Авторское право на шахматную партию? Смешно!

Давайте поспорим!

В отличие от любителей я профессионал.
То есть профессионально много лет зарабатываю на шахматах себе на жизнь.
Точнее – на выживание.
Вот вам пример разницы между профессионалом и любителем в данном конкретном вопросе.
Цитата из Интернета:
«Сложность и особенность рассмотрения этих вопросов состоят в том, что шахматное произведение - это продукт творческой деятельности двух человек, каждый из которых - независимое юридическое лицо, с полным набором соответствующих прав, которые должны взаимно учитываться и соблюдаться. В этом смысле различные правовые коллизии взаимоотношений между автором, с одной стороны, и издателем, с другой стороны, в том числе связанные с распределением авторского вознаграждения, должны распространяться на двух участников шахматной партии. (Следует отметить, что в шахматной игре авторы взаимодействуют друг с другом в интерактивном режиме, т.е. могут реагировать на каждый ход в масштабе реального времени. В шахматной композиции этого интерактивного взаимодействия нет.) Внутри шахматной пары распределение авторского вознаграждения возможно, например, осуществлять в соответствии со сложившимися к настоящему времени нормами распределения призового фонда»
Конец цитаты.

Вчитайтесь в этот абсолютно не проработанный текст.
Удивительно не то, что он написан, а то, что его вообще читают!
Читатель знакомый с делом не понаслышке остановится именно на фразе «двух человек».
Потому что ничего глупее этой фразы в тексте найти невозможно.
Поясню.
Давным давно, когда я еще трудился в городе Архангельске, перед партией с Владимиром Николаевичем Щепёткиным мне мой юный друг и товарищ рассказал об удивительной идее размена слона с b5 на коня на c6 и после естественного  bc бодрое c4  с дальнейшим b3 превращает защиту чёрных с обесцененным белопольным слоном в ад. Случилось так, что в партии с будущим чемпионом города я применил этот безумно красивый план и оказался в дальнейшем единственным участником турнира, который обыграл маститого шахматиста в личной встрече.
Нет ничего смешнее, чем утверждение, что в шахматной партии играют двое!
В приведенном примере авторство с двумя должен по праву разделить и мой тренер.
Ведь именно его идея была взята мною на вооружение в данной конкретной партии.
Но его ли она на самом деле?
А автор комбинации «дурацкий мат» принимает участие в игре двух гроссмейстеров?
На мой непросвещённый взгляд бесспорно да!
И все встреченные ими партнеры и тренеры по жизни тоже.
В шахматах играющий опирается на «опыт» и изучение «произведений» несметного множества других авторов. И сама игра является результатом именно Игры чудовищного множества явно и неявно представленных сил.
Почти десять лет я зарабатывал на корочку хлеба и на стаканчик кефира в летнем шахматном клубе Киева в Шевченковском парке. Я брал с любого партнёра ровно две гривны за партию.
Таким образом любитель, принесший в парк двадцать гривен, имел возможность поиграть со мной десять партий и получить море удовольствия, ибо играю я,как мой друг Михаил Таль, легко, свободно, раскидисто и размашисто и жертвую в десяти партиях не менее шести ферзей и десятка качеств.
При этом у меня и в мыслях нет претендовать на какое-то мифическое «авторство» именно в самих партиях. Игра исключает и авторство и авторские права! Шахматная партия – продукт столкновения характеров, баз данных, опыта, счетных способностей но никак не «авторского замысла». Если бы шахматисты были именно «авторами» они бы не повторяли без конца чужие ходы на доске, ибо все возможные ходы на доске уже миллионы раз были сделаны и каждый конкретный ход не является и не может являться продуктом «авторского» «творчества».


Рецензии