Машкина роль

Машка сидела на перроне и тяжело вздыхала.
Рядом с ней , на скамейке стояла большая спортивная сумка, ее багаж.
Вообще день у Машки  явно не удался с утра.
Первая неприятность  тюкнула Машку по башке, когда она пришла в приемную комиссию института, чтобы узнать прошла она в следующий тур или нет.
-Приезжайте на следующий год, уважаемая! – сказала ей пышногрудая дама, - позанимайтесь с дикцией и произношениями! Для этого я Вам советую делать определенные упражнения, и об этом можно почитать в учебниках, ничего необычного! Так что , ждем-с  Вас на следующий год! – и она протянула Машке документы.
В общем,  как не обидно было это признавать, артистки из нее не получилось никакой.
Машка тогда так психанула, что даже слез у нее не было, а только дико  набыченный взгляд, от которого шарахались все прохожие, когда она понеслась на вокзал, чтобы благополучно отбыть в свой Мухосранск (так она  называла  маленький городок, где она жила  последние пять лет, у  дальней родственницы, тети Зое, после маминой смерти ).
Она  пронеслась, как ураган к кассам, купила билет  на свой поезд и  таким же галопом понеслась на поезд, чтобы, как можно скорее уехать отсюда и забыть весь свой позор с провалом при поступлении.
-Господи! Идиотка! И кто  мне сказал, что  я могу поступить? Какой дурак мне вбил это в голову? Ах, это Клавдея наша! (дальше тихие матюги и прочая чушь).
-Ах, Машенька у Вас талант! Ах, Машенька, Вам обязательно нужно в театральное! – Машка зло сверкала глазами, и весь этот монолог бушевал у нее в голове.
Ну да! Машка участвовала во всех спектаклях школы и на «ура» читала всяческие стишки и отрывки и Клавдея громко хлопала ей в ладоши, но в жизни этого оказалось абсолютно мало. Но Машка, повелась тогда на все эти хвалебны! Она, и правда, решила, что в ней возрождается новая  Раневская и  никак не меньше.
-Господи! Какая же я дура была! – цедила он сквозь зубы пробираясь через толпу по перрону к своему поезду. – Возомнила, что я звездень на театральном небосводе и все, прям, рухнут от моего таланта, как только меня услышат и увидят!
Первый тур Машка проскочила мягко выражаясь , нахрапом, или проще своей наглостью.
Прочитала какой-то юморной стишок, потом еще чего-то. При этом  размахивала руками, как  ветла у них под окнами во время сильного ветра.
Комиссия  смеялась, глядя на нее и председатель, пожилой мужик, отсмеявшись, махнул рукой, сказал :
-Пусть…
Но второй тур, оказался полностью провальным и уже Машкин нахрап  не помог.
На предложение  одного из членов комиссии, показать им табурет, Машка совсем очумела и  … в общем, ее проводили с напутствием приехать на следующий год и  лучше подготовиться.
-Особенно, голубушка,  нажмите на свою речь, так сказать дикцию, она у Вас ни к черту! – так ее напутствовал потом в коридоре один из мэтров.
Машке ничего не оставалось, как распрощаться с девчатами  из комнаты в общаге , забрать документы и нестись на вокзал.
Вот они и неслась, не разбирая куда.

Видимо вся в своих мыслях, Машка  буквально, на ходу влетела в какой-то поезд, махнув перед носом проводницы билетом и пройдя в вагон плюхнулась на свободное место.
Вагон был  полупустой, тем более плацкарт.
Самое страшное, случилось уже потом, когда  по вагону пошли контролеры с проверкой билетов.
Посмотрев на билет Машки, которая с независимым видом протянула его проверяющему, он округлил глаза.
-Милочка, да Вы же не на тот поезд сели! Мы ж едем совсем в другую сторону!
Это был второй ошеломляющий удар по Машкиной бестолковой голове.
-Как не туда? – только и смогла выдавить из себя она.
-А вот так! – сказал  мужчина в форме, - будьте любезны, на первой же остановке сойти!
Самое  печальное было в том, что денег у Машки больше не было. Она последние свои сбережения, которые хранила специально на «всякий пожарный» истратила на билет.
День клонился к вечеру,  и вот теперь Машка сидела на перроне какой-то непонятной станции и понятия не имела чего теперь делать?!

Машка покрутила головой по сторонам.
Над маленьким вокзалом висела гордая вывеска «с. Веселые ключи».
Машка грустно хмыкнула:
-Ну да! Очень веселые! Ну и как я теперь? Спасибо что хоть дождя нет!
И как бы откликаясь на ее слова,  с неба упало несколько капель.
Машка поежилась  от прохладного вечернего воздуха  и начала прикидывать, чего делать дальше и вообще куда идти? Надвигалась ночь, и нужно было, где-то перекантоваться до утра.
А если серьезно, то хотелось есть.
Она нащупала в кармане курточки две маленькие сушки и грустно начала их грызть.
-Ну и долго ты тут собираешься  сидеть? Поездов больше сегодня не будет , ни туды, ни обратно! –где-то сзади Машки прозвучал хрипловатый мужской голос.
Машка вздрогнула от неожиданности и закашлялась, подавившись кусочком сушки.
Она  обернулась на голос, вся красная от кашля.
Перед ней стоял мужик с бородой, в телогрейке, пошарпанных джинсах и красных кроссовках. В руках он держал метлу.
-Чо, прям, совсем никаких? – прокашлявшись, спросила Машка.
-Неа! Мы ж небольшая станция и через нас  всего три поезда междугородних в сутки проходит! Вот этот был последним! – ответил мужик, поправляя бейсболку на голове. – Ну и чего делать будешь?
-Не знаю! -  грустно сказала Машка и отвернулась .
-А чего ты тут –то? – опять спросил мужик.
-Высадили, - ответила Машка и совсем скисла.
-О как! Безбилетница что ль? – хмыкнул мужик.
-Не! Не на тот поезд села! Совсем не на тот! – ответила она.
-Вон оно чего! – задумчиво сказал мужик, - это ж, как так-то? На них же написано,  ну…. на поездах!
- А вот потому, что  бестолочь! – Машке вдруг так стало жалко себя, что из глаз покатились слезы.
-Ты это… реветь не вздумай! – опередив ее рев, сказал мужик, - давай ка айда ко мне, а то ночь вон скоро , а на перроне ночью нельзя  минсанер заберет!
- К Вам? Это куда? – насторожилась Машка.
-Да не боись! Я вон тут недалеко от станции живу, а тут вот  метелкой мету, да порядок на вокзале бдю! Айда! Хоть чаем тебя горячим напою , да и переночуешь! А завтра  посмотрим, чего можно сделать! – Он подошел к скамейке и взял сумку, - пошли не бойся, у меня внучка, такая как ты, в городе живет!
Машка вздохнула, и подхватив свою маленькую сумочку, пошла догонять мужика.
-У тебя там чего, кирпичи что ль? – улыбнулся он, - давай знакомиться, меня дед Миша зовут! Ну еслив уж по полной то Михал Иваныч, как мишку! – он   засмеялся, - и фамилия подходящая, Потапов! Так что, можно просто дед Миша!
-А меня Маша! – ответила Машка и вдруг рассмеялась, - ну да Маша и медведь!
-О как! Точно! - Следом за ней рассмеялся дед.
-А в сумке учебники! Думала, пригодятся! -  сказала просмеявшись Машка, - тайная надежда на поступление рухнула со страшной силой и разбилась об асфальт!
-Аааааа,…… ну понятно! – кивнул головой дед.
Они  шли минут десять, потом дед свернул в проулок.
-Ну вот, и мое жилье! – открывая  ворота, сказал  Михаил, -  давай проходи,  не бойся! Если   Рыжик сейчас  прибежит, то он у меня добрая  душа, всех обнюхает и оближет!  Сторож из его никакой, но звонок еще тот!
И  в это время со звонким лаем  откуда-то из-за дома выскочил небольшой рыжий пес и  интенсивно махая хвостом, как пропеллером подлетел вначале к хозяину , а потом быстро  начал обнюхивать Машку.  Подпрыгнул и лизнул ее в руку.
-Ну вот, я ж говорил! – засмеялся Михаил.
Он открыл ключом двери, и они зашли в дом.
Включив  электрочайник, дед начал собирать на стол.
-Ты давай подмогни мне! – сказал он , - кружки вон поставь, а то у меня рук на все не хватает.
Машка подскочила к деду и буквально на лету перехватила кружку.
- Так я завсегда , плиз! – улыбнулась Машка.
-Чего? – не понял Михаил.
-Ну это, по-английски, пожалуйста!
Чайник щелкнул, и дед Михаил с Машкой сели за стол чаевничать.
На столе стояло сливочное масло, сыр, булочки и   тарелка с пряниками.
-Как говорится, чем богаты! – сказал Михаил, - ешь! А то видать же, что голодная! Чего миндальничаешь?!
Машка  сделала  бутерброд с маслом и сыром и вкусно так начала есть ,запивая чаем.
-Ух прям как! – засмеялся дед, - мне аж захотелось тоже ! – он  тоже намазал  разрезанную булку маслом , положил кусок сыра  и  они , глядя друг на друга  начали  есть. – Вот, что значит   «за компанию»! А то мне одному-то и кусок в горло не лезет! – блаженно улыбаясь после еды изрек дед. - ну, а теперь  расскажи, чего стряслось с тобой!?
Машка от горячего чая согрелась, ей вдруг стало так уютно и тепло, что она обмякла вся. Все ее горести ушли куда-то,  и почему-то захотелось пожаловаться что ли, на всю свою жизнь, которая после смерти мамы не сильно  радовала ее.

- Мы жили с мамой и бабушкой в квартире  в городе.- задумчиво начала Машка, - отца я не знала, да и мама мне о нем ничего  не рассказывала. Все время говорила одно, что мол, да любила, а потом разлюбила и весь разговор. Потом, когда мне исполнилось семь лет не стало бабушки, а  в одиннадцать мамы, - Маша тяжело вздохнула, - болела она , а мне никогда ничего не говорила! Потом мне  сказали, что сердце у нее болело! А я-то кого, маленькая была, ничего эдакого и не замечала.
После смерти мамы меня забрала тетка Зоя. Она была какая-то дальняя мамина родственница. Я так думаю, и забрала-то она меня, из-за квартиры нашей! Она ж ее продала, ну и меня пришлось забирать к себе. Но с другой стороны, это все равно лучше, чем жить в детском доме.
Жили мы вчетвером, тетка, ее дочка Натаха, муж теткин дядя Витя и я.  Мы с Наташкой одногодки и даже учились в одном классе.
Сказать, что уж совсем плохо было, не скажу, но,  конечно, и не то, что когда я с мамой жила.
Мне доставалось то, что оставалось от Натахи. Ну, там вещи какие-то, одежда, обувь. В общем, нового мне ничего не покупали. Я донашивала за сеструхой. Она, покрупнее меня была, так я надыбалась все перешивать и переделывать! Благо машинка швейная была, так я такие себе платья перешивала, что даже девки завидовали.
Хотела среднюю школу окончить и пойти учиться в какое-нибудь училище, ну чтоб из дома слинять. У меня ж глаза есть и уши тоже, я же видела, что я им не нужна была. Так только, из-за денег меня и взяли. Но тетку заклинило, чтоб ее Натаха  окончила  десятилетку и пошла в институт, а училась она слабо и в основном я ей и помогала, вот и уговорили они меня  учиться дальше, ну чтоб Натахе полегче было. Даже помню, мне к началу учебного года новую юбку купили и кофту!
Ну вот! Окончили мы школу с Натахой и поехали поступать , я в театральное, а она в мед. Да разве  Натаха в мед поступит?! Я  прям даже заранее знала, что не поступит! Она ж без меня ни одной контрольной не решала! Ну да это теперь не важно. Завалила она экзамены, конечно, и укатила домой, а я-то первый тур прошла и осталась на второй! Но, оказалось, что и мне не повезло! Меня вон сегодня  с  эдакой милой улыбкой отправили домой и сказали, чтобы я на следующий год приезжала, только чтоб не забыла  речь свою подтянуть и дикцию. Не правильно я разговариваю, оказывается, вот!  Одним словом, фиговая  из меня актриса  получилась!
Да это все фигня, конечно! Да только я обратно к тетке не хочу возвращаться. Она меня и так-то  не очень привечала, а когда я поехала поступать, так я же видела, что она меня  обратно  и не ждет! Деньги от моей квартиры же истратили, а  я-то ей теперь зачем? У нее и своя дочка есть!
Я хоть билет-то и купила, но домой возвращаться не стала бы. Но, видать, случай мне и помог, что я не на тот поезд села и вообще укатила совсем в другую сторону. Видать, тому быть! Правда, вот чему быть , я , если честно, и сама не знаю! Вот такая история! – Машка глянула на деда.
А Михаил сидел и  задумчиво  слушал  Машин рассказ. Сам то ли свою юность вспоминал, то ли  просто удивлялся  тому, что ему рассказывали, но улыбка не сходила с его лица
- Ну что тебе сказать?! Говорят, что ни делается, все к лучшему! Так что, давай ка ложиться спать, а завтра поглядим на все это с другой стороны и авось чего и придумаем! Пошли, я тебе комнату дочки покажу. – он встал и повел Машку  в другую комнатку.- Ну вот! Располагайся! Диван вот! Чистая постель  и подушка в диване! Так что, устраивайся  и спокойной ночи!
Комнатка была  небольшая , чистенькая, со столом около окна, диваном, шифоньером и книжными полками на стене.
По мягким игрушкам , сидящим на столе и на  полочках сразу было видно, что комната  девчачья.
Машка достала белье и подушку из дивана  застелила себе постель, разделась и просто рухнула на диван и мгновенно уснула. Дневные переживания, видимо, здорово ее вымотали.

Утро.
-Маняша, слышь?! – Михаил заглянул в комнату, - я на работу схожу и скоро вернусь, а ты  тут уж сама похозяйничай! Хорошо?!
Машка спросонья бестолково пучила  глаза и кивала головой.
После ухода  деда, она ничего так и не поняв, опять  упала на подушку.
Проспав еще полчаса, она открыла глаза и, наконец,  врубилась в происходящее.
-Ага! Надо подниматься и чего-нибудь приготовить поесть, а то дед вернется , а я хозяйка хреновая, еще валяюсь! Не порядок! Подъем! – она подскочила, быстро убрала  постельное белье опять в диван и пошла умываться.
Умывальник оказался на улице,  и Машка вернулась в дом уже окончательно проснувшейся после холодного умывания.
Когда дед Миша вернулся с работы Машка уже успела пожарить картошки и  сходить в  огород, где обнаружила три штуки огурцов и два помидора.
Так что, когда Михаил зашел в дом, на столе красовалась тарелка с нарезанными огурцами и помидорами и  сковородка с жаренной картошкой.
-Ух ты! – всплеснул он руками, - а я бегу и думаю, чего приготовить? – он положил на стол пакет из которого вкусно пахло свежей выпечкой, - вот девчата с утра меня снабжают!! В буфете пекут, ну и мне перепадает!
Они сели за стол и  начли завтракать.
Когда Машка прибрала все со стола, они вышли на двор и дед сев на завалинку закурил папиросу.
Машка села на стоящий около забора пенек, на котором видимо дед колол дрова.
-Маняш! – дед глянул на Машку, - я так понял, домой-то ты не особо рвешься?!
-Ну, в принципе, да! – кивнула головой Машка.
-Так я вот чего думаю, оставайся ка ты у меня! И мне не одиноко и тебе хорошо! Пристроим тебя на работу «на пока», а потом, можно  поговорить с начальницей нашего вокзала и она даст направление на поступление  вон в наше железнодорожное училище, которое  в нашем райцентре есть и выучиться на проводницу! А что?! Хорошая профессия! И платят хорошо, и мир посмотришь!
Машка удивленно смотрела на Михаила.
-А что, есть такое училище? – спросила она.
-Вот те на! А как же! Есть, конечно! Правда, не здесь, а в райцентре, но на сколько я знаю, там и заочно учиться можно! Будешь работать и учиться! Тоже хорошо!
-Так надо ехать туда и документы подавать, на заочное-то я успеваю! – обрадовалась Машка, но потом как-то скисла, - это ж  направление надо, да  и денег у меня нет, чтоб доехать!
-Так! А ну-ка  нос не вешай! Пойдем ка , я тебя свожу  к нашей Марине Семеновне, и поговорим с ней!
Машка быстро метанулась в дом и выскочила оттуда уже переодетая и с сумочкой через плечо.

Марина Семеновна оказалась начальницей вокзала и была дородной высокой дамой   с громким голосом.
-Иваныч! Здорово! Ты чего вернулся? Сказал же  к вечеру придешь! –она улыбаясь смотрела на Михаила.
-Да вот, вишь, пришлось  пораньше прийти, - он приобнял Машку, - помнишь, с утра говорил тебе? Так вот она сама соизволила ехать и поступать, только вот направление ей дай и на работу ее пристроить надо, ну а жить у меня будет!
-Ишь ты! Как он все по полочкам-то разложил! – Марина Семеновна подбоченясь рассматривала Машку.
Ну, Машка-то она была не из робкого десятка и тоже  стояла и рассматривала  Марину Семеновну.
-И что, прям, вот поедешь и поступишь? – насмешливо спросила Марина Семеновна.
-И чо!? Поступлю! У меня  по математике и по русскому всегда хорошо было! – ответила Машка.
-А завалила где?
-В театральном! – угрюмо ответила Машка.
-Тюююю! Эко тебя занесло к нам откель! – Маринка как-то  смягчилась, - тоже мне нашла, куда поступать! В театральное! Ладно! Дам тебе направление и устроим тебя  в помощники к  Авдотье, вагоны прибирать будешь, ну а там поглядим!
Она зазвала с собой Машку в кабинет и скоро Машка оттуда вышла с документом о том, что вот ее Машку направляют на поступление  в железнодорожное училище.
Дед с Машкой довольные вернулись домой.
-Деда, а чего за работа-то такая? – спросила Машка.
-Ну,  мы-то все числимся на узловой, это в райцентре, там и училище наше железнодорожное, или филиал от городского! Там на отстойник загоняют пассажирские вагоны, вот их надо прибрать, порядок навести!  Там работа по графику, сутки , через трое! Вы утром с  Авдотьей  на узловую на проходящем утреннем поезде уедите, сутки отработаете, а потом таким же макаром вернетесь  домой. Ну тяжеловатая работа, это да! Зато работа и платят  нормально! Жить можно! А как выучишься, то проводницей будешь, так там вообще красота! И жилье дадут, правда служебное, но все одно лучше , чем ничего или вот под теткой жить! Свое , оно и есть свое!
На следующее утро Михаил отправил Машку с документами в райцентр.
-Ты там все узнай, чего и как , и назад  на автобусе вернешься, поняла?
-Ага, - Машка согласно кивнула головой.

Училище она нашла без проблем.
Автобус   остановился прямо напротив него, как и говорил Михаил.
В приемной комиссии  дама, которая принимала документы,  удивленно глянула на Машку,  но ничего не сказала, а только спросила:
-На какое отделение? Поди на проводницу?
-Ага! – закивала головой Машка .
-А чего, на заочное-то?
И тут Машке очень хорошо пригодился ее театральный талант. Потупив взгляд, и сделав  серьезное лицо, она выдала:
-Понимаете,  родителей нет, жить на что-то надо, вот устроилась работать на станции, но и учиться же тоже охота! Спасибо Марине Семеновне подсказала и помогла!  - Машке даже удалось выдавить скупую слезу.
-И это правильно! Ты молодец! Маринка она в обиду своих работников не даст! – с энтузиастом  заговорила дама и приняла  Машкины документы.
Вступительные экзамены  были назначены через  две недели.
Машка вышла из училища и облегченно выдохнула.
-Так! Время еще есть, надо  математику и русский подзубрить! И позор будет мне, если я сюда не поступлю! – она  опять села на  рейсовый автобус и вернулась в дом Михаила.
Вечером , когда Машка с дедом  гоняли чаи с пирогами в дверь постучали и в дом вошла Авдотья.
-Доброго вечера! – сказала она. Это была женщина средних лет,  не высокая, крепкая с белозубой улыбкой. – Иваныч! Ну знакомь меня с напарницей! – сказала она, садясь за стол  и  рассматривая Машку.
-А чего! Я и сама могу! – засмеялась Машка,  - Маша! – она протянула руку Авдотье, - не удавшаяся артиска!
Авдотья рассмеялась.
-Ничего! Артисток много, а вот таких, как мы вечно не хватает! Значит так! Завтра в пять утра на вокзале с  рабочей одежкой и  термозком с едой! Нас там кормить некому, так что, все берем с собой! Единственное , чай дают горячий, так что, кружку тоже не забудь! Да! Перчатки тоже лучше свои! Ну вот вроде все! Не забудь, Маняша, завра жду тебя ! – она распрощалась  и ушла.
-Ну вот и познакомились! – улыбнулся Михаил,- Дуся она хорошая баба, работящая! Научит всему! Одна живет, двоих детишек воспитывает, поэтому и хватает всякую работу! Вот  с тобой  съездит, потом на свои выходные в столовой помогает, то картошку почистить, то полы помыть! Тяжело ей, но что делать, у всех своя судьба!
-А муж  где? – спросила Машка.
-А  поездом зарезало! – как-то обыденно сказал Михаил, - пьяный был! Ты вот что, давай ка я тебе  дочкины вещи для работы дам, ну там джинсы старенькие и кофтенку, а перчатки у меня тоже, где то были, счас погляжу!  - он встал и вышел из дома. Вернулся минут через пять с вещами и с желтыми перчатками – вот! Вещи возьми, думаю, они тебе вакурат будут! И перчатки! Дочка  в огороде в них всегда работала, чтобы  руки не занозить!  Она ж у меня учителка, следила, чтобы руки всегда ухоженные были. А на счет  термозка. – он подошел к буфету и достал оттуда  контейнер с крышкой, - тоже дочкино! На работу обеды всегда брала! Вот видишь, и тебе пригодится! Картохи положи с котлетками и  булочки, вот тебе и на сутки хватит!
Машка смотрела на то, как дед Миша хлопочет  вокруг нее и  вдруг встала и обняла его.
-Деда,  спасибо тебе! Прям даже и не знаю, чего бы я и делала, если бы не ты!? – она поцеловала его в щеку.
-Да ладно тебе! Все мы люди, все человеки! Забыли люди, что земля держится на добре и сострадании! Эхе-хе-хе! – он встал и вышел из дома.

Ровно в пять часов утра Машка с дедом  уже стояли на перроне вокзала.
Авдотья с Машей сели в остановившийся на две минуты проходящий поезд, и Машка уехала на свой первый рабочий день в ее жизни.
Работа, и правда, была тяжелая.
Нужно было все помыть, протереть , убрать весь мусор, оставшийся после пассажиров. А его было много, так же как и вагонов для уборки.
Перемыв все и вытащив  мешки с мусором,  Дуня с Машей устроили себе перерыв, да и нужно было перекусить.
Сели в одном из вагонов в купе и разложили свои припасы.
-Давай передохнем чуток, а потом нам еще работы полно! – сказала устало садясь, Дуня, - сейчас  чайник согреется и поедим! – она глянула на Машу, - а ты каким боком у Иваныча? Поди , опять подобрал на перроне?
-Ага, на перроне! – удивленно улыбнулась Машка, - а что, я не одна такая у деда ?
- Не одна, это точно! У него две дочери и ни одной родной! Всех вот так вот пособирал в свое время! – ответила Дуня, - все приемные!
-Правда что ли?! – Машка   еще больше удивилась, - это как так?
-А вот так! Своих-то им с женой Бог не дал! А тут такой случай случился! Он же у нас  машинистом работал на поезде, поезда водил! И вот однажды  в вагоне обнаружил спящую маленькую девочку! Ну это когда было-то?! Сейчас Ольге уже  за сорок и внучка у  Иваныча  такая же, как ты! Откуда эта девочка так и не выяснили, как не пытались! При ней  ничего не было, ни документов , ничего!  Он и забрал ее себе, а в милиции сказал, что сестра мол умерла и девочку ему передали на воспитание ! Тогда особо никто и разбираться не стал!  Взял и взял!  Вот они с женой и воспитывали ее! Хорошая девчонка выросла! Педучилище окончила,  в начальных классах преподавала! Потом замуж вышла за  какого-то инженера и он ее в город увез! Но родителей  они не забывают, всегда приезжают в гости!  Потом   он  еще одну девочку у цыган отобрал! Она  вся беленькая такая, блондинка природная и  сразу видно было , что украли ее где-то!   Пошел с ней в милицию, а девочка  почти не разговаривает! Представляешь!? Хотели  цыган спросить, а тех уже и след простыл! Ну что делать? Уговорил он  в милиции и забрал ее себе! Лучше, чем в детский дом отправлять, но   розыск родителей заявку подали! Валей назвали! Прошло года три, Валентине тогда исполнилось лет восемь. Жена Михаила занималась с ней  и та начала разговаривать и вообще все наладилось. А тут вдруг приходит участковый  и говорит, что нашлись родители Вали и что ее не Валя, а Светлана зовут!  Ну что делать, нашлись родители! Как и думал  Иваныч, девочку украли на вокзале, когда семья куда-то ездила. Мать этой Светланы чуть с ума не сошла! А когда приехали, она прям на коленях руки у Иваныча целовала, за то, что  отобрал дочь у цыган!
В общем, забрали Светлану ее родители! Ну Иваныч, конечно, вместе с женой погоревали, но ведь и радоваться нужно было, что родные  родители нашлись!
Но Светлана с родителями до сих пор приезжают в гости к Иванычу. Особенно часто стали ездить, когда он жену свою схоронил и остался один.
Светка то, так та вообще недавно гостила, взрослая стала, красавица!
На лето внучка всегда приезжает, гостит по месяцу, а сейчас во в институт поступила, так не знаю, приедет следующий раз или нет!?
Счастливый Иваныч! Девчонки его любят и не забывают.
Вот и ты теперь еще появилась, помогай ему, он хороший мужик!
Машка сидела, и почти раскрыв рот, слушала Авдотью.
-Ничо себе, какой он  ….! – выдохнула Машка. – Спасибо, что рассказала!
После работы Машка еле  приползла домой.
-Ну что Маняша, тяжел труд железнодорожника? – смеясь, спросил Михаил.
-Не то слово! – хмыкнула Машка, - что за народ эти пассажиры,  дома, наверное, так не пакостят, как в поездах!
-Ну дак это же не дома! – усмехнулся дед, - давай умывайся, кушай и  иди отдыхай! Заслужила!

Отработав вот так пару смен, Машка  отпросилась и уехала сдавать экзамены в училище.
Как она и ожидала , ничего сложного для нее  в этих экзаменах не было, сдала все на «отлично» и  с гордым видом вернулась, продемонстрировав  деду и начальнице справку о том, что она зачислена  в училище на курс «Сервис на транспорте».
- Ну и молодец! – похвалил ее Михаил, - через годик, глядишь, и  в помощницы проводницы поставят , чтоб практику нарабатывала, ну а там,  если  закончишь на «отлично», и  на поезда дальнего следования, в купэшку!  Будешь в форме гарцевать  !

Как и напророчил Машке дед, через год  обучения в училище, ее определили  помощницей проводницы в плацкартный вагон местного следования, а после окончания, и сдачи выпускных экзаменов, за отличные оценки ее направили в бригаду по обслуживанию плацкартного вагона  поезда дальнего следования. Теперь Машка уходила в рейс дней на пять-шесть .
Ей выделили мест в общежитии, но она после каждого рейса садилась на проходящий поезд и   ехала  домой к деду, который всегда радостно встречал ее а перроне.
Машка душой приросла к деду и считала его  родным. Кто б знал, что с ней бы случилось, ели бы не та встреча  на перроне.

Но однажды одна встреча заставила ее о многом задуматься и решить для себя одну проблему, которая, наверное, частенько возникает в нашей жизни, проблему выбора.
Дело было уже осенью.
Их состав возвращался домой, и  до  конечной станции оставалось где-то около суток.
Уже поздно вечером, на одной из станций в ее вагон вошел пассажир.
Это был пожилой мужчина весьма экстравагантного вида, в длинном черном пальто, с белым кашне и в шляпе, с саквояжем и  тростью.
Машка встретила его на входе и проводила до купе.
Вагон был почти пустой, осень и народ уже  не стремился ехать куда-то.
Она ушла к себе в служебное купе, где спала ее напарница,  положила билет пассажир в ячейку с номером купе и пошла обратно, спросить его будет он брать пастель или нет.
Она постучала и  открыла дверь.
Перед ней сидел удивительно знакомый ей человек.
Она присмотрелась и вдруг узнала в нем того самого  члена приемной комиссии, который ей тогда в коридоре посоветовал  заниматься дикцией, потому что она у нее была «ни к черту».
Машка улыбнулась своим воспоминания, и картинно повесив  полотенце на руку, которое держала в руках, слегка наклонилась и  лилейным голосом сказала:
-Чего изволите?
Мужчина удивленно поднял на нее глаза, потом в его глазах мелькнула какая-то искорка и он, в тон ей ответил:
-А принеси ка мне милая, стаканчик горячего чаю, да с сахарком!
-Сию минуту-с! – подобострастно ответила Машка, - а не соизволите ли, сударь,  заказать и пастельное белье-с?
-А ты знаешь, соизволю! – опять подыграв ей, вполне серьезно ответил он.
Машка  еще раз поклонилась, и улыбаясь, пошла за бельем и стаканом чая.
Она вернулась  с пакетом белья и стаканом горячего чая в подстаканник.
-Просю! – улыбаясь, уже откровенно, сказала она.
-А я Вас вспомнил! – вдруг сказал мужчина, - почему же Вы не приехали на следующий год?
- Вы знаете, так было угодно судьбе, наверное, но я умудрилась сесть не на тот поезд, и меня занесло вот сюда. А тут просто нашлись добрые люди, которые меня приютили и наставили на путь истинный! – Машка присела на сиденье, - как говорила одна моя знакомая, - артистов много, а таких, как мы поискать! – вот так! – и она засмеялась.
-А Вы знаете, по сути, она права! – кивнул головой мужчина, - Вы здорово изменились и похорошели, говорю Вам как просто мужчина ! Правда!
Машка как-то смутилась , встала  и пожелав ему хорошего отдыха вышла из купе.
Прибыли они на конечную станцию уже в полдень.
Стоя у входа из вагона Маша провожала своих пассажиров, желая им хорошего дня.
Мужчина , которого она поила ночью чаем, вышел последним.
-А Вы знаете, - он глянул на  ее бейджик, - Мария, вы приезжайте на следующий год. – Он протянул ей визитку, - обязательно приезжайте! В Вас есть искра, а это есть не у всех!
Машка взяла визитку, поблагодарив его, пожелала ему доброго здоровья и удачи.
-Кто это? – спросил Саня,  Машкин ухажер, который  тоже был проводников в соседнем вагоне.
-Артист, - ответила Машка, - вернее он был тогда в приемной комиссии,  когда меня  срезали на втором туре! Помнишь, я тебе рассказывала!
-И чо хотел?
-Саш, ни чо, а что! – Поправила она Сашку, - вот приглашал опять приехать поступать, даже визитку свою дал!
-И? – Сашка вопрошающе посмотрел на нее.
-Что и? – Машка, сделав серьезное лицо, посмотрела на него, - буду думать! Может, во мне вторая Раневская погибает! – и она  заскочила опять в вагон. Нужно было готовиться к сдаче смены.
-Маш! Ты чего, это серьезно что ли? – крикнул ей вдогонку Сашка.
-А ты как думал?! Меня же пригласили! – Машка давилась от смеха, - иди уже, а то сейчас начальник придет , а у тебя ничего не готово!

Они с Сашкой познакомились год назад, когда Машку направили в эту бригаду. И теперь  Сашка постоянно следовал на Машкой, как истинный рыцарь, помогая ей  таскать сумки и с тяжелым вздохом провожая ее , когда она на выходные уезжала к деду.
-Маш, а мне можно с тобой? – однажды спросил он.
-Пока нет! – ответила она, - ну вот, как я тебя деду представлю?
-Нуууу…. Как друга, например! – сказал Сашка.
-Саш, ну какой ты друг, ты скорее сослуживец! – засмеялась Машка.
-Вот чего ты измываешься надо мной? Сама же знаешь, что я… ну это. люблю тебя! Так деду и скажи, что вот, мол, мой … этот… ну.. жених! – кое как выдавил из себя Сашка, совсем покраснев от переживаний.
Машка, если честно, даже сама растерялась, от такого поворота дел, хотя и думала много раз о том, как он ей это скажет.
- Ладно, скажу, но только без тебя! – сказала она, наконец, Сашке, - и вот когда дед даст согласие, тогда и  поедешь!

Так вот после сегодняшнего рейса это добро и было получено, и Сашка должен был ехать вместе с Машей к деду в гости, знакомиться.
Санька быстро нырнул в свой вагон.
Через часа два они уже стояли на перроне ожидая поезда , на котором должны были доехать до станции «Веселые ключи» . Конечно, можно было  поехать и на автобусе, но это дольше, потому что автобус заезжал во все населенные пункты, пыльно и вообще, зачем платить за билеты, если у них бесплатный проезд на поезде, да и   от станции до дома деда Миши гораздо ближе.
Поезд подошел и они загрузились.
Саша плюхнул тяжелую сумку  в тамбуре.
-Чего набрала то? – спросил он.
-Да дедушке яблок  набрала , и  тетя Вера из буфета апельсин  дала.  Ну и  рубашку ему теплую купила и штаны на синтепоне, а то зимой-то холодно же!
- Маш! А ты чего серьезно тогда сказала ? – глядя на Машку исподлобья спросил Саня.
-Ты о чем? – делая удивленный вид,  спросила Машка.
-Ну ладно тебе! Я про того мужик и про поступление? – сердито сказал Санька.
- Саш, давай не будем об этом!  Я думаю! – отмахнулась Машка, отвернувшись к окну и  пряча улыбку.
Дед Миша встречал их на перроне.
-Деда! – Машка  кинулась обнимать его, - привет! Как ты?
- Да, Слава Богу, все хорошо! – ответил он  приглядываясь к Саньке, - это что ль твой ухажер?
-Ага!  - улыбнулась Машка.
-Ну здорово! – дед протянул Саньке руку.- Михал Иваныч!
-Александр! – ответил Санька, пожимая руку деду.
-Ага! Рука крепкая, знать мужик работы не боится! -  сказал  дед и улыбнулся, - ну что, Сашка с Машкой, айдате домой! Я там картохи нажарил, да огурчиков солененьких достал! Сейчас по чарке и  споем! – он засмеялся, и они  дружно зашагали к дому деда.
После первой рюмочки дедовской рябиновки Санька совсем расслабился, а может, сказалась усталость от поездки, он захмелел и,  глядя на Машку, вдруг пожаловался деду.
-Михал Иваныч  вот Вы мне скажите, это нормально будет, если Маша опять поедет поступать в театральное?
Дед удивленно глянул на Саньку , потом на Машу.
-А что есть такая идея?
-Сань, ну вот чего ты опять!? – Машка набычилась, - ну вот зачем?
-Тааак! Ну-ка выкладывай  все! – дед строго посмотрел на Машку.
- Деда, да это все …. – она махнула рукой, -  выпил вот и фантазирует!
-А вот и нет! -  запальчиво ответил Санька, - ее один хмырь пригласил, ну из этой.. как ее.. приемной комиссии из театрального!  Он ей даже визитку дал!
-Правда что ль, аль врет ? – дед вопросительно глянул на Машку.
-Правда! – ответила Машка, - да это все…. В общем, фигня!
Дед усмехнулся и как-то задумался. Потом посмотрел на обоих .
-Знаешь, ты вот пока в рейсах была, я тут твои книжки  почитал. Так вот, вычитал я  там у одного  писателя, - он наморщил лоб, - Шекспир, кажется!? Так вот он там написал одну вещь интересную, - он опять задумался, - ну  точно или нет не скажу, ну как-то так … вся наша жизнь- театр, а люди в нем актеры… - вот так вот точно он подметил! Оно ведь, и правда, если разобраться! У каждого своя роль в этой жизни,  и главное-то сыграть ее так, чтоб и тебе  было хорошо и другим приятно посмотреть! Так что,  думайте сами, ваша это роль или нет!? Если душа спокойна и все хорошо, значит вы на верном пути, и  дай вам Бог , чтобы и дальше все так же было! – он выпил остатки  из рюмки и улыбнулся, - а я так думаю, что у вас все будет замечательно!
Машка, глянула на деда и  улыбнулась.
-Точно деда! Именно то, что надо! – и она обняв его чмокнула в щеку.

Прошло лет пять .
У Машки все сложилось хорошо.
Теперь у нее был свой дом, замечательный муж Санька и подрастала маленькая Аленка.
На дворе бушевало лето и Санька, который был в отпуске, вместе с Аленкой укатили к деду.
Машка тоже собиралась приехать к ним , но  ее попросили подменить заболевшую проводницу на один рейс. Она перезвонила Саньке и сказала , что задержится.
-Сань, ну безвыходное положение, вы там не скучайте, я через дней пять прикачу!
И так вышло, что именно в этот рейс Машку занесло  в тот город , откуда она когда-то уехала поступать в театральное. 
Стоянка поезда была пятнадцать минут.
Она выглянула в окно вагона и сердце ее вздрогнуло.
-Вот так вот! А я уже и забывать стала! Как-то и дороги-то сюда не было!
 Поезд остановился, и народ начал выходить на перрон подышать свежим воздухом и прикупить чего-нибудь.
Машка вышла тоже.
-Пойду лимонада куплю, -сказала она напарнице, - пассажиров вроде нет, я быстро! Тебе чего надо?
-Купи мороженое! – попросила та.
Машка кивнула головой и пошла к киоску.
Рядом с киоском сидели  местные тетки и продавали  кто пироги, кто блины, кто овощи.
Вкусно пахло пирогами.
Машка не удержалась и подошла к торговке.
-С чем пироги? – спросила она.
-Так хоть  с чем, и с картошкой и капустой и сладкие есть!
Что-то знакомое показалось Машке в этом кивке головы и голосе. Она пригляделась и  округлила глаза.
Перед ней сидела Натаха.
Она сильно раздобрела, как-то совсем оплыла и стала похожа внешне на свою мать, тетку Зою.
Нет, Машка, конечно, тоже изменилась особенно после появления Аленки, но  старалась держать себя в  нормальном теле, да и работа была такая, что не сильно то располнеешь.
-Натаха? – Машка смотрела на торговку.
Та вскинула голову и,  аж, подскочила с места.
-Машка! Ты!? А мы тебя потеряли!  - она  шагнула к Машке и обняла, прижав к своему пышному телу, - как ты? Где ты? Поди артиска, зазналась!? – народ на перроне начал оборачиваться.
-Наташ! Да не кричи ты так! – отстраняясь от ее объятий и улыбаясь,  остановила ее Машка, - я вон проводницей работаю, наш поезд на первом пути! Скоро оправление! Ты извини ,мне надо бежать!
-Как же так-то!? И поговорить не успели! – Наташа растерянно смотрела на уходящую Машку.
-Тете Зое привет передавай! – махая рукой  и возвращаясь к поезду, крикнула Машка, - скажи, что у меня все хорошо!
Через три минуты поезд  тронулся, и  Машка  увидела, как Наташка, так и стояла,  всматриваясь в окна вагона уходящего поезда.
-Вот тебе и роли, - тихо сказала она, - кому что!
-Маш, ты о чем? – спросила напарница.
-Да вот мороженого тебе не купила, у них его там нет! Зато вот, пирогов домашних набрала! Ешь! Поправляйся! – она протянула ей пакет. - Уж кому-кому, а тебе, точно, это не помешает! - Та была маленькая худенькая как тростинка.
Потом, вспоминая эту встречу, Машка как-то горько улыбалась.
-А ведь странно, но меня совсем не тянет в те места, хоть я там и выросла, -думала она, - наверное, там точно не мой театр!

Вот такая история получилась. Хорошая, или плохая судить только Вам.


Рецензии