Памир-Мургаб рассказы о службе 13

"Памир-Мургаб"(49).

И первым "взбунтовавшимся" стал,неожиданно для себя,я!В тот день мы опять драили полы,мельтеша с тазами и тряпками.Несколько человек из нас ползали на коленях,сушили полы тряпками,отжимая их в тазы,другие относили полные тазы в умывальник и бежали обратно.Этот заплыв был на спор-мы соревновались в скорости уборки с другой группой,которые мыли зону комендантов,пробираясь как мыши под рядами коек.Деды,по обыкновению уже хватанули винища.Здоровяк Заяц сидя на верхнем ярусе,смотрел на часы и орал по-дурному-Живее,сыны!Резче движения!Кремль,длиннота херова,резче,я сказал!Ему подпевали еще с пяток паразитов,развалившихся на койках...
Старались мы вовсю,но никак не укладывались в отведенный нам норматив.Соперники нас обходили на несколько метров высушенных полов!Дальше все произошло гораздо быстрее,чем я это рассказываю.Рассвирепевший Заяц спрыгнул на пол,пнул Клоуна,сидевшего у тазика,и ,почему-то решив,что я -основной виновник отставания,подскочил ко мне и крикнув:Встать!Сильным ударом в лицо сбил с ног.Я улетел в проход между койками,ударился головой об железный уголок и на мгновение потерял сознание.Первое,что я увидел,очнувшись,была острая саперная лопатка,торчавшая из одного из "тревожных"мешков,что были привязаны под каждой койкой.И тут я впал в другое забытье-обычно я долго терплю,но такой момент обязательно у меня наступает.Это у меня от отца!Впадаю в бешенство,и сам черт мне не брат!И откуда-то сила появляется неимоверная,и боли не чувствую никакой!Выдрав из мешка лопатку,я выскочил в проход и с воплем:Ну,Заяц,сука!Пи.....ц тебе!На,гад!Но повезло Вовану в тот день(да и мне,пожалуй!)От злости я плохо сориентировался и метнул лопатку мимо него-оружие"возмездия"врезалось в длинную вешалку для шинелей,раскололо ее вдребезги,и все барахло упало на пол,накрыв кое-кого из парней наших.Потом я кинулся к оружейке,с руками и ногами попытался отодрать арматурный пруток,и все орал:Щас я вас ,суки всех заху.....рю разом!Все поначалу как-то оцепенели-и деды и молодняк,а потом кто-куда,одни к выходу из казармы,другие навалились на меня,пытаясь отодрать от оружейки,но пару раз я их раскидал,а потом и меня все же скрутили,но я продолжал орать:Суки!Всех по одному порешу!Ночью,бл...ть,выслежу и задушу!Парни!Хватит терпеть-мочите их,тварей!Заяц,тебя первого!Не помню всего точно,но меня не били-какой толк?Хватило и одного удара,от которого по сей день пустое место вместо зуба.Весь в крови-своей и чужой,со сбитыми руками,я все не мог успокоиться и судорожно вздрагивал с мокрым от слез лицом....Если бы меня поддержали годки-могли бы дел натворить,но у них не было того срыва,после которого страх пропадает,а деды тоже растерялись ,не готовые к отпору от одного из "чмориков",как они нас называли,и хрен его знает придурка,а ну как правда прирежет ночью втихую и зации не видать!Тут заговорил старшина-Ну,все орлы?Утихли?Слушай сюда теперь!Беспредел кончать!Оборзели вы в конец!Бобы,банки рубите не по делу!Молодых учить нужно,ясен хрен, но не так же!Нам всем домой надо ,а не в дисбат!Мне точно туда неохота!А кто-то попадет,как пить дать!Кремля больше не трогать!А ты сынок,обиды не держи ,нас тоже знаешь как имели!Тот же Заяц мухой летал здесь!Вобщем все меня поняли?Тогда-отбой в погранвойсках!Кремль со мной в каптерку!Да и умойся,рожа у тебя,если комбат узрит,у всех такие рожи будут!
Мы еще долго проговорили с куском о всем понемногу.Протрезвевший Заяц тоже пытался уже заговорить со мной,но я,хоть и остыл,но на мировую был еще не готов.Но в тот день для меня раз и навсегда закончились унижения в армии,которыми нас так пугали и которые действительно имели место быть!Это не значит,что я стал "дедом",нет!Я также мыл полы,отжимался,драил стволы миномета и машины после выезда на стрельбище,отбивался со всеми на время,даже установил в этом "рекорд",отбившись за 8 секунд,порвав при этом воротник х/б(от куска получил нагоняй!),но никто меня уже не пинал,не мог заставить чистить свой автомат или стирать х/б.Меня перестали унижать.Я никого не заложил,просто дал понять,что бить себя просто так не дам!Конечно кое-кто косился злобно,но потом привыкли и общались со мной,как с равным,да и к остальным молодым отношение изменилось заметно.Мы прошли рубикон испытательного срока...А Вовка Заяц,оказался вовсе неплохим парнем,и мы с ним даже сдружились,он иногда угощал меня и Босса вином после отбоя,рассказывал нам всякие были-небыли...Конечно,в дальнейшем мне приходилось сталкиваться в отряде с проявлениями дедовщины,но всегда я мог дать уже отпор,так как рядом было много друзей старшего призыва.Именно друзей!
Впрочем,через некоторое время в моей армейской судьбе произошли некоторые изменения,и я перешел совсем в другую сферу взаимоотношений....

"Памир-Мургаб"(50).

Как-то,в конце марта,в нашу казарму пришел Серега Ермак,начальник столовой,и попросил у куска человек 10 молодых,для уборки в новой кухне.Палицын крикнул нам построение.Вся наша компания конечно рады были размяться где-нибудь за пределами минбата,тем более,что Ермак сказал -обедать будем там же,а работать до темна!Построились и двинули,гремя сапожищами,вниз-через плац и к столовой.Ермак по дороге изрядно подшучивал над нашим заморенным видом:Эх!Скелеты в форме!Вами ворон пугать на огороде!Сейчас каждому по бачку перловки скормлю!Не слышу радости,сынки?Что заржали,шутки шутить с вами мне некогда!А ну!Песню запевай!Да,не строевую,мать вашу!Давай Неман-ди!Поехали!
И мы,гогоча, рванули вовсе глотки:
"Мне подру-мне подруги говорили!
Неман-ди!Неман дивная река!
Как я-бу,как я буду с ним купаться!
С тостым-ху,с толстым худенькая я!
Из казарм,ухмыляясь,выглядывали инженера и водилы,что-то орали Ермаку,а он,довольный произведенным эффектом,подбадривал нас:Хорошо,орлы!А ну еще разок и погромче!
Уже озирались у штаба офицеры,но мы уже свернули к роте связи и по одному забежали в новый варочный цех,так в армии называют собственно кухню,где варят для солдат супа и каши....Само здание старое,наверное еще довоенной постройки,но капитально отремонтировано,установлены новые,газовые котлы,заменившие угольные печки,на полах кафельная плитка.Огромные окна ,высокий потолок-это конечно не полевые кухни на соляре.Но везде полно мусора,возятся стройрота в насквозь пробеленных хебешках,а по длинному коридору ходят офицеры,во главе с начтыла отряда м-ром Михайленко,осанистым,в хромовых,голенища бутылками(такие шьют на заказ),сапогах.На властном лице-злой румянец,что-то выговаривает начпроду Хохлову и другим сопровождающим.Из обрывков фраз мы поняли,что варочный цех приказано запустить к приезду молодого пополнения с Гульчи,которое ожидали через несколько дней.Дел еще невпроворот,Ермак подскочил было к Михайленке с докладом,но тот отрезал-Мне,Ермаков ,сопровождающих хватает,делом займитесь!Вот люди у вас есть,озадачивайте и вперед!
И нас конечно озадачили по полной программе.До темноты таскали на улицу битый кирпич,обломки кафеля,мели цементную пыль,мыли,терли,скребли-окна,двери,полы...Обедали и ужинали прямо на полу,подстелив бушлаты.Зато,по приказу Ермака нам навалили мяса,и мы впервые за этот месяц наелись от пуза!Но потом без перекуров опять мыть,тереть,таскать...Но ,что интересно,мы почти не устали,может потому,что никто нас не тиранил,не обзывал,не угрожал расправой за какую-нибудь хрень!Ермак сам нас отвел в роту,а там предупредил наших дедов-Пушкари!Вот этих не кантовать!Они мне нужны живые и здоровые!И не на один день!Если кто не понял-ну вы меня знаете-глаз на жопу натяну!Вопросики будут?Ну и ладушки!Спите детки!
На следующий день с утра был туман,скрывший молочной пеленой окрестные горы,но сухо,как обычно и холодно до трясунца.Мы с Нейчу мазали кузбасс-лаком цоколь наружного фундамента кухни и офицерской столовой-по периметру.Задубели страшно,руки,как у гусей-красные и негнущиеся,но Ермак только покрикивал:Веселей,доходяги!Родина-мать ваша,вас не забудет!За обедом с нами сидел л-нт Хохлов.Он и поставил меня в интересное положение,во многом определившее мою дальнейшую судьбу.Начпрод,хитро прищурившись,вдруг спросил меня во всеуслышание:Сорокин!Ну как новая кухня?Нравится?Может поработать надумал по специальности?У нас поваров не хватает!Серега Ермак даже поперхнулся:Ах,ты!Мосол хренов!Ты что это?Почему молчал до сих пор?За такое банок бы тебе нарубить,но при ташанте неудобно!У нас повара без подмены пашут,а тут поварешка обьявился!Откуда?Где работал на граждани?Пришлось обьяснять ему,что я с Москвы,окончил поварское училище и поработал немного в ресторане "Стрела",что на Люсиновке(в действительности я работал в диет-столовой от этого ресторана).Но тут же добавил,что поваром работать не хочу,а хочу служить на заставе,пусть там и нет лошадей,но хотя бы с собаками...Ермак уставился на меня изумленно:Да ты что,Москва?Вроде в столице дураков не водится!Какая застава,какие лошади,собаки!На хрена тебе этот зверинец?Ты хоть представляешь,что такое застава?Тоска зеленее,чем наши погоны!Гора налево-гора направо!Левый фланг,правый фланг-пехом км по тридцать!Раз в месяц-кино,книги-старье!На вышке яйца отморозишь,папой не сможешь стать!Тридцать морд за два года опостылят до отупения,начнете друг на друга бросаться!И дедовщина покруче,чем в минбате у вас!Ломают не таких орлов!А здесь,хоть и не курорт,но жить можно!Летом пошлем тебя в округ учиться на инструктора,будешь,как наш Гладыш сержантом и в отпуск съездишь,если заслужишь!Подумай,Москва!Пораскинь мозгами!
Я промолчал,хотя видел,что Хохлов и ребята одобрительно кивают головами.Работали опять до вечера,потом меня позвали в офицерскую столовую(там тоже шел ремонт),где за отдельным столом сидели Ермак,начальник продсклада Мишка Насонов,красивый,смуглый крепыш,сержант с особого отдела Саша Абрамов,евреистого интеллигентного вида,знакомый по Гульче Сашка Ряховский с 4-ого отделения,Коля Крот,тоже начальник какого-то склада,старшина хозвзвода Женя Комиссаров- красавец и атлет,и незнакомый еще мне симпатичный сержант Володя Гладышев,на днях приехавший из отпуска и вот так,скромно ,в кругу друзей,отмечавший свой день рождения...Я понял-будет разговор!

"Памир-Мургаб"(51).

Но вместо речей и нотаций Ермак жестом указал мне на свободный стул и,приобняв за плечо,сказал:Мне о тебе ваш кусок кое-что порассказал,вобщем считает тебя нормальным парнем!За себя постоять можешь ,и это правильно!Таких люблю!Давай в нашу компанию!Учись у нас,пока вместе служим....Вот мужики наши-Володя,Мишка,Саня,еще Саня,Витя-знакомься,здесь все на равных!Я им сразу сказал-нравится мне этот москвич,почему,сам не знаю,но думается мне-будет из тебя толк!
После такого вступления возразить что-либо было бы трудно,даже неприлично,и я,пожав всем руки,снял надоевшую,смятую блином и засаленную предыдущими призывами шапку,провел рукой по отросшему ежику волос,сел на отведенное мне место.Сам именинник протянул мне полный стакан темного вина и сказал,хитро прищурившись,-Давай Москва,тост с тебя!За мои двадцать!Я недолго думая,пожелал-Всем здоровья и скорой зации!Собравшиеся дружно и одобрительно загалдели-Молодца!Сказал хорошо!Ну и пей до дна!Выпил,словно воду,залпом,сразу загрело в груди.Гладыш подвинул поближе закуску.Добро атаман!Не откажусь!Тут есть чем закусить-Консервы,конская колбаса,квашеная капуста,персики из банки...Деды заговорили о своем,а я помалкивал и слушал,исподволь приглядываясь...Потом незаметно вошел в тему,кому-то поддакнул,кому-то возразил.Хмельной "базар"-он тоже не так прост,многое решается именно во время таких разговоров-и в армии,и на гражданке!Уже через полчаса все мне казались давно знакомыми,друзьями-корешками,я им видимо тоже,т.к меня уже вовсю хлопали,,обнимали,наливали,подкладывали лучшие куски...Гладыш подсел ко мне с разговором и на мою тему:Ты,Лерыч,смотри сам!Здесь,в отряде житуха веселее,друзей куча,женщин видим,фильмы смотрим,библиотека есть,качалку скоро соорудим,как у Женьки в роте!Застава-это романтика,книжек начитался!А на деле-совсем не так все!Можешь и не сдюжить!Бывает с тоски стреляются или в своих стреляют,а потом в Караганду!Все привелегии и праздники в отряде в первую очередь!Будешь хорошо служить и в отпуск съездишь как я,родных повидаешь!Но учти одно-здесь место хлопотное,пи.......юлей огребаем по всякому поводу,но и характер должен быть,посмелее и не бойся никого!Если что-друганы в беде не оставят!Выходные тоже бывают,можно полазить по горам,пофоткаться,домой пошлешь!Парняги у нас нормальные подобрались,здесь дедовщины нет,разве по работе припашут,но это уж сам понимаешь!Кроме Володи в разговор вступили остальные,каждый по-своему.Итог подвел конечно Серега Ермак-Давай,Москва!Решайся!А то ведь я Михайленке скажу и не рыпнешься,приказом оформит!Но мы хотим,чтобы ты по доброй воле,сам!Чтобы не винил кого,если не получится!Понятно излагаю?
Да,понятно,конечно понятно!Только как же с мечтами о границе!Можно мне подумать,ну хоть до утра?Хоп-лады!До утра думай!И пора,пожалуй в роту,баиньки!Тронули,мужики!
Ночь встретила морозцем и ясным в звездах небом.Луна резко очерченная,висела над долиной Оксу,бледно подсвечивая синие бока гор.Под горой ,у электростанции,мерцали огоньки.Кишлак и отряд давно уже спали,и наши пьяные голоса гулко доносились наверняка до самого Китая....
Следующее утро я встретил в заплыве.Причем мыл полы с самого подъема,т.к вчера,прийдя в казарму,наткнулся на комбата,и он,учуяв спиртное,отвесил мне по-отцовски добрую затрещину и завел в канцерярию-для "душевного" разговора.Но не получилось!Я,с пьяной дури,брякнул комбату,что ухожу из минбата в повара,приказ начтыла....Но Сотников заорал:А вот этого не видел,а?Без году неделя в армии,и будешь мне тут права качать!Мы тебя,дурака в расчет определили-значит будешь там!У нас зачетные стрельбы на носу,а он кашу варить вздумал!Все вы,москвичи,ищете,где бы полегче место найти!От службы увиливаешь?Возражать офицеру в армии не принято,но в душе обидно стало !И чего орет все время?Только орать,да плюхи раздавать!А что в казарме дурдом творится-никому дела нет!Зачеты,стрельбы-все для проверяющих галочки!А с нами просто,по-людски никто и не поговорит,суют во все дыры,заездили кучку "доходяг"...А сами тоже не водичку потребляют гады!
Все это я,конечно,подумал про себя,но и ему наверное что-то сказал,потому что комбат рассвирепел окончательно,пнул дверь в коридор и крикнул звонко:Палицын!А ну ко мне!Бегом! Из темноты казармы появился сонный кусок и вяло пробурчал:Слухаю таищкаптан!Наш комбат взвизгнул от возмущения по-бабьи:Я тебе сейчас как звездану за "слухаю",вообще слухать перестанешь!Мудачье одно!Распустились!Домой вообще не поедешь!Вот этого цуцика в наряды-по роте,в парк,куда угодно!Чтобы у столовой я его не видел!Лично отвечаешь!Понял орясина хе....ова?Если что-навтыкаю по самые помидоры!Сейчас спать всем!
Ну,молодец,комбат-хоть не сдал,дело губой пахло!Кусок хлопнул меня по спине,отправляя спать,а сам пошлепал босыми ногами в умывальник-там по ночам наши деды обычно справляли малую нужду....
Но получилось совсем не так,как задумал комбат.Когда я ползал по коридору с мокрой тряпкой наперевес,стараясь не обращать внимания на издевки вечного дежурного по роте-нашего Чморика(он же с-нт Николаев),дверь с грохотом распахнулась и в казарму ввалились трое "красавцев"-Ермак,Гладыш и незнакомый мне солдат,одетый в офицерский бушлат и хромачи,с красивым,но презрительно-надменным лицом.Увидев меня в столь неприглядном виде,Серега загрохотал:А ну брось тряпку!Ты что это?Кто заставил?Запомни раз и навсегда-повара полы не моют!Иди мухой переоденься и со мной-к зампотылу,поживее!Начальство ждать не любит!Чмо попытался что-то возразить,но был грубо приперт к стене-А ну легче,сержантик!Ты кто?Дежурный!Вот и маши тряпкой-это твое дело,а повара не моги обидеть-за это можно и здоровья лишиться!Понял,придурок или разъяснить?Все,пшел отседова!Да!С Ермаком не поспоришь!Чморик благоразумно смылся,а я побежал переодеваться....
В армии,сплошь и рядом ,нужные связи,блат,знакомства и содействие оказываются гораздо действеннее приказа.Вот,к примеру,комбат!Он же прав,если рассудить-радеет за боевую подготовку вверенного подразделения,а какой-то там рядовой Липатов(это тот третий!),повар офицерской столовой,за завтраком брякнет,скажем капитану Антонцу,начальнику 4-ого отделения,обладающему весьма неограниченными возможностями по перемещению л/состава,что в минбате имеется молодой поваренок,ресторанный"спец",прозябает у пушек без профессионального применения,а мог бы радовать господ офицеров столичным меню!Каков дальнейший ход-предугадать не трудно!Антонец конечно клюет на эту удочку,и не потому,что сильно озабочен питанием офицерского состава отряда,а потому,что все ждут вскорости высокое начальство из столицы,которое надобно ублажить по высшему разряду и получить хорошую,а не плохую оценку !Поэтому Антонец тут же доводит эту информацию до начтыла м-ора Михайленко,который немедленно требует поваренка пред "светлые очи"!
И вот мы уже идем скорым шагом к штабу,где уже поджидает л-нт Хохлов,наш начпрод,который будет представлять меня высшему начальству.Личное дело и прочая информация обо мне уже лежат на столе у Михайленко,так,что разговор предстоит,по сути ,риторический!Машина завертелась ,и от моего мнения теперь уже мало что зависит!

"Памир-Мургаб"(52)

В штабе отряда натертые вонючей оранжевой мастикой паркетные полы,ковровые дорожки по длинному коридору,в начале которого 1-ый пост у Знамени части,здесь вытянулся по стойке смирно сержант из комендантской роты.У Знамени части(наш отряд 35-ый) фотографируют особо отличившихся бойцов,но мы пока к таковым не относимся.Справа и слева по коридору-оббитые толстым дермантином двери с латунными табличками-Начальник отряда,Начальник штаба,Начальник политотдела,Начальник тыла...Хохлов стучит,открывает-Товарищ майор!Разрешите войти?Входим,докладываем о прибытии.Михайленко строг,на туго обтянутых кожей скулах ходят желваки,пристально смотрит на меня,листая тоненькое личное дело....Ну что,рядовой Сорокин!Смотрю на твой послужной,пока неплохо!Учебный пункт на отлично!Грамотой награжден...Значит есть способности?Слышал,что рвешься на заставу,это всегда успеется,туда попасть очень просто.Но армия-такое место,где служат не там,где хочется,а где прикажут!Вот я,к примеру,хочу служить в Сочи(мы с Хохловым заулыбались),а приходится служить здесь,на Памире!И не просто служить надо,а как надо служить!Улавливаешь разницу?Молодец!Ты хоть и молодой еще солдат,а за тебя уже многие готовы поручиться.Не подведешь,если доверим тебе ответственный пост?Пока не уверен,мало тебя знаю!Но если проявишь себя в деле-поощрим,рядовым долго не проходишь!Пока,думаю,надо тебе поработать в офицерской столовой,обтереться,навыки профессии вспомнить...Вот начальник ПФС-опытный человек,в курс введет,да и в столовой неплохие ребята служат-Ермаков,Гладышев.Хорошо справляются,хотя у нас сейчас сложный период,но все будет-и пищеблок новый и столовая,только надо рукава засучить и работать!Ты -москвич,и это уже хорошо!Я делю москвичей на две категории-или,извиняюсь,раздолбай,шпана столичная,или серьезные,развитые,ответственные люди!Думаю,ты относишься ко второй категории,честь столицы не уронишь?Тем более и подготовка у тебя соответственная имеется-три года ПТУ,поработал уже в ресторане.Ты ведь повар,можно сказать,потомственный?Так точно!-лепечу я,севшим от волнения голосом,и мы все разом вдруг улыбаемся,лицо грозного майора становится при этом необычно добрым,домашним.Ну,а почему так оробел?Тут тебя никто не съест!Если хочешь быть сержантом и людьми командовать-надо срочно смелости набираться!Сам видишь,у нас контингент сложный,особенно строители,тут надо авторитетом брать...Подучись у Ермакова!Ну,так что?Как будем решать?Согласен?
Ну что я мог сказать-согласен,конечно!Сказал-и как-будто ступил на новую стезю,тропу неведомую,где ждут не только лавры и звезды....
У штаба меня ждали все те же трое,теперь уже моих "дедов".По радостному лицу Хохлова,они поняли,что все в порядке и,похлопав меня по плечам,повели в столовую.Собственно,пока я буду еще некоторое время числиться в минбате и спать пока буду тоже там,только оказалось,что в ближайшем будущем мне вообще не придется толком спать....


PS-на фото справа второй,старшина Сергей Ермаков,слева крайний старшина Коля Крот.


Рецензии