Новая кукла с синим подснежником

Куклы играли в моём детстве далеко не главную роль и всё же некоторые запомнились. Когда я родилась в Иркутске  во флигеле и где мы прожили с родителями-студентами первое полугодие моей жизни, то там я получила первую маленькую резиновую куколку  Зину от актёра-соседа. Но спать я ложилась только с чёрной пластмассовой обезьяной со свирепым взглядом и сжатыми кулаками. Оторвать его от меня было невозможно. В дальнейшем  тётя Неля дарила мне крупную германскую куклу с характерным респектабельным запахом. В Мегете папа привозил мне из Москвы негритоса, но эта кукла наводила на братца Андрейку суеверный ужас, чем я и пользовалась для розыгрышей.

Но с особой нежностью я вспоминаю по весне русскую трогательную куклу в шелеховском детстве.  В Шелехове прошло первое и счастливое семилетие моей жизни, когда я жила на три дома. Забирать меня из садика было разрешено помимо родителей и тёте Неле в Иркутск, и деде и дяде Володе Бехтеревым в Баклаши. Чаще с сончаса, я же всё равно не умела спать, только смуту вносила.
В тот солнечный майский день меня прихватил с собой на велике дед Филипп. Зная, что казна сосредоточена в руках не жадного, но практичного деды, я затащила его  в отдел игрушек. Там я давно присмотрела славную, но дорогую куклу, только маму не смогла раскрутить на покупку. У прилавка я стала прикрывать мордашку ладонями, изображая рыдания, а сама украдкой раздвигала пальцы, чтобы подглядывать за дединой реакцией. Продавщица мне подыграла. Мол, деда не жмот, добрый и пожалеет внучку. Он не выдержал этого прессинга и сдался – кукла попала в мои руки! С мамой такие номера не проходили. Когда я не получила в магазине деревянного зайца с барабаном, то закатила истерику,  бухнувшись в пыль и колотя ногами в воздухе.

- Я не вернусь домой без барабанщика, не могу без него жить! Пожалейте меня!
Какая-то карга остановилась рядом, пополнив число зрителей:
- Убила бы её, что за воспитание!
Мама рявкнула в ответ:

- Шагай дальше, пока я тебя саму не грохнула.
После чего утащила меня за уголок и быстро привела в чувства привычными методами народной педагогики. Но деда – интеллигент с железным самоконтролем. Когда мы с ним выезжали из Шелехова  через лесок – я обомлела от вида синих подснежников.
- Стой, деда, привал!
Я высадила куклу на этот чудесный коврик и дала ей в ручку цветок. А сама начала пританцовывать, напевая:

 - Какой прекрасный день!
Но деда не разделял моего лучезарного настроения. Сидя на траве со сдвинутой на затылок шляпой, вытер пот со лба чистым платочком и начал жевать травинку, растерянный и расстроенный:
 - Вот что я сейчас скажу Нюре, зачем купил … это?
- Не переживай, я назову её Аней, как бабулю, а когда она распахнёт нам калитку, я ей крикну, чтобы
 она встречала Анютку с синим подснежником!
Но деда был по-прежнему озадачен:
 - Вот что я теперь тебе должен подарить на Новый год и день рождения?
 - …Придумала! Я сохраню эту коробку вместе с лентой – и ты сможешь подарить второй раз эту же самую куклу! Не грусти! Поехали!

…А возвращаясь в день сегодняшний, мне жаль , что те цветы мигрировали в Красную книгу. Тот цветок был словно синий глаз проснувшейся Земли. И я была словно пятилетний нахальный росток. Мне очень нравится неслучайный жарок в гербе Шелехова в память о том времени, «когда жарки цвели у каждого порога». Но для меня в гербе незримо присутствует и тот синий подснежник из детства, когда и Шелехов, и я были ещё совсем маленькими.
                ***
                Март 2022


Рецензии