Исповедник веры 8. Духовный дневник. Часть V

Протоиерей Григорий Пономарев (1914-1997гг.)
Составила Елена Кибирева
Авторский рисунок Ольга Бухтоярова

Часть IV. «Береги каждый час, все в часе начинается!». Личное
   «Необходимо создать настольную книгу:
   1) образ современного пастыря;
   2) образ христианина, его обязанности;
   3) важность часовой духовной работы над собой (ссылки из Евангелия и духовных учителей на важность часа)».
* * *
   «Создать молитвенный материал для каждого дня – настольную книгу, в состав которой входят:
   молитвы ежедневные, ежечасные Иисусу Христу;
   молитвы Божией Матери;
   молитвы на каждый день;
   ежедневные молитвы Ангелу-хранителю;
   духовные размышления на каждый день месяца с приложением краткого жития святых».
* * *
   «Относительно хранения лично Иисусовой молитвы и привлечения к ней других: ошибочность мнения (даже и авторитетных духовных лиц), что это делание – удел немногих, и что за него и думать нечего приниматься. А в действительности главное, по идее-то, ведь так: “Призови Меня, и Я помогу тебе”».
* * *
   «Духовные мероприятия от 1975 года:
   установить молитвенное обращение: каждодневное обращение к Божией Матери, чтение канонов “В скорби сущих”, к святителю Григорию Богослову и святителю Николаю; канон и акафист Святому Духу.
   Уверен, что буду услышан».
* * *
   «Разобраться в именах своих духовных чад и всех их разделить по участкам молитвенного, своего личного делания с их упоминанием. Вернее, все время о них ходатайствовать перед Господом. Помоги, Господи, в намеченном!»
* * *
   «Прежде чем давать духовное – р;стить, воспитывать, – надо сообразоваться со следующим состоянием:
   1) возраст;
   2) образование;
   3) характер;
   4) семейное положение;
   5) служебное положение;
   6) степень религиозности;
   7) телесное здоровье».
* * *
   «Желание установить часовой режим дня. Замечательное духовное мероприятие, но как его в жизнь претворить?»
* * *
   «Вести каждодневное чтение пастырских Посланий».
* * *
   «Разобраться в психологическом состоянии душ своих духовных чад, возможности их восприятия духовного воздействия. Какая тонкая психологическая работа! Этой работе должна предшествовать непрестанная душевная молитва».
* * *
   «Необходимо ежедневное задание. Больше того – ежечасное: что ты должен делать и что ты сделал.
   План: что нужно сделать?»
* * *
   «Намечается большая работа – сортировка книг одного автора вместе. Одни мысли, встречающиеся у многих, собрать вместе».
* * *
   «Хочется создать свою книгу: Святое Евангелие от Матфея по параллельным местам в собранном виде (труд громадный)».
* * *
   «Создать настольную книгу на каждый день месяца. Содержание:
   1) Святое Евангелие, дневное, с разъяснениями;
   2) Святой Апостол с разъяснениями;
   3) Ветхий Завет с разъяснениями;
   4) память святого: краткая жизнь, применение».
* * *
   «Чтение канона Ангелу-хранителю и акафиста Божией Матери – ежедневно (можно заменить святой Псалтирью Божией Матери).
   Установка чтения Священного Писания, Пророка, Апостола, когда ему бывает память.
   Во время потребления Святых Даров мысленно читать тропарь или кондак праздника или храма».
* * *
   «Какая великая милость Божия к нам, грешным. Обрати внимание на прошение, возносимое к Богу о том, чтобы Он простил нам грехи, вольные и невольные. Эта просьба очень во многих молитвах.
   “Грех невольный” – он произошел или по недостатку памяти о том, что нужно было сделать, или по другим причинам, а милость Божия – Великая. Господь, видя сердечное раскаяние, прощает и невольный грех.
   Но не надо только унывать, это будет очень приятно врагу, когда мы сильно унываем. Сердечно молиться Господу, и Он – Милосердный Отец наш – укрепит нас».
* * *
   «На память: “Христе Свете Истины…”, “Бог молитвами…”. Перед Святым Евангелием: “Вниду в дом Твой…”, “Умыю в неповинных…”»
* * *
   «Завести контрольный лист намеченных работ».
* * *
   «Воспитание в себе веры в получение просимого.
   Научиться в течение часа быстро оценивать обстановку часовых событий, срочно обращаться за помощью к Всевидящему, как поступить, прося помощи.
   Воспитание в себе духа преданности Господу не на словах, а на деле – в течение каждого часа.
   Проверяй, каков был мимотекущий час – огромная, сложная работа.
   Трудись упорно, молись постоянно и с верой. Научись давать отчет за каждый час – вот лестница духовного восхождения. Воспитывай в себе ценность времени. Береги каждый час, все в часе начинается».
* * *
   «Если много лености, самонадеянности, то быстро выдыхаешься.
   Вот сегодня как раз преполовение Пасхальной недели. Помолись и начни с Божией помощью режим дня.
   Молитвенное правило:
   Пасхальный Канон, молитвы вечерние, акафист Воскресению.
   Пасхальный Канон, молитвы утренние, акафист Божией Матери.
   Чтение Святаго Евангелия по две главы с толкованием.
   Чтения: разное – 100 страниц; святых – 50 страниц; проповедь – 12 страниц.
   Машинка – 10-12-15 стр. (печатать на маш. – ред.).
   “Боже, милостивый буди мне, грешнику!”»
   Одна из неожиданных записей в дневнике отца Григория: «Выучить стихотворение А. С. Пушкина “Пророк”».
   От авторов книги:
   Отец Григорий и матушка Нина глубоко почитали такие дни недели, как среда, пятница и, конечно, воскресенье. Газеты, вышедшие за эти дни, они никогда не употребляли для хозяйственных нужд, (разве что растапливали ими печь). Складывались эти газеты – за среду, пятницу и воскресенье – в отдельную стопку.
   Интересно, как отец Григорий и матушка Нина встречали Новый Год.
   Каждый год 31 декабря перед двенадцатью часами вечера отец Григорий одевал епитрахиль, зажигал церковную свечу и они вместе с матушкой читали молитвы в своем домашнем святом углу перед большой иконой Спаса Нерукотворного. Затем они поздравляли друг друга с наступлением Нового Года и ложились спать.
   Никогда никаких гостей и застолий в этот день. Пост. Рождественский пост!
   При разборе архивных записей отца Григория, не вошедших в дневник и оставленных им на отдельных листочках (возможно, это тезисы, сделанные при подготовке к проповеди), удалось разобрать наброски его мыслей о посте и воздержании.
   «…Пост не в том состоит, чтобы долго не есть, а надо мало есть. Воздержание…»
* * *
   «Как надо быть воздержанным! Лишняя ложка гороха ведет к разленению тела и понижает степень ревности духа».
* * *
   «Великое значение имеет пища; не сама по себе, а ее употребление. Золотая мера во всем – воздержание. Все кушать понемногу. Не пресыщать себя, а то потерпишь душевное крушение. Будь особенно зорок, враги около тебя. Крепись и опять трудись».
   Из архива протоиерея Григория Пономарева
   Поучения о посте
   Тот, кто не соблюдает четыре поста, среду и пятницу, отлучается от Церкви. Преподобные Пахомий Великий и Серафим Саровский называют таких людей иудами, предавшими Христа, и римскими воинами, Его распинавшими, ибо в среду Господь был предан, а в пятницу распят, и эти дни – траурные для каждого христианина.
   Многие нарушают пост потому, что боятся потерять здоровье, забывая о том, что здоровье нам дает не мясо, а Бог.
   Мясная пища во время поста не служит нам в здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются. Когда же люди нарушают пост, вкушают скоромную пищу, то бесы уничтожают ее и вместо мяса предлагают другое. Человек – существо травоядное, таким его создал Бог и дал в пропитание растительную пищу. Святые отцы говорят, что тело – это осел, на котором мы должны доехать до небесного града Иерусалима. Если не докормишь его, свалится.
   Одна женщина строго соблюдала среду и пятницу, не вкушала в эти дни пищи и не пила воды. Когда она состарилась и муж ее умер, она решила продать корову, потому что держать ее стало трудно. Она отвела корову на базар и продала ее. Возвращаясь домой поздно, она остановилась в соседней деревне, чтобы переночевать. Хозяева выведали у нее, откуда она идет и за сколько продала корову. И тут им пришла злая мысль убить женщину и деньги ее забрать себе. Настала полночь, и они готовы были уже приступить к делу, как вдруг в окно постучали. Хозяин бросился к окну: «Кто там?» Видит – стоят двое юношей и требуют:
   – Откройте дверь и выпустите нашу мать!
   – Да никакой здесь матери нет.
   – Выпустите! – сказали они очень строго. – Бабушка, выходи, мы не хотим, чтобы тебе причинили зло.
   Пришлось хозяевам выпустить старушку. Юноши взяли ее под руки и отвели в деревню, прямо к ее дому, а на прощание сказали:
   – Знай, что в том доме тебя хотели убить и забрать деньги. Оставайся же с Богом.
   Старушка упала им в ноги: «Скажите, сыночки, как звать вас? Буду за вас Богу молиться». Один говорит: «Мое имя Пятница». А другой сказал: «А мое имя Среда».
   Господь послал двух ангелов, и они спасли благочестивую старушку. Так не одно доброе дело не бывает забыто Богом и еще в этой жизни приносит человеку награду.
   «Пастырь!
   Помни, на какое высокое место взошел!»


Рецензии