Психологизм художественной детали в Евгении Онегин

          Психологизм художественной детали в "Евгении Онегине"


                Эпиграф: "Учитесь видеть прелесть в мелочах!" (М. Пиотровский)

                Предисловие

Природу, деревенскую идиллию, светскую  жизнь,  наконец, внутренний мир своих героев Пушкин невероятно поэтично описывает в мельчайших подробностях. В романе «Евгений Онегин» он демонстрирует виртуозное владение техникой художественной детали.

 
       1. Детали, передающие психологическую атмосферу

Пушкину удаётся создавать целые картины из одних только деталей, стремительно сменяющих друг друга, как звуки мелодии:               
 
         Уж тёмно: в санки он садится.
         «Пади, пади!» — раздался крик;
         Морозной пылью серебрится
         Его бобровый воротник.
         К Talon помчался: он уверен,
         Что там уж ждет его Каверин.
         Вошел: и пробка в потолок,
         Вина кометы брызнул ток;
         Пред ним roast-beef окровавленный
         И трюфли, роскошь юных лет,
         Французской кухни лучший цвет,
         И Страсбурга пирог нетленный
         Меж сыром лимбургским живым
         И ананасом золотым.

Стремительный полёт саней, на который намекает крик возницы «Пади, пади!», разгоняющий замешкавшихся пешеходов,  бобровый воротник, серебрящийся морозной пылью, а затем с мороза и сумерек - тепло, сияние и роскошь ресторана, открывающаяся в перечислении блистательного меню, у Пушкина звучит радостно как музыка. В результате все эти детали не только описывают событие, но и передают  приподнятое настроение героев. Это волшебство достигается благодаря ритму и мелодичности перечисления. Детали в этой строфе не нагромождаются, а выстраиваются в изящную мелодичную цепочку, поражающую своей красотой. Впрочем в этом можно увидеть и мастерскую работу оператора.

В сцене бала детали являются главным украшением всей картины:

         Музыка уж греметь устала;
         Толпа мазуркой занята;
         Кругом и шум и теснота;
         Бренчат кавалергарда шпоры;
         Летают ножки милых дам;
         По их пленительным следам
         Летают пламенные взоры,
         И ревом скрыпок заглушен
         Ревнивый шепот модных жен.

Бренчащие шпоры кавалергарда, летающие ножки и пламенные взоры, тоже летающие за ними - это сама квинтэссенция бала, не менее изящная чем музыка мазурки. Она ещё выразительнее чем в первом случае передаёт психологическую атмосферу и восторженное настроение участников бала, в которое вплетается "Ревнивый шепот модных жен".
 
Простые детали деревенского чаепития описываются Пушкиным с такими же восхитительными подробностями:

         Смеркалось; на столе, блистая,
         Шипел вечерний самовар,
         Китайский чайник нагревая;
         Под ним клубился легкий пар.
         Разлитый Ольгиной рукою,
         По чашкам темною струею
         Уже душистый чай бежал,
         И сливки мальчик подавал;

Стихи онегинской строфы льются непринуждённо и легко как игривая моцартовская мелодия. Как в каком-то невероятно ярком сне мы видим этот волшебный пушкинский чай,  разливаемый «Ольгиной рукою», бегущий «темною струею» «по чашкам», слышим его, вдыхаем его «душистый» аромат в волшебных сумерках гостиной, погружаясь в медитативную атмосферу чаепития. Здесь Пушкин показывает в поэзии мастерское владение  приёмом "крупного плана" задолго до изобретения кинематографа.


      2. Внешние детали, выражающие чувства героев и автора

Особое место в романе Пушкина занимают детали, выражающие чувства его главных героев. Эти чувства могут быть очень банальными, например, поэт подмечает, как во время танца румянец  Ольги "запылал" ярче от удовлетворённого самолюбия:
 
         И, наклонясь, ей шепчет нежно
         Какой-то пошлый мадригал,
         И руку жмет — и запылал
         В ее лице самолюбивом
         Румянец ярче. Ленский мой
         Все видел: вспыхнул, сам не свой;
         В негодовании ревнивом

Однако эти чувства могут быть и очень искренними и глубокими. Так сокровеные чувства Татьяны Пушкин гениально выражает в одной маленькой детали, касающейся её письма Онегину:

         Облатка розовая сохнет
         На воспаленном языке.

Так сердце Тани, охваченное  влюблённостью как неким жаром, выдаёт себя  в её воспалённом языке. Розовая облатка сохнет  на нём, потому что героиня, задумавшись, никак не решается запечатать и отправить своё письмо. Как много выражено в этой маленькой детали: и жар влюблённости, и взволнованность и нерешительность одновременно! С этой целью Пушкин показывапет здесь свою деталь "крупным планом".

Остальные детали в этой строфе изящно обрамляют эту деталь, как ювелиный узор, «охватывающий» драгоценный камень:
 
         Татьяна то вздохнет, то охнет;
         Письмо дрожит в ее руке;

       <...>
         К плечу головушкой склонилась,
         Сорочка легкая спустилась
         С ее прелестного плеча...


Или несколькими строфами ниже  в этой же главе сразу после приведённой выше сцены чаепития у Лариных:

         Татьяна пред окном стояла,
         На стекла хладные дыша,
         Задумавшись, моя душа,
         Прелестным пальчиком писала
         На отуманенном стекле
         Заветный вензель О да Е.

Казалось бы что за пустяк. Кто из нас в детстве не рисовал пальцем на "запотевшем" стекле. Однако в контексте того чувства, которое не на шутку овладело  Татьяной, эта сцена воспринимается совершенно по-иному. Мы видим, как те самые переживания Татьяны, о которых мы узнали из  письма девушки, ложатся в её дыхании на холодное стекло,    о  т  у  м  а  н  и  в  а  я    его, а виновник этих чувств тайно вписывается в них её «прелестным пальчиком». Здесь тоже используется "крупный план" для показа детали. Заветные инициалы О и Е, переплетённые в виде  изящного узора, это поэтичное выражение её любви, тайный её знак, драгоценный вензель. 

О чём она задумалась? Не о вопросе ли, который  мучил её в письме:

           Кто ты, мой ангел ли хранитель,
           Или коварный искуситель...

Как безмерно дорога Пушкину в это мгновение его героиня! У него при описании даже невольно вырывается: «моя душа». С каким трогательным умилением он это произносит, как душевно ей сопереживает!  Только Фридерик Шопен смог бы передать в музыке это нежнейшее переплетение чувств влюблённой героини и сопереживающего ей автора.   

Поэт в своём романе словно говорит читателям: "Посмотрите сколько прелести в этих мелочах. Учитесь их видеть!"

Однако мало увидеть это, нужно почувствовать, ведь «самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце» (А. де С. Экзюпери). Пушкин учит нас на этом маленьком примере видеть эти детали сердцем. Только тогда можно понять, насколько  они бесценны.

Конечно для этого требуется немного воображения и умения сочувствовать героям. Способность брать стихи под временную лупу как в кино, и рассматривать каждое событие замедленно, как это делают при созерцании картины. (Пример такого  прочтения стихов своего отца даёт Андрей Тарковский в "Зеркале").

В душе Тани Пушкин находит созвучие и своей мечте, которая созрела в его сердце среди балов и "постылой жизни мишуры":

    Сейчас отдать я рада
    Всю эту ветошь маскарада,
    Весь этот блеск, и шум, и чад
    За полку книг, за дикий сад,
    За наше бедное жилище,
    За те места, где в первый раз,
    Онегин, видела я вас,
    Да за смиренное кладбище,
    Где нынче крест и тень ветвей
    Над бедной нянею моей…

Две последние детали "крест и тень ветвей Над бедной нянею моей…"  открывают перед нами  самое сокровенное  в душе  Тани и Пушкина, потому что они связаны с драгоценными воспоминаниями детства, ушедшего навсегда.



    3. Характер Онегина, раскрывающийся в детальном описании интерьера его комнаты и в его отметках на полях книг.

"В бессмертных строфах романа поэт изобразил ее (Татьяну) посетившею дом этого столь чудного и загадочного еще для нее человека. Я уже не говорю о художественности, недосягаемой красоте и глубине этих строф. Вот она в его кабинете, она разглядывает его книги, вещи, предметы, старается угадать по ним душу его, разгадать свою загадку..." (Ф.М. Достоевский "Речь о Пушкине") 

Перед Татьяной открывается внутренний мир Евгения благодаря деталям интерьера его комнаты. Каждая из них для неё безмерно дорога и окружена "аурой" её чувства к этому герою:   

    Татьяна взором умиленным
    Вокруг себя на все глядит,
    И все ей кажется бесценным,
    Все душу томную живит
    Полумучительной отрадой:
    И стол с померкшею лампадой,
    И груда книг, и под окном
    Кровать, покрытая ковром,
    И вид в окно сквозь сумрак лунный,
    И этот бледный полусвет,
    И лорда Байрона портрет,
    И столбик с куклою чугунной
    Под шляпой с пасмурным челом,
    С руками, сжатыми крестом.

Затем она обращается к романам, которые на досуге читал Евгений. Её пытливый взор замечает все отметки, оставленные её пассией на страницах романов:

    Хранили многие страницы
    Отметку резкую ногтей;
    Глаза внимательной девицы
    Устремлены на них живей.
    Татьяна видит с трепетаньем,
    Какою мыслью, замечаньем
    Бывал Онегин поражен,
    В чем молча соглашался он.
    На их полях она встречает
    Черты его карандаша.
    Везде Онегина душа
    Себя невольно выражает
    То кратким словом, то крестом,
    То вопросительным крючком.

В результате живого психологического исследования всех этих деталей Татьяна находит решение загадки, мучившей её. Ключевую роль в разгадке характера Онегина для Татьяны играют портрет Байрона и бюст Наполеона, которые он не поленился привезти из Петербурга в деревню, а также заметки на полях книг. По этим красноречивым деталям в которых "Онегина душа Себя невольно выражает" Татьяна открывает его тайну:

    Что ж он? Ужели подражанье,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон?..
    Уж не пародия ли он?

    Ужель загадку разрешила?

На примере своей героини Пушкин учит читателя быть внимательным к деталям, подходить к ним творчески, что мы и пытаемся сделать в этой статье.


           4. Детали психических процессов, происходящих в сознании героев

Детали сновидения Татьяны и фрагменты воспоминаний, всплывающие в памяти Онегина, так же играют свою важную роль в раскрытии душевного мира героев пушкинского романа. Они призваны выделить главное: тех кого они любят.

Вот как это происходит во сне Татьяны:

       ... Дверь толкнул Евгений:
       И взорам адских привидений
       Явилась дева; ярый смех
       Раздался дико; очи всех,
       Копыты, хоботы кривые,
       Хвосты хохлатые, клыки,
       Усы, кровавы языки,
       Рога и пальцы костяные,
       Всё указует на нее,
       И все кричат: мое! мое!

       Мое! — сказал Евгений грозно,
       И шайка вся сокрылась вдруг;
       Осталася во тьме морозной
       Младая дева с ним сам-друг;


А вот как это происходит в воображении Онегина:
 
       А перед ним воображенье
       Свой пестрый мечет фараон.
       То видит он: на талом снеге,
       Как будто спящий на ночлеге,
       Недвижим юноша лежит,
       И слышит голос: что ж? убит.
       То видит он врагов забвенных,
       Клеветников, и трусов злых,
       И рой изменниц молодых,
       И круг товарищей презренных,
       То сельский дом — и у окна
       Сидит она... и все она!..

А.С. Пушкин тем самым показывает сосредоточенность двух своих главных героев на предмете их любви. Всё наносное и второстепенное в сновидении  и в потоке воспоминаний исчезает, так что в конце концов в поле зрения Татьяны остаётся один Онегин, а в воображении Онегина - одна Татьяна.

Эта сосредоточенность мыслей Евгения на Татьяне сопровождается рассеянностью по отношению ко всему остальному, выраженной во внешних деталях:


    Как походил он на поэта,
    Когда в углу сидел один,
    И перед ним пылал камин,
    И он мурлыкал: Benedetta
    Иль Idol mio и ронял
    В огонь то туфлю, то журнал.

 5. Детали в описаниях природы и лирических отступлениях.

Описания природы и лирические отступления в романе тоже изобилуют деталями. Эти детали тоже можно назвать психологическими, поскольку они передают черты характера А.С. Пушкина. В них раскрываются его внимательность, умение видеть прелесть в мельчайших деталях природы и городской жизни.

    Вдоль сонной улицы рядами
    Двойные фонари карет
    Веселый изливают свет
    И радуги на снег наводят;


Умение создавать из этих деталей пленительный образ русского балета, по которому он тосковал в ссылке:

    Театр уж полон; ложи блещут;
    Партер и кресла — все кипит;
    В райке нетерпеливо плещут,
    И, взвившись, занавес шумит.
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет
    И быстрой ножкой ножку бьет.

В лирических отступлениях мы видим, как его игривое воображение, легко увлекается мыслями о женских ножках и ради этого "забывает" о сюжетной линии на несколько строф.

Как ни один другой русский поэт А.С. Пушкин своими разнообразными художественными деталями показывает, что ничто человеческое ему не чуждо*.

----------
* «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (Теренций)


                Заключение

Итак, Пушкин "мечет" детали перед изумлённым читателем как драгоценный бисер. Именно   д е т а л ь н о е   изображение поэтом жизни во всех её тонкостях, как внешних, так и внутренних, дало основание В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина "энциклопедией руссской жизни".

Ни в одном другом поэтическом произведении русской литературы деталь в поэтике не используется так часто  и  не играет такой важной психологической роли как в романе "Евгений Онегин".


Рецензии
Удивительно вас читать. Такая экзальтация обыкновенно свойственна женщинам. Пушкин, конечно, замечательный поэт, и его стихи так и льются сами собой. Но весь этот мистицизм, эти придыхания по поводу "сокровенных чувств", когда Татьяна невольно пишет на стекле "заветный вензель О и Е" ни к чему. Пушкин здесь пусть и замечательно, но говорит об обыденном и привычном. Не он первый и не он последний

Владимир Дмитриевич Соколов   22.12.2022 09:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Насчёт экзальтации, то есть «повышенного настроения с оттенком восторженности»
по-вашему не свойственной А.С. Пушкину:

Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона;
По гордой лире Альбиона
Он мне знаком, он мне родной.
Ночей Италии златой
Я негой наслажусь на воле,
С венецианкою младой,
То говорливой, то немой,
Плывя в таинственной гондоле;
С ней обретут уста мои
Язык Петрарки и любви.

Вы хотите сказать, что Пушкин мог приходить в восторг от венецианки, а от выражения влюблённости русской дворянки нет? Ведь по вашему это «обыденно и привычно»: дыхание как дыхание, палец как палец, вензель как вензель. Чего тут огород городить?

Письмо уже написано и послано. Она любит и волнуется. В этом контексте сцена эта выглядит далеко не обыденно. Она полна романтических чувств. И не одни только экзальтированные женщины способны их увидить.

Ваша рецензия, впрочем, помогла мне устранить то, что могло вызвать непонимание и добавить некоторые существенные моменты.

С уважением,

Владислав Плеханов   22.12.2022 21:29   Заявить о нарушении
Во-первых, восторг это одно, а экзальтация несколько другое. Экзальтация -- это неумеренное проявление восторга. Но и восторг и экзальтация вполне могут об'ектами изображения в литературе, как и любое иное чувство. Поэтому, во-вторых, экзальтация удел персонажей, если они экзальтированы, восторженность, удел поэта, а вот и восторженность, и жкзальтированность, как-то неуместны у исследователя и критика. Добавим, обычно неуместны, потому что бывают ситуации, когда даже критик не имеет права быть бесстрастным. Но это как раз вопрос вкуса, на который никакие правила не распространяются, но который читатель безошибочно угадывает, когда он есть, а когда его нет. К примеру, сказать "Отечество в опасности" можно всего лишь раз, после чего браться за оружие

Владимир Дмитриевич Соколов   23.12.2022 05:10   Заявить о нарушении
Ну и конечно, критик обязан честно высказывать свое мнение, а дело писателя соглашаться с ним или сказать свое "ф". Слава богу, литература -- это такая область, где каждый вольностью дыша, готов охлопать кого угодно, лишь только б слышали его. И я здесь не исключение. Как писал Пушкин про свое отношение к критикам:

Я еду-еду не свищу,
А как наеду...
Поклонюсь и приглашу к обеду

Владимир Дмитриевич Соколов   23.12.2022 05:20   Заявить о нарушении