2022-07-02 О ценности и ценностях

"Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политически¬ми, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов".
В.И. Ленин

Люди всегда будут жертвами многих своих отношений с природой и друг с другом, до тех пор, пока не осознают самые тонкие детали строения самое себя и окружающей их материи и не будут руководствоваться действием объективных и самых фундаментальных законов ее саморазвития.

Субъективизм и объективизм

Люди, конечно, всегда были и остаются существами, воспринимающими внешний мир и самое себя с помощью, исключительно, своих индивидуальных органов чувств. А сами органы чувств у нас есть не только оконечные рецепторы, как, например, глаза и уши, а еще и те структуры головного мозга, которые перерабатывают сигналы рецепторов в соответствующие образы и обеспечивают их обращение в человеческом сознании. Структуры же эти в разных людях развиты в такой отличительной степени, что эти внутривидовые различия часто превосходят различия межвидовые, различия между ними у человека и у других высших животных.  А потому некоторые из людей (дальтоники) зеленый цвет воспринимают, как красный. Другие же "человеки" (политики) сплошь и рядом белое называют черным и, наоборот, черное - белым.

В последнее время в международном информационном пространстве много говорится о "газовой войне", которую Россия и Путин развязали против Европейского союза и западного мира. Причем, особенно усердствует в распространении такой, более чем субъективной, точки зрения на межгосударственные экономические отношения в эпоху кризиса глобализма и мировой капиталистической системы Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Известно, что у средней курицы масса мозга составляет от 1,0 гр. (как у воробья) до 12,0 гр. (как у кролика). Поверьте, это не моя "отсебятина", это данные Интернета, который "знает все" Пусть, с натяжкой, будет, 10,0 гр. У госпожи Председателя, ориентировочно, как у среднего человека, масса мозга составляет 1400 гр. Таким математическим образом, по массе, мозг г-жи Урсулы сопоставим с мозгом 140 куриц. Конечно, и в этом конкретном случае, имеет место всеобщий философский закон о переходе количественной разницы в качественную. Поэтому, опять же, с поправкой на превосходные внешние данные, приравняем умственные способности этой дамы к умственным способностям 1,4 миллиона кур, скажем так, целого гигантского курятника.

Случай, конечно, тяжелый, но должен же кто-нибудь в России, например, из коллег Президента Путина в МИДе, напомнить и разъяснить этому высокопоставленному чиновнику, представляющему на мировой арене позицию десятков миллионов европейцев, что истинную газовую войну против миллионов русских, украинцев, белорусов, евреев и представителей других народов мира во время Второй Мировой войны вели в фашистских концлагерях именно ее соотечественники – немцы. И должен же кто-нибудь предложить ей или прекратить нести этот свой куриный бред (субъективизм), или надеть на всех европейцев поголовно противогазы. А мы посмотрим, что они после этого с ней сделают!

Впрочем, что там англосаксы. В нашем благословенном (и, в основном, православном) российском обществе долгое уже время широко обсуждается "третий хит" известного российского эстрадного исполнителя Юрия Лозы – его "теория плоской Земли". И что тут скажешь?  И Лоза – человек. И Лоза - индивидуальный субъект восприятия и мышления. И у него тоже имеет место быть его субъективная точка зрения. И, как и в древние времена, она основана на его индивидуальном интеллекте, образовании и жизненном опыте. И нет даже современному субъективисту никакого дела до здравого смысла и достижений науки.   

Впрочем, какие субъективистские картины Земли не рисуй, как делали это еще, например, древние индийцы, мир вокруг человека был, есть и будет объективным. И лучшими средствами доказательства объективности мира являются его образы, полученные при посредстве технических средств, исключающих какую-либо их фальсификацию. Например, с помощью фото- и видео-аппаратов, микроскопов и телескопов.
 
Рис.1 Земля в представлениях субъективистов и объективистов

По подсчетам специалистов за всю историю Земли на ней проживало около 107 миллиардов человек. И каждый их них был субъектом и жизни, и познания. И имел "моральное право" быть субъективистом и формировать 107 млрд х на 10 (100, 1000, 10000 и т.д.) личных субъективных представлений о форме Земли и способе ее движения в пространстве. И все эти индивидуальные субъективные представления были бы разбиты одной этой фотографией объективной реальности. Остается только пожалеть, что во все те давние времена в мире не было нашего РосКосмоса, который мог бы каждого из этих миллиардов "глупеньких" забросить на высокую геостационарную орбиту и принудить, хотя бы и с помощью угрозы "выхода за дверь", усвоить эту простую объективную истину: Земля круглая!   

Материализм и идеализм

Люди, конечно, всегда были и остаются существами, мыслящими своими индивидуальными мозгами.  А потому многие из них (как шизофреники) считают мир вокруг себя, одновременно, и бесплотными образами, существующими исключительно в умах людей, и неким плотским плодом творения божественных сил. И многие из людей все еще считают свою мыслительную жизнь, свои духовные способности и свою духовность бессмертной, продолжающей свое вечное существование и после их физической смерти. И побуждает их к этому их вера, их идеалистическое религиозное сознание. Все потому, что верить в позитивный исход переживаемых людьми жизненных противоречий значительно легче, чем понять их логику и предпринимать адекватные целенаправленные и целесообразные действия. При том, что сама религия есть ни что иное, как, всего лишь, прото-наука (перво-наука) человечества, которая возникла тысячи лет назад из языческого мироощущения наших древних предков, которая соответствовала тому "допотопному" их миропониманию и которая совершенно остановилась (окаменела) в своем развитии. 

И идеалистов не убеждают ни тот естественнонаучный и, собственно говоря, давно уже ставший простым житейским, факт, что после физической смерти человека (как и любого другого имеющего какой-либо мозг живого существа) ни в каком элементе этого мозга не происходят никакие обычные обменные процессы (кроме тления), которые только и обусловливают и его жизнь, и его духовность.

И идеалистов не убеждает та логика и то научное знание, согласно которому вся история природы и вся история всякой жизни на Земле заключается в неизменном саморазвитии объективной реальности именно в направлении от простого к сложному, от меньшего количества и качества к большему количеству и качеству, а не наоборот. Их не убеждает и тот факт, что человек появился на Земле, как продукт этого естественно-закономерного усложнения и саморазвития объективной реальности, которую и называют материей. А это однозначно опровергает представление о том, что в мире могло сначала существовать нечто сверхсложное и сверхспособное, что могло бы сотворить все более простое.

И идеалистов не убеждает тот факт, что каждый элемент и весь триллионо-элементный окружающий нас мир, так называемой, искусственной природы на Земле сотворен, придуман и создан ни кем иным, а человеком, людьми. И идеалистов не убеждает то обстоятельство, что всякое, даже относительно элементарное творение (сами они, видимо в своей жизни ничего не создавали, или не осознавали то, что творили), часто, обходится человеку в колоссальное количество времени, труда и мук творчества! Какие там, в связи с этим, могут быть "7 дней сотворения" мира и Вселенной одним, (с какого бодуна?), всемогущим, существом (как Бог-отец или Бог-сын)!

И идеалистов не убеждает то, что при всем своем современном могуществе, человек и человечество и сегодня все еще не в состоянии не то чтобы воспроизвести (повторить) все многообразие объектов материальной природы, но и просто до конца правильно понять все их устройство. А других субъектов этого понимания и творения никто и нигде в мире человечеству так и не предъявил, потому что их не существует в природе. Ведь, на самом деле, все разнообразные объекты религиозных культур человечества есть, прежде всего, материальные объекты, материальные плоды создавшего их человеческого труда (и церкви, и священные тексты, и иконы, и другие предметы культа, и сами священники).

Ценности экономические

Весь окружающий человека мир во всем его многообразии объективен и материален. Материален и сам человек, даже если он субъективно и не признает этой всеобщей объективности и материальности. Материален каждый объект, превышающий размеры человека, как, например, гора, Земля, Солнечная система, Вселенная. Материален каждый объект мира, размеры которого меньше размеров человека. Например, лист дерева, божья коровка, молекула воды, атом водорода или частица микромира.

Материя существует, само-существует в форме вещества и в форме поля. Вещество имеет форму твердых тел, жидкостей, газов и плазмы. Поля бывают гравитационные, электромагнитные и звуковые.

Все элементы материи само-существуют, самодвижутся и вступают в отношения друг с другом. Это есть физические, химические и другие отношения. В мире нет ничего кроме различных элементов и состоящих из них фрагментов материи и различных отношений между ними.

Само-существование и осуществление само-отношений различных фрагментов материи подчиняется объективным законам, закономерностям и тенденциям.

Человек также является фрагментом, комплексом, системой элементов материи. И он тоже вступает во всевозможные отношения с другими фрагментами материи. Важнейшими для жизни человека, как способами ее осуществления, являются отношения обмена веществом (материей) между человеком и остальной материальной природой. Эти отношения, в частности, имеют форму отношений полезности, бесполезности и вредности для человека отдельных фрагментов материи. Эти отношения реализуются через отношения потребления человеком полезных объектов потребления и выделения продуктов своей жизнедеятельности.

Производными от отношений полезности являются отношения обретения человеком материальных объектов природы в свое потребление.

Часть объектов потребления (например, солнечный свет) для получения их человеком в свое потребление не требуют от него никакой затраты жизненных усилий. Подавляющее же число отношений обретения объективно и неизбежно сопровождаются затратой некоторого количества жизненной, рабочей силы человека, сопровождающей это обретение и предваряющей это потребление. Это есть затраты жизненной силы, затраты труда, затраты энергии, называемые мною затратами предпотребления.

Поскольку человек, изначально, по своей биологической природе и бытию, есть существо индивидуальное, постольку, какие бы внешние парные, групповые, коллективные и общественные формы не обретал труд людей, по своему конечному (более не делимому) субъекту труд есть процесс индивидуальный. Поэтому, затраты предпотребления необходимо представлять, как затраты рабочей силы, рабочего времени, индивидуально осуществляемые на обретение человеком объекта в свое потребление. Из индивидуальных затрат предпотребления методами математики исчисляются затраты предпотребления людей любой количественной определенности (групповые, коллективные, общественные).

Важнейшими отношениями человека к его затратам предпотребления является абстрактное затратное и абстрактное результативное отношение к труду. Первое побуждает человека обретать обычный продукт, продукт обычного количества и качества при осуществлении возможно меньших затрат труда предпотребления. Второе побуждает человека, при осуществлении обычных затрат труда предпотребления, стремиться к повышению его результативности, продуктивности, к повышению количества и качества продукта.

В эпоху патриархального производства каждый человек потреблял только те объекты потребления, продукты труда, которые производил сам, осуществляя необходимые только ему самому индивидуальные затраты предпотребления, затраты своей рабочей силы. Эти фактически осуществленные и связанные исключительно с изготовлением данного конкретного продукта данным конкретным человеком индивидуальные затраты предпотребления необходимо называть индивидуальной стоимостью (себестоимостью) изготовления (производства) продукта труда. Таким образом, при патриархальной системе хозяйствования затраты предпотребления каждого объекта потребления для каждого человека равнялись индивидуальной стоимости (себестоимости) изготовления им (производства) продукта. И никаких иных отношений предпотребления, никаких иных затрат предпотребления, никакой иной стоимости продуктов тогда не существовало (воровство, грабеж, как неэкономические формы предпотребления, здесь не рассматриваются).

При возникновении и развитии семейного, цехового и общинного разделения труда, помимо самостоятельного изготовления продукта, важнейшим и, со временем, доминирующим способом обретения продукта в свое потребление для подавляющей части людей стало изготовление (производство) не нужных им непосредственно продуктов и обмен их на желаемые к своему потреблению. Соответственно, например, для субъекта "А" у затрат самостоятельного изготовления в форме стоимости (себестоимости) в его производстве продукта "а" появилась альтернатива в форме затрат изготовления им, например, продукта "б", в форме индивидуальной стоимости (себестоимости) его продукта "б", который он теперь мог обменять на продукт "а", изготовленный субъектом "Б". При этом, поскольку в общине были и другие изготовители продукта "а", то и количество альтернативных вариантов обмена у субъекта "А" было много.

Важнейшее для людей, абстрактное затратное отношение человека к объектам своего потребления побуждало его находить такие альтернативы предпотребления, такого партнера по обмену, при которых за наиболее затратный в самостоятельном изготовлении (или получении от другого партнера по обмену) продукт он отдавал свой продукт, наименее затратный в своем изготовлении.

Именно таким образом у каждого потребителя формировалось к получаемому продукту (и к своему тоже) отношение ценности, выражающееся в минимальных возможных, из многих альтернативных, затратах труда его обретения в свое потребление. Индивидуальная ценность получаемого продукта выражалась каждым индивидуальным потребителем в индивидуальной стоимости, в себестоимости своего отдаваемого продукта (в совокупности с затратами на обмен, стоимостью-себестоимостью обмена).

Таким образом, в обществе с развитым разделением труда каждый продукт в сознании фактического изготовителя и каждого потенциального и фактического потребителя помимо себестоимости, стоимости его изготовления изготовителем, получал форму ценности этого продукта для каждого конкретного потребителя. В совокупности с материалистической, вещественной потребительной значимостью, каждый объект потребления каждый продукт труда, каждый товар получал тройственное строение: потребительную значимость, трудовую затратную стоимость и трудовую результативную ценность.

Систематическими при обмене становились такие его случаи, когда выгоду, наибольшую разницу между фактическими прошлыми затратами предпотребления продукта и затратами его предпотребления посредством обмена получали оба участника обмена и когда эта выгода оказывалась наибольшей.

Положительная разница между зафиксированными в обмене ценностью продукта (ценой) и его стоимостью (себестоимостью) образовывала прибыль данного совокупного и разделенного процесса производства-потребления для каждого участника обмена.

По существу, обмен товарами происходил не по их равной стоимости (себестоимости), а по их равной ценности. Обмен был не эквивалентным по стоимости (себестоимости), но, пусть и в разной степени, но обоюдовыгодным, эквивалентным по ценности.

Именно таким образом в обществе закреплялась специализация производителей на производстве наименее трудоемких в их хозяйстве продуктов. В обществе закреплялись такие новые отношения разделения труда, которые приводили к снижению совокупной стоимости-себестоимости всех традиционных продуктов.

Эта совокупная экономия рабочей силы, рабочего времени позволяла затрачивать дополнительное время на осмысление труда, на его рационализацию, в конечном итоге, на развитие науки, технологий и общественный прогресс.

Таким образом, ценность (объекта потребления, продукта труда, товара) в экономическом понимании этой категории есть трудозатратность обретения этого объекта в потребление человеком и обществом.

Ценности неэкономические

Человеческое общество есть самый сложный фрагмент материи, отличающийся от прочих самым сложным составом и характером отношений между составляющими его элементами. И главная сложность общества, как объекта познания и прогрессивного развития, состоит в том, что основным элементом общества является человек, не только самое сложное материальное творение природы, но и существо не только материальное, но и сознательное, духовное. И если отношения между бессознательными элементами и формами материи подчиняются неизменным объективным законам их само-бытия и самодвижения, то деятельность человека и общества в самой решающей степени зависит от уровня сознания людей, от уровня адекватности человеческого знания объективных законов природы. Человек и общество могут действовать или в соответствии с объективными законами, "ускоряя" их действие, или противодействовать им.

В обществе индивидуальные отношения людей к объектам потребления дополняются различными индивидуальными отношениями между людьми, отношениями индивидов и их групп, отношениями между группами по поводу и в процессе производства и обмена (производственными отношениями). И важнейшими из этих производственных отношений являются отношения собственности на средства производства.

А еще в обществе в дополнение к производственным отношениям добавляются различные отношения между людьми и их общностями вне производства и обмена, называемые общественными отношениями в широком смысле. Ко всем этим отношениям относятся, в частности, межличностные отношения (индивидуализм, эгоизм, коллективизм, дружба, зависть, предательство) семейные отношения (супружеская, родительская, детская любовь, супружеская измена,) межнациональные отношения (национализм, интернационализм), религиозные отношения (конфессиональная нетерпимость), культурные отношения (ксенофобия, толерантность, уважение к старшим, миграция), политические отношения (либерализм, многопартийность), отношения власти и управления (разделение властей, свобода, демократия, патриотизм) и так далее.

Все эти отношения, взятые по отдельности или в совокупности, имеют для людей, часто изменчивое, большее или меньшее, определенным образом структурированное и иерархическое значение.

Это значение для людей тех или иных отношений между ними в обществе всегда выражается в стремлении или укреплять их, или, напротив, исключать эти отношения, в осознании необходимости предпринимать для этого те или иные жизненные усилия, затрачивать жизненную силу, отказываться от ряда других отношений, жертвовать своим жизненным комфортом, уровнем потребления, здоровьем и, в крайнем случае, жертвовать в пользу этих отношений своей жизнью.

Именно эта затратность и жертвенность человека, людей в пользу сохранения или исключения из общественной практики тех или иных общественных отношений и является содержанием категории ценность не экономических отношений, категории "общечеловеческие ценности" или "духовные ценности".

Ценность отношение индивидуализма, коллективизма и общественизма

Одними из самых важных в группе межличностных отношений совокупных общественных отношений являются отношения индивидуализма и коллективизма, эгоизма и общинности.

Человек, бесспорно, существо биологическое. Он живет, как целостный индивидуальный биологический организм, максимально изолированный от непосредственного биологического общения с другими людьми. Все его жизненные системы встроены в его индивидуальное биологическое тело. Именно поэтому изначально, по своей биологической природе, человек является индивидуальным животным. Именно поэтому человеку в целом, каждому в меньшей или большей степени, свойственен индивидуализм.

Индивидуализм направлен на обеспечение полной биологической целостности и функциональности организма человека, на обеспечение необходимого уровня обмена веществом с окружающей природой, на сохранение и увеличение продолжительности своей индивидуальной жизни.

Смыслом существования во Вселенной всякого элемента, всякого фрагмента материального мира является его пребывание в ней в своей материальной особенности, материальной отличительности от остальных элементов и фрагментов, в своей материальной исключительности. Аналогично, человеческий индивидуализм направлен на реализацию того же смысла существования человека и человечества, как биологического вида, на сохранение своей индивидуальной исключительности каждого человека и человечества, как вида. А самым распространенным способом продления во времени своей биологической исключительности является биологическое воспроизводство человеком своего генетического кода из поколения в поколение.

Вместе с тем и поэтому, будучи индивидуалистическим животным, человек является одновременно животным парным и стадным. Многие стороны его индивидуального существования связаны с необходимостью жить в партнерстве с существом противоположного пола и в группе особей меньшей или большей численности. Поэтому, оставаясь существом индивидуалистическим, уже долгие столетия человек одновременно является и существом общественным. Это выражается, в частности, и в том, что для удовлетворения своих индивидуальных потребностей человек ведет общественное производство, важнейшим компонентом которого является общественное разделение труда, а также организует и использует общественные системы распределения совокупного общественного продукта, системы образования, воспитания и здравоохранения. Эти объективные обстоятельства объективной жизни стали материальным фундаментом утверждения в людях отношений коллективизма и общинности. Причем, вся история человечества однозначно свидетельствует о том, что в человеке, скажем так, при сохранении на неизменном уровне значения отношений индивидуализма, неуклонно растет значение отношений коллективизма и общинности. Это – глобальная цивилизационная тенденция.

Однако, как и всякая общественная тенденция, всякая общественная закономерность тенденция на возрастание значения отношений коллективизма и ценности коллективизма развивается неравномерно и противоречиво.

В силу многих объективных условий и обстоятельств, о которых могут более убедительно рассказать другие авторы, англо-саксонский мир стал своеобразным полюсом на шкале человеческого индивидуализма. Здесь и относительная ограниченность жизненного пространства Западной Европы, обусловливающая полезность для выживания отношений огораживания, строительство хорошо защищенных городов и крепостей. Здесь и относительная близость морей и океанов, разветвленная речная сеть, способствующие развитию торгового способа ведения хозяйства, который, в свою очередь, обусловливал многочисленные контакты с менее развитыми народами и способствовал развитию у западно-европейцев чувства своего превосходства и цивилизационной исключительности. Но главным таким обстоятельством является многовековое господство частной собственности на средства производства, позволявшее отдельным человеческим индивидам (их семьям и кланам) удовлетворять свои всесторонние потребности в превосходной по сравнению с другой частью людей степени.

Примерами доминирования в психотипе англосаксов индивидуализма стал культ "права первого выстрела" в США во времена освоения "дикого запада" и геноцид коренного индейского населения. Со временем отношения индивидуализма в этом мире перерастали в отношения личного и национального эгоизма. А эгоизм развился в нацизм и фашизм. И все это движение всегда сопровождалось массовым геноцидом многих других народов мира. А продолжением этой анти-человеческой тенденции на господство индивидуализма в человеческих отношениях является современная версия теории избыточного населения Земли и устремление к иезуитскому снижению численности населения с 7-ми млрд. до 1 млрд. человек.   
Должно быть совершенно ясно, что дальнейшее доминирование англосаксонского индивидуализма и эгоизма в общественных отношениях грозит всему человечеству гибелью в Третьей Мировой войне, теперь уже войне ядерной. 

Другим полюсом в диалектике противоположностей индивидуализма и коллективизма стало многовековое господство отношений общинности в форме государствизма в странах Дальнего Востока. Характерным примером тому является культ империи и императора в Китае и, особенно, в Японии. В Японии примат власти государства развился в псевдо-культуру "камикадзе" – добровольного отказа от индивидуальной жизни во благо верховного правителя и империи. В Китае и Кампучии он обернулся массовым уничтожением собственного народа, не согласного с линией "Великого Кормчего" или диктатурой "красных кхмеров".

Всем хорошо известно, что обе эти крайности, как и всякие другие крайности вообще, доказали свою историческую цивилизационную пагубность и бесперспективность. Ничем не ограниченное господство приоритета прав отдельной личности оборачивалось на Западе ужасами нацизма и фашизма, экономическим или вооруженным диктатом финансово-промышленных олигархов и глубинного государства на мировой арене и в отношении других народов. Господство идей общественизма в форме государствизма, носителями и проводниками которых, по факту, все равно оказывалась, пусть формировавшаяся не по экономическим, а по идеологическим основаниям, лишь ограниченная часть общества, оборачивалось гибелью миллионов людей, главным образом, внутри этих обществ.

Самим своим срединным территориальным расположением между Западом и Востоком России было суждено быть и ареной многовековых столкновений этих крайних форм отношений их адептов и экспериментальной площадкой исторического разрешения этих противоречий. Именно Россия всегда оказывалась под сильнейшим воздействием каждой из них и именно в ней была осуществлена самая масштабная в истории человечества попытка окончательного снятия этого губительного противоречия (Октябрьская революция и построение социализма 1.0 в СССР). По существу, Октябрьская революция в России и попытка построения в СССР социализма и были таковой попыткой исторического разрешения губительного противоречия между индивидуализмом и государствизмом.

В моих многочисленных материалах, представленных на сайте https://safonchikvn.ru/ я многократно подчеркиваю, что Октябрьская революция была совершенно оправданным с исторической точки зрения и закономерным способом разрешения фундаментального противоречия человеческого индивидуализма и государствизма и называю главной причиной краха этой попытки наличие в марксистской политэкономии существенной неполноты и частичной, но критической, ошибочности. А в книге "Анти-"Капитал" я подробно анализирую 10 конкретных примеров этой неполноты и ошибочности и показываю пути развития марксизма в истинную теорию подлинно социалистического общества, в теорию социализма 2.0. И я стараюсь убедить всех в том, что у человечества нет другого пути для продолжения своего существования и благоденствия на Земле, как окончательное разрешение главного цивилизационного противоречия на основе нового знания и нового опыта.

Ценность отношений общественного разделения труда

Выше было показано, как отношения специализации отдельных производителей на производстве наименее трудозатратных в своем хозяйстве продуктов и отношения обретения наиболее трудоемких в собственном производстве продуктов посредством их получения от других производителей стали фундаментальными способами развития в человеческой цивилизации отношений общественного разделения труда.

А ведь еще Адам Смит установил, что разделение труда есть самое главное производственное отношение, главное организационное достижение человечества, обусловливающее рост общественной производительности труда и богатство человечества. И это неуклонное сквозь века развитие разделения труда было главной тенденцией и главной закономерностью в экономической жизни общества.
А вот в наши дни это цивилизационное движение остановилось и пошло вспять! Достигнув своего пика сегодня глобальная форма общественного разделения труда испытывает жесточайший кризис. Рвутся сложносоставные и межконтинентальные технологические и логистические связи. Формируются отдельные политические, экономические и финансовые новообразования государств. Ввергается в коллапс международная валютная система. Все эти явления составляют конкретное содержание разворачивающегося в мире кризиса мировой капиталистической системы.

Результатом этих процессов является значительное увеличение мировых цен на энергоресурсы, на продовольствие, на транспортные услуги и на все остальные продукты общественного производства. Человечеству угрожает продовольственный голод и обострение военных конфликтов. И все это происходит одновременно с тем, что продолжается социальное и имущественное расслоение населения Земли и отдельных государств. Продолжается концентрация капитала в руках все более ограниченной кучки населения планеты. Продолжается безудержная гонка вооружений, направленная не на созидание, а на разрушение экономического богатства цивилизации.

И все это происходит тогда, когда уровень человеческого научного знания, уровень развития техники и технологий позволяет обеспечить достойную звания человека жизнь каждому жителю планеты.   

И все это является результатом исчерпания возможностей отношений частной собственности на средства производства, являющейся фундаментальной основой капиталистической социально-экономической формации.

Одним из достижений современной и подлинной экономической науки является понимание того, что исчерпав возможности планетарного расширения и развития общественная система разделения труда имеет колоссальным резервом развития свое углубление и совершенствование внутри предприятий, организация, учреждений.

Дело в том, что система разделения труда существует и функционирует одновременно и в форме системы технического и технологического разделения рабочих мест (инструментального обеспечения осуществления всех разновидностей конкретного труда в обществе), и в форме системы индивидуальных рабочих сил совокупной рабочей силы общества. И качество общественной системы разделения труда в решающей степени определяется характером соответствия (или несоответствия) друг другу этих двух ее подсистем.

В идеальном случае на каждом рабочем месте должен трудиться именно тот из многочисленных претендентов, который только и сможет обеспечить производство на этих средствах наибольшего по количеству и качеству продукта.

В реальном (и современном) капиталистическом обществе такому идеальному "совмещению" работника и средств производства неизбежно, системно препятствуют имущественные, собственнические отношения, отношения частной собственности на средства производства. Ведь именно частные собственники являются, в конечном счете, главными субъектами принятия кадровых решений (хотя они, в значительной степени, делегируют свои доминирующие правомочия части своих наемных работников). И каждый из нас, что называется, на своей "шкуре" ощущал и на основе многочисленных примеров знает, как часто и сколь неэффективными оказываются такие кадровые решения.

В системе, которую не вполне обоснованно называли социалистической, при анти-капитализме СССР оптимальному эффективному взаимодействию двух подсистем системы разделения труда принципиально, системно препятствовали идеологические и партийно-бюрократические ограничения (например, необходимость членства в КПСС для руководящих работников). Что, при определенных внешних условиях, привело к катастрофической разбалансировке системы общественного разделения труда, к нарастанию диспропорций в отраслях общественного производства и к аномалиям общественного потребления, а также, в конечном итоге, к кризису социализма и краху СССР.    
 
Ценность отношений общественной собственности на средства производства

Важнейшим отношением и важнейшей общественной ценностью являются отношения собственности на средства производства.

Человек существо системное.  Всем очевидно, что это утверждение верно в биологическом смысле. Ведь человеческий организм есть средоточие множества жизненных биологических и физиологических систем. Но оно также верно и в экономическом смысле. Своей "Пирамидой Сафончика" я ввел в теорию системное строение экономического человека, как своеобразную пирамиду (матрешку) систем "жизнь", "тело", "рабочая сила" и "продукт труда".
 
Рис.2 Системное строение homo economicus (человека экономического)

Я показал, что формационная теория вполне вытекает из такого системного структурирования и остается фундаментальной концепцией развития человеческой цивилизации. Ключевой ее закономерностью является диалектика прав собственности одной части людей не столько на вещественные факторы производства, сколько на экономические системы другой части людей. А ключевой тенденцией этого развития является последовательное выведение этих систем из права собственности имущих и эксплуатирующих классов населения. На рис.3 этот процесс показан во всем его историческом развитии.
 
Рис.3 Формационная теория развития человечества

Фундаментальной и, я надеюсь, очевидной теперь тенденцией дальнейшего успешного развития человеческой цивилизации является наделение наемных работников современного капиталистического общества правом собственности на продукт их и только их труда и превращение бывших "работодателей" в равноправных с остальными членами общества частичных работников, сохраняющих за собой, наравне со всеми, право собственности на продукт только своего труда. В самом общем виде (в подробностях см. другие мои материалы) это перераспределение прав собственности может быть осуществлено посредством предоставления бывшим наемным работникам права беспрепятственного трудоустройства на договорных началах на любое (за небольшими исключениями) предприятие страны, в штатном расписании которого имеется рабочее место, соответствующее профессии и квалификации этого работника, подтвержденной соответствующими документами и испытаниями. Этот механизм станет важнейшим средством развития (и снятия) частной собственности на средства производства в индивидуально-коллективную форму общественной собственности.


Ценность отношений непосредственной оценки продукта труда

Еще одной важнейшей тенденцией в развитии человеческой цивилизации, в развитии отношений обмена товарами в обществе является последовательное наделение правом самостоятельной и непосредственной оценки всякого общественного продукта всеми членами общества, в превращении рынка, как пространственно-временного поля реализации отношений обмена в обществе, во всеобщий рынок посредством распространения его самых существенных отношений и внутрь предприятий, организаций и учреждений.

Важнейший вывод из диалектико-материалистического анализа рыночных и плановых отношений в обществе состоит в том, что в условиях развитого общественного разделения труда и потребления продуктов посредством обмена самым эффективным способом установления ценности продукта для потребителей (основанной на их объективной полезности и значимости) является привлечение к этому процессу непосредственно всех потенциальных частичных и целостных потребителей этих продуктов и последующее исчисление агрегированных для общностей величин.

В самом общем виде (подробности см. в других моих материалах) этот всеобщий рыночный обмен будет осуществляться посредством предоставления права и возможности непосредственной личной простановки каждым работником предприятия, организации учреждения повышающих или понижающих коэффициентов к базовому договорному размеру оплаты продукта труда любого другого работника предприятия. И каждая такая систематическая или самостоятельно инициированная работником оценка будет математически учитываться при начислении каждому работнику вознаграждения за продукт его труда. А памятных многим и безрезультатных споров во время установления КТУ на собраниях трудовых коллективов (как во времена позднего СССР) не будет (в производственной деятельности автора в те давние годы был, правда, один, и, конечно, локальный, но вполне показательный положительный практический опыт работы такой системы).

Одновременно, в силу глубочайшей диалектики рыночных и плановых отношений в обществе и при наличии в нем системы полноценного государственного планирования всеобщий рынок обмена частичными продуктами частичного труда станет и высшей формой плановости общества.

Ценность отношений социальной справедливости

В обществе и периодически, и постоянно много говорится об особом отношении россиян, представителей "русского мира" к справедливости вообще и социальной справедливости, в частности.
Этим, по большому счету, безрезультатным разговорам не будет конца до тех пор, пока в обществе не утвердится строго научное, логически выверенное и математически выраженное понимание этой самой социальной справедливости. Таковое понимание изложено в целом ряде моих ранних материалов (см. упомянутый ранее сайт https://safonchikvn.ru/ ). В самой краткой форме оно сводится к следующим положениям.

Уже давно и, особенно в наши дни, каждый человек в совокупном обществе может рассматриваться, как частица общества, как частичный человек. Будучи в трудоспособном состоянии он выполняет в обществе свой частичный труд, создает свой частичный продукт, образует его индивидуальную стоимость (себестоимость) "С" и индивидуальную ценность "Ц" для индивидуального потребителя и ценность для предприятия и общества. За этот продукт каждый работник получает совокупное вознаграждение в виде заработной платы "ЗП" (в совокупности с премиями и другими выплатами).

У человечества нет и не будет других способов наиболее достоверного установления справедливости или несправедливости общества по отношению к данному работнику, кроме исчисления соответствующей характеристики наноэкономики, какой является категория "степень социальной справедливости" "ССС".

Степень социальной справедливости предприятия (общества) по отношению к данному его работнику есть отношение разности между заработной платой работника "ЗП" и стоимостью продукта его труда "С" к разности между ценностью продукта его труда "Ц" и его стоимостью "С".

ССС = (ЗП – С) / (Ц – С)

Фактически этот показатель означает долю (процент) прибыли, выплачиваемой работнику, из всей образованной каждым работником прибыли.

Антиподом категории социальной справедливости в наноэкономике Сафончика В.Н. является категория "степень эксплуатации" работника "СЭ". Степень эксплуатации работника на предприятии (в обществе) есть отношение разности между ценностью продукта его труда "Ц" и заработной платой работника "ЗП" к разности между ценностью продукта его труда "Ц" и стоимостью его продукта "С". Фактически этот показатель означает долю (процент) прибыли из всей образованной каждым работником прибыли, которая работнику не выплачивается, а присваивается предприятием (обществом).

ССС = (Ц – ЗП) / (Ц – С)

При равенстве заработной платы стоимости продукта степень социальной справедливости оказывается равной нолю, а степень эксплуатации работника - равной единице. При равенстве заработной платы ценности продукта труда степень социальной справедливости оказывается равной единице, а степень эксплуатации – нолю.

Мы и они

Сегодня в российском обществе ведется много дискуссий о том, чем и почему мы, россияне, представители русского мира отличаемся от них, представителей западной, англосаксонской цивилизации.

Нет, они не рогатые чудища, а мы не ангелы. И они и мы состоим из одной и той же плоти, составленной из одинаковых химических элементов единой периодической таблицы Д. И. Менделеева. И у нас на всех все те же общие 4 группы крови.

Но они, в подавляющем большинстве индивидуальных случаев и в значительно большей степени, большие индивидуалисты и эгоисты, чем мы. А мы, в подавляющем большинстве индивидуальных случаев и в значительно большей степени, большие коллективисты и общественисты, чем они. Но не в большей степени, чем некоторые народы Дальнего Востока (у чукчей, как известно, длительное время существовал, вполне обоснованный объективными условиями их изолированной жизни, обычай предлагать гостям для известных отношений своих жен). И не потому мы такие, что у нас есть "секретный ген коллективизма", а потому, что объективные, менее благоприятные материальные условия жизни наших предков в большей степени "требовали" от них и воспитывали в них коллективные и общественные формы хозяйствования и жизни. Благодаря этому мы более подготовлены для понимания и реализации в прогрессивных общественных отношениях "золотой середины" между индивидуализмом и государствизмом.

Они, англосаксы, в подавляющем большинстве индивидуальных случаев и в значительно большей степени, большие поклонники неэквивалентного экономического обмена, позволяющего в предельных случаях извлекать мало соответствующую осуществленным затратам их труда экономическую прибыль, граничащую с воровством и ограблением (вспомните, хотя бы, обмен патефонной трубы на шкуры пушных зверей между американцем и чукчей – а я ничего не имею личного против чукчей – показанный в старом советском кинофильме "Хозяин Чукотки"). А в нас, опять же, в подавляющем большинстве индивидуальных случаев и в значительно большей степени, присутствует чувство справедливости, чувство стыда, чувство правды.
Это у них господствует прецедентное право, согласно которому ненаказуемо то, что однажды когда-то и кем-то было признано законным. А мы стремимся к достижению абсолютной законности, хотя и, часто, чрезвычайно долго и дорого достигаем ее.

Это у них использование служебного и имущественного положения возведено в ранг законной и поощряемой обществом лоббистской деятельности. А у нас даже, в принципе, полезная для общества торгово-закупочная деятельность считалась спекуляцией и преследовалась по закону.

Это у них героями нации становятся агенты "00?" с экстерриториальным правом на убийство. А мы, даже если у нас кто-то и когда-то занимался аналогичной деятельностью, скромно умалчиваем об этом до самой последней возможности.

Это у нас глубинная фундаментальная правда, часто, стоит выше писаного закона. Поэтому в их истории было больше отверженных и отвергаемых. А в нашей истории было больше самоотверженных людей.

Можно приводить (и наши телевизионные пропагандисты приводят) массу других примеров ментальных различий русского и англо-саксонского мира. И, как говорится, Бог им в этом в помощь. Я же закончу этот материал, как мне представляется, самым главным.

Мы, в подавляющем большинстве индивидуальных случаев и в значительно большей степени, потому такие, какие мы есть, что мы большие врожденные материалисты, чем они. А они большие идеалисты и субъективисты, чем мы. Мы, конечно, можем наводить на свой "плетень" материализма "тень" особенной религиозности. А они могут свой, почти звериный, оскал человеческой исключительности камуфлировать блестящей оберткой из общечеловеческих ценностей, под которой прячется право одних людей и экономически, и с помощью военной силы уничтожать других людей (а, ведь, даже в мире диких зверей каннибализм большая редкость). В своей долгой истории мы часто оказывались вынуждены, отчасти, принимать навязываемые нам и с Запада, и с Востока в их крайних формах нормы не свойственного нам поведения. Жернова двух цивилизаций, часто перемалывали многих россиян в кости и тлен. Но глубокая срединная психологическая ментальность всегда берет свое и все поставит на свои места, с головы на ноги.

Более сложные природные, геоэкономические условия жизни сделали нас более склонными к поискам и нахождению "золотой середины" в реализации на благо самих себя и всего человечества противоречивых человеческих, производственных и общественных отношений. Мы более склонны к этому поиску. Мы уже были почти близки к успеху. И мы успешно завершим его!

Но для этого мы должны перестать рядиться в чуждый нам мировоззренческий идеализм. Мы должны развить свой приобретенный предками материализм в самое действенное свое орудие и оружие. Мы должны сделать диалектический и исторический материализм своей новой всепобеждающей идеологией. Мы должны опереться на наноэкономику и подлинную политэкономию. Мы должны сделать истинную теорию подлинно социалистического общества нашим новым Красным Знаменем, Знаменем нашей новой Победы!

Да здравствует СОЦИАЛИЗМ 2.0! Наше дело правое (истинное). Победа будет за нами! 

05 июля 2022 г. Сафончик В.Н. Соискатель Истины.


Рецензии