Над суетою земли поднявшись Гл. 4

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
               Часть вторая «Божественный Огонь, в мироздании сокрытый»
               Глава четвёртая «О Земле, о Душе и Благодати Небесной…»
  Всё-таки удивительный поэт! Кажется, он своё «шестое чувство» и читателю передаёт.
 Прежде, чем дальше к стихам «прикоснуться», вспомним ещё раз, что Святость                в произведениях его о  мироздании, что рядом с нами, сама собою «разумеется».
А ещё вспомним – пригодится после, что «язычество есть младенчество человечества,                а детство в жизни каждого из нас - это есть его естественное язычество. Так что мы все проходим «через древних богов» и знаем их по инстинкту». Можно соглашаться или нет                с В.В.Розановым, но в русской - и не только христианской поэзии образы культуры дохристианской встречаются нередко. Связано это зачастую с  восприятием природы – вспомнить хотя бы «ветреную Гебу» и «Зевесова орла» в знаменитой «Весенней грозе» Ф.И.Тютчева или отголоски философии Платона в ранних его произведениях - например, «Молчание», «Фонтан»...
Вспомнили мы об этом сейчас, конечно, прежде всего в связи с поэзией В.С.Соловьёва.
«Земля-владычица», к которой «склоняется» лирический герой, наверное, - тоже «отголосок» культуры дохристианской. И подобное обращение не единственное, конечно.
Вспомним хотя бы, как «доверчиво ищет  натёртые полынью сосцы Матери-Земли» лирический герой М.А.Волошина. А завершает всё благодарением Создателю за «горечь трав земных, за едкость соли». (См. также «Преддверие Пути Христианского»)
А что же «происходит» дальше с лирическим героем В.С.Соловьёва?
 Земля-владычица! К тебе чело склонил я,
И сквозь покров благоуханный твой
Родного сердца пламень ощутил я,
Услышал трепет жизни мировой.
В полуденных лучах такою негой жгучей
Сходила благодать сияющих небес,
И блеску тихому несли привет певучий
И вольная река, и многошумный лес.
И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
Земной души со светом неземным,
И от огня любви житейское страданье
Уносится, как мимолетный дым.
  Словно «разворачивается» здесь перед нами духовное становление человека – а, может быть, и человечества, подобно тому, как в произведении «Свет с Востока.
  Словно «поднимается» лирический по «лествице» духовной - от дающей силу Земли – Владычицы до «благодати сияющих небес». Думаю, незачем  долго объяснять, что Небо может быть, - вернее - может ощущаться как Благодать только, если знать Единого Всеблагого Бога – Творца Неба и земли, а не сомнительный в плане нравственной чистоты Олимп.
  Лирический герой, как мы уже сказали, отражающий человечество в развитии его, склоняется к Земле – Владычице,  становится причастным «жизни мировой», а после видит, ощущает сходящую на землю  «благодать сияющих небес». И становится он причастным благодати вместе с рекою и лесом – со всем мирозданием, Богом Единым сотворённым.
  И вот словно «апогей» познания, начинающийся с оксюморона  -  «явного таинства».
 Бытие Божие – Тайна Великая, но Присутствие Его в жизни людей очевидно, если человек не «ослеп» духовно по собственному неразумению.
«Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных <...> Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным...» - к этим слова Ф.М.Достоевского, вложенным в уста Старца Зосимы, мы уже обращались – и не раз. Воплотилась эта мысль у В.С.Соловьёва в «явном таинстве» - в «сочетанье земной души со светом неземным» - человека с Творцом.
И снова, как и приведённых ранее строках  В.С.Соловьёва и других упоминаемых здесь поэтов, подняться на «ступень познания» помогает родной русский пейзаж. 
И от огня любви житейское страданье
Уносится, как мимолетный дым.
 Любовь – Главная Добродетель Христианская, что никогда не перестанет. Любовь                к Творцу, вера в Промысел Его о людях помогает выстоять во всех испытаниях, одолеть все невзгоды земные. Они развеются, подобно «дыму мимолётному», а Любовь Божия, нераздельная связь с Миром Духовным пребудут вовеки!

 (Продолжение следует)


Рецензии