По-зимнему серый день

   Под утро мне снились странные сны. Радужные шары медленно поднимались вверх, факел горел над постаментом из грубых камней — и все это в нашем дворе, среди тополей, под серым небом... Проснулась я от того, что кровать раскачивалась и кто-то кричал: «Землетрясение! Землетрясение!»
   Это была не шутка. Я стремительно оделась и через минуту оказалась во дворе. В том самом, который только что мне снился. Обычный махачкалинский двор, по-зимнему серый. В нем не было ни факела, ни шаров, зато толпилось множество людей. Весь дом высыпал на улицу. У кого-то куртка была надета поверх халата, кто-то стоял в тапочках...
  - Как тряхнуло, а?! - услышала я за спиной. Это была Зухра, живущая в соседнем подъезде.
  - Да, давно такого не было...
   Мы сели на лавочку (каким-то чудом там оказалось свободное место) и я принялась рассказывать Зухре мой сон, а она делала вид, что ей интересно.
   Между тем, толпа стала редеть. Небольшое землетрясение в Махачкале - не такая уж редкость; люди возвращались к своим повседневным делам... В какой-то момент я оглянулась и увидела, что рядом со мной — только Зухра. Около соседних подъездов еще виднелись люди, но и они уже расходились. На скамейке возле меня что-то блестело. Я присмотрелась... это был кубачинский браслет.
  - Твой? - спросила я Зухру.
  - Нет...
  - Надо поспрашивать, забыл кто-то.
  - Я сейчас поспрашиваю, - сказала она и скрылась в подъезде.
  Минут через пятнадцать Зухра вернулась.
  - Никто не терял, - сказала она. - Значит, твой. Носи.
  - Надо еще в соседних подъездах поспрашивать... - неуверенно сказала я.
  - Да может, это вообще кто-то не из нашего дома был. Тут и из соседних домов я многих видела...
   В итоге мы решили написать объявление о находке и повесить его на стену. Так и сделали.
   Было воскресное утро. Серое небо нависало над пятиэтажкой. Серый асфальт, темные стволы тополей...
  - Хоть бы снег пошел, а то все такое мрачное, - сказала я, протирая браслет (он был слегка испачкан).
  - Нормальная махачкалинская зима, - сказала Зухра. И добавила: - Я теперь боюсь домой заходить, вдруг еще один толчок.
  - Пойдем к морю, - предложила я.
   И мы пошли. Путь был неблизкий. Можно было сесть в маршрутку, но мы решили прогуляться. Мимо парка Ленинского комсомола, мимо вуза, где я когда-то училась, мимо двухэтажного ЦУМа — дальше, дальше... И вот мы уже стоим на Родопском бульваре. Дует ветер...
  - Смотри, море белое, как молоко! - сказала я, протягивая руку вперед... И тут на темный рукав моей куртки легли две снежинки.
***
   Мы с Зухрой сидели в кафе и пили капучино. Вокруг был полумрак, только на стенах горели свечки (на самом деле лампочки, их имитирующие). Было ощущение, что мы в пещере.
  - А может, дело в браслете? Может, он какими-то особыми свойствами обладает, - предположила я, отпивая из высокого стеклянного бокала. - Я пожелала снега, потерла браслет — и вот...
  - В сказки веришь, - улыбнулась Зухра. - Ну, давай проведем эксперимент. Пожелай кучу денег и потри браслет.
  - Я не хочу кучу денег, - сказала я.
  - Это не важно.
  - Подожди. Если он волшебный — он же, наверное, только три желания исполняет. Тут все надо хорошо обдумать.
  - Ну и чего тебе хочется?
   Вопрос был хороший. На самом деле мне уже долгое время хотелось только одного. Чтобы мой сослуживец Руслан наконец начал меня замечать. Я думала о нем день и ночь и видела его орлиный профиль буквально повсюду.
  - Ну так пожелай, чтоб он тоже в тебя влюбился, - сказала Зухра.
  - Нет, так не годится... Я не могу пожелать его, как... снег... Ведь он — человек, у него свобода выбора должна быть...
  - Ну так себе пожелай о нем забыть.
  - Нет, это тоже не годится, - сказала я.
  - Почему?
  - Ну... не знаю. Не годится и все.
   Я не могла это сформулировать словами, но мне казалось глубоко неправильным желать прекращения любви — или пусть даже обычной влюбленности, но такой прекрасной...
  - Ладно, - сказала Зухра, вставая, - мне по делам пора. Тетя просила зайти.
   Я пошла немного проводить подругу. Мы свернули на 26 бакинских комиссаров и шли, прижавшись к стене магазина (тротуаров практически не было). Над городом высились горы. Я остановилась и поглядела на них.
  - Хочу туда, - прошептала я. И потерла браслет.
   В ту же минуту зазвонил мобильник. Это был мой начальник (я в то время работала в газете).
  - Есть работа, - сказал он. - Сегодня воскресенье, но мы все оплатим. Нужно съездить в горы, там в селе открывается школа, нашего учредителя родственник там директором будет...
   Через полчаса я уже сидела в редакционной машине, направляющейся в сторону гор.

***
   В салоне пахло бензином. Я сидела на переднем сиденье, рядом с водителем Магой (тоже сотрудником нашей редакции). На заднем сиденье стояла большая клетчатая сумка.
   Мимо окон плыли то покрытые коричневатой травой склоны, то низкорослые дубки, то просто скалы... А потом мы въехали в Гимринский туннель.
   Сейчас он отремонтирован, облицован камнем, а в то время выглядел диким, полузаброшенным. Откуда-то капало, с потолка свешивались тусклые лампочки. Оказавшись в туннеле, я испытала странное чувство... Огромный темный туннель показался мне живым существом. Это было ощущение, которое трудно выразить словами. Сейчас, после ремонта, туннель выглядит совершенно иначе — больше не капает с потолка, гладкие стены и достойное освещение... но и живым он тоже больше не кажется. Почему? Откуда пришло это ощущение жизни в темноте? Что оно означало? Куда делось? Понятия не имею.
   Между тем, мы приближались к выезду из туннеля. Вдруг стало очевидно, что мир на другом конце — совсем не такой, как тот, из которого мы приехали. Я даже тихонько вскрикнула от неожиданности. Мы выехали из серого, но ясного, отчетливого мира, а въехали — в густой туман.
   Водитель сбавил скорость. Мы еле ползли по дороге.
   Когда добрались до школы, мероприятие уже шло полным ходом.
  - Опаздываете, - недовольно бросил директор (родственник нашего учредителя). Мы пропустили его речь. Но когда я попросила у него полный текст речи и пообещала, что мы полностью ее опубликуем, он заметно повеселел.
   После церемонии открытия нас пригласили выпить чаю. Директор жил в двухэтажном доме. Пока его жена накрывала на стол, к нам подсела дочка директора, смуглая девочка лет шести, и стала разглядывать мой браслет.
   Я рассеянно глядела на нее и размышляла. К чудесам вообще я относилась спокойно. Я всегда знала, что в мире периодически имеют место явления, необъяснимые с научной точки зрения. Возможно, браслет был одним из таких явлений. Хотя это не точно. Возможно, снег и поездка в горы — это просто совпадения. Но если нет — вероятно, у меня оставалось лишь одно неизрасходованное желание. Ведь из сказок мы знаем, что их обычно только три... А может, сказки — ложь, и браслет исполняет неограниченное количество просьб? Может, и так. Я глядела на девочку.
  - Хочешь браслет? - спросила я ее. - Он волшебный, исполняет желания. Нужно загадать и потереть.
   Девочка закивала годовой. Снимая с руки украшение, я вдруг подумала, что ведь мы повесили объявление, а значит, хозяева могут обнаружиться... Но почему-то ко мне вдруг пришла глубокая уверенность, что это полная чушь и никакие хозяева, конечно, не появятся.
  - Я загадаю снег, а то все серое, - сказала девочка.
  - Я уже сегодня загадывала, - сказала я.
  - Нет, не такой. А чтоб прямо хлопьями.
   Я кивнула.
  - Как тебя зовут? - спросила я.
  - Зарема, - ответила она.
   И тут нам принесли хинкал. Он был вкусный, но мне почему-то очень хотелось хурму. И я пожалела, что не загадала этот фрукт перед тем, как отдать браслет Зареме.

***
   Мы ехали обратно в Махачкалу уже в сумерках. Я по-прежнему сидела рядом с водителем (а на заднем сиденье по-прежнему была клетчатая сумка). Дубки сменялись скалами, а те — травянистыми склонами... И я вдруг начала рассказывать водителю про браслет.
   Он слушал молча, а потом сказал:
  - Ерунда все это.
  - А как же исполнение желаний?
  - Браслет тут ни при чем.
  - Думаешь, совпадения? Но ведь, Мага, как-то странно...
  - Я не думаю, что совпадения, - прервал меня Мага. - Я просто говорю, что дело не в браслете. Ты разве не знала, что когда человек влюблен (то есть, когда его чувство — не мрачное и гнетущее, а светлое и легкое, как твое), все его желания исполняются очень быстро?
  - А откуда ты знаешь, что я влюблена? - удивилась я.
  - А по тебе видно, - сказал он. Протянул руку назад, быстро достал что-то из большой клетчатой сумки и подал мне. - На, держи.
   Это была оранжевая, спелая хурма.
   И в этот момент за окнами хлопьями повалил снег. Водитель нецензурно выругался и сбросил скорость до минимума, потому что видимость упала почти до нуля. А я, как зачарованная, смотрела то на хурму, то в окно,
  - Слушай, - спросила я наконец у водителя, - а не бывает так, что у одного явления оказывается сразу несколько объяснений — и все они верные?
  - Сплошь и рядом, - ответила Мага. - Сплошь и рядом.


Рецензии