Римский след в Гарни

Противоборство Рима и Парфии

В I веке нашей эры Рим и Парфянское царство вели затяжную борьбу
за право диктовать свою волю Армении.
Оба государства претендовали на право короновать царей.
В 52 г. н.э. самопровозглашенный царь Парфии Вологес I вторгся в
пределы Армении под предлогом мести царствующему монарху Радамисту
узурпировавшего власть после убийства своего дяди.
Пользуясь поддержкой аборигенов, Вологес захватил столицу Армении - город Арташат. При этом он провозгласил царем своего младшего брата Тиридата I, нарушив договор, подписанный римским императором Августом и парфянским царем Фраатом IV, согласно которому армянских царей назначали в Риме. Это спровоцировало 10-летнюю войну между Римом и Парфией, известную как Римско-парфянская война 54-64 гг.
Вологес I нарушил договор, считая, что он наследует трон Армении по праву, а иберийцы (Иберия — государство на территории Кавказа, (IV - III в до н.э.) при поддержке римлян преступно захватили власть. Однако, уже в 53 году Вологес I был вынужден вывести войска из Армении по причине восстания организованного его сыном Варданом II, захватившим часть земель отца. В 54 году трон вернул себе опальный царь Радамист, который стал жестоко карать жителей города за предательство. Но его правление продлилось недолго. Жители, возмущенные жестокостью Радамиста, восстали и трон вновь занял Тиридат I. Радамист вернулся в Иберию, но вскоре был убит его отцом Фарсманом I.
В дальнейшем Римско-парфянская война за Армению продолжалась с переменным успехом.
Эти события совпали с восхождением на римский императорский престол 17-ти летнего Нерона (54 – 67 гг. н.э.), и молодой император решительно ответил на них развязав войну с Парфией.
Римские войска во главе с Гнеем Домицием Корбулоном заняли в 58—59 годах обе армянские столицы — Тигранакерт и Арташат (последний был ими разрушен) и возвели на армянский престол своего ставленника — Тиграна VI, после чего они покинули страну. Царь Тиридат (Трдат в армянской транскрипции) временно укрылся в Атропатене. Успеху римлян способствовало в том числе то, что парфянский царь Вологес I был занят подавлением нескольких восстаний в самой Парфии.
Весной 59 года под натиском армянских и союзных парфянских войск римляне отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит:               
«Что же касается Арташаты, то, подожжённая нами, она была разрушена до основания и сравнена с землёй, ибо из-за протяжённости городских укреплений удержать её за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же её целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы».
Однако, как только эти восстания были подавлены, Вологес I вернулся в Армению с сильной армией. Корбулон предпочел сражению переговоры, на которых было решено вывести из Армении как римские, так и парфянские войска.
Согласно договоренности с Корбулоном, Вологес I отправил в Рим послов, которые должны были просить у императора Нерона корону Армении для Тиридата. Но Нерон отказал, и вместо мира, в Армению были посланы новые легионы под командованием Пета.Однако самоуверенный Пет и его армия в 62 году были окружены армяно-парфянскими войсками около местечка Рандея у самой границы Армении и Римской империи. Римляне капитулировали без боя.
Провал военной операции при Рандее был особо унизительным для Нерона. Молодому императору пришлось искать решение которое, могло бы спасти его репутацию, и в тоже время прекратить войну.                Через несколько месяцев после битвы, в том же Рандее, был заключен мирный договор, по которому Римская империя признавала суверенитет Армении, а Тиридата I из парфянской династии Аршакидов,пользовавшегося поддержкой народа, — царём страны. из парфянской династии Аршакидов. Он являлся братом парфянского царя Вологеза I.
Даты его рождения и смерти неизвестны.
Армении возвращались все захваченные территории (в том числе, Тигранакерт), при условии признания Тиридатом себя вассалом Рима.
Конфликт за Армению завершился формальным компромиссом: отныне армянский престол занимали парфянские князья из династии Аршакуни, но их кандидатуры должны были утверждаться римскими императорами.
Несмотря на поражение своей армии, Нерон потребовал от Тиридата, чтобы он самолично явился в Рим за короной. Это требование было продиктовано соображениями не уронить престиж Рима. Нерон желал показать, что Тиридат получил корону Армении не из-за поражения Рима, а благодаря его великодушию, по этой же причине чествования нового царя Армении были особо пафосными.


Визит Тиридата I в Рим и его коронация

В 65 году Тиридат отправился в Рим в сопровождении свиты, включавшей в себя множество феодалов, несколько мудрецов, 3000 парфянских всадников, а также большое количество римлян. Его путешествие заняло девять месяцев, и Тиридат ехал верхом вместе с царицей. Дети братьев Вологеса, Монобаса и Пакора также сопровождали его.
Как сообщают римские источники, Нерон оказал Тиридату великолепный прием и почтил цирковыми играми. Римский историк второго века Кассий Дион так описывает Тиридата во время его прибытия в Рим:
«Тиридат был в самом расцвете своей жизни, заметной фигурой по причине своей молодости, красоты, семьи и интеллекта».
Нерон встретил Тиридата I в Неаполисе (Неаполь) в октябре, отправив государственную колесницу, чтобы эффектно провезти его несколько последних миль. В пригороде Неаполя, в Поццуоли, Нерон, чтобы показать гостям имперское великолепие, устроил грандиозные гладиаторские бои, которые стали одними из самых дорогостоящих за всю историю Рима: распорядитель боев Патробий выпускал на арену бойцов обоего пола в течение всего дня, от рассвета до заката. Со слов Тацита, Тиридат, чтобы оказать честь гладиаторам или чтобы показать свое умение метко стрелять, со своего места пустил стрелу и пронзил одним выстрелом двух быков Из Неаполя процессия двинулась к столице.
Накануне дня въезда Тиридата в Рим, весь город был освещен огнями и украшен гирляндами. Огромные толпы заполнили улицы, и даже крыши домов были покрыты зрителями, настолько всем не терпелось своими глазами увидеть действительно непобедимых парфян. Народ в белых одеяниях и лавровых венках, занял Форум. Римские воины, с начищенными до блеска оружием и тщательно подготовленными по такому случаю знаменами, выстроились вдоль проспектов. Римляне впервые видели своих же воинов при таком параде, и, как пишет Дион Кассий (Кассиус Диу), доспехи были так старательно начищены, что казалось, оружие и штандарты излучают молнии. Тацит пишет: «Рим никогда еще не принимал столько коронованных гостей. После долгого путешествия, с видом триумфаторов, прибыли Тиридат со своей супругой и сыновья Вологеза I, Пакор и Монобаз».
Специально к приезду Тиридата театр Помпея весь был украшен золотом, причем в таком изобилии, что и сцена, и внутреннее убранство театра, все предметы, которые были в театре, все сверкало золотом. Современники этих событий, никогда до этого не видевшие столько золота, назвали день приезда Тиридата в Рим Золотым днем.
Этот день заслуживает названия Золотого еще по одной причине. В самом сердце римской столицы находился храм с бронзовой статуей Януса. Первый месяц нашего календаря – январь – назван в честь этого Бога. Храм имел 2 двери, которые открывались с началом войны и закрывались с наступлением мира. Учитывая, что Рим постоянно вел войны, двери Храма Януса почти всегда были открыты. Символично, что в день прибытия Тиридата в Рим Нерон торжественно запер двери этого храма в знак того, что отныне повсюду царит мир. Это событие стало главным итогом трех уроков, которые нейтральная Парфия преподала своему ученику – Римской империи. В честь воцарившегося мира в том же 66 году в Риме были выпущены монеты с изображением закрытых дверей Храма Януса. Тиридат взял с собой в путешествие большой корпус астрологов, которые произвели настоящий фурор среди римлян. Благочестивые патриции, сгорая от нетерпения, расспрашивали парфянских ученых о своем будущем и о тайнах божественного Неба. Но сильнее всех горел любознательностью сам Нерон, который стал даже брать уроки у Тиридата, большого знатока этой диковинной науки Нерону так сильно хотелось отсрочить отъезд Тиридата, что он платил парфянину за каждый день его пребывания в Риме огромные деньги. В честь Тиридата в Риме была воздвигнута статуя, которая сейчас украшает один из залов Лувра. А в день, когда Тиридат уезжал, по сведениям Светония Транквилла, Нерон преподнес ему в дар 1 миллион сестерциев, в то время как весь римский годовой бюджет при Нероне составлял 60 миллионов сестерциев. Нерон, авторитет которого в народе благодаря приезду Тиридата взлетел вверх, хотел придать себе еще больше блеска и стал упрашивать Вологеза I приехать в Рим.
Дион Кассий пишет, что когда императору Парфии надоели уговоры Нерона, он ясно указал Риму на его второстепенное место в мировой табеле о рангах: «Это скорее тебе, а не мне пристало совершать такие дальние путешествия. Вот почему, если ты приедешь в Азию, мы могли бы обговорить место встречи для нашей беседы».               
Дион также рассказывает о том, что Тиридат I отказался расстаться со своим мечом при первом приближении к Нерону. Хотя, в качестве компромисса, он согласился на то, чтобы меч прочно закрепили в ножнах гвоздями. Нерон был настолько впечатлен характером гостя, что даже заказал гладиаторские игры в его честь, на которых и сам Тиридат продемонстрировал свои боевые навыки.
Кульминация церемонии проходила в столице. Рим был обильно украшен флагами, факелами, гирляндами, и пышно освещен в ночное время.
Коронация состоялась на следующий день в самом центре города, на Форуме. По словам Кассиуса Дио, римский народ занял место в центре площади. Черепичные крыши всех соседних зданий были не видны из-за
толпы зрителей, которые поднялись на них.
Нерон восседал на императорском троне облаченный в триумфальные наряды и окруженный сановниками и солдатами в дорогой одежде и сверкающих доспехах. Тиридат I и его свита шли к нему сквозь  коридор, образованный двумя рядами солдат. Подойдя к специально построенному помосту, Тиридат опустился на колени, сложив руки на груди. После того, как утихли громовые крики и возгласы, возбуждаемые этим зрелищем,он обратился к императору:
«Господин… я пришел к тебе, мой бог, преклониться перед тобой, как я преклоняюсь перед Митрой. Участь, которую ты уготовил мне, будет моей, а тебе – моя судьба и мой жребий». (Dio, LXII; том VIII)
На что Нерон ответил:
«Вы преуспели, приехав сюда, чтобы насладиться моим присутствием лично. То, что ваш отец не оставил вам, и что ваши братья не сохранили для вас, я согласен с вами, и я сделаю вас королем Армении, чтобы вы, как и они, могли знать, что у меня есть право отнимать и даровать царства». (Dio, LXII; том VIII)
Тиридат затем поднялся по ступенькам платформы и встал на колени, а Нерон надел царскую диадему на его голову. Когда молодой король уже собирался встать на колени во второй раз, Нерон поднял его за правую руку и, поцеловав, заставил его сесть рядом с собой на стул чуть ниже своего. Между тем народ бурно аплодировал обоим правителям.
Плиний Старший писал, что армянский царь посвятил Нерона в некий магический ритуал, и что именно в это время в римском пантеоне зародился культ Митры.
Правление Нерона ознаменовалось усилением в Риме
эллинизма. Император интересовался всем восточным, в том числе и религией. Так, Нерон устроил две пышные «свадьбы»: с мальчиком Спором (в качестве «мужа») и со жрецом Пифагором, как «жена» (Тацит. Анналы XV, 37; Светоний. «Нерон», 28.) Эти и другие церемонии, по мнению историков, были обрядами посвящения в митраизм.
Народные гуляния продолжались и после церемонии коронации. Интерьер Театра Помпея и каждый предмет его мебели были полностью позолочены для этого случая; по этой причине Рим отныне вспоминал эту дату как «золотой день». Дневные гуляния были не менее роскошными, чем ночные: королевские пурпурные навесы растягивались как защита от солнечного тепла. Над театром был натянут огромный полог с золотым изображением Нерона, мчащегося на квадриге среди звезд, отождествляющий его с солнечным божеством Гелиосом.
Нерон, даже принял участие в гонке на колесницах, собственноручно управляя поводьями. Вечером на банкете Нерон в золотых одеждах пел и играл на лире. Говорят, что Тиридат был поражен экстравагантностью Нерона.
В память об этих событиях Сенат почтил Нерона лавровым венком и званием Императора и главнокомандующего армиями.
Ни один другой прием, сопоставимый с этим по величине и великолепию, не зарегистрирован в истории Рима. Помимо огромной суммы, потраченной на торжества, римское правительство взяло на себя все расходы, связанные с поездкой Тиридата I и его свиты.
В честь Тиридата в Риме была воздвигнута статуя, которая сейчас украшает один из залов Лувра. А в день, когда Тиридат уезжал, по сведениям Светония Транквилла, Нерон преподнес ему в дар 1 миллион сестерциев, в то время как весь римский годовой бюджет при Нероне составлял 60 миллионов сестерциев, в качестве компенсации за разрушенный Арташат.
На эту сумму можно было приобрести около 20000 рабов.Нерон прислал ремесленников, с помощью которых Тиридат восстановил Арташат.
Восстановленный Арташат после этого назывался Неронией. Таким образом, Римская империя считала себя обязанной восстановить сожженный город и выполнила это.
Позже Нерон несколько раз вызывал парфянского царя Вологаса I в Рим, но когда приглашения стали обременительными,Вологас отправил ответное послание императору:
«Тебе гораздо легче, чем мне пройти через такую большую воду. Поэтому, если вы приедете в Азию, мы можем договориться о встрече друг с другом».
Трдат I, правивший с 66 по 88 годы, стал основателем новой армянской царской династии Аршакуни (Аршакиды).
Когда Тиридат вернулся в Армению, он переименовал столицу Неронию в честь императора. Торговля между двумя странами также выросла, что позволило Армении обеспечить свою независимость от Рима. Теперь Рим рассчитывал на Армению как на верного союзника даже после смерти Нерона и на протяжении всего периода правления Веспасиана на Востоке. Мир был значительной победой для Нерона в политическом плане.
Мир между Парфией и Римом длился 50 лет, пока император Траян не вторгся в Армению в 114 году. В 114 году Великая Армения была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но после смерти в 117 году императора Траяна независимость и царская власть в Армении была восстановлена. Этот конфликт стал первым прямым столкновением между Парфией и Римом с момента разгрома Марка Лициния Красса в битве при Каррах и похода Марка Антония, состоявшихся более 100 лет назад, и был первым из множества войн между Римом и иранскими правителями (Парфией, затем державой Сасанидов) за контроль над Арменией.


Храм Портуна в Риме и храм в Гарни. Что общего?

Храм Портуна (Tempio di Portuno) в Риме находится на Бычьем форуме
 (Il Foro Boario), на берегу Тибра. Во времена древнего Рима неподалеку от храма был порт и рынок, где торговали скотом. Древнеримский храм Портуна – одна из немногих выживших построек античности.
Храм Портуна посвящен Портуну (Portuno) или Портумну — изначально древнему богу ключей, ворот, амбаров и скота. Позже в народе объединились слова «porta» – ворота и «portus» – бухта. Портун стал также богом рек и, согласно легендам, даровал морякам спокойное плавание. В его честь устраивали праздник Портуналии, когда, как предполагается, старые ключи сжигали в огне или приносили на форум. Памятник архитектуры времен Республики, который мы сейчас можем наблюдать, датируется I веком до н. э, Под святилищем в 1947 году были найдены развалины объемного сооружения IV-III вв. до н. э. Вероятно, это части фундамента предыдущего храма Портуна. Со времен Ренессанса до XX века этот античный псевдопериптер ошибочно принимали за святилище богини Фортуны Верилис (Fortuna Virile). В 872 году храм стал христианской церковью Санта-Мария-ин-Граделис (chiesa Santa Maria Secundicerii), позже церковью Преподобной Марии Египетской (Santa Maria Egiziaca), покровительницей кающихся женщин.
Благодаря этому храм Портуна уцелел, а на его стенах мы можем наблюдать фрески с мотивами жизни Девы Марии (madre di Gesu). Храм Портуна и находящийся рядом храм Геркулеса (Tempio di Ercole Vincitore) воссоздают картину Рима в начале нашей эры. Храм, сохранившийся до наших дней, типичный для периода римской республики, основанный на этрусских традициях.
Он относится к типу тетрастиля (храма с четырьмя колоннами на главном фасаде) и псевдопериптера (20х12м). Он приподнят на высоком (2,5 м) подиуме, имеет широкую входную лестницу и состоит из целлы, портика с четырьмя колоннами ионического ордера и двумя колоннами второго ряда перед входным порталом. Боковые фасады имеют по четыре полуколонны (исключая угловые), задний фасад оформлен четырьмя полуколоннами. Внутри находился жертвенник и культовая статуя. Все несущие части храма сделаны из травертина, остальные части из туфа и покрыты слоем штукатурки с лепниной под мрамор. Подиум заполнен римским бетоном.
В 1571 году археологи обнаружили эпиграф, из которого следовало, что при понтификате Папы Иоанна VIII в 872 (или в 873 году) древнеримский храм был преобразован в христианскую церковь и был посвящен Деве Марии. Церковь называлась Санта-Мария-ин-Секундичерио (Sanctae Mariae in Secundicerio), от того, что была доверена заботам (affidata alle cure) Стефано Стефанески, «второго папского судьи» (secundicerio). В средневековых документах церковь также называется Sanctae Mariae de Grallis («идущей»), или Gradellae («со ступенями»), возможно, имеются ввиду ступени, ведущие к пристани Тибра.               
Посвящение церкви Santa Maria Egiziaca, впервые встречается в каталоге 1492 года и становится обычным в источниках XVI века.
Папа Пий V  в 1571 году подарил церковь армянской общине и она сохраняла её до 1921 года. Папа Климент XI (1700—1721) распорядился отреставрировать церковь, а также прилегающий Оспиций (l’Оspizio), где останавливались армянские паломники, приезжавшие посетить святые места Рима.
С начала XX столетия в храме идет реставрация; убрали декоративные элементы поздних эпох, отреставрировали стены и колонны, законсервировали фрески, сменили дверь. Построена новая деревянная крыша, восстановлена древняя черепица и разработана дренажная система. Этап реставрации колонн фасада включал обработку биоцидом, очистку, замену балок на укрепления из нержавеющей стали. Храм Портуна входит в программы обучения университетов, как образец классической архитектуры Древнего Рима.
Храм находится на площади Уста истины (Piazza Bocca della Verita) рядом с храмом Геркулеса и закрыт для посещений, увидеть можно исключительно фасад.
Теперь обратим наши взоры на восток, на Армению.
Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи, крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры.
Строительство храма Гарни было завершено во времена царствования армянского монарха Трдата I (66-88 гг.) в 77 г., о чём свидетельствует обнаруженная в 1945 году в поселке Гарни надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (государь), когда властитель построил агарак царице и эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…».
Крепость Гарни упоминается римскими историками Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в.н.э. О коронации Тиридата I и торжествах в Риме пишут древние римские историки; Дион Кассий, Плиний Старший, Светоний Транквилл.
Немало сведений можно почерпнуть и у армянских историков V в. Фавстоса Бюзанда, Егише и Мовсеса Хоренаци.
Храм был полностью разрушен сильным землетрясением в 1679 году, а в 1976 году был целиком восстановлен.
Армянский ученый-архитектор Н.Г.Буниатян (Буниатов) считал вероятным, что гарнийский храм был построен римскими мастерами и художниками, которых привез с собою в Армению, ездивший в Рим для получения царского венца Тиридат I. (См. Н. Буниатян, Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни, Ереван, 1933, стр. 16—18; Н. М. Токарский, Архитектура древней Армении, Ереван. 1946, стр. 15.)
Архитектор Буниатян, давший обмеры и чертежи деталей памятника, относил храм ко второй половине I века нашей эры и полагал, что Трдатом I, привезшим с собой из Рима мастеров и художников, не только был восстановлен город Арташат, но был построен также храм Гарни. 
К такому же заключению пришли: Лисицян, Абрамян и Токарский, а еще раньше также известный армянский архитектор Торос Тораманян в своих поздних работах. (Т.Тораманян, Материалы по истории армянской архитектуры, Ереван. 1942, стр. 167 и 174.).
Приблизительно такого же мнения придерживаются Смирнов, Буниатян и Лисицян, которые также считают вероятным, что храм в Гарни был построен не местными, а зарубежными или римскими мастерами (См. Романов, ук. соч., стр. 650; Буниатян, ук. соч., стр. 18; Лисицян, «Советакан Айастан», 1945, № 20).
«Трдат 1 вернувшийся с италийскими мастерами из поездки к Нерону, одновременно предпринял сооружение единственного известного нам языческого храма, развалины которого обычно называют «дворцом Трдата». (Н.М.Токарский «Архитектура древней Армении». АН Арм.ССР. институт истории.1948г. стр.15).
Вот, что читаем у доктора исторических наук Камиллы Тревер;
«Известно также, что в I в. н. э. был построен местными мастерами, при несомненном участии малоазийских или римских строителей, храм в Гарни, свидетельствующий о высоком строительном и скульптурном мастерстве его созидателей». ( К.В.Тревер Очерки по истории культуры древней Армении  II в.до н.э.-IV в.н.э. стр.12).
В своем исследовании Тревер пишет: «Как известно, Трдат получил в Риме от Нерона не только дары стоимостью в 50 миллионов денариев и разрешение восстановить Арташат, но и многих мастеров (или ремесленников.
Но Трдат захотел увезти еще и других мастеров,склонив их к этому деньгами, однако вывезти их ему не удалось, так как этому воспрепятствовал Корбулон, разрешив отправиться с ним только тем, которые были даны ему Нероном. Группа мастеров и ремесленников, которая выехала с Трдатом из Рима, участвовала, вероятно, не только в восстановлении Арташата, но могла быть привлечена и к работам в Гарни, к постройке Гарнийского храма».
( К.В.Тревер.  Очерки по истории культуры древней Армени  II в.до н.э.-IV в.н.э. (стр.71).
Как известно, храм в Гарни представляет собою обычный тип периптера, т. е. храма, окруженного со всех сторон колоннами. Главным доводом в пользу римско-этрусского типа храма считается то, что он стоял не на ступенчатом стилобате, обычном для греческого периптера, а на высоком подиуме, причем со стороны главного фасада имелся глубокий портик. Греки окружали площадки своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом.
Любопытно, однако, что эта архитектура храма, как указывает Тревер, могла иметь местные корни и находиться в генетической связи с строительными формами урартских храмов. В отличие от греческих храмов, гарнийский имеет один вход, как и храм Портуна в Риме, что безусловно свидетельствует о его римской ориентации.
В своем труде Тревер сообщает: «Итак, с одной стороны, мы имеем дело с сообщением Кассия Диона, что Трдат своим (верховным) богом считал Митру-Михра, а с другой стороны, перед нами слова Тацита о жреческих обязанностях Трдата, связанных, быть может, с культом Михра.
Эти обстоятельства и дают основание полагать, что Трдат, вернувшись в 66 г. из Рима и приступив к восстановлению разрушенного Корбулоном Арташата, а также крепости Гарни, построил здесь храм, посвятив его богу Солнца — Арегу, которому в I в. до н.э.  поклонялся и Тигран II и которого Трдат I называл Митрой. Храм был построен, вероятно, как это обычно делалось, на месте старого, разрушенного римлянами храма. Стилистические особенности, как говорилось выше, позволяют относить храм в равной мере и ко второй половине I в. и к началу II в. Таким образом, наиболее вероятным представляется, что гарнийский храм был построен Трдатом I и что посвящен был этот храм богу Солнца Арегу-Михру, которому особенно поклонялись армянские цари». (Стр.63)
(...Ко времени Трдата I, который, по возвращении в 66 г. из Рима, получив от Нерона нечто среднее между субсидией и компенсацией, для приличия названное «дарами», приступил к восстановлению разрушенного Корбулоном Арташата, а также, вероятно, и своей резиденции Гарни, которая не могла не пострадать во время опустошительного похода римских легионов в 59 — 60 гг.(Стр.71) Тогда-то Трдат не только восстанавливал стены гарнийской крепости, но и выстроил заново храм, придав ему, наверное, более пышный вид, чем он имел при Арташесидах и при предшественниках Трдата I.
Австрийский исследователь-искусствовед польского происхождения Йозеф Стржиговский, полемизируя с Ривойра, считавшим армян времени Трдата III еще «полуварварами», в то же время соглашается с ним, что Гарни выстроен не армянскими руками, так как он носит «явно римско-сирийский» характер. Некоторую уступку делает К.К.Романов, допуская, что мастерами, строившими Гарнийский храм, были люди «вышедшие из римских провинций, ближайшим образом связанных с центром, . . . „притом люди несколько отсталые от новейшего зодчества Рима той эпохи». (Стр. 72).
Большинство исследователей в настоящее время относят храм к одиннадцатому году царствования Трдата I. Строительство храма, как полагают ученые, было завершено в 77 году нашей эры. Дата, в первую очередь связана с визитом Тиридат I в Рим, в 66 г. н.э., где он был коронован римским императором Нероном. Для того, чтобы восстановить город Арташат, разрушенный римский полководцем Гнеем Корбулоном, Нерон дал Тиридату 50 миллионов драхм и снабдил его римскими мастерами. По возвращению в Армению Трдат I начал крупный проект реконструкции, который включал восстановление города - крепости Гарни. Именно в этот период, храм был построен.
Храм обычно приписывается Михре, богу солнца в зороастризме - influence (эквивалент Митры в армянской мифологии). Трдат, как и другие армянские монархи, считали Митру своим покровителем. Альтернативная теория, предложенная Ричардом Д. Уилкинсоном в 1982 году гласт о том, что под храмом находится могила. Вероятно,- пишет он, что храм построен около 175 г. н.э. Эта теория основана на сравнении с греко-римскими сооружениями западной части Малой Азии (например, памятник Нереиде, мавзолей Белеви, мавзолей в Галикарнасе).
Уилкинсон, кроме того, утверждает, что нет прямых доказательств, связывающих структуру храма с Михрой, и греческой надписью, приписываемой Трдату I, которая вероятно, относится к бывшей крепости в местечке Гарни.
Он также считает маловероятным, чтобы языческий храм пережил разрушения во время преобразований IV века в Армении, когда в ней утверждалось христианство. Но тут можно предположить, что красота храма стала причиной отказа первых христиан уничтожить культовое языческое сооружение.
Красота воистину сильное оружие против вандалов или религиозных фанатиков. История знает немало примеров, того, как архитектурный шедевр пленял грозных пришельцев и заставлял восхищаться им. Ярчайшее свидетельство - храм Св.Софии в Константинополе.
На территории Армении уже в I веке до н.э. армянские столицы Тигранакерт и Арташат представляли собой крупные центры эллинистической культуры. Здесь находились античные театры, на помостках которых ставились пьесы древнегреческих трагиков Софокла, Эсхила, Эврипида…
До конца IV века нашей эры Армения существовала, как централизованное рабовладельческое государство, которое продержалось около шести столетий.
По мере успешной христианизации Армении, гарнийский храм вполне мог служить местом проведения новых религиозных обрядов. Мог выполнять хозяйственные и прочие функции.
Армянские цари облюбовали это место, и не только из-за её неприступности, но и по причине мягкого климата, и превратили гарнийский комплекс сооружений в свою летнюю резиденцию.
Храм простоял вплоть до землетрясения 1679 года.
По моей версии, будучи в Риме армянский царь Трдат I, человек безусловно утонченного вкуса, знакомясь с достопримечательностями вечного города, мог особенно восхититься лаконичным, но изумительным видом храма на Бычьем форуме. Он вполне мог попросить Нерона отправить римских мастеров-строителей для сооружения подобного шедевра архитектуры в Армении. Полагаю, римскому императору было весьма приятно угодить своему новоиспеченному другу. Языческий храм Гарни построенный в римско-эллинистическом стиле, внешне очень напоминает храм Портуна в Риме и как две капли воды схож с римским храмом в Ниме. Достаточно взглянуть на фото указанных древних сооружений и сомнения в их римском происхождении улетучатся. Не менее впечатляет и храм Августа и Ливии во французском городе Вьене построенный в коце I века до нашей эры.
Долгое время он служил разным богам, от христианского бога до революционной богини времен французской революции. Был восстановлен в XIX веке, по инициативе Проспера Мериме.

https://rome-travel.ru/hram-portuna-v-rime.html
http://ru.esosedi.org/FR/K/1000235599/mezon_karre
https://varandej.livejournal.com/1032292.html
https://masterok.livejournal.com/1377976.html

Древние языческие храмы нередко использовались позднее в качестве христианских. Ярчайшим примером служит древнеримский храм в Ниме (Франция), известный под названием «Квадратный дом» (Maison Carre). В IV веке храм был превращен в церковь, и поэтому сохранился, а в X веке он был мусульманской мечетью, затем – католической часовней, после чего его превратили в конюшню. В наши дни он используется в качестве выставочной площадки. Удивительно, что некогда, в римском храме Портуна располагалась церковь, принадлежавшая армянской общине города (вплоть до 1921 года). Это еще раз убеждает нас в том, что древние языческие храмы могли быть использованы позднее в качестве христианских. Уместно думаю напомнить о частых «рокировках» мусульманских и христианских храмов в средневековье и новейшей истории.
Воссоздать нечто, напоминающее римский архитектурный изыск, на армянской земле в первом веке нашей эры могли римские строители при несомненном участии их армянских коллег, о чем свидетельствуют и самобытная орнаментовка сооружения, и искусное исполнение барельефов в духе местных строительных традиций.


Компиляция Томаса Арутюняна
               


Список литературы:


1. Тревер К.В. Очерки по истории культуры Армении (II в. до н.э. – IV в
Н.э.). М.Изд. АН СССР, 1953.
2. Буниатов Н.Г. Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни.
Ер.1933. — 122 с.
3. Аракелян Б.Н. Археологические раскопки в Армении, №7. Гарни II. -
Ер. АН АССР. Институт археологии и этнографии, 1957. — (Археологические раскопки Армении. Результаты работ Гарнийской археологической экспедиции 1951—1955).
4. История армянского народа. Под редакцией М.Г. Нерсисяна. Ер.Изд.ЕГУ,
1980.
5. А.Саинян. Гарни-Гегард. Газ. «Советакан грох» Ер. 1978.
6. Йозеф Стржиговский. Архитектура армян и Европы.
 Результаты исследовательской поездки Института истории искусств   Венского университета в 1913 г.
Josef Strzygjvsky. Die Baukunst der Armenier und Europa. Vienna. Kunstverlag Anton Scholl & Co.,1918.
7. Токарский Н.М. Архитектура древней Армении, Ер. 1946, (стр. 15).
8. Тораманян Т. Материалы по истории армянской архитектуры, Ереван.  1942, стр. 167 и 174.).               









               


Рецензии
Большое спасибо за интересное историческое исследование. Еще раз убедился в том, что древние люди имели прекрасную интуицию для выбора храмов. Вероятно, на этих местах существует мощная космическая энергия. И человек интуитивно тянется к этим местам, чтобы увеличить свою жизненную энергию.
С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   24.01.2024 09:19     Заявить о нарушении
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

Томас Арутюнян   24.01.2024 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.