Старик и старуха

Я присел на лавочку в небольшом сквере посидеть отдохнуть после работы с утренним клиентом, почитать, есть время для этого, следующий клиент после обеда. Погода солнечная хотя глубокий октябрь. Я осмотрелся вокруг.
Дворники собирают опавшую листву, то там то здесь мелькая яркими жилеткам, о чем-то перекликаясь между собой, детвора бегает и визжит от счастья детского, парочка обнявшись, влюблено шепчутся не обращая ни на кого внимания, весь мир им принадлежит. Семья на самокатах катается. Люди наслаждаются осенью, последними солнечными днями.

Пригляделся, чуть поодаль сидит мужчина в киргизском головном уборе – калпаке, одет не так как одеваются  московские мужчины его возраста. За семьдесят где-то ему, борода седая, лицо в морщинах... Костюм мешковатый, давно не глаженный, но чистый. Какая-то медаль на лацкане. Рубашка в синию клетку и мягкие, легкие, кожаные сапоги. Он сидел сложив руки на бёдрах, смотрел на них и о чем-то думал. Я наблюдал за ним, он только  отвлекался на миг на шум детворы или проходящих мимо людей и снова смотрел на руки, думая о чем-то своём. Я решил познакомиться, посидеть с ним пообщаться если он захочет. Обычно находясь на чужбине, земляки быстро идут на контакт, люди преклонного возраста тем более.
Я подошёл поздоровался.
- Ассалам алейкум, байке!
- Валейкум ассалам!
- Я вам не помешаю? Можно с вами познакомиться?
- Садись дорогой, нет конечно! Садись земляк!
Присел я, разговаривая какими судьбами он сюда попал, я разглядел его получше.
Он был невысокого роста, с большими, сильными руками, когда он пожал мне руки, я почувствовал его силу. Ладони были жёсткие и вечные мозоли царапнул мою ладонь, весь его вил говорил, что человек привык к труду. Он был чистенький, даже на сапогах не было пылинки, калпак на голове сиял от белого войлока из которого он был сшит. Причём калпак ручной работы отороченный чёрным бархатом. Медаль была советская с красной звездой с серпом и молотом, надпись на ней гласила – Лучшему животноводу. Глаза чуть слезились, но молодо улыбались, а борода это действительно борода аксакала, почтенного и уважаемого, аккуратная, подстриженная. Некоторым молодым людям надо с таких аксакалов брать пример, как носить бороду и для чего её носить кстати тоже надо понимать.
По обычаю нужно пригласить почтенного человека на пиалку чая, здесь неподалёку благо есть чайхана. Он с удовольствием согласился на моё приглашение, он крякнул, встал и зашагал рядом чуть ссутулившись.

Мы сели за столик, я попросил разрешения угостить байке всем, что он выберет из меню. Он полистав меню, отложил его и предложил мне самому заказать. Я заказал бешбармак (национальное блюдо из мяса и лапши) на двоих и чайник зелёного чая. Байке улыбался по молодому, видны были его зубы причём отменные, не протезы. Его звали Абдыш. Постепенно он начал больше доверять мне и он рассказал свою историю, как он попал в Москву.

Абдыш байке, долго ругался и матерился, когда узнал, что его жена на старости лет засобиралась в Москву на заработки. Ходил по двору с камчой в руке, хлестал в сердцах колоду для рубки дров, кипу спрессованного сена, обидел верного пса крикнув на него, потом сел на своего скакуна, свистнул псу позвав его и поскакал в поле. Скакал долго, конь мог и больше выдержать, он у него брал призы на скачках, он ценил его очень, кормил скакуна отдельно от другой скотины, не позволял ему есть солому, а кормил комбикормами и клеверным сеном. Чистил его каждый день специальным скребком, а иссиня чёрную гриву и хвост всегда особо заплетал. Любил он это коня, очень любил. Скакун был статный и красивый. Темно коричневого окраса. Он никого в свою очередь не подпускал к себе кроме старика и маленького внука, который и выступал на скачках.
Многие предлагали ему денег, пытаясь купить, но Абдыш байке никому ни за какие деньги не хотел отдавать, даже люди депутата приезжали, предлагали крупные суммы денег и джип. Нет! Абдыш байке был непреклонен, всем отказал. Он хотел быть заводчиком, разводить породистых лошадей.

Доскакал до речки, разнуздал коня, пустил на прибрежную траву, верный пёс прилёг рядом, высунув язык, сам сел на камень и задумался.
Трёх дочерей вырастил, воспитал, выдал замуж. Дочери разъехались, своим хозяйством обзавелись. Остались они с супругой одни. Жили как и все, было что есть, что надеть, земля давала урожай, скотина кое какая была. Пенсия мизерная ещё приходила. Тянули как-то.
Но пришла беда... Муж младшей, единственный сын у матери, вырос без отца, зато трудолюбивый парень, хороший. Зарабатывал на грузовике своём, вот на нем и задавил пьяного человека. Выскочил на дорогу в пьяном угаре, не успел зять вывернуть и тормознуть тяжёлую машину. Человек выжил, но в больнице лежит, останется инвалидом. Зятю грозит срок. Муж старшей дочери бегал за него, просил родственников пьяницы, вроде договорился, поняли они, что погубят будущее молодой семьи если посадят, да и тот тоже пьяница сам виноват, но деньги попросили большие, эти то ладно, так ещё следователям надо дать... Деньги нужны просто огромные... Сёстры скинулись но этого не хватало, покрывали только малую часть.

Жена Абдыш байке не спала по ночам, вздыхала и плакала. Но решилась взять кредит под залог дома и земли. Чтобы рассчитаться нужны ежемесячные доходы, дочери не могут дети у всех мал мала меньше. Надо ехать в Москву расплачиваться. Так все поступают, едут куда-то на заработки посчитаться с долгами или кредитами. Что-то надо предпринимать, если ждать чего-то, то ничего не выйдет, посадят зятя, срок большой... Но боялась она крутого нрава мужа, боялась сказать об этом плане, а время идёт. Решилась, сказала… Абдыш байке просто промолчал. Старуха же взяла кредит под драконовский процент и улетела в Москву.

Байке сидел и улыбался мне, он был таким фактурным и великолепным с пиалкой горячего чая в руке. Медаль блестела золотой, красной и бирюзовой эмалью. Он так просто с улыбкой рассказывал о своих приключениях как будто рассказывал о ком-то, не о себе.
- Ты знаешь как это тяжело? Остаться одному? Один! Всю жизнь вместе! Что мы только не прошли на своём веку… а тут раз и один... Хожу по двору ничего не могу делать, всё из рук валится, ладно готовить, могу себя накормить, ладно стирка, стиралка старая есть. Помыться баня есть, а вот как жить без неё?! Всё время хочу крикнуть по привычке, - старуха, ты где?! Старуха ставь самовар! Старуха!
Нет моей старушки, уехала... Проснусь нет рядом, уеду до вечера в поле, поработаю, вечером вернусь, а очаг мой холодный...
Такая тоска меня взяла, не могу я жить без своей старухи… не могу!
Поехал я в город в банк, там мне подсказали сколько денег надо, чтобы закрыть кредит. Решил я, закрыть его... Решил и в Москву лететь за старухой. Заодно и на Красной площади побывать, всю жизнь мечтал. Вот и прилетел я. Нашёл я адрес по которому жила старуха, кыргызов много оказывается в Москве, прямо с аэропорта помогали добираться. До дома довели, в подъезд сам зашёл, квартиру нашёл, дверь открыли, приняли, старуха увидела меня так и замерла с открытым ртом. Я не стесняясь молодых, при всех обнял её и домой позвал.
- Хватит полы мыть московские, поехали мать домой!
- А как же кредит?! Он же большой!
- Закрыл я его...
- А деньги где взял?!
- Скакуна продал...

Абдыш байке сидел и улыбался, попивая чай.
- Вот послезавтра самолёт у нас, сегодня она расчёт получит. На площади главное побывал, Кремль посмотрел... Да, Москва она великая...
- А как же теперь ваша мечта разводить скакунов?
- Будет... всё будет... Жеребёнок остался от скакуна...


Рецензии