Ахматов И. И. ,последователь Г. В. Плеханова

    АХМАТОВ Иван Иванович родился в 1886 году в Туле в семье рабочего Байцуровского оружейного завода, выходца из села Алёшня Алексинского уезда, Ивана Николаевича Ахматова. В семье было 10 детей – семь сыновей и три дочери. Иван был старшим из сыновей.

Первоначальное образование он получил в школе-пансионе Марии Матвеевны Конопацкой, располагавшейся в ее доме на Площадной улице. В 1896 году Иван сдал экзамены и был принят в первый класс Тульского реального училища, в котором с некоторыми перерывами учился до 1902 года. В 1902 году он поступил в первый класс химико-технологического училища - школу колористов при Иваново-Вознесенском реальном училище.

Тогда же 16-летний Иван вступил в социал-демократический кружок учащихся. С 1902 по 1905 годы он состоял членом Северного союза учащихся средних школ, где занимался пропагандой, руководил кружками. Параллельно Иван был техническим секретарем Иваново-Вознесенской группы Северного комитета РСДРП, работал под подпольной кличкой «Виктор», распространял листовки, занимался транспортировкой оружия при подготовке к стачке. Тогда же началась и его журналистская деятельность : в газете «Северный край» (Ярославль) в 1902-1905гг публиковались его заметки из Иваново-Вознесенска.

Иван отличался своенравным характером. Так, решением педагогического совета от 17 сентября 1904 года он был заключен в карцер на 24 часа «за дерзкий ответ и замечание преподавателю законоведения А.Н.Корякину». В протоколах педсовета школы от 16 и 17 мая 1905 года Иван Ахматов назван одним из организаторов ученической забастовки, за что он был исключен из школы, правда, с правом поступления в иногородние учебные заведения. Тем не менее Иван подвергся административной высылке за пределы Владимирской губернии и эмигрировал в Париж, где в 1905-1906 годах учился в Русской экономической школе, там же вступил в Парижскую группу содействия РСДРП.

В 1906 году Иван вернулся в Тулу, где стал агитатором, затем секретарем исполкома тульской организации РСДРП с подпольной кличкой «Семен». Летом 1907 года все члены исполкома были арестованы, в том числе и Ахматов (он был задержан 24 августа 1907 года). Опись изъятого при обыске содержит около 280 позиций: прокламации, брошюры, протоколы заседаний комитета, отчеты, медная печать организации и т.д., общим весом около трех пудов.

Выездное заседание Московской судебной палаты состоялось 13-15 ноября 1908 года. Всего по делу проходило 14 человек. Они были приговорены кто к тюремному заключению, кто к каторжным работам, кто к заключению в крепость, кто к ссылке. Ахматова сослали в Сибирь, в Енисейскую губернию.

Иван Иванович провел 23 месяца в одиночной камере и один месяц на этапе в кандалах. Лишь летом 1909 года ссыльные прибыли к назначенным местам жительства в Анциферовской волости Енисейского уезда. Из воспоминаний Ивана Ивановича: «На поселении занимался заготовкой сена, сбором (кедровых) шишек и подготовкой побега».

Побег удался – в феврале 1910 года. Ахматов сумел тайно переправиться в Швейцарию, где жил в Женеве, Локарно, Лозанне, работал разнорабочим. Позже он поступил на факультет общественных наук (журналистика) Женевского университета. В 1910-1915 годах состоял секретарем Женевской группы РСДРП(м), и секретарем Общества русских студентов в Женеве. В 1912г вёл переписку с Л.Д.Троцким и редакцией газеты "Правда" (псевдоним "Семён",несколько писем находятся в РГАСПИ, Фонд № 280. Опись № 1.Единица № 288.). В письме от 3 июля 1912 г  он приводит свой словесный портрет : " Возраст-26 лет, рост, по измерениям перед отправкой в ссылку, 2 аршина 7 вершков (174 см). По национальности- великоросс; за чеха, русина, поляка сошёл бы по внешнему виду, но ни одного из этих языков не знаю. Немецкий-minim. Говорил до 16 лет совершенно свободно. С тех пор разговорный язык достаточно перезабыл и, даже парт.газеты, читаю с некот. трудом. Приметы : худой, в плечах и груди- узкий. Вместо  бороды и усов- неск. десятков волосков. Волосы-тёмнорусые, глаза карие. C'est tout“. . В 1915-1916 годах – он член Лозаннской группы РСДРП(м). С 1914 по 1916 годы работал ответственным секретарем газеты «Голос зарубежного студенчества» и преподавателем в школе (Локарно) - до июля 1917 года, когда он решил вернуться в Россию, в родную Тулу.

Здесь он восстановил свои партийные связи и даже возглавил тульских меньшевиков, был также избран в состав Тульского Совета рабочих и солдатских депутатов. На заседании совета в ноябре 1917 года (сразу же после революционных событий в Петрограде) Ахматов, выступая с докладом о текущем моменте, призвал к созданию объединенного революционного фронта с целью предупреждения кровопролитной гражданской войны.

На декабрьском Чрезвычайном съезде РСДРП его избрали в ЦК, он вошел в состав редакционной комиссии по докладу Мартова. От Тульской рабочей конференции в марте 1918 года участвовал в работе IV Всероссийского съезда Советов (с совещательным голосом.)

В январе 1919 года ЦК меньшевиков направил Ахматова в Сибирь, в Иркутск, где он работал инструктором в Бюро рабочих и городских кооперативов Сибири. Позже он создал Дальцентр РСДРП(м) и руководил его работой, а затем вошел в состав Политцентра (эсеро-меньшевистское правительство, действовавшее в Иркутске с ноября 1919 по январь 1920 года) в качестве товарища председателя Политцентра. Участвовал в переговорах с представителями колчаковского правительства о мирной передаче власти, а также в переговорах с командованием 5-й армии РККА, Сибревкомом большевиков и японцами о создании буферной Дальневосточной республики (ДВР). В январе 1920 года возглавил комиссию по приемке дел МИД правительства Колчака.

Ю.О. Мартов в письме Е.Л. Бройдо от 26 июня 1920 г. так оценивал работу Ахматова: «…На востоке, после краха политики Майского, линия была выпрямлена, и под руководством И.И. Ахматова сибиряки вели себя идеально: оказались духовно во главе внутренней революции, свергшей Колчака (материальную силу составили эсеры), образовали демократическую самостоятельную Вост[очно]-Сиб[ирскую] республику с программой мира с советской Россией и очищения Дальнего Востока от японцев и мирно уступили власть большевикам, когда последние, сначала их поддержавшие ввиду сознания, что самостоятельная демократическая республика легче добьется от Антанты эвакуации Сибири, подняли под конец против них рабочих».

Ахматов был делегатом Учредительного собрания ДВР от партии меньшевиков и Народного собрания 1-го и 2-го созывов, работал в комиссии по иностранным делам и в подкомиссии по русско-японским делам, редактировал газету «Наш голос», а после ее закрытия - газету «Социал-демократ».

В ноябре 1922 года Ахматов был избран кандидатом в члены Бюро ЦК РСДРП, а в феврале 1923 года его арестовали по обвинению в «злоупотреблении свободой слова» и через полгода выслали на три года в Симферополь, где он год работал инструктором-контролером Симферопольской опытной станции.
Видимо, «работа» чекистов с ним продолжалась, т.к. в июле 1924г в «Правде» было опубликовано письмо, в котором он отказывается от своих прежних взглядов.
В 1924 году Ахматов принял участие в «самороспуске» организаций партии меньшевиков в Сибири и  Туле. В конце года он переехал в Москву, где устроился в издательство Госстраха, в декабре вступил в «Общество политкаторжан». В 1925 году он перешел на работу в ЦК профсоюза сельскохозяйственных и лесных рабочих на должность заместителя начальника отдела культуры. С 1929 по 1931 годы возглавлял Среднеазиатское Бюро ЦК профсоюза.

В 1931 году Ахматов перешел на научную работу в Коммунистическую Академию при ЦИК СССР, был бригадиром экспедиции в Среднюю Азию к границам с Китаем. В 1932-1933 годах он работал старшим научным сотрудником по колониальному сектору в Институте мировой политики и мировой экономики, заведующим кафедрой Юго-Восточной Азии в Коммунистическом университете трудящихся Востока. В 1933-1934 годах – заведующим отделом сельскохозяйственных рабочих в Международном аграрном институте.

После очередной «чистки» в конце 1934 года Ахматов был уволен «за плохую работу» и устроился на работу на 2-й московский авторемонтный завод, где до мая 1938 года работал начальником отдела кадров, затем еще месяц, до ареста - инструктором технического обучения. Но активная политическая деятельность Ахматова в партии меньшевиков рано или поздно должна была сыграть свою роковую роль. 20 июня 1938 года Ивана Ивановича арестовали и обвинили в «участии в контрреволюционной организации и попытке деструкции страны». Вот когда чекистам пригодились сведения о переговорах Ив.Ив. с японцами о создании Дальневосточной республики !
 (Примечательно, что в ордере на арест была указана не кв.№ 29, в которой он жил, а кв.№ 9, в которой проживал Рачинский Сигизмунд Густавович, 1882, г.р., поляк, б/п, артель "Химкраска": заместитель главного бухгалтера. Расстрелян 4.06.1938. Место захоронения: Бутово).

В тюрьме его продержали девять месяцев. Военная коллегия ВС СССР 21 марта 1939 года приговорила его к расстрелу с конфискацией имущества по ст.58-10 и 58-11 УК РСФСР.

После приговора Ахматов написал ходатайство о помиловании . 8 мая Президиум Верховного суда СССР ходатайство о помиловании отклонил. В тот же день приговор был приведен в исполнение. Ему было 53 года.

Иван Иванович Ахматов был реабилитирован Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 мая 1958г «за отсутствием состава преступления».

Репрессиям подверглись и три брата Ахматова Ивана Ивановича : Павел, 1893 – после 1931,(1930г), Николай, 1889-1950, (дважды,1938 и 1948 гг), Михаил,1890-1947 (1931г). И двоюродный брат ВАЛЛЕР Павел Францевич, 1897-?,(дважды, 1926 и 1937 гг).

(Эта краткая биографическая справка была составлена для акции «Последний адрес», в ходе которой 24 февраля 2018 г на одном из московских Домов политкаторжан – ул.Покровка, 37,-был установлен памятный знак, посвящённый Ахматову И.И. Это был седьмой такой знак на доме, сейчас их уже восемь. А всего в этом доме в годы большого террора был расстрелян 21 человек…).
На заставке-памятный знак "Последний адрес".


Рецензии