Исповедник веры 6. Духовный дневник. Часть III
Составила Елена Кибирева
Авторский рисунок Ольга Бухтоярова
Часть III. «Всегда памятовать свое назначение!». Личное
«Господи, Боже мой! Как тяжело без Тебя! Как тяжело не ощущать душевно Твоей близости. Все тогда рушится, все приходит в упадок, потому что верны и истинны слова Твои, Господи: “Без Мене не можете творити ничесоже”.
Испытал, что значит надеяться на себя.
Мало пользы одними словами повторять: “На Тебя, Господи, имею надежду”, а внутри, в сердце – не сохранять полной преданности.
Результат от такого поведения – крушение, разорение духовного дома. Страшно испытывать это».
* * *
«Господи, помоги чаще держать в памяти Страшный Суд Твой! В этом великая милость Божия!»
(Читал: 25/IV-90г.; 17/II-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Помни, что ты носишь большое звание: священство! Смотри, всегда ли проявляешь это священство по отношению к людям? Или ничем не отличаешься, и также господствуют в тебе злобность, раздражительность, высокомерие?
Скажи, в чем отличие твое? Когда внутренно сие усмотрел, то поскорбел о своей грубости, малоподготовленности к проходимому служению.
Господи, помоги мне хотя бы немногим: покорностью, смирением, кротостью послужить примером для чад своих. 30/Х-87г.»
(Читал: 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.)
* * *
«Господи, Ты всегда с нами! Что нам бояться скорбей? Зато чище и спокойней будет на душе».
* * *
«Господи милостивый! Сколько у Тебя к нам милости и любви!»
* * *
«Хорошо молиться ночью, часа в три ночи».
* * *
«Читать и читать слово Божие непрестанно».
* * *
«Просматривая свой жизненный путь, вижу, сколько было случаев для получения плода терпения, сдержанности, но все служил своему самолюбию, своему “я”. А потом почувствовал большую усталость, не только телесную, но – душевную».
(Читал: 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Как бегут дни, и часы мелькают! Что приобретено из пройденного?
Одни желания. А где дела?
Люблю молитву. А молюсь?
Господи, не оставь меня, грешнаго раба Твоего!»
* * *
«Заглянешь – ужаснешься своей духовной бедности. Несмотря на мою духовную нерадивость и грубость, Господь так милостив! Он не лишает меня возможности исправить то, что требует исправления, не отталкивает от Себя. Это заставляет задуматься о своем отношении к тем, которые поимели ошибки, промахи. Будь милостив к ним, отпусти, ибо тебе больше отпущено. Большая работа».
(Читал: ХI/1978г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Весь я в милости Божией, щедро осыпан дарами-талантами, а сам бываю часто немилостив и груб с такими же рабами Божиими, даже лучшими меня.
Дай, Господи, духа смирения и внутренней любви!»
(Читал: 14/V-86г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Господи милосердный! Прости меня за великое мое каждодневно повторяющееся преслушание Твоей Святой Воли!»
(Читал: 25/IV-90г.; 19/II-90г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Всегда памятовать свое назначение.
Ежечасно спрашивай: что сделано? Понуждай себя на выполнение положенного на день. Спрашивай себя, в чем терпишь неудачу.
Надо сильно гореть, чтобы и других зажигать».
* * *
«Хоть немного когда душевно приблизишься к своему Господу, каким внутренним душевным теплом обвеет тебя! И долго-долго еще будешь чувствовать это тепло – отрадное чувство, побуждающее тебя как можно дольше пребывать в нем, пока не засоришь этот святой ручей своими страстями, грехами: осуждением, праздномыслием, смехом и многим другим сором».
* * *
«Необходимо каждодневно упорно заниматься чтением Святого Евангелия, Святой Псалтири, святых отцов, все сие читая с большим размышлением – добиваться, чтобы эти минуты были приятным собеседованием-утешением, укрепляли душу.
Запомни: помолившись так, опять захочется духовного общения».
(Читал: 25/IV-90г.; 17/II-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.).
* * *
«Великая трудность – быть духовным садовником: ростить, воспитывать, ухаживать за душами.
А где же тут ухаживать-то за другими, когда сам часто в большой духовной неряшливости!»
* * *
«Льготность меня одолевает. Сам много говорю, учу, даже требую неотложности исполнения, а сам пребываю в большой лености-праздности. Хочу делания? Или наоборот? Какое своевольство, нет ответственности. Не с бодростью идешь по духовной дороге, а с неохотой – ползешь, зеваешь, озираешься и плетешься кое-как.
Осмотрись внимательно вокруг себя и внутри себя. Уясни всю великую ответственность духовного делания.
Береги время до минуты, распределяй его, но все – в рамках большой любви.
Именно предпочитай разные работы по оказанию помощи – живому слову к ближнему. Это большое дело – не затворяться только в трудоделание, а размышлять, что полезнее на тот момент сделать.
Молись!»
* * *
«Ежечасно всматриваться в себя, проверять себя».
(Читал: 25/IV-90г.; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Господи, сколько у Тебя любви и милости к нам, грешным!»
(Читал: 25/IV-90г.; 17/II-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Как я слаб и непостоянен в своих решениях, намерениях. Малая причина уже нарушает такое важное, нужное дело, как молитва. Помни, что ты только силен в молитве. А я так поступаю… – не ценю возможности обрести великую силу.
Надо воспитывать в себе дух постоянства, а не мимолетных порывов. Отдачи всего себя, а не половинчатого. Большое горе в рассеянности и несобранности моей».
(Читал: 29/IV-90г. ; 19/II-90г.; 18/ХI-94г.)
* * *
«Всегда помнить свою немощь. При наставлении, даче совета прежде всего возводи очи свои Гор;.
Крепко молиться!»
(Читал: 29/IV-90г.; 19/II-90г.; 18/ХI-94г.)
* * *
«Мысль посещает о большой сложности, ответственности пастырского служения. Нет у меня просьбы молитвенной: как заставлять думать (себя – ред.) о духовных чадах своих: чем питать, именно пасти духовно их.
Водить на пастбища духовные, обильные – значит интересные задания давать, чтобы росли духовные чада. А я что делаю в этом отношении к ним персонально? В этом духовном делании может только помочь благодать Господня. Читай ежедневно акафист Святому Духу».
(Читал: 29/IV-90г. ; 19/II-90г.; 24/ХII-94г.; 20/V-96г.)
* * *
«Начался Петров Пост. Нет конкретности в духовном делании, нет заботы.
У духовного отца есть духовно больные дети. Больных лечат, беспокоятся о них, а ты как ходишь за своими болящими? Лекарством пользуются систематично.
У нас лекарство духовное – молитва. Как это лекарство принимается? Что скажем?»
* * *
«Мысль: лекарство тщательно принимаем, а не выливаем на сторону. Знаем, что не будет толку, если так будем поступать.
Духовное лекарство – молитва, чтение Слова Божия. Вдумайся: много ли ты принял такого лекарства. Может быть, часто их выливал на сторону – своим невниманием, небрежением при чтении Слова Божия и молитве.
Лекарство с терпением принимают; тем более это терпение надо проявить в приеме духовного лекарства».
* * *
«Чаще вспоминай слова утопающего апостола Петра: “Господи! Спаси меня, я погибаю”. В больших и малых душевных бурях никогда не думай спасать себя сам – утонешь! Лучше всего кричи Петровым гласом: “Господи! Спаси меня, я погибаю!” Верь, твердо верь, что помощь придет быстро».
(Читал: 29/IV-90г.; 19/II-90г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Очень большая душевная связанность, нет собранности, нет внутренней молитвы.
Осудительность, льготность, прослойки страстности, нетерпеливость, обидчивость – все это довольно шумной толпой ввалилось в душевную храмину, наполнило своим едким, удушающим воздухом. Задохнулся…
Боже, милостив буди мне, грешному!»
(Читал: 29/IV-90г.; 19/II-90г.; 10/Х -94г.; 18/ХI-94г.)
* * *
«Собранность приобретается с малого, но требуется большая охрана своего “я”».
* * *
«Взятое на себя правило, дневное задание, должно отнимать свою волю.
Воспитание воли».
* * *
«А внутри буря, буря-то какая, волны-то какие!
О молитве-то и не думаешь.
Ах, как жалко, что пропущен такой хороший момент – подвиг понести, венец получить за терпение; а пропущенное время умчалось, как конь, и остался я с опустошенной душой и немощным телом, которое понуждало меня к покою, а настоящего-то покоя я и не обрел».
* * *
«Наблюдай! Начинается душевное расслабление с маленькой личинки зла, а затем заражает большую площадь нашего духовного “я”. Где же силы взять, чтобы подняться? – Только в искренней, душевной молитве.
Господи! Прости за леность, нерадивость, маловерие!
Враг подступил. Думал сам справиться, а разве это возможно? А он только намек дал в постельку лечь – вот и вся борьба наша (опыт)».
* * *
«А злость-то какая появляется. Нет любви и приветливости – куда что девалось! (Характерно.) И так изо дня в день.
Попал под дух раздражения, и пошло вертеть. Так вертеть, что все нарушил, и уединенность моя наполнилась праздностью, большим внутренним неспокойствием, осуждением многих, гордостью, великой леностью, покоем тела, многопитанием. Господи! Прости грешнаго раба Твоего!»
* * *
«Чтобы двигать таким большим колесом дел, как пастырство, много надо энергии, силы, умения. А у меня всего этого часто не хватает. Вот какая должна быть большая постоянная, каждодневная просьба!
Большое дело – открыть интерес к духовному в своих духовных детях. Это очень большое дело. Потрудившись над ним, можно ожидать и плодов.
Господи! Сколько в Тебе милосердия! Как хорошо с Тобой и как страшно без Тебя».
* * *
«Требовательность – прежде всего – к себе, а потом уже к духовным детям».
* * *
«Избегать всемерно мысленной игривости, шутливости, которая потом переходит в словесную, – ой, какая жгучая травка: маленькая, а, как крапива, жгучая. Долго потом не можешь прийти в себя.
Потом и спрашиваешь себя: зачем столько тратил времени на мысленное безделье?»
* * *
«Все люди, и все страстны, кто бы ни был».
* * *
«Внутренно, глубоко произносить имя Всевышнего».
* * *
«Призывание имени Господа Иисуса Христа!
Господи, помоги приобрести опытность, быструю ориентировочность».
* * *
«Как хорошо быть кротким, милостивым, и, наоборот, страшно быть сердитым, раздражительным. Все тогда становится страшно тяготным, непосильным.
Господи! Помоги мне всегда духовно бодрствовать над собой!»
* * *
«Важное дело – подкреплять себя духовно читкой: не меньше часа ежедневно.
Выработать объем читки: не меньше стольких-то листов-страниц.
Неотложно составить план дня, часа. Тонкая работа, но нужная для духовного наставника.
Все начинается с малого духовного наростания. Если нет малого делания, то можно ли ожидать великое?»
* * *
«Заметил за собой: когда ходишь по этим запустелым душевным полям, где нет ни одной живой травинки, то и сам начинаешь тосковать-унывать. Господи, помоги!»
* * *
«Понять большую ответственность при совершении Божественной Литургии – как дня особого в моей жизни: радостного, ответственного во всех отношениях.
Особенное проявление любовности, милосердия, молчания – вот новое, о чем я раньше и не думал, и внимания не обращал. А это ведь большое дело – иметь собранность.
Особенно это чувство внутреннего моления: сладость духовного состояния, нежелание расстаться с этим внутренним состоянием.
Заключиться в себя, обособиться, пребывать в духовном уединении, молчании – как это хорошо!»
* * *
«Вот главная цель – непрестанная молитва, всецелое предание себя в волю Божию.
Любовь к ближнему – не ласкательная, а сознательная, продуманная: требовательная, настойчивая, как духовника. Из этого строится духовное воспитание – духовный строй».
(Читал: 10/III-75г.; 10/Х-94г.; 21/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)
* * *
«Господи, помоги мне воспрять духом. Сильно духовно ушибся.
Читка написанного – большая духовная поддержка. Слава Богу!»
* * *
«Опасные часы и опасные люди. (Опыт). Часы: когда восстаешь утром против самого себя, срывается подъем в 5 утра. В 10 часов вечера – на молитву обязательно, в 12 часов ночи – бодрствование.
Господи, помоги!»
* * *
«Большое душевное чувство радости обрел после исповеди 25/II-76 г. Великое это дело».
* * *
«Воспитание в себе любвеобильности призыванием Святаго Духа. Не указывать слабые стороны ближних.
* * *
«Вести (наблюдение – ред.) за каждым духовным чадом. Забота большая, ответственность – великая.
Требуется постоянная молитва – персональная, упорная, настойчивая – но с обязательным прошением: “Да будет воля Твоя!”.
Опыт показывает, что недостаточно только сеять. Надо еще ухаживать: р;стить, воспитывать, прививать добрые навыки. Терпение. Непрестанная молитва за свое духовное чадо».
* * *
«Важность вынимания частиц поименно!
Обосновать это выдержками из творений святых отцов и духовных писателей (мысль от III м-ца 1966 года)».
* * *
«Господи! Дай мне способность все любовию погашать!»
* * *
«Приучай себя в малом к смирению, это очень полезно».
* * *
«Очень хорошо исполнять ночное моление. Духовная радость».
* * *
«Сегодня, 3/III 1976 года, особенно невыразимое объяло меня чувство, которое силюсь представить мысленно, душевно, и не могу – настолько оно было прекрасно-умиротворенно, подало силы и стремление к своему личному душевному миру, к замкнутости, обособленности, бережливости своего духовного восприятия.
И тогда казалось: ничто не страшно – пусть хоть весь мир поднимется».
* * *
«14/ХI 1977 года. Выдающееся событие. Возложение Креста с украшениями в комнате архиепископа Климента».
* * *
«25/ХII 1982 года. Выдающееся событие. Возложение митры на Божественной Литургии архиепископом Платоном в Богоявленском храме села Усть-Миасс».
* * *
«Особо обратить внимание на заповедь о любви к ближнему. Это самое главное, фундамент для стройки.
А без сохранения, вернее, без исполнения этого наказа все рушится, приходит в уныние – полная телесная и духовная расслабленность».
* * *
«Иллюстрировать каждую проповедь.
Начинать каждое дело молитвой:
“Господи, благослови!”»
(от 1966 года IХ м-ца).
* * *
«Совершил заочное отпетие дорогих родных: Бориса (зять), Нины (сестры), Алексия (брат)» (2/ХI 1985 года).
* * *
«25/ 1982 г. в 7 вечера открытие могилы иерея Алексия в церковной ограде Богоявленской церкви села Усть-Миасс. Могила приведена в порядок, поставлен крест 6/VI 82 года».
Из воспоминаний О. Г. Пономаревой:
«”Хорошо молиться ночью. Часа в три ночи” – эти строки из дневника батюшки напомнили мне один случай.
Как-то разговорилась с коренными смолинчанами (уже после ухода из жизни родителей). Мне рассказали, что, возвращаясь к себе домой поздно ночью, люди видели над домом батюшки голубоватый свет, уходящий вверх.
“Батюшка молился”, – говорили они.
Хочется особо подчеркнуть, что отец Григорий постоянно читал пяточисленные молитвы Божией Матери (кроме всего остального). Заканчивал – и начинал снова. Он часто говорил, что молитва – это перила лестницы, ведущей нас к Богу.
После ухода посетителя батюшка сразу шел в “передний угол” с иконами; зажигая свечу, погружался в молитву. В этот момент он был настолько сосредоточен, настолько уходил в себя, что ничто постороннее не могло его отвлечь. Когда он отходил от икон, по его светлому, озаренному взгляду было видно, что он только что побывал там, куда нам, грешным людям, доступа нет. Как правило, просимое батюшкой люди получали очень быстро».
Из архива протоиерея Григория Пономарева
Два спутника
(притча о ложном монашестве)
ВОПРОС МУДРОГО: Откуда будешь, почтенный человек? Я вижу, как будто ты встревожен, от чего-то убегаешь, а по обряду твоему я заключаю, что ты житель из страны ветхих человеков.
ОТВЕТ: Ты прав, незнакомец, я житель страны ветхих человеков. Но только был, а теперь как будто ушел от них.
ВОПРОС МУДРОГО: А скажи, почтенный, куда ты направляешь свой путь?
ОТВЕТ: Я иду в Небесную страну, где нет ни скорбей, ни печалей.
МУДРЫЙ: Тогда мы спутники с тобой. Я тоже житель из страны ветхих человеков. И я иду в Небесную страну. Разреши мне идти вместе с тобой. Вдвоем нам будет веселее.
ОТВЕТ: С полным удовольствием разрешаю, но в спутниках я нужды не имею, а лишь уступаю твоей просьбе, ибо вижу, что ты один заблудишься.
ВОПРОС МУДРОГО: Мне кажется, ты уходишь немного влево, не повернуть ли нам хотя немного вправо?
ОТВЕТ: А куда направо? Ведь эта дорога ведет в «Долину уничижения», а по ней идти будет трудно, да на нее и не скоро попадешь.
ВОПРОС МУДРОГО: Спутник мой, скажи мне: как ты вздумал оставить свою природную страну и идти в путь, неизвестный тебе?
ОТВЕТ: Если тебя это интересует, то с удовольствием расскажу. Жил я в стране ветхих человеков в суете, видел развращенную жизнь. Люди этой страны не знали себе покоя, с ненавистью они утопали в пороках: плотской нечистоте, кражах, убийствах, пьянстве, безбожии, срамословии… Возле них произошел разврат содомлян, и они представились мне стадом диких зверей. Я стал задумываться над тем, что при таком образе жизни постигнет их гнев Божий, как города Содом и Гоморру, и мне тоже придется пострадать с ними. Но мне повстречался один проповедник, который и посоветовал идти этим путем: бежать и укрываться от гнева Божия в Небесном граде. Туда я и иду.
ВОПРОС МУДРОГО: Давно ты следуешь этим путем?
ОТВЕТ: Да более уже половины прожитых лет, а мне исполнилось пятьдесят.
ВОПРОС МУДРОГО: А ты семейный? Есть ли у тебя жена и дети?
ОТВЕТ: Нет, этого несчастья я не испытывал. Я усвоил слова апостола Павла: «Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7; 38), – и послушался сих слов, оставшись безбрачен. В это время люди безбрачные славились, и это поддерживало мой авторитет, так что был я у людей на славном счету.
МУДРЫЙ: Поскольку ты безбрачный, тебе легко служить Господу Богу.
ОТВЕТ: Да, я служу Ему и (не так, как другие) всю жизнь отдаю Ему.
ВОПРОС МУДРОГО: Слушаю и сомневаюсь в этом, но да ладно. А скажи мне, не скучал ли ты первое время об этой стороне?
ОТВЕТ: О, нет! Когда я оставил страну ветхих человеков, то мое положение сразу изменилось в лучшую для меня сторону. В ветхой стране я был не виден, а при изменении жизни все обратили на меня внимание и стали этим прославлять меня. И материальное положение мое поправилось более благоразумно. Люди стали просить меня, чтобы я походатайствовал о них пред Владыкой Небесным, и я брал это ходатайство на себя, но лишь о тех ходатайствовал, кто хорошо мне оплачивал, а за малую плату не обязывал себя.
Вот видишь? Так что мне скучать не о чем.
ВОПРОС МУДРОГО: Так ты славился святым ходатаем! В этом и сомнительно спасение. Но ладно, я воспользуюсь твоей словоохотливостью и спрошу тебя, а ты скажи мне откровенно: не ты ли из той страны друзей, которые следуют за тобою, а ты не замечаешь, что они вредны для спасения?
ОТВЕТ: О, нет! Это просто кажется тебе как человеку малосведущему и без малейшего кругозора. Или как человеку непросвещенного прошлого. Но коль хочешь, то я скажу тебе все по порядку, только вот боюсь, хватит ли у тебя рассудка понять все это.
МУДРЫЙ: Продолжай, я слушаю.
ОТВЕТ: Я вышел из той страны действительно не один. Со мною вышли и друзья. Они сказали, что не захотели жить в той стране, опасаясь того же, чего опасался и я.
МУДРЫЙ: Я так и знал, что ты вышел не один. Но, будь любезный, назови имена своих друзей.
ОТВЕТ: Как их звать? Изволь, назову: «Я», «Гордость», «Тщеславие», «Самолюбие». Они не всегда были рядом. А как я вышел из той страны, то стали со мною неразлучны. Добрые, хорошие друзья – они вредом мне не служат.
МУДРЫЙ: Я так и подумал, что ты пошел по их совету этим бесплодным горним путем.
ОТВЕТ: Да, они – опытные и посоветовали мне идти этим путем, обещая всегда быть со мною, но с условием: чтобы не ходить в «Долину уничижения». Идти туда они отказались; сказали, что там скучно и людей туда идет мало: одни только фанатики. А этим (горним) путем идут все благоразумные, и оставить своих товарищей мне как хорошо понимающему человеку было бы безрассудно. С ними не скучно, да и прибыль побольше, чем нежели бы я жил в ветхой стране.
МУДРЫЙ: А есть ли еще с тобою товарищи, кроме названных?
ОТВЕТ: Да. Все они – по моему вкусу и мне полезны. Вот одна приличная дама, зовут ее «Клеветой». Она всегда со мной, и такая услужливая. Как только я кого возненавижу, она тут же со своими услугами и так очернит противного мне человека, что остается только удивляться ее способности и находчивости. Она невиновного сделает виновным. Невооруженным взглядом не усмотришь ее проделки и примешь ложь за правду. Ведь для того, чтобы уяснить правду, нужен многолетний опыт и рассудительность, а у нас это редко бывает.
МУДРЫЙ: Вот, спутник мой, теперь я понимаю тебя и твой путь, в котором ты заблудился.
ОТВЕТ: А что, по-твоему, это вредно для спасения?
ВОПРОС МУДРОГО: Ты, друг, оставил лишь только грубость мира. А тонкости, ведущие к погибели? А страсти и пороки? – они все с тобой, и с такой оравой друзей ты не можешь идти путем спасения. Как, например, с «Гордостью». Ты ни одного шага не сделал к спасительному пути, ведь и небожитель за одну только гордость был низвержен Богом во мрак ада. А у тебя столько пороков и погибельных друзей! Нужно всех их оставить, порвать с ними всякое знакомство.
ОТВЕТ: Скажу тебе откровенно. Хотя ты и много мне наговорил обидного, но я все переношу, потому что мне приятно тебя слушать.
МУДРЫЙ: Ты не можешь при своем лживом пути достичь Небесного града.
ОТВЕТ: А что для этого, по-твоему, нужно сделать?
МУДРЫЙ: Для этого нужно уйти в «Долину уничижения».
ОТВЕТ: Это не та ли «Долина уничижения», войти в которую можно только узкими и тесными дверями? Я много раз подходил к ней, но войти туда мне мешал мой родной брат – это «Я».
МУДРЫЙ: Надо было это «Я» отсечь, бросить в огонь и сжечь. А если ты сам этого не мог сделать, тогда позвал бы привратника, которого зовут «Отдай свою волю под крепкую руку Господа», – и тогда ты мог бы легко отделаться от своего губительного «Я». Если бы ты вошел в эти врата, то многое бы увидел там и многому научился. Ты увидел бы там большое, многоэтажное здание. Это – школа, а называют ее «Терпение». В школе есть две преподавательницы – малые родные сестры: одну называют «Смирение», другую – «Кротость». Эти две сестры имеют чудные щиты, и кто находится под их щитом, того никакие силы и стрелы вражеского оружия победить не могут. Две эти малые сестры все побеждают.
Да, еще среди «Долины уничижения» есть пруд, полный чистой, зеркальной воды. Вода в этом пруду никогда не возмущается и не волнуется – ни от легкого ветра насмешек, ни от бури поношений, даже от лести и похвалы. В нем всегда все спокойно. В этой чистой, зеркальной воде можно видеть, на каком пути ты стоишь и каких друзей имеешь: добрых или злых. Все твои друзья при такой чистой, прозрачной воде – на поверхности, и, как в зеркале, видно все их коварство, обман и лицемерие. Пруд этот называют «Чистое сердце».
А еще далее ты увидишь, как написано золотыми буквами: «Сораспяхся всему миру и мир – Мне». А далее увидишь Крест, на котором был распят Спаситель наш, Господь Иисус Христос, и надпись: «Свершилось!».
Без «Долины уничижения» и «Школы терпения» мы не сможем отойти от друзей, вредных для нашего спасения, и не сможем распознать путь спасительный от пути погибельного. Ты славился как святой праведник, но на самом деле ты – несчастный, погибельный человек.
ОТВЕТ: Да, дорогой мой спутник, ты хорошо сказал: «Отсечь свое “Я”». Но оно-то и больно, ведь мы с ним родились вместе, близнецами. Как хватит сил? Разве только что убьет его тот, кто не любит своего «Я». А я свое «Я» очень люблю и не могу быть его убийцей.
МУДРЫЙ: А если ты не хочешь быть убийцей своего «Я», то оно убьет тебя на вечную смерть. Но когда ты убьешь свое «Я», то Господь тебя возьмет под Свой Крест и тебе будет легко и отрадно, и это будет для тебя назидательно и спасительно.
ОТВЕТ: Убить свое «Я»? Да еще Крест нести? Это – тяжесть. Нет ли для спасения другого пути, кроме того, что ты мне предлагаешь?
МУДРЫЙ: Другого пути нет, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Без Креста не ходи».
ОТВЕТ: Если другого пути нет, то я решаюсь на все, только бы мне не возвратиться в страну ветхих человеков.
Дорогой мой брат!
Возьми меня под свой покров. И волю мою я отдаю тебе. А я лишь буду выполнять все то, что ты на меня возложишь. Теперь я вижу, что есть не только те, которые из страны ветхих человеков, но есть и новорожденные. Если пойдешь «Долиной уничижения», – этот путь не только для брачных, но и для безбрачных. Верны слова Святого Евангелия о том, что девы нерадивые остались за дверями; верно, и они не пошли путем «Долины уничижения».
Свидетельство о публикации №222070600746