Назовите одну причину

НАЗОВИТЕ ОДНУ ПРИЧИНУ

За девять лет я стер 3 пары джинсов. Хорошо, что корпорация не требует от среднеруких бухгалтеров протирать вместо них костюмы на офисных стульях... Вышло бы дороже. Средний карьерный рост от младшего счетовода до бухгалтера среднего звена, среднего размера мозоль на копчике, средней силы близорукость, средняя зарплата, рабочее место у среднего окна и огромная тоска и скука - пожалуй все мои приобретения за девять лет в корпорации. И если средние показатели я был не в силах и не хотел изменять, то боротся со скукой и тоской я научился к моменту покупки второй пары джинсов. Все вторые джинсы я раздевал мысленно всех, кто попадался мне на глаза. Мужчин и женщин, курьеров и начальство, секретарш, охранников, арабских уборщиц и даже однажды главу корпорации вместе с министром строительста и развития. До полного исчезновения развеивались тоска на общих  собраних, тренингах и обязательных корпоративных вечеринках... Вашему воображению я помогать не буду, лишь подскажу, что ряды кресел, заполненные голыми людьми, украшенные скущающими равнодушными лицами, или наоборот, безудержное, притворно-принудительное веселье обнаженных коллег выглядят смешнее и непредсказуемее, чем человек в шубе в самом центре  сауны на спа-курорте.
Когда на вторых джинсах оторвался задний карман и появилась протёртая дырка на штанине у самой ширинки, меня снова начали убивать тоска и скука. Покупая третью пару, я знал новый рецепт скукомора: с заврашнего дня встреченные мною на работе люди будут участвовать во  всех передачах "Франс Интерн", радиостанции постоянно вещающей на офис нашей  бухгалтерии.

На следующее утро, не успел я положить новые джинсы на старое кресло и прислушаться к новостям, как скука и тоска были побеждены. Я был заинтригован. Сначала пропала  аппетитная телом серетарша босса: "... По словам комиссара, последние поиски жандармов и солдат, мобилизованных в конце июня для обнаружения тела Катрин Жюбер, 34-летней серетарши из бухгалтерии, пропавшей в декабре прошлого года в Каньяк-ле-Мин, были сосредоточены вокруг кладбища городка."

Но уже к ланчу меня взволновало сообщение, что наша милая стажёрка Эдит Летонь, "увлекающаяся катанием на горных велосипедах, посещающая секцию спортивной стрельбы - предполагаемый автор двойного убийства, совершенного в Пуяструке 4 июля в Верхних Пиренеях. Коллеги по работе описывают её как «хорошего человека». Все в шоке.  25-летняя женщина, находящаяся в бегах с понедельника, вызывает страх у людей, которые общались с ней плечом к плечу в её спортивной и профессиональной среде."

За время пока я изнашивал третью пару пятьсот первых, мои коллеги и гости успели побывать премьер-министрами и президентами иностранных государств, включая враждебную Великобританию и непредсказуемую Россию, погибшими в авиакатастрофе, арестованными террористами, зачинщиками беспорядков в сердце столицы, обворованными американскими простофилями- туристами. Единственное, что не позволили мне мои моральные принципы - это унизить коллег постом Президента Франции.  Но ничто не вечно под луной. Ни джинсы, ни действие скукомора "Франс Интерн". Тоска и скука адаптировались к циру новостей.

К четвертой парe Ливай'с  решения, как победить эту офисную заразу, не прилагалось. И пока меня не осенило, я каждое утро  перед выходом на работу мысленно примерял петлю, электрический стул и гильотину.
 В четверг, на шестой день после покупки,  петля оборвалась, электричество замкнуло, и гильотину перекосило.  Когда я появился в царстве тоски, никого ещё не было. Сел в одиночестве у своего среднего окна, включил незаполненную таблицу и затаился голодным пауком ждать первую жертву. Первой жертвой оказался сосед по тоскливой судьбе с местом у окна. Я обратился к нему с просьбой: "Доброе утро! Назови мне, пожалуйста, одну причину по которой я".
Такой же, похожий во всём на меня, средней руки бухгалтер Мишель не отличался быстротой реакции и всегда был последним у кофейного автомата. Мне даже показалось, что после моей просьбы он замедлился больше обычного и у него появились шансы опоздать на кофейный перерыв совсем.
- По которой ты что? - дважды глубоко вздохнув выдавил ответ коллега.
- Да что считаешь нужным - то и добавь! Например, что я не должен или что я должен потому-то и потому-то... - надеясь, что он меня понял, я смотрел на него вопросительно задрав брови, - просто говори первое, что приходит тебе на ум!
Мишель вспомнил скучную сорру с женой за завтраком и ответил:
- Причина, по которой ты не должен жениться... - и он углубился в пространные спутанные противоречивые объяснения...

Пошло дело на лад! Пошло! Весь день коллеги, перебивая друг друга и споря, отвечали на мою просьбу и учили меня, выдавая версии одну за другой. В перерыв  у кофейного автомата даже образовалась небольшая очередь. К концу дня я был должен-не должен жениться, бросить курить, попробовать кубинские сигары, пересесть на велосипед, ни в коем случае не продавать квартиру, съездить в отпуск на острова, перейти с виски на текилу, поменять машину, не садится на мотоцикл, прекратить ходить всё время в джинсах, попросить повышения, не пробовать наркотики, сходить на интервью в соседнюю корпорацию, сменить олеколон, ничего не менять, занятся здоровьем, сесть на диету и успокоиться.
Уходя, я поблагодарил помощников и на сдачу распрощался  привычным "до встречи". Я торопился. До следующей встречи было много дел и ни одной причины для неё.

Какое счастье, что протираются джинсы! Если бы не покупка четвёртой пары, не было бы ни продажи квартиры,  ни тысячи новых встреч, обретений, разочарований, ни побед над собой на бесконечной дороге. Не было бы  этого пронизывающего шоссе  от закусочной в канадском  Квебеке  до баранины на гриле у "Дона Чуко" в Рио-Гальегос на самом юге Аргентины, ни поношенных четвёртых джинсов на холодном берегу океана,  и главное...
Главное, не было бы старенького мотоцикла "Norton".
Точь-в-точь как у Че Гевары.

________________
©Алан Пьер Мюллер.
Из сборника рассказов "Таксидермия"
Перевод А. Никаноров.


Рецензии