Усадьба графа Шереметева в деревне Глазуново

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 города Мценска

             «Средняя  общеобразовательная школа №8»

 

Номинация №1. «Мультимедийная презентация».

 

Исследовательская работа на тему

 « Усадьба графа Шереметева в деревне Глазуново Мценского района Орловской области».

 Выполнила

Пчелкина

Полина Николаевна,

обучающаяся

10 класса.

(303036,Орловская область,

 г. Мценск, м-н Коммаш, д.7, кв.25)

 

Руководитель:

Дячук Галина Викторовна,

14.08.1975 г. рожд.,

учитель русского языка

 и литературы,

т. 8-920-086-02-41.

 

 
Мценск

2019г.

 

Содержание.

I.                Введение                с.  3 - 5               

1.     Актуальность темы                с.  3

2.     Цель и задачи исследования                с. 4   

3.      Область исследования, объект исследования                с. 4   

 Гипотеза                с. 4

4.     Этапы исследования                с. 4 - 5

5.     Методы исследования                с. 5

II.               Основная часть                с. 6 - 19

1.     История русской усадьбы                с . 6 - 7

2.     История усадьбы графа Шереметева                с. 7 - 14

3.     Судьба усадьбы  графа Шереметева в наши дни             с. 14 - 19               

III.           Заключение                с. 21

IV.            Список используемой литературы и

интернет ресурсов                с. 22   Приложение                с. 23 - 32

         Приложение 1                с. 23 -  29

         Приложение 2                с. 30 – 32

 

 
I.                Введение.

1.     Актуальность темы.

Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до Южных морей. Это огромное государство! Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

Но у каждого из нас есть  и своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, друзья, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая Родина – город, для других – поселок или деревня. Словом, малая Родина у каждого своя!

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

В настоящее время нами было замечено, что школьники все меньше стали проявлять интерес к истории своей малой Родины. На наш взгляд, изучение истории родного края расширяет и обогащает знания  школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории  с жизнью.  Мы надеемся, что наша исследовательская работа, посвященная истории усадьбы графа Шереметева  деревни Глазуново Мценского района Орловской области, будет способствовать развитию интереса к истории малой Родины, бережного отношения к памятникам культуры и истории.


2.     Цели и задачи исследования.

Цель: изучить судьбу усадьбы графа Шереметева как памятника истории, объекта культурного наследия Орловской области конца XVIII – начала XIX вв., привлечь внимание общественности к судьбе усадьбы: ее сохранению, реконструированию и использованию в качестве объекта туристического показа.

Задачи:

·        изучить и проанализировать  архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории усадьбы графа Шереметева;

·        выявить и оценить произошедшие изменения;

·        пробудить интерес школьников к изучению истории Орловского края;

·        развивать навыки исследовательской работы в области православной культуры;

·        укрепить связь нынешнего поколения и грядущего с духовным опытом предков, нравственной опорой Святой Руси.

3.     Область исследования, объект исследования.

Область исследования – деревня Глазуново Мценского района Орловской области.

Объект исследования – усадьба графа Шереметева.

4.     Гипотеза: изучать историю страны, не зная историю своего края – невозможно.

5.     Этапы исследования:

1.     Выбор темы исследовательской работы.

2.     Определение целей и задач исследовательской работы.

3.     Поездка в деревню Глазуново Мценского района.

4.     Знакомство с архивными материалами, публикациями, рассказывающими об истории усадьбы графа Шереметева.

5.     Посещение МБУ «Мценского краеведческого музея».

6.     Встречи и беседы с протоиереем Владимиром Друговым – настоятелем храма Святителя Николая (село Тельчье Мценского района), настоятелем храма Вознесения Господня (город Мценск); с Еленой Алехиной – заведующей отделом обслуживания районной библиотеки им. И.С. Тургенева; с Ириной Анатольевной Копыловой – бывшим заместителем главы администрации Карандаковского сельского поселения, с местными жителями деревни Глазуново.

7.     Обобщение полученной информации.

6.     Методы исследования:

·        изучение литературы и других источников;

·        наблюдение;

·        интервью;

·        фотографирование;

·        анализ;

·        сравнение;

·        обобщение.

 

II.               Основная часть.

1.     История русской усадьбы.

Слова «русская усадьба» сразу воскрешают в нашей памяти целый мир отечественной культуры. Поэзия и благородство этого мира соседствовали с красотой и гармонией его художественного воплощения в литературе, живописи и прежде всего в архитектуре. Населявшие всю страну дворянские усадьбы полтора столетия объединяли и обогащали духовную и культурную жизнь России, определяли ее ландшафт. Это был мир, где преимущество отдавалось ценностям культурного и духовного развития. Здесь идеям и идеалам подчинялась повседневность, здесь создавалась неповторимая гармония.

Особый феномен усадебной культуры сформировался в России постепенно. До XVIII столетия усадебная жизнь не образовывала какого-то особого раздела русского быта. Положение резко изменилось после указа о вольности дворянства 1762 года, освободившего родовитые фамилии от обязательной государственной службы. Началась эпоха столетнего бурного развития и распространения усадебного строительства, покрывшего Россию густой и прекрасной сетью благоустроенных поместий. Практически вся европейская часть России превратилась в удивительный природно архитектурный комплекс, где от каждой церкви или поместья были видны силуэты соседних ансамблей, где красота природы и искусства образовывали замечательный в своей привлекательности мир. Богатство и знатность крупнейших фамилий привлекали в самые отдаленные уголки страны талантливых зодчих  и художников, интенсивность строительства содействовала развитию культуры и ремесел провинции. К середине XIX столетия характер усадебного строительства стал меняться. Ушло время роскошного придворного стиля, преобладающими стали небольшие усадьбы, и уже не только дворянские. Началась эпоха «дворянского оскудения» и массовая деградация старых усадеб, которые не могли содержать обедневшие наследники. Стало появляться все больше усадеб, хозяева которых занимались скорее образцовым ведением сельского хозяйства, где земледелие сочеталось с сахароварением, винокурением, скотоводством, конным делом, нежели созданием блестящих архитектурных и садово-парковых ансамблей.

На Орловщине природно географические и исторические условия обусловили широкое распространение усадеб всех видов: от великокняжеских до мелкопоместных.

2.     История усадьбы графа Шереметева.

Особого упоминания заслуживает усадьба графа Шереметева, расположенная в деревне Глазуново Мценского района.

 


Усадьба графа Шереметева

(Орловская область, Мценский район, деревня Глазуново).

 

Ранее деревня Глазуново называлась (Покровское, Чичиневка, Переславичи тож, Чичинеевка, Чечина, Печинево, Балычево). Первое название деревни появилось благодаря фамилии помещиков Глазуновых.

Точное время образования неизвестно. В ПКМУ (1626 – 1630) упоминается д. Чеченевская, Переславичи тож Чернского стана. Название Чечене(е)вская и его варианты Чичиневка, Чичинеевка,Чечина, образовано от однокоренной фамилии по прозвищу Чечень (чеченя -  чванный, чопорный, щеголеватый). Фамилия известна с XVI века. Другие названия Печинево и Балычево, - по фамилиям помещиков – однодворцев, имевших наделы в этом поселении: Печинев и Балычев. Название село Покровское было дано по храму Покрова Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Переславичи по происхождению и форме – это название жителей города Пере(я)славля, выходцев из него, однако из документов неясно, имел ли в истории этой деревни Чеченевская, Переславичи тож факт переселения крестьян.

 История усадьбы связана с именами двух семей: Глазуновых и Шереметевых.

Андрей Андреевич Глазунов – известнейший орловский деятель. К тому времени, когда он купил имение, богач. Был масоном. Человек загадочный, экстравагантный. В Орле существовала масонская тайная ложа «Возрастающего орла», отличавшаяся секретными, таинственными обрядами. В ней состояли практически все орловские чиновники. Андрей Андреевич был деятельным ее членом.  Семья Глазуновых имела в Орле дом, который в 1814 году купила Варвара Петровна Лутовинова.

http://photo.foto-planeta.com/view/6/8/7/9/orel-687991.jpg

Дом Глазуновых в Орле.

В этом доме и родился И.С. Тургенев.

В свое время сыновья Глазунова воспитывались в пансионе у А.Ф. Мерзлякова, профессора Московского университета, поэта. Одна из дочерей была замужем за Владимиром Ивановичем Кривцовым, братом известного декабриста. Другая дочь, Дарья, вышла замуж за героя войны 1812 года, генерал – майора Афанасия Ивановича Красовского, которому в Мценском уезде принадлежало сельцо Бабенково.  Долгие годы в художественном музее г. Ельца хранился замечательный женский портрет работы итальянского мастера Натале Скъявони, который называли «Елецкая мадонна». И только в конце XX века выяснилось, что это портрет Дарьи Красовской (урожденной Глазуновой). Сын Красовских Андрей Афанасьевич участвовал в восстании поляков в 1861 году, за что был приговорен к каторжным работам. Дочь Красовских, внучка А.А. Глазунова, Дарья Афанасьевна Дитмар в документах1861 года значится владелицей имения в селе Болычево.

В начале 1860-ых гг. XIX века  имение покупает Василий Александрович Шереметев (1795 – 1862) – русский государственный деятель, министр государственных имуществ, член Государственного совета Российской империи, действительный тайный советник.

Василий Александрович Шереметев

(1795 – 1862)

Род Шереметевых был очень разветвленным. Наряду с титулованной графской ветвью, были нетитулованные, но  очень богатые Шереметевы. Они-то и покупают эту усадьбу. «Графами» их иногда величают лишь по незнанию.  Мать Тургенева была близко знакома с Василием Александровичем Шереметевым и его женой.

Живя в Петербурге и нуждаясь в молодости в деньгах, Иван Тургенев иногда брал взаймы у Шереметевых. В августе 1843 года мать пишет ему из Спасского: «Юлия Васильевна Шереметева (жена Василия Александровича – Н. Ч.) приехала и хвалит тебя. Теперь ее муж – помощник министра финансов. Вот вам и протекция, ежели хотите, (сами) называются…».

Глазуново Шереметевы приобрели для  своего младшего  сына Александра Васильевича Шереметева (1831 – 1890), ставшего крупным помещиком Орловской губернии, губернским предводителем дворянства.

 


Александр Васильевич Шереметев

(1831 – 1890)

Александр Васильевич  был  человеком с отличным вкусом и немалыми фантазиями. Выпускник Санкт-Петербургского университета, в Крымскую войну записался добровольцем в Орловскую дружину ополчения. Почти всю жизнь провел в Париже, где имел собственный дом. Большой любитель искусств и сам художник - дилетант. Официально в браке не состоял, гражданской женой была француженка, мадам Легран. Тургенев изредка виделся с этой четой в Париже и Карлсбаде.

Располагая значительными средствами, Шереметев постепенно выстроил в Глазуново превосходный усадебный комплекс: каменный дом-дворец с паркетными полами, мраморными каминами, ваннами, с инкрустированной мебелью, библиотекой, картинами, артезианским водопроводом. В 1914 году в хозяйстве помещика работал нефтяной двигатель с генератором для обеспечения усадьбы электричеством.

Александр Васильевич Шереметев развел  оранжереи, построил конюшни, разные хозяйственные службы, водонапорную башню, кирпичный завод, склады, мастерские, ветряную мельницу. Выкопал пруды, в которых водилось много рыбы, посадил фруктовый  сад, приносивший владельцу большой доход.

Уже тогда В. А. Шереметьев имел телефонную связь с Мценском.  У Шереметева были свой конезавод, один из лучших в Орловской губернии; винокуренный завод, под домом  большой подвал. К дому подходила аллея каштанов.

 Наиболее интересным объектом ансамбля является усадебная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, поставленная в зелени аллей; она была похожа на парковый павильон. Нарядность фасаду придавала сплошная рустовка стен.   Церковь была построена в 1820 году тогдашним владельцем усадьбы коллежским асессором Андреем Андреевичем Глазуновым.

 С 1872 года Александр Васильевич Шереметев неоднократно избирался прихожанами Покровского храма церковным старостой.

С конца 1870-х годов должность церковного старосты исполнял крестьянин  Козьма Михайлович Зосин. В Государственном архиве Орловской области сохранился рапорт священника Петра Лаврова от июня 3 дня 1890 года благочинному 1-го Мценского благочиннического участка, где он просит разрешить крестьянину Зосину приобрести на свои средства для церкви с. Болычево колокол не в 30 пудов, как было разрешено, а более чем в 40 пудов "и по должном окроплении Святою водою, повесить на колокольню".

8 июня 1893 г. в Покровском храме побывал епископ Орловский и Севский Мисаил. Ночевал Владыка в богатом доме Шереметевых. В отчете о поездке сказано, что при Покровском храме "... приходских душ с приписною церковью [Успенскою с. Глинск. - Прим. Е. Алехиной] более 900. Притч 3-х членный на лицо. Земли при церкви 108 десятин, которою пользуются члены причта; сверх того имеется вкладной билет на 1000 руб., проценты с которого поступают в пользу причта. При всем том пишется в ведомости о церкви содержание причта посредственное, тогда как по справедливости можно назвать достаточным… ".

Вслед за этим выводом в 1895 году последовал Указ Его Императорского Величества из Святейшего правительствующего синода об отчислении приписной Успенской церкви с. Глинска от приходской церкви с. Болычево и причислении ее к Георгиевской церкви с. Нестерского.

Согласно церковной ведомости 1896 год при храме имелся деревянный флигель для церковного сторожа и две часовни при кладбищах: каменная в с. Болычево и деревянная в с. Сомово.

С 1865 года псаломщиком в храме служил Василий Михайлович Филиппов - уроженец г. Болхова. 24 мая 1899 года за 50-летнюю службу он был награжден золотой медалью с надписью "за усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте.

Долгие годы священником при храме служил Петр Григорьевич Лавров. В 1871 г. он окончил курс богословия в Орловской духовной семинарии, с 1871 г. по 1874 г. состоял на должности сельского учителя, 25 июля 1874 г. преосвященным Макарием, епископом Орловским и Севским, рукоположен во священника к церкви с. Болычево, где сменил на этой должности священника Иоанна Вавилова. В 1876 г. был утверждён членом благочинническому участку, в 1879 г. определен помощником депутата по следственным делам по 1-му участку, затем депутатом. 22 ноября 1879 г. утверждён настоятелем объединенного Болычево-Нестерского прихода. В 1881 г. избран гласным в Мценскую управу на трёхлетие. Более 10 лет был наблюдателем над церковно-приходскими школами по 1-му участку Мценского уезда (1885-1896). Законоучитель церковно-приходских школ своего прихода в с. Глинском и д. Сомово, Глазуновском училище. За усердную службу по духовному ведомству был награжден набедренником (1881), скуфьею (1886), благодарностью Святейшего синода (1893), камилавкой (1894).

 В семье батюшки росло пятеро детей. Жили очень скудно, но о. Петр часто делал пожертвования на благотворительные нужды. Дочь Мария Петровна Лаврова была замужем за учителем железнодорожной школы г. Мценска Павлом Петровичем Казаковым (арестован в 1937 г., осужден на 10 лет лагерей).

Сын Алексей Петрович Лавров (в монашестве Сергий) пойдёт по стопам отца, но судьба его сложится довольно трагично. После окончания Орловской духовной семинарии поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1902 г. в феврале был пострижен в монашество. В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен помощником начальника Урмийской миссии, в связи с чем в августе 1904 г. возведён в сан архимандрита. 1 декабря 1913 года в Урмии хиротонисан во епископа Салмасского и был оставлен начальником Урмийской миссии. В мае 1915 года принимал участие в родном Мценске в торжественном богослужении, посвященном 500-летию окончательного крещения жителей древнего городка и обретения чудотворной иконы св. Николая. С 1 июля 1916 года-епископ Соликамский, викарий Пермский епархии. 21 января 1917 года был назначен на вновь образованную кафедру-епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанской епархии. В 1927 году перешёл в обновленчество. В июне 1931 года арестован и приговорен к растрелу. Растрелян 10 ноября 1937 года в Тобольске.

С 1902-го по 1910 год церковным старостой Покровского храма был избран дворянин, штаб-ротмистр Василий Александрович Шереметев, почетный член училищного совета, попечитель Глазуновского училища, которое было открыто в селе 1827 году. В 1905 году его жене Наталии Григорьевне Шереметевой преподано архипастырское благословение с выдачею грамоты "за щедрые пожертвования на ремонт и благоукрашение приходского храма в с. Болычеве."

28 июня 1910 года село и храм посетил Владыка Александр.

8 июня 1911 года в Покровском храме с. Болычева Владыка Григорий "поучал народ о препровождении праздничных дней-в добрых христианских занятиях и особенно в посещении больных, утешении страждущих и других делах милости".

 5 мая 1917 года имение Шереметевых было разгромлено, усадебный дом сгорел.

3.     Судьба усадьбы  графа Шереметева в наши дни.

Из усадебных построек до наших дней сохранились здания конюшни (третья четверть XIX века), амбар и водокачка (конец XIX века).

Нуждается в восстановлении и сохранившийся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он напоминает удивительно красивый павильон с круглым куполом ротондальной формы. Центральная часть храма имеет к
Очень изящные окна. Их здесь несколько видов: высокие, полуциркульные и квадратные.  В квадратных окнах сохранились даже старинные решетки, очень древней, необычной формы
 
В основном объеме здания  можно увидеть череду проемов, а посередине храма – главный вход и полуциркульные небольшие окна над ним, которые придают особое изящество всей постройке.

Колокольня имеет два яруса. Второй ярус, гармонируя с круглым ротондальным куполом, тоже выполнен в виде ротонды с высокими окнами, напоминающими
 

 

 

 

 

 

 

 

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что один из самых главных входов  с западной стороны в церковь до сих пор покрыт рустовкой – рельефными выпуклостями, напоминающими приподнятые плоскости, разделенные выемками. И вот эта рустовка в сочетании с высокими окнами, завершенными полуциркульной падугой (сопряжение между стеной и горизонтальной частью перекрытия, обычно имеющее в сечении четверть окружности), создает некую воздушность всему сооружению. Это ощущение не утратилось, несмотря на то, что мы сегодня видим здание храма в таком плачевном состоянии.

К сожалению, от усадебных построек мало что осталось, но до сих пор поражает нас своим величием и грандиозностью огромная, гигантская для провинции четырехэтажная, высотой с современный пяти – шестиэтажный дом, водонапорная башня из красного кирпича, квадратная в своем сечении, напоминающая центральное укрепление рыцарского замка, украшенная рядом окон, идущих снизу вверх по каждой из ее граней,  а вверху этот продольный ряд завершается полуциркульным большим окном в виде встающего солнца. Это придает башне некоторую воздушность. В верхней части башни можно увидеть продольные филенки (декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику). И в самом верху башню опоясывают кирпичные дентикулы (ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора) и сохранившаяся двускатная крыша сверху.  Угловые пилястры (вертикальный выступ стены), обрамляющие здание на  первом этаже выполнены с использованием руста (это камни прямоугольной формы, тщательно подогнанные друг к другу и имеющие оригинальную фактуру). И этот руст сохранился и очень хорошо украшает основание башни.  К башне примыкает продольное помещение, у которого сохранился любопытнейший фронтон (завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания), украшенный интересным орнаментом в виде круглой люкарны (оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху). Возможно, раньше она была сквозной. Сейчас она заложена кирпичом, но и в таком виде она производит очень сильное впечатление. Вообще, заросшая уже лесом, в который превратился парк, башня являет собой чудесное, романтическое ощущение. Здесь впору читать средневековые романы и думать о красоте старины.

Кроме того, мы сегодня видим здесь и остатки подвалов, и обвалившийся свод здания, которое в последнее время использовалось как магазин, ну, а первоначально – это здание амбара. Сегодня еще хорошо читаются падуги, но мы боимся, что в скором времени и этого не останется.

А чуть ниже можно увидеть каскад прудов, до сих пор наполненных водой. Когда-то они радовали своих хозяев своей свежестью и великолепием.


V.               Заключение.    

  В настоящее время усадьба графа Шереметева нуждается в бережном отношении, сохранении и реконструкции. Местные жители  стараются следить за чистотой и порядком вокруг,  за внешним видом построек.

Усадьба Шереметевых сейчас относится к Карандаковскому сельскому поселению. Настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы является протоиерей Владимир Другов.

 Таких деревень, как Глазуново, по всей России десятки тысяч, каждая по-своему прославлена. Наша деревня может гордиться не только богатой историей, но и яркими личностями, людьми, которые жили, учились, работали в Глазуново, вкладывая все свои силы в развитие родного края и своей страны. 

В результате выше изложенного, мы пришли к выводу о том, что каждому человеку, независимо от возраста,  необходимо знать историю родного края, так как без знаний своей истории, своих истоков, человек    похож на растение «перекати поле», которое перемещается по воле ветров. Такому человеку не важно, где он живет, а значит, он будет равнодушен к обществу и его проблемам. Этот человек непредсказуем в своем поведении. Ожидать от него деловой активности не при


VI.            Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

               

1.     Елена Алехина » «Храм Пресвятой Богородицы в селе Глазуново и имение Шереметевых», газета «Мценский край», среда 24 июня 2015 г., № 2.

2.     В. Ф. Аниканов «На древней земле вятичей». Рассказы старого краеведа о Мценском крае -  г..Мценск: ОГУП «Мценская районная типография», 2000.

3.     «Архитектурные древности Орловщины»  - г. Орел: «Вешние воды», 1998.

4.     Полухин О. В., Майорова Т. В. Историко-топонимический словарь Мценского уезда.- Издательский дом «ОРЛИК», 2019.   


VII.         Приложение               

Приложение 1.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы.               

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

 Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

        Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

       В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

       В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Покров день — народные традиции праздника

       На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

       В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

      В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

       Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились

       Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.

По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

(Материал из Интернет-сайта)





 

 


Рецензии