые кареты – тарантасы и дилижансы. А правила перевозки излагались в специальной почтовой книге – «Дорожнике». Движение почты – почтовая гоньба – осуществлялось по почтовым трактам, за состоянием которых следили почтосодержатели из числа местных купцов или дворян.
В 1896 году в Таврической губернии насчитывалось 28 почтовых трактов и 42 казенные почтовые станции. Для надзора за целостностью, чистотой и исправностью станционных казенных домов нанимали смотрителей из отставных унтер-офицеров или нижних чинов. Еще 12 станций работали как вольные почты. Их содержание отдавалось частным лицам.
Во второй половине ХIХ века с развитием центральной части города расположение почтовой конторы в старом районе на ул. Малобазарной уже не устраивало и жителей, и городские власти. Почтовая контора была переведена на ул. Приютнинскую, ныне ул. Пушкина. Здание почтовой станции находилось на том месте, где сейчас находится сквер им. 200-летия Симферополя. Там же на Приютнинской находился первый симферопольский телеграф. Телеграфное сообщение на полуострове появилось в период Крымской войны в 1855 году. Начинали работать на телеграфных аппаратах Морзе, Уитстона, Юза и дожившего до наших дней с небольшими изменениями аппарате Бодо.
В 1900 году в симферопольской конторе насчитывалось уже 25 телеграфных аппаратов. Городской тариф оплаты телеграфа составлял 1 копейку за слово. На долю самого Симферополя приходилось 13% всего телеграфного обмена. Остальной объём телеграмм предназначался царствующей фамилии, часто приезжавшей отдыхать на Южный берег Крыма.
Почтовый департамент строго следил за работой подведомственных учреждений. Почтовая корреспонденция должна была доставляться адресатам в кратчайшие сроки. Интересный факт: почтальонам запрещалось читать газеты и журналы, предназначавшиеся подписчикам, или как их тогда называли – пренумерантам. По истечении года почтовая контора обязательно публиковала в газетах информацию о денежной и почтовой корреспонденции оставшейся недоставленной или невостребованной.
Почтовое начальство уделяло большое внимание, как теперь говорят, качеству обслуживания клиентов. В циркуляре департамента начальникам почтовых контор указывалось: «Почта и телеграф служат для публики, поэтому чины учреждений, чтобы оправдывать свое назначение, должны стараться стать в добрые отношения с публикой, быть предупредительными, вежливыми в обращении с ней». А в 1893 году в Симферополь пришел телефон. Первая телефонная станция открылась в переулке Фабра – сейчас переулок Совнаркомовский. Домашние телефоны работали круглые сутки, а переговорная станция была открыта с 8 часов утра до 20 часов вечера. Оплата за 3-минутный разговор составляла 50 копеек. Это, примерно, часовая зарплата рабочего. Заведующим сетью был коллежский асессор Леонард Войцех Милевский. Чтобы избежать распространения инфекций через телефонную трубку в общественных переговорных пунктах проводилась частая дезинфекция телефонных аппаратов.
Появление новых видов связи не уменьшило значение письменной корреспонденции. Население города росло. И на долю одного приемщика в почтовой конторе приходилось в год до 40 тысяч отправлений. Это, примерно, 150 в день, и почтовым клиентам приходилось ждать в очереди по 2-3 часа. Контору нужно было расширять. И вскоре со стороны Гимназического переулка появилось еще одно здание, где расположились основные службы почтамта. Переулок переименовали в Почтовый, а сейчас это улица Ушинского.
Для оплаты пересылки письменной корреспонденции применялись почтовые марки, которые продавались в почтовой конторе и приносили значительный доход почтовому ведомству. Также продавались штемпельные конверты, открытые и закрытые письма с отпечатанными знаками оплаты. С 1807 года было введено в обращение страховое письмо для отправки документов, векселей, прошений и других ценных бумаг. Для пересылки небольших предметов использовались бандероли. А вместо пересылки самих денег появились почтовые и телеграфные переводы. Все почтовые отправления заверялись печатями и штемпелями почтово-телеграфного ведомства. Они находились под личной ответственностью начальников учреждений и вручались чиновникам перед началом работы и возвращались после ее окончания. Операция обработки почты, ее погрузки и разгрузки выполнялись вручную, хотя для приема корреспонденции уже существовали почтовые ящики. Появились и штемпелевальные машины, и первые автоматы для продажи марок. Постепенно изменялись и способы доставки почты. В 1905 году начальником почтово-телеграфных учреждений одесского округа были разосланы подробные циркуляры, в которых предписывалось сообщать о предстоящей постройке железной дороги с возможно подробными сведениями о направлении ее, о пунктах, предназначенных для устройства станций, расстояниях и качествах дорог между последними и ближайшими почтовыми отделениями...
В начале ХХ века почтовая связь в Крыму развивалась особенно быстрыми темпами. Начальникам почтовых контор было предписано озаботиться установкой почтовых ящиков, а также выяснить, какие населённые пункты губернии нуждаются в открытии почты и телеграфа.
На почтовых трактах появились первые автомобили. Железный конь приходит на смену патриархальной лошадке. Первопроходцами почтовых путей были «иномарки» - «Берлие», лимузины и хорошо известные благодаря Ильфу и Петрову «Лорен-Дитрихи». Для перевозки тяжёлых грузов использовались грузовики фабрик «Итала» и «Минерва». К 1917 году на одном из основных почтовых трактов Симферополь-Ялта-Севастополь работали 6 автомобилей. Содержание одного автомобиля обходилось в год в 10 раз дороже содержания лошади вместе с ямщиком. Кроме того, из-за частых поломок автомобилей и проколов шин доставка почты сильно замедлялась, и большая часть почтовых грузов перевозилась по-прежнему на лошадях.
Мирная работа крымской почты была прервана в августе 1914 года – разразилась Первая мировая война. После мобилизации число мужчин на предприятиях города составляло не более 20%. Однако работа почты была так важна, что почтовых чиновников не брали на службу в армию. На вакансии почтово-телеграфных служащих стали приглашать женщин. К 1917 году очень тяжелым стало положение с топливом и кормами. Весь овес и ячмень изымался для нужд армии. Почтовых лошадей приходилось кормить жмыхом и древосеном, и вскоре от голода начался их массой падёж. Ямщикам не выплачивалось жалованье, и они отказывались выходить на работу. Работа почты была на грани остановки. Чтобы не допустить этого губернский распорядительный комитет выделил 3000 рублей на наем частных подвод и приобретение кормов. А служащим почтово-телеграфной конторы начали выдавать по 65 копеек в день на питание. Почта продолжала работать, и население получало такую необходимую в это смутное время информацию – газеты, письма, телеграммы.
В октябре 1917 года симферопольские телеграфисты первыми в Крыму узнали о свержении Временного правительства и установлении новой власти в стране.
В феврале 1921-го все конно-почтовые станции и предприятия связи Крыма были национализированы. Имущество их перешло в ведение Народного комиссариата связи.
Основное здание почтовой конторы располагалось в центре Симферополя в переулке Почтовом (ныне ул. Ушинского). Работало почтовое отделение на углу улиц Турецкой и Кантарной (ныне ул. Чехова) и почтовое агентство по ул. Салгирной, 43 (современный проспект Кирова). Управление связи разместилось в здании бывшей Таврической консистории (архиерейское подворье) по ул. Розы Люксембург, 7. На ее месте после войны построена гостиница «Украина».
В 30-е годы крымская почта процветала. Открывались новые предприятия, выполнялись 5-летние планы. Управление связи Крыма готовило проект развития телефонной сети, строились графики роста телефонизации и радиофикации. Почтовики разрабатывали схемы движения почтовой связи на полуострове, доставляли телеграммы, посылки, письма и газеты. В Государственном архиве сохранилась карта, отражающая предвоенное развитие почты в Крыму.
В ноябре 1941 года работа крымских связистов была прервана войной, в Симферополь вошли гитлеровцы. С первых же дней войны связисты в числе других крымчан стали на защиту Отечества. Одни из них ушли на фронт, другие в подполье и партизанские отряды.
В феврале 1945 года работники связи Крыма вместе с военными специалистами обслуживали историческую Ялтинскую конференцию. А в мае 45-го пришла Победа!
После освобождения Крыма связисты – почтовики, телеграфисты, телефонисты, радисты – вернулись сюда одними из первых. Разрушенное почтовое хозяйство нужно было восстанавливать. Связистам помогали военно-восстановительные части. Но квалифицированной рабочей силы не хватало. Тормозило работу отсутствие материалов и телеграфных столбов. Аппаратуру частично получили из Наркомата связи, остальную технику восстанавливали и заново собирали по частям. Почтово-телеграфному ведомству негде было разместиться, т.к. их довоенные здания были полностью разрушены. Почте и телеграфу было предоставлено помещение Всесоюзного текстильного синдиката на углу улиц Карла Маркса и Серова. Многие симферопольцы помнят почтамт с большими часами над входом.
Проблемой был транспорт. Его не хватало, и это замедляло доставку корреспонденции. Но, несмотря на все трудности, летом 1944 года, менее чем через полгода после освобождения в Крыму уже работали 4 почтовые конторы и 16 почтовых отделений. Из 29 довоенных телефонных станций были восстановлены 24, сданы в эксплуатацию 9 радиоузлов, восстановлена междугородняя телефонная станция. Осуществлялись практически все почтовые операции, кроме приёма посылок и денежных переводов. В ускоренном порядке готовились новые кадры почтовых работников. Воистину, это был трудовой подвиг советского народа. В 1946 году в Симферополе работало четыре отделения связи – 1, 2, 4 и 6-е. Позже 3-е отделение организовалось в Госбанке, а 5-е в Доме советов.
Мирная жизнь возвращалась в нормальное русло. Народ и страна залечивали раны, нанесенные войной. Почтовое хозяйство восстанавливалось быстрыми темпами. В течение 10 послевоенных лет число предприятий связи в Крыму выросло до 300. Объем писем и телеграмм постоянно увеличивался. Росло число подписчиков периодических изданий.
Труд почтальонов был нелегким. Люди выписывали много журналов и газет, писали много писем, и почтальонам было тяжело носить полные сумки. Для облегчения их работы на участках возле каждого большого дома ставились опорные ящики, в которые развозили большие объемы корреспонденции. С их помощью почтальон мог обслуживать большие участки, не возвращаясь в отделение связи. Работа почтовиков начиналась в 6 часов утра, в это время привозили почту. Механизации еще не было, на разгрузку почты выходили почтальоны. Корреспонденции было очень много. В праздники только поздравительных телеграмм было до 500 штук на участок.
С середины 50-х во всех сферах народного хозяйства начался подъем. На заводах устанавливались новые станки взамен устаревшего оборудования, шла автоматизация производственных процессов. На предприятиях связи также делались первые шаги механизации. Машинами оснащались участки доставки и сортировки, в отделениях связи устанавливались полуавтоматы по продаже конвертов и открыток, знаков почтовой оплаты. Однако в те годы, как и сейчас, на почте был нужен труд людей.
Почтальоны приносят в дом не только почту, но и радость, тепло. Это работа, которая нужна людям. Приход в дом почтальона с письмом, газетой, пенсией, простое человеческое общение не заменить никакой механизацией. Прежде, чем выйти из отделения связи, почтальон сортирует корреспонденцию, расписывает ее и раскладывает по адресам. Рабочая тетрадь почтальона – «ходовик» – содержит сотни фамилий и адресов, по которым почтальона ждут. Ждут, когда достанет он из своей большой черной сумки любимую газету или журнал, письмо или телеграмму...
В 1982 году Центральный симферопольский почтамт отпраздновал новоселье. Новое здание, построенно по проекту заслуженного архитектора Украины, члена-корреспондента Академии наук Украины Анатолия Антоновича Полегенького (1934-1998). Архитектор Полегенький и скульптор Гордеев также создали в 1984 году памятник А. В. Суворову, который находится за гостиницей «Украина».
Связисты-почтовики бережно хранят историю своего предприятия. Экспонаты музея в Федеральном Государственном унитарном предприятии «Почта Крыма» рассказывают о появлении и развитии почтовой связи в Крыму. Музей создавался на архивных документах из Госархива Крыма и воспоминаниях, фотографиях и документах ветеранов крымской почты. Оказал помощь и ленинградский музей связи им. А. С. Попова, Министерство связи СССР. В этом музее отражены наиболее важные события в развитии почтовой связи в Крыму.
В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз. Тогда в него входили 20 стран. Сейчас в нем насчитывается более 130 стран.
Почта, связь играют важную роль в нашей жизни. За год Почта Крыма (а это б обрабатывает более 56 млн. писем, 75 тыс. посылок, 1.5 млн. переводов.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта Крыма» создано Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 648-р и приобрело права юридического лица с момента государственной регистрации 3 июля 2014 года.
Операционная деятельность в полном объеме осуществлялась ФГУП «Почта Крыма» с 01.11.2014 г.
В структуру ФГУП «Почта Крыма» входят: аппарат управления ФГУП «Почта Крыма», обособленные структурные подразделения (ОСП), состоящие из 7 почтамтов и ЦОПП. Обособленные структурные подразделения включают в себя 553 отделения почтовой связи, в том числе 387 сельских, 151 городских, 15 передвижных отделений почтовой связи.
– Печатная пресса социально значима для жителей Крыма, – подчеркивает Принь Елена Геннадьевна, директор ФГУП «Почта Крыма – Мы стремимся поддержать и подписчиков и издания.
Свидетельство о публикации №222070501589