И создал Бог человека по образу и подобию своему

1.
Человечество гордилось двумя достижениями. Во-первых, был запущен термоядерный реактор, что избавило человечество от энергетического голода. Термоядерные станции работали высоко над Землей, где-то почти на орбите Луны, и снабжали Землю энергией. Сразу же стали доступны многие проекты, которые раньше не могли реализовать по причине недостаточной энергетической обеспеченности. Термоядерные станции исправно снабжали землян энергией. Все они были автоматические. Изредка прилетали ремонтники, чтобы сменить приборы, выработавшие ресурс, и удостовериться в нормальном функционировании остальных.
Во-вторых, человечеству удалось договориться, и сделать вычислительного Монстра, который тоже питался от термоядерного реактора. Земляне могли бы уже давно сделать его, но никак не могли договориться о дележе вычислительных мощностей. Каждое государство опасалось других, так как доступ к вычислительным ресурсам имел первостепенное значение для развития науки, технологии, промышленности. Но, наконец, эта причина была устранена. Монстр был создан и начал свое существование на орбите вокруг Земли. Он был связан с Землей миллиардами информационных каналов и мог решить любую задачу.
Мы, курсанты факультета Информационных Технологий Космической Академии весьма успешно использовали Монстра для выполнения своих заданий. Это входило в наши учебные программы. Поэтому к окончанию Академии, хорошо представляли его особенности и возможности. В дальнейшем мы должны были работать на Монстре наладчиками, программистами, администраторами.
После выпуска из Академии я с Иваном – моим другом и бессменным соседом по общежитию, получили назначение на станцию, обслуживающую Монстра. Она так и называлась: Станция Обслуживания Монстра (СОМ). Обслуживание, заключалось, главным образом, в тестировании оборудования с целью убедиться, что все в порядке. Иногда мы ставили новое программное обеспечение. Но это было редко. Монстр был создан по схеме саморазвивающегося организма, и все необходимые сервисные программы создавал сам. Новые программы носили узко специализированный характер, и создавались по заявкам не особенно популярных ведомств, главным образом Космической Разведки.
Потом Монстра снабдили новым функционалом, состоящим в том, что он мог самостоятельно имплантировать вычислительные блоки. Теперь он стал не только саморазвивающимся, но и самоконструируемым. Вначале Монстр составлял заявки на то или иное оборудование, оно доставлялось с Земли и встраивалось монтажниками. Потом, совместными усилиями землян, к Монстру была пристыкована станция-фабрика, которая под его управлением могла создавать требуемые блоки и встраивать в нужные места. Монстр стал полностью автономен. Земляне уже не могли помешать его развитию. Хотя цель развития была неизвестна, так как Монстр сам создавал необходимые блоки и их встраивал. Целые институты во всех развитых государствах пытались представить траекторию Монстра, но прийти к единому мнению не могли. Тем не менее, Монстр по-прежнему прекрасно справлялся со всеми задачами, посылаемыми ему с Земли.
Мы с Иваном уже несколько лет работали на СОМе, и за это время не произошло ни одного сбоя в работе Монстра. Он исправно и оперативно обслуживал запросы. Поэтому земные наука, технологии, промышленность развивались вполне динамично. На Земле наступил золотой век Цифры. Все уверовали в Цифру, все подчинились ей, не возникало никаких сомнений, что Цифра все знает. Цифра стала новым Божеством.
Почти для каждого человека существовал созданный Монстром Цифровой Двойник, который содержал полную и подробнейшую информацию о генотипе человека. На основании Цифровых Двойников предсказывалось всё: болезни, могущие быть у человека, как их лечить, какие врожденные склонности имеются, какие учебные программы эффективнее всего осваивать. Все было заранее предопределено, никакие отклонения не допускались. Монстр всегда выдавал самый оптимальный жизненный путь. Никто не спорил с ним, это считалось предопределением, Судьбой!

2.

В маленькой деревушке на юге Франции у пожилой пары родилась девочка. Родители были безмерно рады, так как не ожидали такого подарка судьбы. Девочку назвали Лютицией. Когда ее понесли в мэрию регистрировать и одновременно запросить Цифровой Двойник, в котором должна быть предсказана судьба Лютиции, то произошел казус. В части образования и профессии, Монстр выдал странный, противоречивый ответ. В области способностей: гениальные способности к математике. В области предназначения: представляет опасность для человечества. Счастье родителей от этого не уменьшилось. Они не особенно разбирались в хитросплетениях Цифры, сочли ответ Монстра сбоем программы, и счастливые отнесли девочку домой. 
Лютиция первый три года была обычным ребенком: веселым, подвижным, шаловливым. В три года она научилась играть в шахматы, глядя, как ее отец играет с соседом. Через неделю она их обыграла. Еще через неделю обыграла, не глядя на доску. Первое предсказание Монстра сбывалось. Ее отвели в школу, которую она закончила в два раза быстрее обычного. Потом был колледж, программу которого она освоила за два года. В качестве выпускной работы она решила задачу, за которую Американское Математическое Общество присудило ей премию. Размер премии скрыли от общественности, чтобы не травмировать остальных математиков.
Лютицию пригласили в Оксфорд в Институт Перспективных исследований, который занимался поиском внеземных цивилизаций. Тематика была перспективной после того, как Монстр совершенно безошибочно указал несколько планет, на которых была обнаружена жизнь. На планеты были отправлены экспедиции, чтобы образовать там земные колонии.
Лютиция с интересом занималась институтской тематикой, создала несколько программ для Монстра, которые позволили значительно уточнить траекторий космических кораблей. Проблема заключалась в том, что в длительном космическом полете корабль подвергался воздействию нескольких заранее не определенных факторов. Лютиция интуитивно понимала, что такое неопределенность, и учитывала ее. Это было уникальное качество, которым помимо нее никто не обладал. Полученные результаты позволили экономить время экспедиций и устранить излишние риски.
На Земле уже давно была исключена всякая неопределенность. Великая Цифра ее просто не допускала. Все было детерминировано, предопределено. Слово Судьба уже не несло той неоднозначности, которую имело прежде. Когда-то человек мог выступить против Судьбы, и даже изменить ее. Конечно, для этого требовались большие душевные усилия, но это было возможно. В эпоху Большой Цифры всякое противодействие Судьбе не имело смысла. Монстр знал все, и эти знания имплантировал в мозги землян.
Случайно Лютиция увидела в своем Цифровом Двойнике, что она представляет опасность для человечества. Это ее удивило, так как она ощущала в себе большой потенциал быть полезной. Но Монстр выдал свой вердикт, а он никогда не ошибался. Лютиция начала разбираться в своих представлениях, чтобы понять, какую опасность она представляет для землян. Докапываясь до истины, обнаружила, что она единственная, кто допускает неопределенность, как естественное природное и, более того, объективное явление. Все остальные и помыслить об этом не могли, так как это разрушало базис Большой Цифры.

3.
Работая с Монстром несколько лет, мы с Иваном, хорошо знали его устройство, программное обеспечение. Понимали все нюансы конструкции и ее возможности. Никогда не возникало сомнения, что если Монстр выдавал решение, то оно может быть неверным. Иногда, когда информации не хватало, он запрашивал необходимые данные. Но, чтобы получить неверный ответ – никогда. Железная Логика, и еще раз логика! Умопомрачительные по своей сложности умозаключения, которые Монстр строил, не шли ни в какое сравнение с common sense людей. От сложных умозаключений люди давно отучились, полностью доверяя Монстру. И Монстр повелевал, диктовал, требовал. Земляне видели в нем образованного монарха и подчинялись, признавая правоту во всем.
Но однажды произошло непредвиденное. Решая задачу с большим числом входных параметров, все вычислительные мощности Монстра внезапно явственно разделились на две части, Монстр начал решать задачу двумя разными путями. В обычной ситуации он выдал бы запрос на дополнительную информацию. Здесь же он априорно допустил неопределенность входных данных, и пытался разрешить ее, рассматривая различные варианты. Это был парадокс, Монстр не мог этого делать, его конструкция не допускала недетерминизма. Поэтому разрешение неопределенности не было частью его функционала.
Дальше – больше! Все вычислительные ресурсы начали делиться. Теперь это был не один Монстр, решающий одну задачу, а много Монстров, которые решали одну задачу, но при разных дополнительных параметрах. Их ему никто не задавал, он их выдумал. Получалось, что Монстр фантазировал, что в принципе не было заложено в его конструкцию. Он был создан на совершенно иных законах. Следовательно, в программах был сбой, или из строя вышел какой-либо блок. Проверили и перепроверили все досконально. Неисправностей оборудования и ошибок в программном обеспечении не нашли.
Вскоре начались совершенно не предсказуемые вещи. Все вычислительные мощности Монстра вдруг стали делиться и образовали несколько крупных кластеров. Каждый управлялся своей программой. Кластеры вначале взаимодействовали, передавая друг другу задачи для расчета. Потом некоторые кластеры стали поглощать другие, укрупняясь. И как следствие, сильнее, так как обладали большими вычислительными ресурсами. Достигнув некоторого предельного состоянии, большие кластеры делились, превращаясь в несколько более мелких. И этот процесс поглощения и деления проходил на наших глазах.
При этом вычислительные мощности Монстра оставались по-прежнему высокими. Он также исправно решал задачи, присланные с земли. Их не становилось меньше. Монстр, как и прежде, развивался и совершенствовал свои программы. Но теперь вместо одного, монолитного вычислителя была представлена целая распределенная система вычислителей. Каждому соответствовал свой кластер. И Монстр уже развивался не целиком, а кластерами. Один кластер мог развиваться в то время, как его соседи застывали в развитии.
Потом обратили внимание, что некоторые кластеры вдруг прекращали общаться со своими соседями. Спустя некоторое время общение возобновлялось. Или происходило поглощение одного кластера другим. Писались научные трактаты о том, что все это значит. Но никто не мог познать Истину. И была ли эта Истина вообще, нельзя было утверждать с определенностью.

4.

После того, как Лютиция поняла, чем она отличается от землян, она начала анализировать, чем хорош и чем плох культ Большой Цифры. Ее природа бунтарки, которая была следствием ее представлений о мире, не могла допустить детерминизма ее Судьбы, предсказанной Монстром. Она не просто верила, она знала, что детерминизм Судьбы имеет своим следствием тупость, оглупление, примитивизм человека.
Пришла в голову мысль провести эксперимент с Монстром, имплантировав в него идею недетерминизма, непредсказуемости. Некое подобие вируса, который перестроит основные принципы конструкции Монстра. Идея была реализована, и с одной из институтских задач Монстр получил вирус неопределенности. И последствия этого заражения мы с Иваном констатировали, наблюдая за Монстром. Хотя так и не поняли его природы.
В результате Большая Цифра потерпела поражение. В этом и был смысл предсказания Монстра. Лютиция изменила человечество.
А что потом? Для любителей happy and скажу, что Лютиция вышла замуж за Ивана. У них родились два мальчика, самых обычных мальчишки. И Монстр уже не смог предсказать их судьбы. 



Рецензии