Между Да и Нет

***

Если было б мне теперь
восемнадцать лет,
я охотнее всего
отвечала б: нет!

Если было б мне теперь
года двадцать два,
я охотнее всего
отвечала б: да!

Но для прожитых годов,
пережитых лет,
мало этих малых слов,
этих «да» и «нет».

М.Алигер

Часть первая

Сегодня Кларе исполнилось пятьдесят... скажем, с хвостиком. Она не любила уточнять сколько именно. Не из чисто женского кокетства, а сама забывала какой же там хвостик после пяти. Какое это имеет значение? Она могла бы вслед за известной героиней Бернарда Шоу сказать: "И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!" Потому что ее душа не устала удивляться, радоваться, парить и мечтать.

Она не любила имя, данное родителями. Они оба обожали советскую актрису Клару Лучко. Она переиначила его в Лору. На худой конец, позволяла называть себя Ларой.
Если не чувствуешь себя Кларой, то какой смысл так называться? Но объяснить это было сложно. Узнав, что в некоторых странах  детям давали по нескольку имен, она позавидовала - было бы из чего выбирать. Например, Агату Кристи звали Агата Мэри Кларисса. Два первых она использовала как писатель.

Лора больше всего любила узнавать или делать что-то новое для себя. Сейчас она рисовала доттинг мандалы. Это доставляло ей огромное удовольствие. Она раздаривала их друзьям и знакомым.

Наверное поэтому она стала учителем младших классов. Ей казалось, что дети знают то особенное, что взрослые уже забыли. Именно оно делает их такими беззаботными, открытыми новому, умеющими быть абсолютно счастливыми в моменте. И Лора училась этому у своих учеников.

Закончилось, вернее, оборвалось все совершенно неожиданно. В конце учебного года директриса посоветовала ей уйти и уступить место молодым. Завуч потом шепнула Лоре, что под "молодыми" подразумевалась племянница, которая только что окончила университет.  Конечно, Лора могла бы побороться. Пойти в высшие инстанции и прочее. Но она поняла, что ее выживут. А плыть против течения она не умела. Старалась все принимать как данность. "Значит так надо, пришло время", - говорила она мужу, маме, дочери и всем, кто начинал возмущаться. Сама Лора не переживала, как ни странно. Она уже чувствовала какое-то время желание изменить что-то в своей жизни. Странно, но с годами она стала ощущать в себе больше озорства, стремления к авантюризму, чем в юности. Она могла похулиганить тайком. Все это дарило вкус жизни.

Мало кто в ее окружении говорил "ДА". Почти все люди вокруг были людьми "НЕТ". Самой Лоре это казалось таким пресным и скучным. Но она была в меньшинстве.  Например, пожарив свежие котлеты к ужину, она сразу же интересовалась у домашних: "Хотите поужинать?" И получала единогласное "НЕТ". Потом, услышав шуршание на кухне, видела: стоят на одной ноге, вторую оборачивают вокруг первой и едят остывшие котлеты со сковороды. Когда эти "НЕТ" начинают зашкаливать, и Лоре хочется сделать что-то неприличное-развернуться и уйти, бросить трубку, она придумывает причину... У этих людей не хватает в организме магния... или калия. Сразу становится их жаль и раздражение испаряется.

Она готова была сказать "ДА", стоя на пороге нового этапа в жизни. И это не заставило себя ждать. Видя, что Лора сидит дома уже неделю, дочь объявила, что они съезжаются с Игорем. Деньги на съемную однушку им подбросят родители парня. Лора знала характер Насти, поэтому не стала отговаривать.

- Хорошо. Если это не будет отрицательно сказываться на твоей учебе, то почему бы тебе не начать самостоятельную жизнь.

Настя подозрительно покосилась на мать. Она ожидала, по крайней мере, фраз, типа, подумай, взвесь хорошенько и т.д. Но ничего такого. На лице Лоры было вполне спокойное и доброжелательное выражение. Дочь пожала плечами и пошла собирать вещи.

Лора начала ходить на собеседования. Хотя муж успокаивал, что они вполне могут продержаться на плаву и без ее заработка. Но приглашений было всего два. Лора понимала, что всех отпугивает возраст. "Что поделаешь, Вафелька, - обратилась Лора к дремавшей рядом кошке. Та подняла голову и сладко зевнула в ответ.
 - Наш внутренний возраст соответствует самому расцвету. Но как это объяснить тем, кого интересуют голые цифры? Вот и я не знаю."

В это время запиликал айфон. Ей могла звонить мама, но она собиралась на фотовыставку с подругой. Дочь? У нее совершенно другие заботы. Муж на работе и сейчас не обеденный перерыв.  Лучшая подруга? Нет, у нее счастливый период, а она имеет привычку звонить только когда ей плохо. Работодатель, который либо не увидел год ее рождения, либо он геронтофил. Лора фыркнула такому смелому предположению и решила все-таки ответить.

- Слушаю. - с надеждой в голосе произнесла Лора. Но оказалось, что им нужна была какая-то Жанна.
Вздохнув, Лора сделала еще глоток кофе и взяла в руки ванильный сухарик. Снова ее отрывают от завтрака! теперь уже с некоторым раздражением в голосе, она ответила на звонок. На секунду воцарилась пауза, потом немного растерянный мужской голос попросил госпожу Быстрову.

- Слушаю вас, - уже предельно вежливо ответила Лора.

- Если вам еще нужна работа, то мы могли бы встретиться сегодня в полдень возле гостиницы Hilton Kyiv. Вас будет ожидать немолодой мужчина с тростью.

Лора согласилась на встречу, и с тем, что трость хороший ориентир. Да, такую гостиницу может себе позволить не каждый. Это внушало одновременно надежду и смутные опасения. Она быстро допила кофе, хотя до встречи оставалось еще предостаточно времени. Сделать легкий макияж, выбрать одежду. Лора почувствовала, что обычный бизнес прикид для собеседований будет не очень к месту. Что-то ее зацепило в этом разговоре. Речь мужчины была немного странной. Пока она не могла понять чем.
Может быть он прибалт? И еще он так сказал "трость", что ей сразу представилась старинная трость с бронзовым набалдашником. " Воображение разыгралось, матушка", - обратилась Лора к своему отражению в зеркале.

Она решила распустить волосы. Они немного вились, но она только иногда поддавалась порыву распрямить их, как теперь принято. Русые волосы заискрились на солнце рыжинкой. Начало июня было вполне летним. Она критически осмотрела лицо, прикидывая делать маску или так сойдет. Решила все-таки сделать. И нехотя поплелась в ванную. Пока руки трудились над лицом, смывая усталость пенкой, потом ожидая пока глиняная маска застынет и окончательно подготовит лицо к питательной маске, в голове Лоры роились самые разнообразные мысли. Она должна решить, на что ей соглашаться, а что для нее табу. Но так и не придя к окончательному решению, она заставила себя расслабиться и наслаждаться минутами неизвестности. Ведь надежда, что ее действительно возьмут куда-то или предложат что-то нормальное ( в смысле зарплаты), очень призрачна.
Надев темно-зеленые брюки и бежевую блузку спортивного покроя, Лора решила, что это именно то, что нужно для встречи.
В прихожей она последний раз взглянула в зеркало, непринужденно взмахнула головой отбрасывая волну волос и больно ударилась затылком о бра, которое висело сзади. "Нет, это не мое и начинать уже поздновато" - грустно сказала себе Лора. Но в карих глазах почему-то загорелся авантюрный огонек. 

Настроение у Лоры было замечательное. На улице чудесная погода. Замаячила возможная работа. В семье все идет своим чередом. А главное, она сама чувствовала себя молодой, чуточку легкомысленной и привлекательной, что случалось довольно редко. Странно, но с годами серьезность все уменьшалась и преобразовывалась в легкость и принятие всего, что посылала жизнь. Юмор и самоирония помогали преодолевать трудности без драмы и надрыва, которые она наблюдала у знакомых и приятельниц.

Возле гостиницы было ожидаемо многолюдно. Среди множества было достаточно и мужчин в возрасте. Но не с тростью. Один раз Лора уже готова была подойти к одному, но присмотревшись, поняла, что у него обычная, хоть и красивая, палка. Пока она меняла место наблюдения, ее окликнули. Обернувшись. Лора увидела мужчину, который был поразительно похож на известного актера Колина Ферта. Мужчина был с черной тростью, у которой серебряный набалдашник был в форме львиной головы.

- Здравствуйте, вы - Лора? - это было больше утверждение, чем вопрос.

- Да! Но это я должна была узнать вас, - попыталась пошутить женщина.

- Простите, - очень серьезно произнес Марк. - Но ваш облик совпал с голосом, который я слышал.

- И в чем именно? - кокетливо спросила Лора и сама себе удивилась. У нее не было привычки кокетничать с мужчинами. Она была не из тех женщин, которым нужны восхищенные мужские взгляды, которые питают их уверенность в себе. Одобрительного слова мужа ей было вполне достаточно. Да и она сама привыкла воспринимать людей не по внешним данным, а по человеческим качествам. "Что это со мной?"- изумилась Лора. - Старею, наверное..." Но размышлять времени не было. Очнувшись, она услышала.

- В вашем голосе была какая-то открытость и искренность. Теплота и загадочность.

- Надо же! Никогда бы не подумала, что из короткого разговора можно нарисовать такой портрет, - произнеся это, Лора сразу почувствовала какой-то подвох.

Она взглянула в его смеющиеся карих глаза и все поняла.

- Вы пошутили?

- Каюсь. Просто за последние пять минут вы первая появились здесь со стороны улицы.

Они оба рассмеялись. И не сговариваясь начали прогуливаться по дорожке. Оба не спешили подойти к сути дела. Сначала поговорили о погоде, о современном городе.

- Я побывал во многих европейских столицах и могу сказать, что Киев на уровне, если можно так сказать.

Лора кивнула, что понимает о чем он. У него был очень правильный русский язык, на котором сейчас говорят только иностранцы, изучающие его по учебникам или у старых преподавателей.

- Я родился в Америке. Мы жили в Нью-Йорке. Потом родители переехали во Флориду. А я учился в Пристоне. Мой язык - заслуга деда. Он до переезда из Москвы, преподавал в университете лингвистику. Но я выбрал другую профессию.Всю жизнь работал нейрохирургом.

Он замолчал. Они сделали разворот и пошли в сторону оперного театра. Лора ждала продолжения.

- Когда не стало родителей. Я вдруг почувствовал вселенское одиночество. Я правильно сказал?

- Да. Это хорошее выражение. Оно отражает масштаб вашего чувства.

- С женой мы давно расстались. У сына своя семья. И я решил поехать на свою историческую родину, чтобы найти родственников.

- Понимаю. И вы хотите, чтобы я как-то помогла в этом?

- Совершенно верно, - обрадованно воскликнул Марк. - Мне известно, что у деда было два брата и сестра. У них тоже родились дети, а теперь уже внуки. Поэтому задача будет непростой.

- Но вам скорее могут помочь некоторые организации, а не простой человек, как я.

- Это правда. Но узнать местонахождение - это половина дела. Надо поехать туда и наладить контакт. Я, если честно, не понимаю разговорный современный язык. Да и реалии жизни совсем разные.

- Должна вас успокоить, что и я тоже испытываю временами подобные трудности.

Они снова рассмеялись. Лоре было легко разговаривать с совершенно незнакомым человеком, который будет ее боссом, скорее всего.

- Да, с появлением компьютеров и прочих гаджетов, мир стал другим.

- В том числе и язык, - продолжила его мысль Лора.


- Именно! Поэтому мне нужен компаньон, который разбирается в жизни страны и в особенностях разговорного языка, чтобы не попасть впросак.

- Но если ваши родственники окажутся в других городах или даже странах, например, в Прибалтике или в Средней Азии, то от меня будет мало толку.

- Все может быть. Но вы все равно больше в теме, чем любой иностранец.у К тому же, путешествовать вдвоем веселее и безопасней. В том смысле, что я не знаю чего опасаться.

- Согласна, - сказала Лора, и тотчас поняла двусмысленность фразы.

Марк обрадовался и даже потер ладони, зажав трость под мышкой. Чтобы скрыть смущение, она спросила:

- Марк, скажите, а эта трость...

- Это мой талисман, наследство от деда.

- У меня тоже есть талисман - браслетик из морских ракушек.

Дальше она не стала объяснять. Такие вещи не расскажешь словами. Есть только прозрачное облако воспоминаний о первой юношеской любви. И когда она трогает пальцами эти ракушки, то в сердце рождается тепло и  нежность...

Они второй раз обошли квартал вокруг гостиницы и договорились на следующий день начать поиски родных Марка.


Рецензии