Дочь митридатская

Черная женщина, четный день месяца,
Четки из ясеня, руны - на рубище -
Падалью падали в черное палево.
Пали - и черным подолом покрыла их.
Руны прикрыла коленями черными,
Пальцами в палево - сушь да окалина.
Ах, окаянная да бесприютная,
Черными палями - дочь митридатская.
Черными весями не обезвестишься,
Не заневестишься - занавес палевый.
Сушью - да в палево,
Прахом - да в месиво
Черного пороха - чумного запаха.
Только не в чуме - невестой,
Но с посохом посуху, замертво
В тьму тараканию.
Елена Коро

Трактуя образ чёрной женщины, стоит сказать о специфике мифов-эндемиков места. Мир лирической героини существует в сложной ассоциативной связи образов различных культур и эпох. Здесь интересна архитектоника восприятия: культуры прослаивают друг друга не как рождественский пирог, как тектонический разлом. Здесь языческими капищами усеяны развалины городищ, здесь тектонические сны прошлых эпох являют себя белым днем. Здесь реальность зачастую – сон настоящего, в который незаметными тенями-мороками  через тектонические разломы древних городищ захаживают, вплетаясь в явь ли, в сон ли настоящего мифологические образы-эндемики. Мировосприятие лирической героини сродни восприятию древнего грека ли, древнего ли северного варвара: греки видели своих богов, общались с ними. Это мир мифа – и мир этот обусловлен удивительной точностью восприятия. Так древний аэд писал свои песни, слушая голоса своих богов.
Архитектоника образа построена соответственно: первые две строки полностью безглагольны, образ задаётся аллитерационными связями, перечислением качественных (чёрная, чётный) и количественных (чётки; руны, рубище)рядов. Затем в последующих трех строках идет действие: провал в тектонический древний разлом на горе Митридат. Глаголы звукописью с существительными для усиления эффекта:падалью падали в палево; как итог - глагол - пали. Переход в иномирье состоялся. Глаголы совершенного вида завершают действенную глагольную часть стихотворения: руны (покрыла, прикрыла). И далее активную функцию вновь берут на себя существительные из заданных аллитерационных рядов: пальцами в палево - сушь да окалина; переход к качественным характеристикам образа жизни лирической героини осуществляется аллитерациями: окалина. Ах, окаянная... Дальше мы видим, что глагол "пали", завершивший переход в мир авторского мифа претерпевает метаморфозы, превращаясь в отглагольное существительное "пали" - "чёрными палями - дочь митридатская" Само название "дочь митридатская" звучит двойственно. В первую очередь, сакральная дочь горы Митридат. С горой связаны мифы-эндемики как с преддверием в Аид. Отсюда чёрный цвет и связанный с ЧЁ аллитерационный ряд: ЧЁтки, ЧЁтный. Перекличка рядов: ЧЁрное ПАЛево, ЧЁрными ПАЛями. Все это призвано передать атмосферу самого места и, собственно, характеристики самого гения места: чёрный, палевый. Аллитерации в стихотворении существуют малыми рядами в разных местах для перехода, сакрального ли, языкового ли, призванного передать сакральную, уникальную ситуацию в авторском мифе. Создавая образ лирической героини, автор создает уникальный миф-эндемик, создает теми языковыми средствами, которые, на взгляд автора, созвучны именно этому месту, сакрально созвучны. Так сборный аллитерационный ряд появляется дальше, как чёрные ВЕСи, которыми не обезВЕСтишься, не ЗАНеВЕСтишься - ЗАНаВЕС палевый. Здесь приемлема именно аллитерационная техника в соединении слов различных по смыслу, отнюдь не однокоренных, но в процессе звукописной трансформации создающих картину, наполненную иным, сакральным смыслом и действом, создающих звуковой переход от одной части речи к другой: ВЕСи - обезВЕСтишься - занеВестишься - занаВЕС. И все, глаголам перехода - конец. Героиня вернулась из мифа в мир.Не невестой, но сестрой гения Митридата.
Но с посохом посуху, замертво
В тьму тараканию.
Елена Коробкина


Рецензии