Русь православная. Гл. 19 Ересь и борьба с ней

     Часть 4: Русь православная до Романовых. Патриаршество
     Глава 2: Ересь и борьба с ней

ХV век. Чем он знаменит, что происходило в тот период, какой след он оставил для потомков? Знаменитая Соловецкая обитель основана в этот период, много подвижников было в это время. ХV век запомнился ещё своим противостоянием – переломом в религии, то есть тем, что приводило к расколу. Старообрядчество и религиозное свободомыслие сошлись в борьбе за основные догматы православия. Каждый век что-то привносил для страны: процветание, подъём духа народа и веры; или разруху, опустошение, падение нравственности, своей самобытности и колебание основ веры.

Познакомимся поближе с людьми, которые жили в тот период, время правления князя Ивана Васильевича III,(1) когда мирская власть стала укрепляться.

В 1410 году родился будущий архиепископ Новгородский Геннадий, место рождение неизвестно. Геннадий был хорошо образован, обладал стойким характером и в истории страны сыграл немаловажную роль.

Духовная власть в государстве стала слабнуть, Иван Васильевич не нуждался в том, чтобы церковь опекала его, власть крепла, Ивану хотелось самостоятельно управлять государством. Ещё не представился случай предъявить своё превосходство над духовной властью. Вскоре Иван Васильевич столкнулся с митрополитом Герантием в 1478 году.

В монастырь игуменом поставлен
Нифонт, но монастырь был зависим,(2)
И от этого он недоволен:
«Покровительства вашего просим!

Под опеку свою нас возьмите,
Ведь удельный наш князь(3) вы, – писали. –
И за это вы нас не браните!»
И послание это послали.

Тот послание принял, решился
Обратиться к Геронтию с этим.
Тот уладить вопрос согласился,(4)
Но другое решение встретим.

Только старцы(5) того не хотели,
И к Ивану они обратились,
Убедить тогда князя сумели,
Интересы двух партий схлестнулись.(6)

Поддержал князь Иван Вассиана,
И с Геронтием вскоре столкнулся.
Засочилась духовная рана,
От решения князь отмахнулся.(7)

Не простил ослушания княже,
Новый повод нашёл, чтоб придраться,
Поступил он, конечно, негоже,(8)
Лишь осталось тому удивляться.

Шёл 1479 год, происходило освещение Успенской соборной церкви. Митрополит Геронтий ходил вокруг церкви против солнца; князь, по наущению, сказал, что ходить нужно «посолонь» (т.е. по солнцу). Возник спор и искание ответа по книгам книжниками. В этом споре князь призвал участвовать Геннадия, который славился учёностью. Геннадий вместе с Вассианом дал уклончивый ответ, чтобы не раздражать спорившие стороны. Через три года спор возобновился.

Князь упорствовал опять по данному вопросу; митрополит, рассердившись, уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе посох, забрав ризницу, желая оставить церковь без духовного правителя, ожидая приезда князя с покаянием. Большинство было за Геронтия, кроме Иоасафа (приемника Вассиана) и Геннадия. Князь вовремя остановился, понимая, что нельзя идти против церкви и послал сына, чтобы тот уговорил Геронтия вернуться, тот отказался. Князь был вынужден ехать за митрополитом, и разрешил ему совершать, как он считает нужным, крестные ходы.

С тех пор Геннадий оказался в немилости за отказ поддержать митрополита, был закован и посажен в ледник под палатою. По ходатайству Ивана был всё же выпущен из заточения. С 1485 года чудовский архимандрит Геннадий получил сан новгородского владыки. Здесь он столкнулся с тем, что начиналось в Москве – споры.

Как же петь «аллилуйя»(9) решали,
В Пскове споры порой доходили
До абсурда, и не понимали,
Что случится потом. И грозили,

И ругали друг друга, ругали,
Говорили, что «ересь» приходит.
«Троегубить», «сугубить»(10) решали,
Но ответа никто не находит.

Спор дошёл до Геннадия, дело
Он расследовать вскоре решился,
И его разрешил так умело…(11)
Результату потом изумился.

Только споры опять возникали,
И обрядность в то время смущала,
И сомнения(12) многих терзали,
Ересь в душах, увы, возникала.

Трое в Новгород быстро бежали:
Их за ересь из Пскова прогнали.
Только ересь свою продолжали,(13)
В этом устали вовсе не знали.

Возмутился народ, в Волхов трое
Были сброшены, семя осталось,
Проросло и развеялось вскоре,
Хоть гонениям и подвергалось.(14)

Иудей прибыл в Новгород,(15) снова
Были споры и толки, обратно
Мутит ересь, шатнулись основы – (16)
Только Схарии это приятно.

Пропаганда успешна, решился
Ещё двух пригласить,(17) помогали…
И от веры отцов отрешился:
Поп Максим, Алексий.(18) Но удрали…

Иудеи исчезли бесследно,
Лишь умы растревожить сумели,
Для народа учение вредно,(19)
Их сомнения вдруг одолели.

Архиепископ Геннадий начинает борьбу. Он отыскивает тех, кто хитростью втягивает народ в свои лжеучения. В результате, напав на след, приступил к обыску. К сожалению многие бежали в Москву, где ересь уже пустила корни. Трудно пришлось архиепископу, при самом князе еретики чувствовали себя неуязвимыми: невестка Ивана – Елена, их поддерживала.

После смерти Геронтия митрополитом стал Зосима. Геннадию стало ещё труднее, ему приходилось постоянно отбиваться от нападков на него, доказывать, что необходим Собор, чтобы осудить тех, кто расшатывает православие. Собор собрался, но Геннадия на него не пригласили. На Соборе предали проклятию, лишили духовного сана и осудили на заточение тех, кто нёс ересь и разлад в православие.

Геннадий написал пасхалию на семьдесят лет, продолжая борьбу, так как считал, что необходимо искоренять всё то, что вредит истинному православию. В дальнейшем он понял – еретик более начитан, потому и главенствует в спорах; поэтому потребовал, чтобы были училища для обучения, понимая, как необходимо распространять Святое Писание, собрал разные части Ветхого Завета.

Еретики недолго торжествовали, сам Иван Васильевич нанёс им удар. В 1499 году попали в опалу Патрикеевы и их партия. В 1502 году невестка Елена и её сын посажены в темницу, Василий объявлен приемником Ивана, опора еретиков рухнула.

В 1503 году состоялся Собор, где присутствовал уже и Геннадий, наряду с такими знаменитостями как: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Паисий и Ярославов игумен Троицкий, где решали вопрос и о духовной нравственности.

После многих мытарств и нападок Геннадий поселился в Чудовом монастыре, где и умер в декабре 1505 года. Его дело продолжил Иосиф Волоцкий, против которого выступил преподобный Нил Сорский. Споры продолжились и после их кончины.

_________________________________________
1 - Князь Иван Васильевич III – один из замечательнейших представителей Руси, князь Московского княжества, мудрый политик, Государь Всея Руси, так его называли, собиратель земли русской и т.д. (1440 – 1505 гг.)
2 - Нифонт, но монастырь был зависим… – в Кирилло-Белозёрский монастырь был поставлен Нифонт, но так как монастырь был зависим от ростовского архиепископа Вассиана, это не устраивало Нифонта и некоторых в монастыре.
3 - Ведь удельный наш князь… – игумен Нифонт и некоторые из братии монастыря обратились к князю верейскому Михаилу, который был их удельным князем, чтобы взял их под своё непосредственное ведение.
4 - Тот уладить вопрос согласился… – т.е. митрополит Геронтий, по просьбе князя Михаила, согласился на эту просьбу, выразив согласие в своей грамоте.
5 - Только старцы… – не все в монастыре поддержали Нифонта, обратились к Ивану за поддержкой, желая быть в ведении Вассиана.
6 - Интересы двух партий схлестнулись – т.е. в монастыре братия разделилась на тех, кто поддерживал Нифонта, и тех, кто был за Вассиана.
7 - От решения князь отмахнулся – поддержав Вассиана, Иван приказал князю Михаилу отдать грамоту митрополита, а за ослушание Геронтия, хотел собрать собор. Испугавшись, Михаил принял решение великого князя.
8 - Поступил он, конечно, негоже… – т.е. поступил нехорошо.
9 - Как же петь «аллилуйя»… – в Пскове спорили по поводу, как петь на всенощной: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже!» или «Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже!»
10 - «Троегубить», «сугубить»… – т.е. петь «аллилуйя» три или два раза. «Троегубящие» запрещали продавать на рынке «сугубящим», что это у них от латинян.
11 - И его разрешил так умело… – т.е. отправил на запад переводчика Герасимова, узнать, как там служат. В западной церкви было всё равно, что двоить, что троить «аллилуйя».
12 - И сомнения… – нужно ли постоянно читать молитвы, изнурять себя постом, есть мясо или воздерживаться, делать вклады в монастырь или нет, сомнения в правильности книг и т.д.
13 - Только ересь свою продолжали… – за ересь Псков прогнал троих зачинщиков: дьяка Никиту, мирянина Карпа и неизвестного. В Новгороде нашлись последователи.
14 - Хоть гонениям и подвергалось – еретиков умерщвляли, сажали в тюрьму, но разбегаясь, те разносили по стране ересь, их назвали – «стригольники».
15 - Иудей прибыл в Новгород… – иудей Схария, приехав в Новгород, проповедовал иудаизм, прикидываясь христианином.
16 - Мутит ересь, шатнулись основы… – т.е. своим последователям Схария советовал не выставляться, прикидываться православными (сочинение Иосифа Волоцкого, ХV век, книга «Просветитель»).
17 - Ещё двух пригласить… – Моисея Хапушу и Шмойла Скарявого.
18 - Поп Максим, Алексий – Схария совратил попа Дениса, Алексия, Максима и др. Многие позже заняли видные места в государстве.
19 - Для народа учение вредно… – Схария проповедовал отречение от Святой Троицы и пр. Возникли другие направления: маркианская (отвергающая Троицу), мессальянская, саддукейская (отвергающая будущую жизнь) и др.

Используемая иллюстрация: икона «Архиепископ Новгородский Геннадий»


Рецензии