Обустройство дачи и прочее. Часть 2

         Делаем мост.
         Дачи хорошо вынимают деньги из кошельков. Уверен, со мной согласятся все их владельцы . В частности, расходы на гастербайтеров в большей части случаев несоизмеримы с их реальным трудом. Дело в том, что всей компании, откуда бы она ни приехала, нужно жить, питаться, платить за жильё и регистрацию  и отсылать деньги домой. Поэтому за земляные работы,  а их делают, в основном, товарищи из азиатских республик, их бригадиры выкатывают всегда очень большие суммы.
         Ясное дело, что лучше с ними не связываться, хотя и не всегда возможно справиться самим.  Денежки  начали хорошо вылетать  с самого начала и не только на работников со стороны, а и на разного рода неожиданные вложения. В частности, достаточно быстро встал вопрос о замене моста через канаву между дорогой и участком.
         Участок и дом делали не мы. Откуда было ждать сюрпризов, поначалу не ведали. В частности,  мост , ведущий на улицу  с самого начала представлял собой первую загадку.  Шпалы имели внушительный вид. Всякие подпрыгивания на них слабых мест не выявляли. Даже разок легковушка по нему проехала. Треска не было, но, как он будет вести себя под серьёзной машиной, например,  с песком или с землей было неизвестно.
         Как раз в тот период для дорожек очень нужен был отсев, его заказали минимальный объём, то есть малый самосвал, вполовину, а может, в треть  от обычного КАМАЗа.   Никакой уверенности, что 25 тонный грузовик из Татарстана проедет по мосту не было . Удалось договориться на малый самосвал.  Тогда такие машины еще были в ходу.
              То, что мост серьезную нагрузку не держит, показала первая же заказанная  машины. Самосвальчик заехал задним ходом на мост и начал медленно опускаться одним из задних колёс вниз вместе с разламывающейся шпалиной ненадёжного  моста прежнего хозяина. 
            К счастью, водитель, заехавший на наш мост, почувствовал неладное, быстро переключил сцепление, дал передний ход и вернулся на улицу. «Ну, что хозяева?  Куда будем сбрасывать груз?” А сбросить можно было только на дорогу, которая попутно являлась центральной улицей садоводства. Пришлось там этот отсев, кажется, в 8 кубов тут же и сбросить.  В итоге появилась большая гора шириной с проезжую часть и высотой с меня. Грузовик с нашими денежками уехал,  а наша задача состояла как можно быстрее перебросить  этот отсев на территорию участка, чтобы машины могли проехать по этой забитой нами улице. Было утро, кажется, пятницы и было также ясно,  что движение после полудня резко интенсифицируется. По сложившемуся обычаю люди пораньше уходят с работы, чтобы поскорей оказаться на дачах.
           Звонки к знакомым узбекам и таджикам ни к чему не привели.  Узнав о работе и поняв, что на ней много «срубить» не получится, все под разными поводами пошли в отказ. Слава богу, тачка у нас уже была и тачка неплохая, устойчивая  на 2 колёсах.  Вот тогда-то я почувствовал, каково было работать несчастным зэкам на Беломорканале. Жена накладывала, а я отвозил  и сбрасывал в намеченные  места. Работали не один час. Были варианты один или два, когда приезжающие легковушки  было въезжали на нашу улицу, видели снующего пожилого мужика с тачкой  и женщину с лопатой на куче отсева, разворачивались и объезжали по соседним улицам.  Задача была выполнена до начала массового заезда на дачи, когда машина шла за машиной, но сил потребовала немалых.
Попутно стало ясно, что мост надо срочно менять.  Это не так просто. Между участком и дорогой широкая, а весной и осенью очень полноводная канава. Самый доступный вариант моста заключался в следующем.  Воду надо заключить в трубу достаточного диаметра , проложенную вдоль русла канавы, загрузить ее крупными гранитными камнями с ближайшей каменоломни. Разбитый гранит тогда привозили разного калибра без сортировки. Надо было разделить  большие камни  и камни поменьше. Уложить крупный гранит вниз, потом помельче, сверху отсев. Желательно оформить мост бетонными боковыми фланцами, чтобы он не осыпался в реку.  Труба должна быть такого диаметра, чтобы весной после таяния снега в округе участок и дорога не заливались водой.
       Тогда в этих делах  монополистами были самосвальщики. Трубы тоже были в их ведении. Они постоянно сновали по улицам со своими КАМАЗами, поднимая тучи пыли. Они должны сразу доставить и трубу и гранит. Цены они назначали исходя из законов тогдашнего рынка. Не хочешь – не бери, прыгай через канаву, хоть до конца жизни.  По нашему уже разбитому мосту ходить было можно, но провезти что-либо по нему было невозможно.  Трубы были в дефиците. Пришлось подождать, помнится, целую зиму. Когда, наконец, весной нашлась труба надо было её брать, пока другие не взяли, а старый мост надо было срочно  разбирать. Решили проделать это сами. Благо скобы были запасены в достаточном количестве,  и я нечто подобное раньше делал на собственной работе. Начали разбирать мост. Шпалы были тяжеленные. И тут открылось, чего не ожидали. Шпалы, хоть и просмоленные были почти полностью внизу проедены муравьями. Их там было несметное количество и личинками и гнёздами. К муравьям претензий нет. Все хотят жить. Поеденные шпалы уложили вдоль канавы. Там и сейчас муравьи. На участке их почти не видно.  Хорошие шпалы отобрали. Они потом пошли в дело.
        Теперь слово за самосвальщиком и гастербайтерами. Здровенные камни в большом количестве такать мне уже не по возрасту, а смуглые ребята молодые, сильные  и необычайно выносливые. Приехал самосвал с камнями и с трубой поверху. Незадолго до этого появились узбеки.  Трубу водитель аккуратно свалил, камни высыпал точно, куда наметили. Эти водители - профессионалы хорошие.  Водитель ещё немного побыл, кое-что посоветовал всем нам, после  уехал Тяжеленную железную трубу с трудом уложили общими усилиями на неровное дно канавы. Помню, как по ней прыгали работнички, чтобы она не колыхалась в своём ложе. Воды в русле тогда было мало. Дальше в ход пошли крупные камни. Чего-то тогда вчерне сделали, уложили, но не всё. Наёмные товарищи получили деньги и удалились.  Оставили нас с частью камней на дороге, которые мы тогда соображали, куда лучше пристроить.  Эти камни проезду уже не мешали.  Отделка оставалась за хозяевами. Помню, что здоровенные камни я тогда таскал с дороги на участок собственными руками. Тянуть с их перемещением было нельзя. Гранитные камни – это ценность. Зазеваешься, их не увидишь. Дооформляли этот мост сами. Нормально получилось. 
       Проверку временем мост прошёл. Разные машины по нему проезжали. И большие и маленькие. Много сезонов прошло. Участок и дорога не заливались. Эта проблема была решена, но оставались и возникали другие, не менее серьёзные проблемы.
       То, что изложено, есть продолжение миниатюры «Хочу дачу!».
Начало эпопеи читайте по адресу: http://proza.ru/2022/06/27/1536.
Продолжение описания кипучей деятельности можно найти также по адресу: http://proza.ru/2022/06/29/1211.


Рецензии
Строительство дачи было подвигом.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.07.2022 10:22     Заявить о нарушении
Спасибо! Геракл рядом не стоит.

Александр Таубин   06.07.2022 11:07   Заявить о нарушении