Путь к себе жизнь в радости. Глава 4

ГЛАВА 4. СВОБОДА ВОЛИ

«Что же тогда получается: вся жизнь человека запрограммирована?» – спросит уважаемый читатель. Отнюдь. Нет ничего категорически предопределенного. Однако свобода воли не исключает того, что каждый человек с рождения обладает данными от природы задатками и способностями к чему-либо.

Основываясь на результатах различных исследований в области синергетики, или теории самоорганизации живых и неживых систем (Э. Ласло, И. Пригожин, Г. Хакен и др.), удалось установить интересные свойства и закономерности [6; 18; 35]. Так, говоря о синергетическом подходе в психологии, можно отметить, что естественное развитие личности не является жестко детерминированным социальным и биологическим факторами, ей присущ источник самодвижения, то есть наличие внутренней активности, способности к саморазвитию. Теория самоорганизации эффективно разрабатывается в настоящее время в ряде научных школ.

В своем развитии любая сложная система, и человек в том числе, проходит так называемые точки бифуркации – «точки ветвления возможных путей эволюции системы» [14]. Есть некие переломные критические моменты неопределенности будущего развития. Зона бифуркации, как отмечают исследователи, характеризуется принципиальной непредсказуемостью: неизвестно, станет ли развитие системы хаотическим или родится новая, более упорядоченная структура. Это открытие еще раз подчеркивает проявление свободы воли. На протяжении всей своей жизни человеку приходится сталкиваться с переломными моментами, когда старый способ существования не удовлетворяет, а новый – еще не родился. Отсюда и кризис, который не только не означает проблему, а всячески способствует раскрытию потенциала личности, это возможность перехода на следующий этап развития, выбора из различных вариантов жизни именно своего. Проходя через кризис, человек каждый раз находится в поиске Я, собственной идентичности, своего Пути. В переводе с греческого языка слово «кризис» означает «момент принятия решения», «поворотный пункт», «переломный момент». Это некая развилка на дороге, и только сам идущий по своей воле поворачивает в определенную сторону. Это как перекресток, на котором путник выбирает свой Путь из возможных вариантов судьбы, собственное направление (рис. 4.1). И так до следующей развилки…

Рис. 4.1. Точки бифуркации на жизненном пути человека

В психологии выделяют приблизительные возрастные границы наступления кризисов. Так, в детском и юношеском возрасте это 1 год (отношение к миру: «принятие – непринятие»), 3 года («Я сам!»), 6–7 лет (переход от детства к общественно значимой деятельности, «взрослость»), 12 – 14 лет (кризис идентичности – «Кто Я?»), 17 лет (выбор профессии, построение жизненных планов, поиск себя). У взрослых отмечают кризис молодости – 20 – 25 лет (становление в социуме, семье), зрелости – 30 – 35 лет («Чего я достиг?»), среднего возраста – 40 – 55 лет (сожаление об упущенных возможностях и неудовлетворенность жизнью), поздней зрелости – 55 – 65 лет (интегративность, принятие, наставничество в профессии), пожилого возраста – 66 – 75 лет (переосмысление ценностей; если нет занятия и друзей, ощущение ненужности), старческий – 75 – 90 лет (обретение мудрости или глубокое отчаяние). Возрастные границы могут смещаться, поэтому строго ориентироваться на годы не следует. На каждом из этих кризисных этапов человек сталкивается с новыми вызовами. Важно осознать, что кризис – это всегда возможность приблизиться на шаг к себе, еще раз понять, что вам нужно, и скорректировать свою дальнейшую жизнь. Если человек самореализовывается, имеет семью, друзей, увлечения, хобби, физически активен, позитивен, то прохождение переломных периодов значительно облегчается и сглаживается.

Динамическая иерархичность – «основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней» [6]. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали (метаморфозы по типу: гусеница – куколка – бабочка). То же самое относится и к человеку: на протяжении всей жизни происходят неоднократные трансформационные процессы, особенно в период кризисов, которые являются точкой перехода в новую форму. Проходит время, и, оглядываясь в прошлое, человек порой с трудом верит в то, каким он был раньше. На различных жизненных этапах происходит переосмысление ценностей, пересмотр идеалов, что казалось существенным и актуальным отходит на задний план, рождаются новые интересы. Важно видеть за каждым таким отрезком своего пути полученный жизненный опыт и осознавать, что он дал для развития. Вспоминается ли этот опыт как радостный или печальный – в любом случае он обогащает, приходит лучшее понимание себя и жизни, развиваются личностные качества, расширяется мировоззрение. И следует относиться с благодарностью ко всему, что с вами происходило, и к людям (независимо от того, позитивным либо негативным было взаимодействие), которые, так или иначе, повлияли на ваше развитие.

«Нелинейность в мировоззренческом смысле означает, – по определению Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова, – многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции, а также необратимость эволюционных процессов» [14]. Только сам человек ответственен за выбор своего Пути. И каждый раз, а особенно в моменты протекания кризисов, нужно делать новый: поступить учиться на экономиста или на переводчика, выйти замуж за Петю или за Васю, расти профессионально или заботиться о семье, детях, перейти на новую – интересную, но ответственную работу или остаться на старом, но привычном месте, реализовывать себя и свои таланты либо просто работать. Из таких выборов и состоит жизнь человека. И как трудно порой принять правильное решение. Каждый советует, исходя из своей точки зрения, верной для него. Как ни стараются родители, друзья подсказать лучшее, но жить вам, это ваша жизнь, и никто, кроме внутреннего советчика – собственной интуиции, Высшего Я, вам не подскажет. Это как внутренний компас, который должен работать. С точки зрения логики, взвешивая плюсы и минусы, нельзя просчитать, какой вариант нужен именно вам. Важно научиться слушать и слышать себя, следовать своему собственному выбору (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Нелинейность, многовариантность путей жизни человека

Другими словами, человек как живая система имеет заложенное природой свойство к развитию, развертыванию своей индивидуальности, и, проходя на протяжении жизни через точки бифуркации (кризисы), сам выбирает тот или иной дальнейший путь своего развития.

Как же тогда предсказания гаданий, которые сбываются? С одной стороны, действительно можно предвидеть траекторию некоего отрезка жизни человека, когда жизненный путь идет, как по рельсам, без его активного управления своей судьбой. С другой стороны, то, что человек слышит, вызывает у него самое непосредственное самопрограммирование. Невольно, когда он соглашается или нет с услышанным, раз за разом прокрученные мысли проникают в его подсознание и уже через установки влияют на события, происходящие в жизни человека, подстраивая их под предсказание. Однако, когда человек понимает и видит, что он действительно сам может воздействовать на свою жизнь, изменяются даже линии на ладонях.

В целом на развитие человека непосредственно влияют биологические и социальные факторы, но главное – это активность самой личности, то, как она переживает эти факторы.

Биологические факторы включают в себя наследственные, обусловленные генотипом, и врожденные. Так, наследуются строение тела, физиологические, психодинамические, нейродинамические свойства. Особенности нервной системы определяют лишь темперамент, на основе которого формируются личностные качества, а наследуемые задатки имеют лишь вероятность развития способностей. Если у вас были в детстве прекрасные вокальные данные, но родители не отдали в музыкальную школу, да и потом вы сами считали это чем-то несерьезным, в таком случае способность угаснет.

Внутриутробный период жизни также важен в формировании психики. Психологическое состояние матери во время беременности, ее отношение к будущему ребенку, к себе – всё это составляет предпосылки для формирования личностных качеств человека, как и сам процесс рождения. Таковы врожденные свойства, на основе которых впоследствии, во взаимодействии со средой, формируются личностные качества. Но «гены – чертежи, а среда – сырье».

Значительное влияние на развитие человека оказывает социальный фактор посредством культуры, присущей данному обществу. Социальные условия развития в широком смысле – это общество, его традиции, система образования, наука и искусство, которые самым непосредственным образом влияют на формирование черт личности. В более узком смысле – социальное окружение (родители, учителя, одноклассники, близкие друзья), где через межличностное общение, отношения, совместную деятельность происходит формирование личности. Любовь, эмоциональная теплота, сочувственное понимание проблем ребенка, поддержка, уважение способствуют развитию у него позитивной Я-концепции, уверенности в себе, раскрытию творческого потенциала.

Важно отметить, что развитие личности осуществляется не механическим соединением двух факторов (биологического и социального), а путем «внутренней переработки» – переживания – внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. И именно переживание является определяющим, как то или иное событие повлияет на ребенка и на человека. Имеет значение не сама по себе ситуация, а то, как личность относится к ней. Результат воздействия среды будет зависеть, прежде всего, от того, через какие индивидуальные особенности она преломляется, и какие переживания по этому поводу возникают. От активности самой личности, от того, как она воспринимает биологические, социальные факторы, и зависит развитие (рис. 4.3). Степень активности участия самого человека в формировании своей личности обусловлена его характером и уровнем самосознания.

Рис. 4.3. Условия развития личности

В экзистенциально-гуманистической психологии активное отношение человека к жизни является неотъемлемым условием развития личности. Ж.-П. Сартр утверждал: «Человек – не что иное, как то, чем он делает себя сам» [29]. К. Роджерс, не отрицая влияния ни наследственных факторов, ни социальной среды, считал, что поведение человека определяется его внутренним чувством, внутренней свободой: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам» [28]. С точки зрения А. Маслоу, человек свободен и ответственен за решение, какой образ жизни и путь ему выбрать. Причем свобода менее выражена в детском возрасте, и постепенно, по мере взросления, с поднятием в иерархии потребностей человек становится свободнее в своем отношении и выборе. Если в детстве он в некотором смысле был ограничен проявлением воли родителей, учителей, с возрастом его личная свобода расширяется. Равно как по мере удовлетворения своих базовых потребностей человек становится более свободен в выборе в отношении своей жизни. В. Франкл, психолог, философ, прошедший все ужасы концентрационных лагерей, писал: «Влияние среды больше зависит от того, что человек из нее делает, как он к ней относится» [33].

«Человек, – утверждал Э. Фромм, – должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни». Благо, – в его понимании, – это «утверждение жизни, развертывание человеком своих сил, ответственность за собственное существование, … порок – безответственность по отношению к самому себе» [34].

Несмотря на биологические и социальные факторы, именно активность самой личности – внутренний мир человека, его позиция, отношение к себе, миру, переживание им этих факторов – и является определяющим условием его дальнейшего развития. Самоактуализация, реализация себя – одна из основных потребностей и целей человеческого существования. Но, чтобы ее осуществить, необходимо в первую очередь познать себя, свои интересы, потребности. Как было отмечено выше, это не некое однократное действие, а постоянный поиск себя, собственной индивидуальности, нахождение своего Пути и места в мире. Только сам человек несет ответственность за свою самореализацию.

И тогда возникают новые вопросы: «Как же искать свой Путь?», «Куда идти?» и «Что мне нужно?».


Рецензии