Баллада о том, как я начала писать Сатурналии

6.07.2022  Баллада  о  том  , как я  начала  писать  «Сатурналии  .»
В  городе  моего  детства  ,  где  точка  многих начал  ,
Городе  ,  где  я  много  начала  сначала  ,уже  сейчас  ,
В  городе  ,который  имел ранее название  Джамбул  ,
Ранее  ,в  моём  детстве  ,  а  теперь  называется  Тараз  ,
Который  по своему  даже  прекрасен  ,
У  которого  имеются  древние  корни  ,
И  на  древних торговых путях  был основан  ,
С  целями  ,сугубо прагматическими  ,
Совсем  не  поэтическими  , на  берегу  древней  реки  ,
Там  ,на  берегу  этой  древней  реки  ,
В  моём  детстве  мы  переплывали  её  ,чтобы 
Нарвать  диких  арбузиков  ,  похожих  на  настоящие  ,но  невкусных ,
В  расщелинах  древней  могилы  ползали  пугающие  нас  змеи ,
И  мы  с криком  возвращались  на  берег  с  шелковичными  деревьями .
Сейчас  , в  Таразе  ,  там  построен  монументальный  Тетурмас  ,
И  идёт паломничество  на  «святую могилу  «-«акмолу  «.
И  тогда  ,в  Джамбуле  ,  и сейчас  -в  Таразе  ,
Выходит  газета  с  названием  «Знамя  Труда  «,
Где  в  своё  время  отец  мой  писал  заметки  на  спортивные  темы  ,
Он  был  в  прошлом  футболист  ,играл  за  днепропетровский  «Металлург «,
В  городе  ,в  котором  я   родилась  , защищал  левый  фланг  на  поле  ,
После  он  получил  звание  «кандидата  в мастера  спорта  по  шахматам  «,
В  какой  -то  шахматной толстой  книге  была  напечатана  его  задача  ,
В  Джамбуле  он  был спортивным  комментатором  ,
Даже  внешне  чем-то  то  был  похож  на  Николая  Озерова  .
И  вот  , в  этой  газете  уже  в наше  время  выходит  статья 
С  пафосным  названием  «Поэт  в  Таразе  больше  чем  поэт  «
Название   возмутило меня  ,  живущей  в  Таразе  ,
и глядящей  внимательно  по всем  сторонам  Таразского  культурного  ландшафта .
Ой  бай  !  где  тот поэт  ,чьё  имя  написано  золотыми  буквами  на  Таразском  небе  ? .Не  вижу  я  имени  никакого  поэта  ,даже  Джамбула  .
Да  ,именем  Джамбула  был назван  город  ,а  теперь  область .
Но  вот  и  вся  честь  , был спектакль  к  дате  его  рождения  ,
Но  спектакль  не  оказал  никакого влияния  на город .
Я  -свидетель  .И не  верю я  ,что даже  сердце  журналиста  ,
Написавшего  пафосные  строки  ,было  как  -то  соединено 
Хоть  с  какими  стихами  , написанными  под  таразским  небом  .
Ой  бай  !  и  это  хорошо  даже  ,  так и вижу  ,
Что какая  то рука  ,отдельная  от автора  ,написала  это.
И  подумала  я  ,  что  всё  же  что-то  движет  городом  ,
Расположенным  на  древних  торговых путях  ?
И  это  не  чтение  писаний  даже  литературных  гениев  .
Ведь  обитал  же  в  Муюнкумских  песках  Коктерек  ,
Где  жил  ,думал и говорил  сам  Солженицын .
Но  в  этих песках  даже  не проложена к  селу  дорога  ,
Тем  более не  проложена  она  в  людских  сердцах  .
Где  то  движение  сердец  в  городе  замечено  ?
Куда стремятся  жителей  Тараза  сердца  ?
Гуляю  я  по  городу  поздно  -из-за  жары
Неделю   назад  в  9  вечера  было  40  градусов  тепла  ,
Через  два  дня  -уже 37  ,а  вчера  - на  табло  высвечивало  31,
Спадает  жара  .Но  хожу  я  по  городу  поздно  ,  именно  что  из-за  жары  ,
Есть  здания  -дворцы  ,  как  будто  бы  охваченные  внутренним  жаром  ,
Там  протекает  бурная  таразская  жизнь  .Вот вижу  ,что  рядом 
С  потухшими  окнами  недавно  вытроенного  важного  дворца  ,
Язык  не  поворачивается  сказать  -правосудия  ,  но скажем  ,правежа 
Правдами  иногда  , но чаще  неправдами  совершаемого  ,
Так  вот  ,рядом  горит  огнями  дворец  ,  Гранд  Ройал  ,конечно ,и  не  меньше  ,
Так  думают  местные  жители  ,громко  звучит  музыка  ,
Распространяя  на  долгое  расстояние  ощущение  празднования  ,
Празднования  ,не  прекращающего  ни  на  один  день  ,
Такого  нет  даже  в  здании  филармонии  -«Баласагун  «,
Которое  скромно  темнеется  напротив  .
Дворец  празднования  ,который  называется  Тойхана  .
Дворец  ,где  ежедневно справляется  Той  -праздник  .
Полный  празднующего  народа  .
Напротив  же  ,рядом  с филармонией  -мечеть  ,
Но  она  в этом  городе  -не  главная  ,
Хотя  доносится  молитва  ,и  народ  туда  ходит  , но не празднует .
Утром же  ,  как  ясно слышу  я  , призыв к  молитве  заглушает  ,
Пение  той  -батыра  ,  радостно  какую  -то радостную  весть  провозглашающую ,
Народ  более внимает  песням  застольным  ,  а не  пению муэдзина ,
Хотя  , по моему  наблюдению  ,  к  пению  прислушивается  нестройный  птичий  гомон  ,  и  его  бурно  ,похоже  ,обсуждает  :
На  деревьях  вокруг  мечети  -ежедневная  птичья  сходка  ,птичий  базар .
Прохожу  я  мечеть ,  вижу  недавно  открытый  дворец  -  уже  школьников  .
И расположенная  рядом  школа  искусств  ,  где  работают 
Знакомые  мне  пианистки  Татьяна  Ким  и  Гайша    Ербулатова  .
Но  не  доходя  до православной  церкви  строится  ещё  один  дворец  для  тоев,
Я  прохожу  эту  стройку  и через речку  высится  купол православной  церкви  .
Здесь  тихо  .и  есть  ещё  какой  -то  департамент грозный  ,не  доходя  до  почты  .
И  суд  ,и  департамент  грозны  , потому  что  их  угрозы  зримы  .
И  только  дворцы  ресторанного  типа  похоже  ,что  могут разрешать  грозы 
И  молнии  ,сверкающие  в этих дворцах  ,  свидетельства  человеческих драм  ,
Успешно  заглушаются  .Потом  -наступает  праздник  , до следующей  угрозы  .
Перехожу  через  проспект  Толе  -би  ,и  ступаю  в  розарий  колледжа  политехнического  ,  розарий  успокаивает  ,  и  иду  по проспекту  Жамбыла  ,
Дохожу  до  здания  медицинского  колледжа  , там  тоже  розарий  ,
И  люди  неслышно  , как  и  я  , там  гуляют.
Мы  неслышны  , но  напротив  моего  дома  -караоке  ,
Впрочем  ,караоке  -  это  сказано  громко  ,
Поют  той  -батыры  ,играет  музыка  ,даже  -не  играет  ,
А  низкими  нотами  ,  ниже  нижних  ,доходящих  до  внушающих  ужас  ,
Когда  я  услышала  то  ,что  ночью  происходило  с  9  на  10  мая  ,
Я  подумала  ,что восстала  Золотая  Орда  ,  и  ко  мне  шагает  .
И  у  музыки как  будто  бы  появился  голос  ,доходящий  до  визга  ,
Многоголосье  взвизгиваний  ,  и  мне  пришло  в голову  :
«а  почему  празднуют исключительно  казахи  ?»
И  подумала  ,  что  поднялись  какие  -то казахские  предки  из праха  ,
И  празднуют  праздник  без  перерыва  ,  праздник  ,
Переходящий  даже в беснованье  ,если  слышать  праздника  звуки  ,
В  праздник  тот  называется  -«Это – наша  земля  !»
Не  преемлющее  труда  ,  и Знамя  труда  перешло  в руки 
Работающих  мигрантов  ,  уйгуров  ,  дунган  ,
Осваивающих  казахскую  землю  ,поливающую  её  своим  потом  ,
Потому  не  могу  я закончить  предыдущий  свой  роман  ,
А  начала  следующий  -«Сатурналии в  Помпеях  «,
Наблюдая  сатурналии  кругом  меня  .


Рецензии